Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

2020-04-01 601
Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность: Современная жизнь является крайне стрессогенной. Возможно, от того, что ритм стал более динамичным, возможно, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума. К этому давайте прибавим экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое. К сожалению, генетический код человечества меняется не так быстро, как окружающая среда, и наиболее уязвима в такой обстановке - человеческая психика. Порой напряжение достигает такого уровня, что человек перестает с ним справляться. Грустная статистика. За последние годы, из окон МГУ выбросилось более 12 человек. В Бауманском университете за последние 20 лет - около 30 молодых людей. Происходит это, как правило, в период сессий. Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве стресса. Около 17% различных аллергических реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется. Зная о таких печальных последствиях стресса, мы просто вынуждены заниматься защитой своей психики от перегрева. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., 1988; Запускалов С.В., Положий Б.С., 1993, Никифоров Г.С., 2000; Матулене Г., 2002; Абабков В.А, Перре М., 2004; Леонова А.Б., 2004, Vinokur V., 2003). Особенно интересным представляется изучение различий стрессоустойчивости у мужчин и женщин, так как в последние годы феминизм достигает своего апогея, все чаще выдуться споры и протесты в защиту женских прав, в цивилизованных странах женщины практически сравнялись с мужчинами на профессиональном поприще, однако, ряд профессий, в частности в нашей стране, остается недоступным для женщин. Этим летом на экранах страны в новостях гремела весть о том, что у нас в стране появилась первая женщина в СПЕЦНАЗе. Таким образом встает вопрос, а есть ли разница между мужчинами и женщинами в поведении в экстренных ситуациях.

Цель: Изучение взаимосвязи стрессоустойчивости с половой принадлежностью.

Предмет: стрессоустойчивость

Объект: 18 мужчин и 22 женщины в возрасте от 18 до 55 лет

Гипотеза: Показатели стрессоустойчивости у женщин ниже, чем у мужчин.

Задачи:

)   Изучить общий уровень стрессоустойчивости у испытуемых женского пола.

)   Изучить уровень стрессоустойчивости у испытуемых мужского пола

)   Провести сравнительный анализ показателей стрессоустойчивости мужчин и женщин.

Методики исследования:

1) Опросник Айзенка EPQ-диагностика экстраверсии-интроверсии, нейротизма-психотизма;

2) Опросник УСК-диагностика уровня субъективного контроля поведения (Ио-общей интернальности)

3) Диагностика ригидности - лабильности мышления

4) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

 


 

Виды стресса

За исключением традиционного разделения стресса на эустресс и дистресс предложенного Г. Селье, о котором упоминалось выше, существуют и другие классификации стресса.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. [9]

В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [29].

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание. Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, "реакции борьбы и бегства". Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него [26,30].

 

1.1.3 Понятие стрессоустойчивости

В словаре "Стрессоустойчивость - это набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов. С. состоит из трех связанных между собой компонентов: 1) ощущение важности своего существования; 2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь; 3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития." [32]

Стрессоустойчивость есть показатель интегральный, детерминируемый многими индивидуальными психофизиологическими особенностями человека: самооценка, ценностная система, ценностная ориентация, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, умение контролировать свое поведение, жизненный опыт, воля и целым рядом других нейропсихологическими особенностями. Исходя из сказанного выше, можно с уверенностью предположить, что показатель стрессоустойчивости человека есть индивидуальный показатель человека. Несомненно, что он определяется и показателем пола человека. Учитывая психофизиологические гендерные показатели, можно определить гипотезу исследования: стрессоустойчивость работников торговли выше у мужчин, чем у женщин.

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость "...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности" [7].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней "..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке" [14].

Стрессоустойчивость как любой психологический феномен появляется не вдруг и не сразу, а имеет свое генетическое происхождение, будучи и средством, и результатом психического развития. Однако в психологической литературе этот вопрос освещен фрагментарно, вне принципов развития, системности, культурно-исторической обусловленности. В практическом содержании акцент делается на развитие отдельных качеств (поисковая активность, копинг-стратегии и копинг-ресурсы в подростковом и юношеском возрасте), рекомендации как помочь ребенку пережить горе и как проводить психокорекционную работу с детьми, которые испытали стрессовые ситуации, то есть речь идет о фактах уже что состоялись, о реабилитации. В связи с этим разработка проблемы стрессоустойчивости в контексте онтогенетического развития в современных культурно-исторических условиях есть, на наш взгляд, актуальной проблемой психологии и, отбивая ее междисциплинарный характер, отвечает задачам психологии развития, клинической психологии и социальной психологии.

В психологической науке стрессоустойчивость рассматривается как необходимая характеристика целостного процесса адаптации. Ориентируясь на современную трактовку процесса адаптации, в анализе содержатся понятия стрессоустойчивости, исследователи опираются на определение психической стойкости, подчеркивая ее активный характер. По мнению Генковской В.М. Стрессоустойчивость - это „... момент сопротивления, что обнаруживает данная система к внешним влияниям". С точки зрения системно структурного подхода, система допускает наличие признака стойкости, как способности хранить себя в условиях что изменяется, в некоторых границах, среды. Стойкость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другой, при этом хранит основные внутренние взаимосвязи. Живые системы способны в то же время до активного самосохранения своей организации и к самодвижению, к саморазвитию. Соответственно, стойкость не сводится только к поддержке определенных состояний, она охватывает процесс в целом. Ее можно рассматривать как процесс и как результат, она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адаптации. Стойкость, в широком содержании, необходимо, согласно Генковской В.М., рассматривать как функцию двух переменных - окружающей среды и внутренней структуры системы. Если система стойка, то она относительно инвариантна. Таким образом, стойкость определяется как особенная организация существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. [10]

Баранов А.А. предлагает считать стрессоустойчивость частым случаем психической стойкости, которая оказывается при действии факторов стресса. В теории фиксированных форм поведения. Залевский Г.В. вводит понятие континуума ригидность-флексибильность, как свойства и состояния личности, которая показывает степень открытости-закрытости новому опыту. Как избыточная ригидность приводит систему к закрытости и, как следствие, нежизнеспособности, так и избыточная флексибильность-открытость не позволяет системе приобрести собственную стойкость. В исследованиях Галажинского Э.В. было показано, что одним из факторов эффективной адаптации есть оптимум психической ригидности. В психологической науке нет единственного понимания содержания „стрессоустойчивости", а, следовательно, нет единственного определения этого понятия. Под сроком „Стрессоустойчивость" понимают такие частицы его составляющие как эмоциональная стойкость, психологическая стойкость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. [3]

Суботин С.В. отмечает, „что все эти наименования суть одного явления". Срок „эмоциональная стойкость" используется в значении некоторой стойкости уровня интенсивности и качественных особенностей эмоционального переживания. „Эмоциональная стойкость" - это способность быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, которые характеризуют эмоциональные реакции в разнообразных условиях деятельности. [34]

Платонов К.К. и Марищук В.Л. вкладывают в это понятие способность руководить своими эмоциями, хранить высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, невзирая на эмоциогенные влияния. Рейковский Я. под эмоциональной стойкостью понимает способность эмоционально возбужденного человека хранить определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. [39]

Таким образом, как следует из всех приведенных определений, Стрессоустойчивость рассматривается из функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на производительность (успеваемость) деятельности, и как характеристика, которая обеспечивает гомеостаз личности, как системы, то есть как показатель деятельностный и личностный. Расширение и уточнение содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и моделей стресса. В тоже время способность противостоять трудностям, как отмечают многие авторы (Томэ Г., Аммон Г., Мадди С.Р., Ейнсворт Г., Ротенберг В.С., В.В. Аршавский, Анциферова Л.И., Наенко Н.И., Конончук Н.В. и др.) формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связанная, как пишет Л.М. Митина: „...с отображением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации", которая подтверждает актуальность изучения онтогенетических аспектов стрессоустойчивости.

 

Выводы

 

.   По методике изучающей ригидность мышления средний показатель группе женщин равен 26,09 баллам- верхняя граница среднего уровня. По методике Айзенка средние показатели нейротизма и психотизма находится на нормальном уровне, при этом психотизм занижен в пределах нормы. По методике УСК по шкале общей интернальности, в группе обнаружен средний показатель 26 баллов, что является среднестатистической нормой, все испытуемые обладают средними значениями по данной шкале. По методике Холмса - Раге средний балл по группе равен 322 балла - что является высоким показателем. В группе испытуемых женщин по всем методикам, за исключением УСК, обнаружены показатели свидетельствующие о низком уровне стрессоустойчивости.

.   По методике изучающей ригидность мышления средний показатель в группе мужчин равен 14,56 балла - мышление в большей степени соответствующее лабильному. По методике Айзенка средние значения нейротизма и психотизма находится на среднестатистическом уровне, при этом психотизм так же как в подгруппе женщин занижен в пределах нормы. По методике УСК по шкале общей интернальности, в группе обнаружен средний показатель 28,78 баллов, что является среднестатистической нормой. При этом так же как и в подгруппе женщин все испытуемые обладают средними значениями по данной шкале. По методике Холмса - Раге средний балл по группе равен 222,56 балла - что является пороговым значением, близким к высокому уровню стрессоустойчивости. В группе испытуемых мужчин по всем методикам, данные в большей степени соответствуют нормальному уровню стрессоустойчивости.

.   Подгруппы мужчин и женщин достоверно (99%) отличаются только по одной шкале, по шкале Ригидности-Лабильности мышления. У мужчин показатель значительно ниже, что свидетельствует о большей лабильности мышления.

 


 

Заключение

 

Целью нашего исследования было изучение различия стрессоустойчивости у мужчин и женщин, в связи с целью был поставлен ряд задач:

)   Изучить общий уровень стрессоустойчивости у испытуемых женского пола.

)   Изучить уровень стрессоустойчивости у испытуемых мужского пола

)   Провести сравнительный анализ показателей стрессоустойчивости мужчин и женщин.

Первоначально, после изучения литературы посвященной нашей проблематике, мы предположили что у женщин стрессоустойчивость должна быть ниже чем у мужчин, данное предположения выступило гипотезой исследования.

В ходе исследования было обнаружено, что выборки мужчин и женщин различаются только по показателю уровня ригидности мышления, женщины оказались более ригидны, что на прямую не свидетельствует о стрессоустойчивости, однако в некоторой степени может на нее повлиять. Так же было обнаружено, что выборки различаются по типам корреляционных взаимосвязей показателей. Так же в подгруппе женщин в количественном соотношении больше испытуемых с низким уровнем стрессоустойчивости, по сравнению с мужчинами.

Таким образом цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена частично.

 


Список литературы

 

.   Айзенк. Г. Конструктивная типология и психодиагностика личности, Изд.: Псков, 1994г

.   Александровский Ю.А. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. - с. 96.

3. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А.Баранов. - Ижевск: УдГУ, 1997.-114 с

4. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич.пособие. - М.: Дело, 2005. - 496 с.

.   Берн Ш. Гендерная психология. - М: Прайм-Еврознак, 2004. - с. 68.

.   Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

7. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости: категории, принципы и методы психологии. Психические процессы / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 1983. - 542 с.

.   Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

.   Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2001.

.   Генковская, В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. дис.. канд. психод. наук / В.М. Генковская. Киев, 1990. 18 с.

11. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

12. Дикая Л.Г. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. 1996. № 3. Т. 17. С. 140-148, 157.

13. Жуков Д.А. Психогенетика стресса: поведенческие и эндокринные корреляты генетических детерминант стресс-реактивности при неконтролируемой ситуации. СПб, 1997. - с. 81.

14. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.

15. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности СПб: ПИТЕР 2008, 690 с.

.   Ильин Е.П. Пол и гендер СПб.: Питер 2010г. 688с.

.   Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. - М.: Наука, 1970

.   Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970.

.   Лебедев В.И. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. - с. 214.

.   Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс, 1995.

.   Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.

.   Методики психодиагностики в спорте В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова Изд.: Просвещение 1990 г. 256с

.   Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983.

.   Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. - 1994. - с. 87.

.   Немчинов Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.

.   Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. -СПб.: Питер, 2000.

.   Рабочая книга практического психолога / Виктор Шапарь, Александр Тимченко, Валерий Швыдченко. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007. - 672 с.

.   Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.

.   Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит. изд. Центр

.   Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: Физкультура и спорт, 1990.

.   Селье Г. На уровне целого организма. - М: Наука, 1972.

.   Словарь терминов МЧС, 2010

33. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. С 84 научных статей./Сост. Ю. Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с

34. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя. Дис.. канд. психол. наук. / С.В. Субботин.- Пермь, 1992. 152 с

35. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.,1981.

.   Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002.

.   Управляем стрессом. - "Книги "Искателя", 2002.

38. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5. С. 111-195.

39. Ходаковский А.В. Стрессоустойчивость руководителя в управленческой деятельности. // Материалы IV Общероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Максимова Я.А. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. - 130 с.

40. Чайка А.В. Анализ стресса, типов реакций на стресс и причин его возникновения у работников торговой организации www.pac.by.

.   U- критерий Манна-Уитни http://www.psychol-ok.ru/statistics

Введение

 

Актуальность: Современная жизнь является крайне стрессогенной. Возможно, от того, что ритм стал более динамичным, возможно, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума. К этому давайте прибавим экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое. К сожалению, генетический код человечества меняется не так быстро, как окружающая среда, и наиболее уязвима в такой обстановке - человеческая психика. Порой напряжение достигает такого уровня, что человек перестает с ним справляться. Грустная статистика. За последние годы, из окон МГУ выбросилось более 12 человек. В Бауманском университете за последние 20 лет - около 30 молодых людей. Происходит это, как правило, в период сессий. Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве стресса. Около 17% различных аллергических реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется. Зная о таких печальных последствиях стресса, мы просто вынуждены заниматься защитой своей психики от перегрева. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., 1988; Запускалов С.В., Положий Б.С., 1993, Никифоров Г.С., 2000; Матулене Г., 2002; Абабков В.А, Перре М., 2004; Леонова А.Б., 2004, Vinokur V., 2003). Особенно интересным представляется изучение различий стрессоустойчивости у мужчин и женщин, так как в последние годы феминизм достигает своего апогея, все чаще выдуться споры и протесты в защиту женских прав, в цивилизованных странах женщины практически сравнялись с мужчинами на профессиональном поприще, однако, ряд профессий, в частности в нашей стране, остается недоступным для женщин. Этим летом на экранах страны в новостях гремела весть о том, что у нас в стране появилась первая женщина в СПЕЦНАЗе. Таким образом встает вопрос, а есть ли разница между мужчинами и женщинами в поведении в экстренных ситуациях.

Цель: Изучение взаимосвязи стрессоустойчивости с половой принадлежностью.

Предмет: стрессоустойчивость

Объект: 18 мужчин и 22 женщины в возрасте от 18 до 55 лет

Гипотеза: Показатели стрессоустойчивости у женщин ниже, чем у мужчин.

Задачи:

)   Изучить общий уровень стрессоустойчивости у испытуемых женского пола.

)   Изучить уровень стрессоустойчивости у испытуемых мужского пола

)   Провести сравнительный анализ показателей стрессоустойчивости мужчин и женщин.

Методики исследования:

1) Опросник Айзенка EPQ-диагностика экстраверсии-интроверсии, нейротизма-психотизма;

2) Опросник УСК-диагностика уровня субъективного контроля поведения (Ио-общей интернальности)

3) Диагностика ригидности - лабильности мышления

4) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

 


 

Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

 

Психология стресса и стрессоустойчивости

 

Понятие стресса в психологии

Впервые слово "стресс" встретилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: "…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе".

В переводе с английского языка "стресс" обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово "stress" происходит от латинского "stringere" - затягивать Понятие "стресс" подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово "стресс" - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции. Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.[21,30]

В литературу по медицине и психологии слово "стресс" попало больше полувека назад. В 1936 году в журнале "Nature", в разделе "Письма к редактору", было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием "Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами" [21,30].

Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую "вредность", направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды [23,30].

Термин "стресс" и его расшифровка первоначально были изложены всё тем же Г. Селье (1950,1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.

Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым "вредностям", увеличивается опасность заболевания [29].

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, "обидной несправедливости" требуемых усилий [29].

В словаре приводиться следующее определение: "Стресс- состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований." [6]

В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс [25,37].

Представители первого направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации или, как определяет Л.М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия [31].

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989), рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой. Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:

) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

) представлением о своих способностях влиять на последствия (7, 39).

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана (1980), который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [23].

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин "стресс" используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины "стрессор", "стресс-фактор". Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Известный исследователь стресса Г.Селье отмечает, что слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь [20].

В 1979 г. была опубликована монография профессора Р.М. Баевского "Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии", которая рассматривает проблему стресса с точки зрения науки. Также заметно активизировались изучение и попытки систематизации переходных состояний психиатрами и психоневрологами (Н.Д. Лакосина, С.Б. Семитов, В.Я. Семке, Б.В. Шостакович).

Проблемой стресса занимаются так же спортивные психологи. Особенно интересны исследования тех психологов и психогигиенистов, которые по своей работе заняты наблюдением практически здоровых лиц, чья деятельность проходит в чрезвычайно напряжённых условиях с особо сложными требованиями к механизму приспособления организма. [33]

Недостатком большинства книг является отсутствие единой теоретической концепции, главного направления работы, нацеленной на практическую эффективность. Лишь В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов в книге "надежность в спорте" представляют материал с позиции теории надёжности, а Б.А. Вяткин в работе "Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях" - психического стресса. Отсутствие единой и сходной позиции приводит к таким различиям мнений, которые порой выглядят абсурдом. В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов наглядно демонстрируют это, показывая, что за период с 1977 по 1980 год разными авторами дано 14 определений такого кардинального для спорта понятия, как надёжность. И если такая путаница находится в исходной терминологии, то приходится ли удивляться, что даже основной смысл работы психолога в спортивной команде трактуется разными авторами по-разному. [22]

Л. Леви (1967) обнаружил положительную корреляцию между интенсивностью эмоционального возбуждения, выделением адреналина и норадреналина с мочой. Ф. Элмадьян и др. (1957) указывали на такие же результаты, сравнивая выделения катехоламинов во время напряженных ситуаций у хоккеистов и боксёров. В современных исследованиях, оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в экстремальных ситуациях, на психическую деятельность человека, выделяют непатологические психоэмоциональные реакции и патологические состояния (психогении) [37].

В последнее время ученые и практики разрабатывают специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий, спортсменов и людей, которые наиболее часто подергаются стрессам в целях повысить психологическую устойчивость этих общества.

В работах, где изучаются психологические проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п.

Из всего выше нами сказанного можно сделать вывод, что понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, например, в спорте, медицине и в профессиональной деятельности человека. За рабочее определение мы возьмем следующее: Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию

 

Виды стресса

За исключением традиционного разделения стресса на эустресс и дистресс предложенного Г. Селье, о котором упоминалось выше, существуют и другие классификации стресса.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. [9]

В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [29].

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.