Нападение фашистской Германии на СССР. Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Нападение фашистской Германии на СССР. Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу.

2020-04-01 303
Нападение фашистской Германии на СССР. Мобилизация сил и средств страны на отпор врагу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Начало суровых испытаний 21 июня 1941 г. Субботний вечер. Советские   люди готовились к воскресному отдыху. Внешне все выглядело спокойно. В воинских частях западных приграничных военных округов в установленный внутренним распорядком час бойцы легли спать. Не спали только пограничники. Они бдительно несли службу, охраняя государственные границы. Но в штабах дивизий, армий и приграничных округов в тот субботний вечер было уже неспокойно. Командиры многих соединений, командующие армиями и их штабы, поддерживая связь с пограничными отрядами, получили сведения о подозрительном поведении гитлеровских войск у границы. Тревога усиливалась с каждым часом. Командиры понимали, что назревает необходимость вывести войска из районов их расквартирования, развернуть заблаговременно на рубежах, предусмотренных планами прикрытия, и привести их в полную боевую готовность. Но это можно было сделать только по команде сверху. А команды такой пока не было. Лишь поздно вечером 21 июня народный комиссар обороны Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко и начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков направили в западные приграничные округа директиву, предупреждающую о возможности внезапного нападения фашистских войск в течение 22—23 июня. В ней говорилось:
"1. В течение 22—23. 6. 41 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий.
2. Задача наших войск—не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.
Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.
(1.стр. 49)

3.Приказываю:
а) в течение ночи на 22.6.41 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22.6.41 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;
в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточено и замаскировано;
г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.
                                                                                                              Тимошенко
                                                                                                                   Жуков»
21.6.41 г.
Почти вся ночь ушла на передачу этой директивы сначала из Генерального штаба в штабы округов, а затем — в штабы армий и далее в штабы корпусов и дивизий. Многие из командиров дивизий и частей не успели ее получить. Внезапное нападение противника застигло советские войска в местах расквартирования, а не на рубежах обороны. Зная агрессивную сущность гитлеровского фашизма и его программу завоевания мирового господства, партия и правительство понимали, что рано или поздно фашистская Германия попытается напасть на Советский Союз. Поэтому наряду с борьбой за сохранение мира принимались меры, чтобы в случае войны Советская Армия могла встретить врага во всеоружии. Проводилась большая работа по реорганизации и перевооружению Советских Вооруженных Сил. В этих условиях важно было не дать германским нацистам повода для нападения на Советский Союз. Считалось, что занятие войсками рубежей по планам прикрытия и приведение их в полную боевую готовность ускорили бы нападение врагов на нашу страну. Этим и объясняется, что директива о приведении советских войск в боевую готовность была дана слишком поздно. Такая излишняя осторожность и связанные с этим упущения в подготовке к отражению первых ударов агрессоров обернулись серьезным просчетом в оценке времени возможного нападения гитлеровской Германии на нашу страну.
На рассвете 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Еще затемно с немецких аэродромов поднялись армады воздушных кораблей, пересекли границу на широком фронте от Балтийского до Черного моря и устремились на восток. Часть из них нацелилась на глубокие объекты — удаленные военно-морские базы, города и железнодорожные узлы; некоторые сбросили смертоносный груз на аэродромы приграничных округов, в районах расположения советских войск — на штабы, склады, узлы связи и дорог. Одной из первых приняла на себя удар с воздуха главная база Черноморского флота — Севастополь. Попытка врага внезапным налетом вывести из строя боевые корабли и заминировать выход из Северной бухты в море была сорвана частями противовоздушной обороны города и флота. Не удалось врагу нанести ущерб и базам Краснознаменного Балтийского флота. По-другому развернулись события на сухопутном театре. Авиационные части приграничных округов не успели рассредоточить и замаскировать самолеты и вследствие этого понесли большие потери от внезапных ударов противника. Войска Советской Армии лишились надежного авиационного прикрытия. На суше враг начал свое наступление мощной артиллерийской подготовкой. В 4 часа он обрушил шквал огня по пограничным заставам, недостроенным укреплениям, военным городкам, лагерям, узлам связи и другим объектам на всем протяжении от Балтики до Черного моря. Неожиданность огневых налетов вызвала большие потери личного состава и вооружения, а на некоторых участках сорвала организованное развертывание дивизий приграничных округов. Так получилось в 8-й и 11-й армиях Прибалтийского особого военного округа, в 4-й армии Западного особого округа; 22-я танковая дивизия, располагавшаяся в Бресте, потеряла от артиллерийского огня и налетов авиации противника несколько сот человек, свыше 100 танков, больше половины своей артиллерии и автомашин, запасы снарядов и горючего.
Первыми в открытый бой с врагом вступили пограничники. Вооруженные лишь стрелковым оружием, они мужественно встречали врага и в схватках с ним бились насмерть.(1.стр.50-51)

 

22 июня Политбюро ЦК приняло решение о военном положении. В этот день была издана директива СНК СССР и ДК ВКП (б) «О военном положении», согласно которой в районах, объявленных на военном положении, все функции государственной власти в отношении обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным властям. В этот же день был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации, которым объявлялась мобилизация военнообязанных (1-стр.64) 1905—1918 гг. рождения на территории всех военных округов, кроме Средне-Азиатского, Забайкальского и Дальневосточного. Первым днем мобилизации объявлялось 23 июня, что позволяло сразу же дать необходимое пополнение тем дивизиям, в которых был некомплект в личном составе, и довести их численность до штатов военного времени, а также давало возможность начать формирование новых соединений, необходимых для усиления действующей армии.
Сложившаяся обстановка настоятельно потребовала создания специального руководящего военного органа, достаточно централизованного и гибкого, чтобы успешно осуществлять стратегическое руководство военными действиями. Таким органом стала Ставка Главного командования, образованная 23 июня в составе народного комиссара обороны маршала С. К. Тимошенко (председатель), начальника Генерального штаба генерала Г. К.. Жукова, И. В. Сталина, В. М. Молотова, маршалов К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного, наркома Военно-Морского Флота адмирала Н. Г. Кузнецова. При Ставке создавался институт постоянных советников, в качестве которых были утверждены члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК партии, руководящие работники Наркомата обороны, в их числе:
Н. Ф. Ватутин, Н. А. Вознесенский, Н. Н. Воронов, А. А. Жданов,
П. Ф. Жигарев, К. А. Мерецков, Л. З. Мехлис, А. И. Микоян, Б. М. Шапошников.
На Ставку было возложено не только стратегическое руководство военными действиями Вооруженных Сил, но и подготовка резервов, разработка замыслов и планов важнейших операций, организация дальнейшего развертывания и совершенствования армии и флота применительно к требованиям войны. Одним из наиболее крупных мероприятий в деле централизации политического, государственного и военного руководства, обусловленных требованиями военного времени, явилось создание, на основе решения Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 30 июня 1941 г., чрезвычайного органа - Государственного Комитета Обороны (ГКО) под председательством И. В. Сталина. В совместном постановлении говорилось: Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, признали необходимым создать Государственный Комитет Обороны под председательством т. Сталина И. В. В руках Государственного Комитета Обороны сосредоточивается вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны» (1.стр.65) Создавая ГКО, партия в качестве прообраза этого органа имела в виду Совет рабочей и крестьянской обороны, который успешно действовал в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Но по сравнению с Советом рабочей и крестьянской обороны функции Государственного Комитета Обороны, как это видно из постановления о его создании, были значительно расширены. На него возлагалось все партийное и советское руководство в государстве, в его руках сосредоточивалась вся полнота власти на период военного времени, его постановления имели силу законов. Для оперативного решения ряда вопросов, и прежде всего вопросов, связанных с организацией и развитием военного производства, был учрежден специальный институт уполномоченных ГКО, в качестве которых были утверждены секретари партийных комитетов крупнейших промышленных краев, областей и центров страны. Помимо Государственного Комитета Обороны во многих городах прифронтовой полосы были образованы местные чрезвычайные органы — городские комитеты обороны, объединявшие под своим партийным руководством всю гражданскую и военную власть на местах. Такие комитеты были созданы в Ленинграде, Севастополе, Туле, Ростове, Сталинграде, Курске — всего более чем в 50 городах страны. Образование Государственного Комитета Обороны и городских комитетов обороны способствовало проводимой партией необходимой централизации в руководстве страной, давало возможность быстро добиваться наиболее полной мобилизации материальных и людских ресурсов государства и целеустремленного их использования в целях разгрома врага. 10 июля для приближения стратегического руководства к войскам действующей армии были созданы главные командования на трех стратегических направлениях советско-германского фронта: Северо-Западное, Западное и Юго-Западное, главнокомандующими, которых были назначены члены Ставки маршалы К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, членами военных советов — А. А. Жданов, Н. А. Булганин (с 19 июля 1941 г.), Н. С. Хрущев (с 5 августа 1941 г.), начальниками штабов — генералы М. В. Захаров, Г. К. Маландин и А. П. Покровский. Одновременно произошли некоторые изменения и в составе Ставки, которая с 10 июля стала называться Ставкой Верховного командования. Председателем Ставки стал И. В. Сталин, который по решению Политбюро, принятому 19 июля, был назначен народным комиссаром обороны СССР, а с 8 августа одновременно стал и Верховным Главнокомандующим. С этого времени и Ставка стала именоваться Ставкой Верховного Главнокомандования. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства на военные рельсы были определены рядом решений Политбюро ЦК ВКП (б), постановлениями ГКО и СНК СССР и отражены в мобилизационных и народнохозяйственных планах. 23 июня Политбюро ЦК партии ввело в действие мобилизационный план по производству боеприпасов и дало указание Госплану СССР подготовить общий мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г., основы которого были, разработаны до войны. 23 июня ЦК партии принял решение о производстве реактивных установок БМ-13, опытные образцы которых были разработаны еще до войны. 24 июня в соответствии с решением Политбюро ЦК партии на железных дорогах страны был введен особый график, обеспечивавший первоочередное и скорейшее продвижение воинских эшелонов. Пассажирские перевозки были максимально сокращены. 25 июня Политбюро ЦК партии приняло решение об увеличении выпуска тяжелых и средних танков, а 27 июня—об ускоренном строительстве новых авиационных заводов. 30 июня Политбюро ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили представленный Госпланом проект «Общего мобилизационного народнохозяйственного плана на третий квартал 1941 г.», охватившего все сферы народного хозяйства. Этим планом предусматривалось увеличение производства военной продукции по Сравнению с довоенным планом на 26%. Заводы и фабрики, выпускавшие до войны гражданскую продукцию, переключались на производство боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего для танков и самолетов, специальных тканей для парашютов, обмундирования, снаряжения и других предметов военного снабжения. Имеющиеся ресурсы продовольствия направлялись, прежде всего, для снабжения Вооруженных Сил и населения, занятого в военной промышленности. Максимум денежных средств направлялось на военно-промышленное строительство. В целях быстрой мобилизации всех сил страны для удовлетворения нужд фронта была перестроена работа государственного аппарата. С образованием ГКО все вопросы перестройки народного хозяйства на военный лад перешли в его руки. Руководство основными отраслями военной экономики было возложено на членов ГКО и Политбюро ЦК ВКП (б). Важнейшие наркоматы возглавили члены и кандидаты в члены ЦК партии: В. Л. Ванников—Наркомат боеприпасов, А. И. Шахурин — Наркомат авиационной промышленности, И. Ф. Тевосян — Наркомат черной металлургии, В. В. Вахрушев — Наркомат угольной промышленности, И. К. Седин — Наркомат нефтяной промышленности и т. д. Права народных комиссаров на военное время были значительно расширены. Были созданы новые наркоматы: танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым и минометного вооружения во главе с П. И. Паршиным, а также новые комитеты и управления. В развертывании военного производства важное значение имело централизованное перераспределение трудовых ресурсов страны. В связи с мобилизацией в Вооруженные Силы к 1 июля 5,3 млн. человек, а также ввиду оккупации части территории численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР заметно уменьшилась. Чтобы обеспечить кадрами военную промышленность, уже в июне 1941 г. при СНК СССР был образован Комитет по распределению рабочей силы, который вовлек в военную промышленность и связанные с ней отрасли рабочих из легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, управленческого аппарата. Для работы на заводах, транспорте, стройках мобилизовывалось городское и сельское население. Президиум Верховного Совета СССР 26 июня принял Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Был увеличен рабочий день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы. (1.Стр.66-67)
Для руководства эвакуацией создается Совет по эвакуации, а 27 июня ЦК ВКП (б) и СНК СССР вынесли постановление, где были перечислены материальные ценности, которые следовало вывезти в первую очёредь, и указаны государственные органы, ответственные за эвакуацию. 4 июля 1941 г. ГКО отдал директиву по вопросам хозяйственной политики в условиях вынужденной эвакуации производительных сил и одновременно поручил комиссии во главе с председателем Госплана СССР Н. А. Вознесенским разработать новый план всемерного развития военного производства, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существующих на Волге, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные районы в порядке эвакуации. Проведенные Советским правительством в первые дни войны мероприятия по перестройке народного хозяйства на военные рельсы явились важнейшей составной частью общей программы по превращению страны в единый военный лагерь по организации всенародного отпора агрессору. Ряд важных мероприятий был проведен в начале войны и по организации партизанской войны в тылу врага. 18 июля Политбюро приняло специальное решение «Об организации борьбы в тылу германских войск», в котором подчеркивалось, что важнейшим условием развертывания всенародного партизанского движения на оккупированной фашистскими войсками территории является партийное руководство, наличие широкой сети партийных органов, которые должны возглавить патриотический подъем народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Претворение в жизнь решений и мероприятий, принятых Советским правительством, в течение первых трех недель войны обеспечило перестройку всей работы и жизни советских людей и государства в целом на военный лад и превращение страны в единый боевой лагерь: -

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.