Программно-методическое обоснование — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Программно-методическое обоснование

2020-04-01 131
Программно-методическое обоснование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в городе Уфе. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и к традициям башкирского народа.

Исследование доказало приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, я ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев).

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Из выше изложенного, мной были выдвинуты следующие задачи:

. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции своего народа сформировать основы культуры.

. Развить творческие способности в различных видах деятельности.

. Формировать у дошкольников отношение к фактам, событиям жизни, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности путём создания развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.


Основная часть

 

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;

обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.

Основные принципы работы:

·   все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;

·   для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;

·   познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;

·   большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

·   все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

·   познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу - действую»;

·   познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;

·   огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми я построила в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Башкиры", "Башкирский фольклор", "Народные праздники", "Башкирские игры" и др.).

Методы и приемы:

Наглядные - рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.

Практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Исследовательские - прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом. национальный народный традиция культурный

Игровые - дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Формы работы:

• беседы;

• экскурсии по историческим местам и памятникам города;

• показ спектаклей и сказок;

• продуктивная деятельность детей;

• праздничные мероприятия;

• выставки творческих работ детей и родителей.

Башкирская народная игра

 

Хорошо известно, что среди видов деятельности и имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра.Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. (Приложение №1) При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слов, но и все деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). (Приложение №2)

Играя с детьми, любимыми в народе праздниками можно воздействовать на эмоциональную сферу у детей и оставить в памяти глубокий след. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, цикличности народного календаря из года в год повторяющимися праздниками и событиями. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Но мне кажется, что особенность башкирских игр, а может быть любимых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Для того чтобы дети запомнили элементы народных орнаментов и умели их различать, я предлагаю им выполнить соответствующие рисунки, познакомится с бытом и жизнью башкирского народа, поиграть игры: домино «Башкирские узоры», дидактическая игра «Собери и назови театр», дидактическая игра «Выложи узор», словесная дидактическая игра «Отгадай праздник», дидактическая игра «Башкирское лото».

Эти типы игр развивают интеллект ребёнка. (Так, выполнение игровых правил предполагает знание элементов орнамента, умение определять, к какому народу он относится.) В играх хорошо очерчены отдельные циклы, дети наглядно видят результат своих действий. Каждому игроку понятно, кто и почему выиграл.

Башкирские народные игры, импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, они связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральности.

Башкирские народные игры делятся на детские и взрослые; сюжетные с наличием персонажей и ролей («Ведьма», «Прячу платочек» и др.) и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания («Расщепляющая стрела», «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки"» и др.).

Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра тетеревов», «Игра кукушек». Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки (йyгереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др.

Игры куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп по своему содержанию похожи со жмурками, прятками, горелками, палкой-кидалкой, чижиком, лаптой и др.

Снаряжением для игр служат войлочный мяч, деревянный шар, кости, деревянная булава, лук, стрелы и др.

Башкирские народные игры являются неотъемлемой частью праздников календарных (карга - туй <http://www.bashedu.ru/encikl/kkk/karagatui.htm>, сабантуй <http://www.bashedu.ru/encikl/s/sabantuy.htm> и др.) и обрядов.

Башкирские праздники

 

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.


Мини - музей истории вещей

 

Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, где выставлены предметы быта наших предков, литература, костюмы. Они знакомят ребят с особенностями разных культур нашей многонациональной страны, с её историей.

В нашей группе я создала башкирский национальный мини - музей. При создании мини - музея соблюдались определённые условия.

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

. Интегративность знаний.

. Диалогичность.

. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

В этом мини-музее экспонаты подбирались с учётом ряда принципов:

1. Каждый предмет знакомит дошкольников с историей народа.

2. Предметы различны по назначению и использованию.

.   Каждый из предметов должна быть оригинальной, привлекательной, красивой.

Все предметы мини-музея, прежде всего, выполняют информативную функцию. Больше всего дошкольников привлекает возможность поиграть со старинными образцами. А также ребята отгадывают загадки об этих предметах, сочиняют сказки, легенды, разглядывают художественный материал. Освоится в мини-музее, помогает и народная музыка, потешки, поговорки, стихи башкирских поэтов и сказки.

Мною подобран материал о родном городе и крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Мини-музей моей группы составляют следующие атрибуты быта:

·   Деревянный бочонок для меда;

·   Муляжи национальной выпечки;

·   Самовар;

·   Сувенирный медведь;

·   Тканые полотенца;

·   Утварь;

·   Юрта;

·   Башкирский джигит на лошади;

·   Плоскостной театр «Сабантуй», «Семья»;

·   Башкирские национальные костюмы;

·   Вёдра с коромыслами;

·   Тюбетейка;

·   Четки.

Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом может проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской). Мною созданы картотеки:

ü Башкирские музыкальные инструменты;

ü Башкирские народные песни;

ü Башкирские национальные праздники;

ü Башкирские пословицы и поговорки;

ü Башкирская национальная кухня;

ü Башкирские народные игры;

ü Устное народное творчество;

ü Города Башкортостана;

ü Животный и растительный мир;

ü Музеи РБ;

ü Театры города Уфы;

ü Государственная символика РБ.

Также оформлены альбомы:

Ø Фотоальбом «Йолалар»;

· Читаем вместе;

·   Акмулла - просветитель и мыслитель 19 века;

· Мустай Карим ….ушел, оставив целый мир;

·   Художники РБ и их картины;

· Национальная одежда;

·   Уфа - мой город;

·   Деревообработка;

·   Кожобработка;

·   Орнамент;

·   Национальная одежда;

·   Национальная кухня;

·   Пестрая страничка - вырезки из газет.

Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края, взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.

Подобраны коллекции:

§ Башкирский заповедник;

§ Животный мир;

§ Ландшафты Башкортостана. Реки и озера;

§ Ландшафты Башкортостана. Горы и предгорье;

§ Памятники мусульманского зодчества Башкортостана;

§ Пещера Шульган - Таш;

§ 12 чудес Башкортостана.

В мини-музее отведено место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.

Представлены и созданы методические пособия и материалы:

·   Декоративно - прикладное искусство башкир;

·   Живопись 1 часть;

·   Живопись 2 часть;

·   Живопись 3 часть;

·   ИЗО «Салават Юлаев»;

·   З. А. Загитова «Человек - творец культуры»;

·   Художники РБ;

·   Картины башкирских художников;

·   Скульптура;

·   Картины детей.

Изготовлены:

o Трафареты;

o Образцы орнаментов;

o Шаблоны башкирской утвари;

o Шаблоны башкирской национальной одежды.

Работа с родителями

 

Работа в мини-музее эффективна, когда активно привлечены к ней родители. Экскурсии, совместные праздники и викторины, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринужденно. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствуют стимулированию познавательной активности детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше.

Консультации:

Ø Башкирские национальные праздники;

Ø Музеи РБ;

Ø Театры города Уфы;

Ø Башкирские народные игры.

Совместные праздники:

·   Сабантуй;

·   Воронья каша;

·   Кар хыу;

·   Кукушкин чай.

Анкетирования:

Ø Генеалогическое древо.

Ø Народные и родовые традиции

Открытые просмотры:

v Мой город Уфа;

v Что мы знаем о гербе и флаге;

v Башкортостан - край мой родной.

Экскурсии и выезды:

§ Театр им. М. Гафури;

§ Музей Великой Отечественной Войны;

§ Парк Якутова;

§ Парк Аксакова.

Совместный сбор экспонатов музея:

ü Четки;

ü Тюбетейка;

ü Башкирские матрешки;

ü Куклы в национальной одежде;

ü Утварь;

ü Национальные костюмы;

ü Коромысло с вёдрами.


Заключение

 

. Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил мне определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

. Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

. Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях башкирского народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельностной, гуманистической направленности личности ребенка.

. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".


Литература

1. Рыжкова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений - Москва, 2003г.

. Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду - Москва, 2008г.

. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.

. Под ред. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, 2003г.

. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.

. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет - Москва, 2002г.

. Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.

. Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.

. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика - Москва, 2004г.

Актуальность

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в городе Уфе. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и к традициям башкирского народа.

Исследование доказало приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, я ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев).

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Из выше изложенного, мной были выдвинуты следующие задачи:

. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции своего народа сформировать основы культуры.

. Развить творческие способности в различных видах деятельности.

. Формировать у дошкольников отношение к фактам, событиям жизни, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности путём создания развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.


Основная часть

 

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;

обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.

Основные принципы работы:

·   все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;

·   для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;

·   познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;

·   большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

·   все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

·   познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу - действую»;

·   познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;

·   огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми я построила в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Башкиры", "Башкирский фольклор", "Народные праздники", "Башкирские игры" и др.).

Методы и приемы:

Наглядные - рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.

Практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Исследовательские - прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом. национальный народный традиция культурный

Игровые - дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Формы работы:

• беседы;

• экскурсии по историческим местам и памятникам города;

• показ спектаклей и сказок;

• продуктивная деятельность детей;

• праздничные мероприятия;

• выставки творческих работ детей и родителей.

Программно-методическое обоснование

В своей работе по данному направлению я изучила и проанализировала следующие программы:

·   Ф.Г.Азнабаевой, З.Г.Нафиковой «Искра», из этой программы я использую различные упражнения на правильное произношение башкирских букв и слов;

·   методическое пособие Р.Х.Гасановой «Я родину свою хочу познать», из этого пособия я использую занятия включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, разговоры, игры, изобразительную деятельность, развлечения и др.;

·   методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений Р.Х.Гасановой, Т.Б.Кузмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», из этих методических рекомендаций я использую детальные разработки занятии.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.