Тема 5. СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 5. СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

2020-04-01 173
Тема 5. СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы:

1.Проблема определения слова.

2.Проблемы отдельности и тождества слова.

3.Лексическое значение.

4.Грамматическое значение.

5.Части речи и члены предложения.

6.Деривационное значение.

7.Стилистическое значение.

 

Подвопросы:

1)Что такое фонетическое слово (фонослово)? Приведите пример.

2)Что такое клитики? Какими они бывают? Приведите примеры.

3)В чем недостаточность «фонетического» определения слова?

4)Что такое графическое слово? В чем недостаточность «графического» определения слова?

5)Что такое слово с морфологической точки зрения? В чем недостаточность «морфологического» определения слова?

6)Что такое синтаксическое слово (синтаксема)? В чем недостаточность «синтаксического» определения слова?

7)Что такое слово с лексико-семантической точки зрения? В чем достоинства этого определения и в чем его недостаточность?

8)Какие пять классов слов принято выделять с семантической (семасиологической) точки зрения?

9)Что такое слова-названия? Какую основную функцию они выполняют в языке?

10)Какую основную функцию выполняют имена собственные?

11)Какие слова выполняют дейктическую и указательную функции? В чем заключаются эти функции?

12)Какую функцию выполняют в языке междометия?

13)Какие функции выполняют в языке служебные слова?

14)Назовите имена лингвистов, призывавших отказаться от научного понятия «слово» как он «неопределенного». В чем несостоятельность этой точки зрения? Кто из ученых с нею спорил?

15)Кто из ученых посвятил специальные статьи проблемам отдельности и тождества слова?

16)В чем сущность проблемы отдельности слова?

17)В чем сущность проблемы тождества слова?

18)Что такое формы слова и варианты слова? Приведите примеры.

19)Приведите примеры форм слова, вариантов слова и паронимов.

20)Назовите три основные теории лексического значения.

21)В чем сущность «предметной» теории лексического значения? Кто из ученых ее придерживался? В чем ее основной недостаток.

22)В чем сущность «понятийной» теории лексического значения? Кто из ученых ее придерживался? В чем ее основной недостаток?

23)Что такое понятие?

24)Перечислите основные различия между лексическим значением и понятием.

25)Приведите примеры выражения одного понятия разными языковыми средствами.

26)Что такое «внутренняя форма слова»? Приведите примеры. Кто из отечественных ученых ввел в научный обиход это понятие? Кто из зарубежных ученых первым ввел понятие «внутренняя форма языка»?

27)В каком смысле справедливо утверждение, что лексическое значение богаче и содержательнее понятия? Покажите это на примерах.

28)В каком смысле справедливо утверждение, что понятие богаче и содержательнее лексического значения?

29)Что такое ближайшее и дальнейшее значения слова? Какое из этих «значений» следует считать лексическим значением слова? Кто ввел в научный обиход эти понятия?

30)В чем сущность «теории отношений»? Дайте возможные определения лексического значения с позиций этой теории.

31)В чем основные достоинства «теории отношений»?

32)Что такое семантический треугольник? Кто ввел в научный обиход это понятие?

33)Что такое денотат (денотативное значение)?

34)Что такое референт (референтное значение)?

35)Что такое десигнат (сигнификат, сигнификативное значение)?

36)В чем сущность интегративной концепции лексического значения? Покажите на примере разных слов соотношение денотативного, референтного и сигнификативного компонентов лексического значения.

37)Что такое грамматическое значение?

38)Перечислите основные различия между грамматическим и лексическим значениями. Разъясните их на примерах.

39)Что такое части речи?

40)Что такое члены предложения?

41)Как соотносятся части речи и члены предложения?

42)Назовите принципы классификации частей речи (3 принципа).

43)В чем сущность логико-семантического принципа классификации частей речи? Кто из ученых клал этот принцип в основу классификации частей речи?

44)В чем сущность синтаксического принципа классификации частей речи? Кто из ученых клал этот принцип в основу классификации частей речи?

45)В чем сущность морфологического принципа классификации частей речи? Кто из ученых клал этот принцип в основу классификации частей речи?

46)Какие части речи выделяет в современном русском литературном языке традиционная классификация?

47)Перечислите члены предложения.

48)Что такое подлежащее (субъект)?

49)Что такое сказуемое (предикат)?

50)Что такое дополнение (объект)?

51)Что такое определение (атрибут)?

52)Что такое приложение?

53)Что такое обстоятельство?

54)Что такое деривационное значение? Приведите примеры.

55)Что такое словообразовательный тип (модель)? Приведите примеры.

56)Перечислите основные свойства деривационного значения (в сравнении с лексическим и грамматическим).

57)Какое слово называют производным, а какое – производящим? Приведите примеры. Могут ли непроизводные слова иметь деривационное значение?

58)Что такое фразеологичность (идиоматичность) семантики производного слова? Приведите примеры.

59)Приведите примеры слов, у которых лексическое значение совпадает с деривационным. Как называют такой тип лексического значения?

60)Что такое стилистическое значение (стилистическая окраска, коннотация)? Приведите примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов.

61)Как соотносятся стилистическое и лексическое значения? Приведите примеры их взаимодействия в слове. Какова точка зрения на эту проблему у А. А. Реформатского, Д. Н. Шмелева и нек. др. ученых?

62)Какие компоненты выделяют в стилистическом значении?

63)Что такое функционально-стилевой компонент стилистического значения?

64)Что такое эмоционально-оценочный компонент стилистического значения?

65)Что такое экспрессивный компонент стилистического значения?

 

Термины: фонослово,  клитики, проклитики, энклитики, синтаксема, лексема; слова-названия, имена собственные, местоимения, дейктические слова, междометия, служебные слова; номинативная, номинативно-опознаваетльная, дейктическая, указательная, экспрессивная (выразительная) функции слова; формы слова, варианты слова; лексическое значение, понятие, внутренняя форма слова, ближайшее значение слова, дальнейшее значение слова; денотат, референт, десигнат (сигнификат); грамматическое значение; части речи, члены предложения, подлежащее (субъект), сказуемое (предикат), дополнение (объект), определение (атрибут), приложение, обстоятельство; деривационное значение, словообразовательный тип (модель), производящее слово, производное слово, фразеологичность (идиоматичность) как тип семантики слова; стилистическое значение (стилистическая окраска, коннотация); стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика; функционально-стилевой, эмоционально-оценочный и экспрессивный компоненты стилистического значения; оценочность (эмоциональная и интеллектуальная), экспрессивность, образность, тропы.

Персоналии: А. И. Смирницкий, И. Е. Аничков, Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. И. Томсон, А. М. Пешковский, Э. Сепир, Г. Шухардт, Т. П. Ломтев, Ю. С. Степанов, Д. Н. Шмелев, С. Д. Кацнельсон, А. А. Реформатский, А. А. Потебня, В. фон Гумбольдт, Б. Н. Головин, В. В. Колесов, Ч. Огден, А. Ричардс, Аристотель, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский, М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, Н. И. Греч, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов.

 

Литература:

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 2007. Глава II. Лексикология.

2. Маслов Ю. С. Основы языкознания. М., 2004. Глава III, Лексикология.

3. Смирницкий А. И. К вопросу о слове: Проблема «отдельности слова» // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

4. Смирницкий А. И. К вопросу о слове: Проблема «тождества слова» // Там же.

 

 

5. Аничков И. Е. Об определении слова // Аничков И. Е. Труды по языкознанию. М., 1997.

6. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. Глава VII. Проблема значения языкового знака

7. Земская Е. А. Словообразование // Современный русский язык /Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1997.

8. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М., 2004.

9. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002. Часть I. Глава 1.

10. Левицкий Ю. А. Общее языкознание. М., 2007. Понятие значения.

11. ЛЭС. Статьи «Денотат», «Десигнат» («Обозначаемое»), «Лексическое значение слова», «Лексикология», «Грамматическое значение», «Коннотация».

12. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в очерках и извлечениях. Часть I. М., 1960.

13. Потебня А. А. Мысль и язык // Там же.

14. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975. Лексика и семантика. Глава I.

15. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. Глава I. Слово как единица лексики.


Тема 6. МЕТОДЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Основные вопросы:

1.Синхрония и диахрония.

2.Методы синхронного изучения языков.

3.Методы диахронического изучения языков.

 

Подвопросы:

1)Что такое синхрония?

2)Что такое синхронный срез?

3)Что такое диахрония?

4)Кто из языковедов ввел понятия «синхрония» и «диахрония» как противопоставленные друг другу и настаивал на необходимости раздельного рассмотрения языка в синхронии и диахронии?

5)В чем сущность точки зрения И. А. Бодуэна де Куртенэ на соотношение синхронии и диахронии, статики и динамики в языке?

6)Как смотрели на соотношение синхронии и диахронии представители Пражского лингвистического кружка?

7)Какой метод изучения языка является самым древним? Какое изучение языка – синхронное или диахроническое – сложилось раньше? Чем это обусловлено?

8)Перечислите основные методы синхронного изучения языка.

9)В чем сущность синхронно-описательного метода? Кратко охарактеризуйте исторические условия зарождения синхронно-описательного метода.

10)В чем сущность методов структурного анализа языка? Приведите примеры структурных методов.

11)В чем сущность сопоставительно-типологического метода?

12)Чем контрастивная грамматика отличается от сопоставительной?

13)Приведите примеры инструментально-экспериментальных лингвистических методов.

14)В чем сущность метода стилистического эксперимента? В трудах каких отечественных ученых он был разработан?

15)Какова задача диахронического изучения языка? Почему именно диахроническое изучение языка является подлинно научным?

16)Перечислите основные методы диахронического изучения языка.

17)В чем сущность сравнительно-исторического метода?

18)Что такое праязык? Что такое праформа (архетип)?

19) Приведите какой-либо пример применения сравнительно-исторического метода.

20) В чем сущность метода внутренней реконструкции?

21) Приведите какой-либо пример применения метода внутренней реконструкции.

22)В чем сущность историко-сравнительного метода? Почему о нем говорят, что он находится на стыке внутренней и внешней реконструкции?

23)Приведите какой-либо пример применения историко-сравнительного метода.

24)В чем сущность метода лингвистической географии (метода исторической интерпретации изоглосс)?

25)Что такое изоглосса?

26)Приведите какой-либо пример применения метода лингвистической географии для исторического объяснения языковых фактов.

27)В чем сущность метода диахронической стилистики? Охарактеризуйте, как этот метод применяется В. В. Колесовым в книге «Древнерусский литературный язык».

28)Назовите имена европейских и русских ученых, впервые высказавших идеи родства языков (не менее трех).

29)Когда зародился сравнительно-исторический метод? С каким событием в языкознании связано зарождение сравнительно-исторического метода? Каковы заслуги В. Джоунза перед языкознанием?

30)Назовите основоположников сравнительно-исторического языкознания. Каковы заслуги А. Шлейхера перед языкознанием?

Термины: синхрония, синхронный срез, диахрония; синхронно-описательный метод; методы структурного анализа, дистрибутивный метод, метод компонентного анализа, сопоставительно-типологический метод, дистрибуция, сема, инструментально-экспериментальные методы, метод стилистического эксперимента; сравнительно-исторический метод, праязык, праформа (архетип), историко-сравнительный метод, метод внутренней реконструкции, метод лингвистической географии (исторической интерпретации изоглосс), метод диахронической стилистики.

Персоналии: Ф. де Соссюр, Р. О. Якобсон, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, А. Мейе, В. В. Колесов, Г. Постелл, И. -Ю. Скалигер, Ю. Крижанич, Г.-В. Лейбниц, Л. Тен-Кате, М. В. Ломоносов, В. Джоунз, П. С. Паллас, Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков, А. Шлейхер.

 

Литература:

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 2007. Глава I. §5. Синхрония и диахрония.; Глава II. §25. Лексикография. Глава III. §42. Методы и приемы экспериментальной фонетики. Глава VI. Классификация языков.

2. Маслов Ю. С. Основы языкознания. М., 2004. Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение.

 

3. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.

4. Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.

5. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989. Раздел I.

6. ЛЭС. Статьи «Синхрония». «Диахрония», «Сопоставительный метод», «Сравнительно-исторический метод», «Сравнительно-историческое языкознание», «Типология», «Лингвистическая география», «Дистрибутивный анализ», «Компонентного анализа метод».

7. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

8. Общее языкознание: Методы лингвистических исследований /Отв. ред. Б. А. Сереберенников. М., 1973.

9. Степанова М. Д. Методы синхронного анализа лексики. М., 1969.

10. Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.