Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности психического развития среднего школьника
1.1 Биологические и социальные условия психического развития подростков
1.2 Кризис подросткового возраста и его значение в становлении личности
Глава 2. Новообразования личности среднего школьника и ведущая деятельность
2.1 Самосознание - новообразования личности подростка
2.2 Подросток и учебная деятельность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Обучение в средних классах общеобразовательной школы совпадает с подростковым возрастом, который принято в психологии делить на младший и старший подростковый возраст. В подростковом возрасте создаются предпосылки для активной социализации личности, от успешности которой в будущем зависит благополучие всех сфер жизни человека.
В этот период возникает ряд личностных изменений, которые влекут за собой изменения в отношениях подростка с социумом. Изменения происходят прежде всего в мотивационной и аффективной сферах, предопределяющих определенное развитие Я- концепции.
Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно усваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в свое будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие ему особенности с проявлением сверстников и взрослых.
|
В подростковом возрасте происходят существенные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и мотивов, стали ценными для личности. По мнению Л.И. Божович, в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста (Абрамова Г.С., 2008).
Л.С. Выготский считал проблему интересов ключевой для подросткового периода. Он выделил две фазы подросткового возраста, связывая их с изменениями в сфере интересов:
В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;
Положительная фаза характеризуется зарождением новых широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращению! подростка в будущее реализуется в форме мечты (Выготский Л.С., 1972).
Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, вершиной любознательности является возраст 11-12 лет. Однако, проявления любознательности поверхностны. Причиной отсутствия интересов является отсутствие ярких интересов в окружающих подростка взрослых, чрезмерная активность взрослых в развитии этого процесса.
Доминирующими потребностями подросткового возраста, по мнению Д.Б. Эльконина являются: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.
|
Объект исследования: личность среднего школьника.
Предмет исследования: психологические новообразования и развитие личности в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить особенности развития личности подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить основные новообразования в психике подростка.
2. Проанализировать подростковый кризис.
. Осветить вопрос становления самосознания подростка.
. Выявить основные виды деятельности подростка.
Заключение
Подростковый возраст педагоги и психологи зачастую называют критическим, или «переходным». Одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения из взрослых на сверстников. Ведущей деятельностью для данного периода является интимно-личностное общение, которое строится на основе морально- этических норм. Характерным новообразованием является "чувство взрослости", развитие самосознания и самооценки, интереса к себе, как к личности, критическое отношение к окружающим, умение подчинять свои интересы нормам коллективной жизни, способность к идентификации. Деятельность (учебная, организационная, трудовая, познавательная т.д.) направлена на систему отношений в различных ситуациях Социальная ситуация развития личности подростка отмечается противоречивостью и неравномерностью перехода от детства к взрослости.
Главный фактор развития личности подростка - рост социальной активности. Подросток начинает искать другие сферы деятельности, кроме обучения: кружковые занятия, спортивные секции, дружеские компании. Социальная активность подростков направлена прежде всего на принятие и усвоение норм, ценностей и способов поведения, характерных для мира взрослых и отношений между ними.
Важным моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многочисленные качества личности, индивидуальные особенности проявляются неразвитыми или развитыми недостаточно, которые в дальнейшем почти не поддаются коррекции.
Таким образом, новообразованиями личности подростка являются: чувство взрослости; становления нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.
|
Список использованной литературы
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
4. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Гаудеамус: Акад. Прект, 2005. 205 с.
5. Выготский Л.С. (1972) Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1972.
6. Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М.Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2005.-358с.
7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.
8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.-824с.
9. Крыжановская Л.М.Психология развития. М.: Владос,2002.-365с.
10. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001. - 48 с.
. Наш проблемный подросток: Учебное пособие.- СПб: Союз, 1998.-144 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-448 с.
. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М.: Академия, 2003.-448 с.
. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.
15. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.
16. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. члена корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб, 2003.
17. Психология человека от рождения до смерти/ Реан А.А. - СПб: Еврознак,2002.-656 с.
. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб, 2000. - С.430.
. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер с англ. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999.-431с.
20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1993.-318с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
22. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.
. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.-349с.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности психического развития среднего школьника
|
1.1 Биологические и социальные условия психического развития подростков
1.2 Кризис подросткового возраста и его значение в становлении личности
Глава 2. Новообразования личности среднего школьника и ведущая деятельность
2.1 Самосознание - новообразования личности подростка
2.2 Подросток и учебная деятельность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Обучение в средних классах общеобразовательной школы совпадает с подростковым возрастом, который принято в психологии делить на младший и старший подростковый возраст. В подростковом возрасте создаются предпосылки для активной социализации личности, от успешности которой в будущем зависит благополучие всех сфер жизни человека.
В этот период возникает ряд личностных изменений, которые влекут за собой изменения в отношениях подростка с социумом. Изменения происходят прежде всего в мотивационной и аффективной сферах, предопределяющих определенное развитие Я- концепции.
Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно усваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в свое будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие ему особенности с проявлением сверстников и взрослых.
В подростковом возрасте происходят существенные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и мотивов, стали ценными для личности. По мнению Л.И. Божович, в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста (Абрамова Г.С., 2008).
Л.С. Выготский считал проблему интересов ключевой для подросткового периода. Он выделил две фазы подросткового возраста, связывая их с изменениями в сфере интересов:
В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;
|
Положительная фаза характеризуется зарождением новых широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращению! подростка в будущее реализуется в форме мечты (Выготский Л.С., 1972).
Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, вершиной любознательности является возраст 11-12 лет. Однако, проявления любознательности поверхностны. Причиной отсутствия интересов является отсутствие ярких интересов в окружающих подростка взрослых, чрезмерная активность взрослых в развитии этого процесса.
Доминирующими потребностями подросткового возраста, по мнению Д.Б. Эльконина являются: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.
Объект исследования: личность среднего школьника.
Предмет исследования: психологические новообразования и развитие личности в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить особенности развития личности подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить основные новообразования в психике подростка.
2. Проанализировать подростковый кризис.
. Осветить вопрос становления самосознания подростка.
. Выявить основные виды деятельности подростка.
Глава 1. Особенности психического развития среднего школьника
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!