Связь национальных традиций с другими видами деятельности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Связь национальных традиций с другими видами деятельности

2020-04-01 152
Связь национальных традиций с другими видами деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для формирования традиций очень важно давать детям начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности в моей группе реализуются путём ознакомления детей с шедеврами художественной культуры, поэзии, музыки и пения.

Моя задача - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Также большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) т. д.

На речевых занятиях читаем башкирские сказки, легенды, стихи, пословицы и поговорки. Знакомимся с театрами, музеями, городами нашей республики.

На музыкальных занятиях разучиваем башкирские песни и танцы.

На физкультурных занятиях играем башкирские подвижные игры.

На занятиях изобразительного искусства знакомимся с башкирскими художниками, рассматриваем их картины. Рисуем быт и культуру башкирского народа.


Основные направления работы по ознакомлению детей с народными традициями

Башкирская народная игра

 

Хорошо известно, что среди видов деятельности и имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра.Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. (Приложение №1) При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слов, но и все деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). (Приложение №2)

Играя с детьми, любимыми в народе праздниками можно воздействовать на эмоциональную сферу у детей и оставить в памяти глубокий след. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, цикличности народного календаря из года в год повторяющимися праздниками и событиями. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Но мне кажется, что особенность башкирских игр, а может быть любимых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Для того чтобы дети запомнили элементы народных орнаментов и умели их различать, я предлагаю им выполнить соответствующие рисунки, познакомится с бытом и жизнью башкирского народа, поиграть игры: домино «Башкирские узоры», дидактическая игра «Собери и назови театр», дидактическая игра «Выложи узор», словесная дидактическая игра «Отгадай праздник», дидактическая игра «Башкирское лото».

Эти типы игр развивают интеллект ребёнка. (Так, выполнение игровых правил предполагает знание элементов орнамента, умение определять, к какому народу он относится.) В играх хорошо очерчены отдельные циклы, дети наглядно видят результат своих действий. Каждому игроку понятно, кто и почему выиграл.

Башкирские народные игры, импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, они связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральности.

Башкирские народные игры делятся на детские и взрослые; сюжетные с наличием персонажей и ролей («Ведьма», «Прячу платочек» и др.) и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания («Расщепляющая стрела», «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки"» и др.).

Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра тетеревов», «Игра кукушек». Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки (йyгереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др.

Игры куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп по своему содержанию похожи со жмурками, прятками, горелками, палкой-кидалкой, чижиком, лаптой и др.

Снаряжением для игр служат войлочный мяч, деревянный шар, кости, деревянная булава, лук, стрелы и др.

Башкирские народные игры являются неотъемлемой частью праздников календарных (карга - туй <http://www.bashedu.ru/encikl/kkk/karagatui.htm>, сабантуй <http://www.bashedu.ru/encikl/s/sabantuy.htm> и др.) и обрядов.

Башкирские праздники

 

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.


Мини - музей истории вещей

 

Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, где выставлены предметы быта наших предков, литература, костюмы. Они знакомят ребят с особенностями разных культур нашей многонациональной страны, с её историей.

В нашей группе я создала башкирский национальный мини - музей. При создании мини - музея соблюдались определённые условия.

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

. Интегративность знаний.

. Диалогичность.

. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

В этом мини-музее экспонаты подбирались с учётом ряда принципов:

1. Каждый предмет знакомит дошкольников с историей народа.

2. Предметы различны по назначению и использованию.

.   Каждый из предметов должна быть оригинальной, привлекательной, красивой.

Все предметы мини-музея, прежде всего, выполняют информативную функцию. Больше всего дошкольников привлекает возможность поиграть со старинными образцами. А также ребята отгадывают загадки об этих предметах, сочиняют сказки, легенды, разглядывают художественный материал. Освоится в мини-музее, помогает и народная музыка, потешки, поговорки, стихи башкирских поэтов и сказки.

Мною подобран материал о родном городе и крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Мини-музей моей группы составляют следующие атрибуты быта:

·   Деревянный бочонок для меда;

·   Муляжи национальной выпечки;

·   Самовар;

·   Сувенирный медведь;

·   Тканые полотенца;

·   Утварь;

·   Юрта;

·   Башкирский джигит на лошади;

·   Плоскостной театр «Сабантуй», «Семья»;

·   Башкирские национальные костюмы;

·   Вёдра с коромыслами;

·   Тюбетейка;

·   Четки.

Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом может проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской). Мною созданы картотеки:

ü Башкирские музыкальные инструменты;

ü Башкирские народные песни;

ü Башкирские национальные праздники;

ü Башкирские пословицы и поговорки;

ü Башкирская национальная кухня;

ü Башкирские народные игры;

ü Устное народное творчество;

ü Города Башкортостана;

ü Животный и растительный мир;

ü Музеи РБ;

ü Театры города Уфы;

ü Государственная символика РБ.

Также оформлены альбомы:

Ø Фотоальбом «Йолалар»;

· Читаем вместе;

·   Акмулла - просветитель и мыслитель 19 века;

· Мустай Карим ….ушел, оставив целый мир;

·   Художники РБ и их картины;

· Национальная одежда;

·   Уфа - мой город;

·   Деревообработка;

·   Кожобработка;

·   Орнамент;

·   Национальная одежда;

·   Национальная кухня;

·   Пестрая страничка - вырезки из газет.

Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края, взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.

Подобраны коллекции:

§ Башкирский заповедник;

§ Животный мир;

§ Ландшафты Башкортостана. Реки и озера;

§ Ландшафты Башкортостана. Горы и предгорье;

§ Памятники мусульманского зодчества Башкортостана;

§ Пещера Шульган - Таш;

§ 12 чудес Башкортостана.

В мини-музее отведено место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.

Представлены и созданы методические пособия и материалы:

·   Декоративно - прикладное искусство башкир;

·   Живопись 1 часть;

·   Живопись 2 часть;

·   Живопись 3 часть;

·   ИЗО «Салават Юлаев»;

·   З. А. Загитова «Человек - творец культуры»;

·   Художники РБ;

·   Картины башкирских художников;

·   Скульптура;

·   Картины детей.

Изготовлены:

o Трафареты;

o Образцы орнаментов;

o Шаблоны башкирской утвари;

o Шаблоны башкирской национальной одежды.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.