Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-04-01 | 212 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Подростковый возраст в своих проявлениях не однороден и имеет определенные этапы. Так, некоторые психологи (например, Шерлота Блэр) видят в подростковом возрасте две фазы - негативную и положительную. Возраст негативной фазы у девочек приходится примерно на 11-13 лет, а у мальчиков - на 14-16. Негативная фаза характеризуется чувством тревоги, озабоченности, раздражительностью, диспропорцией в психическом и физическом развитии, агрессивностью и т.д. Это период внутреннего метания, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии и сниженной работоспособности. Положительная фаза наступает постепенно. Ее проявление можно увидеть в чувстве единства с природой, в умении по-новому воспринимать искусство. Появляется новый мир ценностей, потребность в интимно- личностном общении, любви, мечтах (Кондратьев М.Ю., 1997).
В психологии существует деление на младший и старший подростковый возраст. Они имеют определенные различия. Так для младшего подростка новообразованиям является способность к идентификации, для старшего - чувство самостоятельности и первая любовь [11].
Изменения в самосознании составляют основные новообразования в психике подростка, который начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения в структуре личности подростка предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Происходит переориентация с норм и ценностей детского мира во взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль в овладении ребенком позицией взрослого (Крыжановская Л.М., 2002).
Подросток не сразу осознает изменения в своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым. При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы подросток был однозначно уверен в своей взрослости. Он осознает, что не совсем еще взрослый, у него есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживаний (Обухова Л.Ф., 2000).
|
Чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении подростков. Взрослость субъективно связывается подростком не так с подражанием, как с вхождением в мир взрослых (Д.И. Фельдштейн). Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужество, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позицией.
Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для подростка особую значимость. Там он может в полной мере чувствовать себя взрослым - самостоятельным и независимым (Фельдштейн Д.И., 1996).
Подросток осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению (Н.И. Гуткина). Поэтому ведущая функция самосознания подростка cоциально-регуляторная (Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М., 2005).
|
Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом.
Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценки поведения и деятельности ученика. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышены. Такие подростки склонны к aфектов - эмоциональных взрывов, в частности, когда учитель ставит ему оценки, ниже ожидаемых. Время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. При психологически неправильном оценке учителем деятельности подростков в последних возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценок. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельности (Раттер М., 1999).
Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека - сначала внешние, а затем внутренние.
Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе ровесников, то боится выглядеть "на высоте", у него возникает робость, неуверенность.
Для подросткового возраста свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой воли (Шаповаленко И.В., 2005).
Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей.
|
Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:
Подросток начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений;
Центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым;
Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение;
Ведущая функция самосознания подростка - социально-регуляторная;
Для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания.
Социальная ситуация развития личности подростка отмечается противоречивостью и неравномерностью перехода от детства к взрослости.
Главный фактор развития личности подростка - рост социальной активности. Подросток начинает искать другие сферы деятельности, кроме обучения: кружковые занятия, спортивные секции, дружеские компании. Социальная активность подростков направлена прежде всего на принятие и усвоение норм, ценностей и способов поведения, характерных для мира взрослых и отношений между ними.
Среди условий современной жизни выделяются следующие, которые способствуют становлению взрослости подростков (акселерация физического и полового созревания, интенсивное общение со сверстниками, более ранняя самостоятельность из-за занятости родителей, огромный поток разнообразной по содержанию информации и т.п.), и такие, которые тормозят этот процесс (занятость только Учение при отсутствии других серьезных обязанностей, стремление многих родителей чрезмерно заботиться о детях, материальная зависимость от взрослых и т.д.).
Своеобразное сочетание этих условий в жизни конкретного подростка обусловливает особенности его перехода к взрослости. Так, в 7-м классе есть ученики, которые выглядят по-детски, а другие - почти по-взрослому. В поведении подростка наблюдается сочетание детских черт с проявлениями взрослости. К последним относится серьезное отношение к учебе, интерес к моде, к общению с ровесниками, помощь на дому родителям или отказ от нее (Психология подростка / Под ред. члена корреспондента РАО А.А. Реана, 2003).
Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в строении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием. Изменения, происходящие в этом возрасте, имеют прямое отношение к двигательной деятельности подростка.
Многочисленные качественные и количественные изменения в организме и в психике подростка кардинально превращают его предыдущие интересы и взаимоотношения с окружающими. Все это вызывает сложные, противоречивые переживания подростка, обусловливающие трудности его воспитания и негативные проявления поведения: упрямство, грубость, негативизм, агрессивность, раздражительность. Упомянутые проявления свидетельствуют о кризисе подросткового возраста (Ремшмидт X., 1993).
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!