Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли

2020-04-01 545
Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

1. Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли

1.1. Ассортимент. Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли

1.2 Характеристика ассортимента товаров

1.3 Структура ассортимента

2. Направления формирования ассортимента товаров

2.1 Формирование ассортимента товаров

2.2 Ассортиментная политика торгового предприятия

3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента

3.1 Общие и специфические факторы формирования ассортимента

3.2 Составляющие товарного ассортимента торгового предприятия

3.4 Способы формирования ассортимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую товарную совокупность для предприятия торговли.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что формирование ассортимента реализуемых товаров, его широты, глубины и структуры является одной из основных задач любого торгового предприятия. На данном этапе развития экономики существует важнейшее направление - улучшение качества предоставляемых услуг предприятия. Это связано с тем, что сейчас выживаемость фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

Конкурентоспособность фирмы обусловлена пониманием того, что качество формирования ассортимента продукции является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей, а так же фактором, отражающим проявление того, как хозяйственная единица (фирма, предприятие) умеет организовывать и управлять процессом производства, насколько эффективно она это делает.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что работа актуальна на сегодняшний день.

Цель исследования: изучить факторы и способы формирования ассортимента. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть значение и функции формирования ассортимента

. Изучить факторы формирования ассортимента в России, узнать об их особенностях

. Сделать выводы на основе полученных результатов.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

анализ различной литературы;

анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы;

Объект исследования курсовой работы:

Ассортимент торговых предприятий

Предмет исследования:

Формирование товарного ассортимента торговых предприятий.

товарный ассортимент розничная торговля


Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли

Структура ассортимента

 

Это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Структура ассортимента характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине (схема 1).

Определенное количество различных продуктовых линий (товарных категорий), которое предлагается рынку, количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Широта ассортимента - количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

 

Кш = Гф / Гн

 

где:

Гф - количество групп товаров на момент определения, ед.;

Гн - общее количество групп товаров, ед.;

Широта ассортимента характеризуется двумя абсолютными показателями действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта ассортимента - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта ассортимента - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных точках продаж.

Широкий ассортимент - наличие на прилавках и складе торговой точки максимального количества групп или видов ортопедических изделий. При этом в каждой ассортиментной нише могут быть представлены всего одно-два изделия, причем ценовая категория товара в данной ситуации не имеет значения. Главное, чтобы любой покупатель мог увидеть "и то, и другое, и третье…".

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты ассортимента. Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Коэффициент полноты определяют по формуле:

 

Кп = Вф / Вн

 

где:

Вф - фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.;

Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Полнота ассортимента - это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Глубина ассортимента - в маркетинг, количество сортов на один артикул товара, количество изделий в одной ассортиментной группе.

Глубина ассортиментного ряда - количество разновидностей товара, представленных в рамках вида ассортимента. Средняя глубина ассортимента рассчитывается как среднее количество товаров во всех продуктовых линиях, предлагаемых для продажи.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

 

Кг = Рф / Рн

 

где:

Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;

Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т.п., ед.

Балансировка ассортиментной политики по глубине ассортимента всегда стоит важным вопросом для супермаркетов и гипермаркетов, вообще для розничных магазинов. Как правило, такая балансировка получается с помощью проб и ошибок каждого руководителя. Факторов которые влияют на эти показатели достаточно много, начиная от спроса покупателей в каждом конкретном регионе и заканчивая глубиной ассортимента товара у конкурента, ну и конечно стандартами каждого ритейлера.

Кроме того, на глубину ассортимента влияет позиционирование (специализация) ритейлера в качестве "эксперта", "магазина для профессионалов", "супермаркета с широкой линейкой товара", "гипермаркет в котором есть все" и т.д. Это же справедливо и для оптовой торговли.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны.

Одним из условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети <http://www.grandars.ru/college/biznes/torgovye-seti.html> и обеспечения необходимого уровня обслуживания покупателей является создание оптимального ассортимента товаров.

Должен быть создан такой ассортимент товаров, который бы смог удовлетворить различные запросы конечных потребителей.

В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет одно из главных направлений коммерческой работы.

Под формированием ассортимента понимают деятельность по подбору групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения, в целях более полного его удовлетворения.

Этот набор товаров позволяет удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности и обеспечить высокую прибыльность работы предприятия.

Ассортиментная политика предприятий розничной торговли зависит от степени их специализации. Так, магазины, составляющие 90% всех предприятий розницы, подразделяются на универсальные, специализированные, неспециализированные, со смешанным ассортиментом товаров. Если говорить об ассортиментной политике павильонов, палаток и киосков, которые относятся к мелкорозничной торговой сети, то в отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров, но обычно быстрее реагируют на спрос и корректируют в соответствии с ним свой торговый ассортимент.


Границы основных групп

В основе метода АВС-анализа лежит "Правило Парето", которое звучит следующим образом: 20% усилий обеспечивают 80% результата.

Метод строится по принципу классификации анализируемых ресурсов на 3 группы А, В и С:

.   А - группа: обеспечивает 80% продаж/прибыли, обычно составляет 15-20% от всех ресурсов

2. В - группа: обеспечивает 15% продаж/прибыли, обычно составляет 35-20% от всех ресурсов

.   С-группа: обеспечивает 5% продаж/прибыли, обычно составляет 50-60% от всех ресурсов

Границы групп 80% -15% -5% могут изменяться и могут устанавливаться индивидуально каждой компанией.

Какой показатель ставить в основу АВС анализа - прибыль или валовые продажи - также решать исполнителю анализа. В каждом отдельном случае все зависит от целей анализа.

Например, цель звучит следующим образом - компании необходимо увеличить рентабельность в короткие сроки. В таком случае целесообразно проводить анализ, отталкиваясь от вклада каждой позиции в общую прибыль.

Может быть другая цель: сфокусировать сбытовые усилия на самых продаваемых товарах - в таком случае целесообразнее выбрать валовые продажи.

После разделения всех товаров на группы АВС, формируются решения относительно каждой товарной группы. Основные направления выводов, которые могут быть сделаны в результате проведения АВС-анализа:

1 Группа А - самые важные ресурсы, локомотивы компании, приносят максимальную прибыль или продажи. Компания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов, а следовательно, ресурсы группы А должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны.

На данную группу ресурсов должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы. Успехи группы А должны быть проанализированы и максимально транслироваться на другие категории.

2 группа В - группа ресурсов, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/ прибыль компании. Данные ресурсы также важны для компании, но могут модерироваться более спокойными и умеренными темпами.

Данные ресурсы обычно являются "дойными коровами" <http://powerbranding.ru/biznes-analiz/bcg/>, относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов компании не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня.

3 группа С - наименее важная группа в компании. Обычно ресурсы группы "С" тянут компанию вниз или не приносят дохода. При анализе данной группы необходимо быть очень внимательным и в первую очередь понять причину низкого вклада.

В оптимальной структуре торгового ассортимента должны учитываться фаза жизненного цикла товаров с точки зрения темпов роста объема их продаж на данном рынке и соотношения доли объемов продаж этих товаров и доли конкурента. Ассортиментный анализ с помощью матрицы БКГ проводится путем размещения товара, находящегося на разных этапах жизненного цикла, в одну из четырех полей матрицы

Товары-"вопросы" занимают малую долю на рынке и должны еще достигнуть высоких темпов роста объемов продаж. Они находятся в фазе внедрения на рынок, поэтому требуют больших маркетинговых усилий. Дальнейшую судьбу такого товара прогнозируют на основе опытных продаж. Товар-"вопрос" может стать товаром-"звездой" или перестать пользоваться спросом, превратившись в товар-"собаку", или сразу уйти с рынка. Успех множества таких товаров зависит от того, будут ли они покупаться повторно.

"Звезды" - такие товары, которые имеют заметное преимущество по объемам продаж данного магазина по отношению к конкуренту в сочетании с самыми высокими темпами роста рынка. Товары - "звезды" требуют больших маркетинговых усилий. Поскольку задачей розничного торгового предприятия является получение максимальной прибыли, то возможно применение двух вариантов стратегии в отношении товаров-"звезд".

Первый вариант предусматривает использование стратегии "снятия сливок" в случае отсутствия аналогичных товаров у предприятий-конкурентов.

При втором варианте предприятие стремится увеличить объем продаж товаров, чтобы не отстать от темпов роста рынка и максимально увеличить оборот.

С течением времени товары - "звезды" переходят в категорию "дойных коров". Последние занимают относительно большую долю рынка при малом темпе его роста. Такие товары находятся в фазе зрелости, или насыщения. Они известны покупателям, пользуются спросом, поэтому не требуют значительных маркетинговых усилий. Многие товары - "дойные коровы" со временем могут перейти в следующую фазу жизненного цикла и превратиться в товары - "собаки", которые занимают малую долю рынка при низких темпах его роста. Товары - "собаки" могут совсем перестать пользоваться спросом и уйти с рынка.

Большинство исследователей считают, что товаров - "вопросов" как товаров повышенной степени риска должно быть не более 10% от всего торгового ассортимента, товаров - "собак" - также не более 10% (а желательно 4-6%), товаров - "звезд" - как можно больше, но их обычный объем составляет 30-40%, а все остальное должно приходиться на товары-"дойные коровы".

При ведении розничной торговли важно понимать, что существуют необычные категории товаров, жизненный цикл которых развивается нелогично и непредсказуемо. К таким товарам относятся модные товары и товары - "увлечения".

Спрос на товары - "увлечения" формируется за очень короткий промежуток времени, чаще всего менее чем за сезон, например, спрос на компьютерные игры, наклейки с героями мультфильмов и т.п. Искусство управления этими товарами заключается в умении вовремя их распознать. Предприятие должно определить пик их популярности, чтобы успеть распродать все остатки. Жизненный цикл модных товаров обычно длится несколько сезонов. Спрос на эти товары может измениться в зависимости от времени года, что должно учитываться в ассортиментной политике магазина.

Перспективным является применение математических методов анализа торгового ассортимента, которые в настоящее время широко разрабатываются.

Очевидно, применение математических методов анализа торгового ассортимента возможно, особенно с использованием стандартизированных программ. В частности, существуют стандартизированные компьютерные программы симплексных методов, которые могут дать возможность проанализировать значение отдельных позиций для формирования оптимального торгового ассортимента, т.е. дающего розничному торговому предприятию наибольшую прибыль. Такой анализ можно провести в целях оптимизации глубины торгового ассортимента.

Путем экспертного анализа можно получить данные по прибыли, полученной от реализации каждого товара. Зная, какую общую прибыль хочет получить предприятие от реализации определенной ассортиментной группы, можно ввести верхние и нижние допустимые ограничения на желаемую прибыль. Исключая отдельные товарные единицы из общего ассортиментного перечня, необходимо посмотреть, как это будет влиять на общую прибыль. Путем исключения и введения отдельных переменных в конце концов находят такие их количественные значения, которые позволят увеличить общую прибыль от реализации данной ассортиментной группы. В целом возможность применения математических методов в управлении торговым ассортиментом является вопросом специального исследования.

На процесс формирования ассортимента предприятий розничной торговли оказывают влияние демографические, экономические, социальные, национально-бытовые и природно-климатические факторы. Кроме того, необходимо учитывать сезонные колебания в спросе, степень приверженности вторичным культурным ценностям и т.п.


Заключение

 

Несмотря на то, что изучение ассортимента товаров - очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.

В розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики - анализ структуры ассортимента, его широта и глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах. Так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, по нашему мнению, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.

Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента - главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Он представляется достаточно важным для работы с непродовольственными товарами.

Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленным товарооборотом.


Список использованной литературы

 

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 <http://www.complexdoc.ru/ntd/533291> "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2010 № 369-ФЗ, с изм. от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

.   Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Литература:

4. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для студентов вузов/ О.В. Памбухчиянц. М.: Дашков и К, 2010 - 639с.

5. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов ВУЗов - 10-е изд., переработано и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 696с.

.   Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

Интернет-источники:

7. http://www.rtpress.ru - Российская торговля

8. <http://marketch.ru/>

.   http://www.znaytovar.ru/


Приложения

 

Схема 1. Структура торгового ассортимента

Оглавление

 

Введение

1. Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли

1.1. Ассортимент. Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли

1.2 Характеристика ассортимента товаров

1.3 Структура ассортимента

2. Направления формирования ассортимента товаров

2.1 Формирование ассортимента товаров

2.2 Ассортиментная политика торгового предприятия

3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента

3.1 Общие и специфические факторы формирования ассортимента

3.2 Составляющие товарного ассортимента торгового предприятия

3.4 Способы формирования ассортимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую товарную совокупность для предприятия торговли.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что формирование ассортимента реализуемых товаров, его широты, глубины и структуры является одной из основных задач любого торгового предприятия. На данном этапе развития экономики существует важнейшее направление - улучшение качества предоставляемых услуг предприятия. Это связано с тем, что сейчас выживаемость фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

Конкурентоспособность фирмы обусловлена пониманием того, что качество формирования ассортимента продукции является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей, а так же фактором, отражающим проявление того, как хозяйственная единица (фирма, предприятие) умеет организовывать и управлять процессом производства, насколько эффективно она это делает.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что работа актуальна на сегодняшний день.

Цель исследования: изучить факторы и способы формирования ассортимента. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть значение и функции формирования ассортимента

. Изучить факторы формирования ассортимента в России, узнать об их особенностях

. Сделать выводы на основе полученных результатов.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

анализ различной литературы;

анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы;

Объект исследования курсовой работы:

Ассортимент торговых предприятий

Предмет исследования:

Формирование товарного ассортимента торговых предприятий.

товарный ассортимент розничная торговля


Формирование оптимального торгового ассортимента предприятия розничной торговли


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.