Тема 10. Письменность и литературный язык — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 10. Письменность и литературный язык

2020-04-01 218
Тема 10. Письменность и литературный язык 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы:

1.Этапы развития письма.

2.Графика.

3.Орфография.

4.Пунктуация.

5.Литературный язык.

6.Нормы литературного языка.

7.Стили литературного языка.

 

Подвопросы:

1)Что такое письмо в широком и узком смысле?

2)Перечислите основные этапы развития начертательного письма.

3)Что такое пиктография? Приведите примеры пиктографического письма.

4)Что такое логография? Приведите примеры логографического письма.

5)Что такое идеография? Приведите примеры идеографического письма.

6)Что такое силлабография? Приведите примеры силлабического письма.

7)Что такое фонемография? Приведите примеры фонематического письма.

8)Какие разделы входят в теорию письма? Чем теория письма отличается от истории письма?

9)Что изучает палеография?

10)Что изучает графика?

11)Что такое графема? На какие две группы подразделяются графемы в алфавитных языках?

12)Что такое графическая система?

13)Что такое принцип графики? Перечислите основные принципы графики.

14)В чем сущность фонематического принципа графики? Приведите примеры языков, графические системы которых основываются на фонематическом принципе.

15)В чем сущность силлабического принципа графики? Приведите примеры языков, графические системы которых основываются на силлабическом принципе.

16)В чем сущность идеографического принципа графики? Приведите примеры языков, графические системы которых основываются на идеографическом принципе.

17)Какие написания называются опорными?

18)В чем отличие орфографии от графики?

19)Что изучает орфография? Какие 4 группы правил включает в себя орфография?

20)Что такое принцип орфографии? Перечислите основные принципы орфографии.

21)В чем сущность фонетического принципа орфографии? Приведите примеры языков, орфографии которых основываются на фонетическом принципе.

22)В чем сущность исторического принципа орфографии? Приведите примеры языков, орфографии, которых основываются на историческом принципе.

23)Как еще называют исторический принцип орфографии и исторические написания? Почему?

24)В чем сущность морфологического принципа орфографии? Приведите примеры языков, орфографии которых основываются на морфологическом принципе.

25)Что такое дифференцирующие написания? Приведите примеры.

26)В чем сущность принципа транскрипции как частного орфографического принципа?

27)В чем сущность принципа транслитерации как частного орфографического принципа?

28)Что изучает пунктуация?

29)Каково происхождение современных знаков препинания? Когда и где сложилась современная система знаков препинания, используемая в европейских системах письма?

30) Что такое принцип пунктуации? Перечислите принципы пунктуации.

31)На каком принципе основывается русская пунктуация? Какого мнения придерживаются по этому вопросу разные ученые?

32)Каково происхождение термина «литературный язык»? Почему понятие «литературный язык» нельзя считать синонимом понятия «письменный язык»?

33)Какова структура национального языка?

34)Что такое просторечие?

35)Что такое территориальные диалекты?

36)Что такое социальные диалекты?

37)Что такое литературный язык?

38)Кратко охарактеризуйте основные признаки литературного языка.

39)Кратко охарактеризуйте основные признаки нормы.

40)Что такое кодификация и скрытая кодификация? Кому принадлежит термин «скрытая кодификация»?

42)Дайте определение нормы.

43)Что такое узус? Как соотносятся норма и узус?

44)Назовите основные функции нормы.

45)В чем сущность селективной функции нормы?

46)В чем сущность стабилизирующей функции нормы?

47)Перечислите основные виды норм.

48)Что такое стиль в общефилософском смысле (в самом общем смысле, применительно к любому явлению)?

49)Что такое стиль литературного языка?

50)Почему стиль – явление историческое? Какие стили выделяют исследователи в современном русском литературном языке?

 

Термины: письмо, начертательное письмо, пиктография, логография, идеография, силлабография, фонемография; графика, графема, графическая система, алфавит, принцип графики, принципы графики: фонематический, силлабический, идеографический; опорные написания; орфография, орфограмма, принцип орфографии, принципы орфографии: фонетический, исторический (традиционный, традиционно-исторический, конвенциальный, иррациональный), морфологический; дифференцирующие написания, принцип транскрипции, принцип транслитерации; пунктуация, принцип пунктуации, принципы пунктуации: логический (смысловой), интонационный, синтаксический; литературный язык, просторечие, диалекты (территориальные и социальные), жаргоны, арго, сленг; норма, кодификация, скрытая кодификация, узус; функции нормы: селективная и консервативная (стабилизирующая); виды норм: орфографические, пунктуационные, орфоэпические (произносительные и акцентологические), словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, стилистические; стиль литературного языка.

 

Персоналии: А. Б. Шапиро, А. Х. Востоков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, С. К. Булич, Л. В. Щерба, Е. А. Земская, Р. А. Будагов, Ф. П. Филин, М. В. Ломоносов, В. В. Колесов, Е. Д. Поливанов, А. И. Горшков, В. В. Виноградов.

 

Литература:

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 2007. Глава V. Письмо.

2. Маслов Ю. С. Основы языкознания. М., 2004. Глава VII. Письмо.

3. ЛЭС. Статьи «Письмо», «Графика», «Орфография», «Пунктуация», «Литературный язык», «Норма», «Стиль».

 

 

4. Будагов Р. А. Литературные языки и языковые стили. М., 1967. Гл. 1, 2.

5. Будагов Р. А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978. Глава 5. Споры вокруг понятия нормы литературного языка.

6. Виноградов В. В. Литературный язык // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

7. Виноградов В. В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития // Там же.

8. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. М, 1984. Раздел «Теоретические сведения о русском литературном языке» (Гл.1-3).

9. Истрин В. А. Развитие письма. М., 1964.

10. Пешковский А. М. Объективная и нормативная точки зрения на язык // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в очерках и извлечениях. Часть II. М., 1960.

11. Филин Ф. П. Истоки и судьбы русского литературного языка // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

12. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

 

 

 


III. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Правила оформления конспектов

Конспектирование – это краткое цитатное изложение содержания прочитанной работы.

Требования к конспекту:

1) полное указание всех выходных данных конспектируемой книги или статьи в следующем порядке: фамилия автора, инициалы, название работы (без кавычек), место и год издания;

2) точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <… >;

3) обязательное указание страницы, с которой взята цитата (страницы конспектируемого источника должны проставляться на всём протяжении конспекта);

4) в конспекте обязательны поля; на поля выносятся:

а) собственные подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;

б) страницы конспектируемой работы;

в) собственные замечания по поводу конспектируемого;

г) ссылки на другие работы, в которых содержится та же точка зрения или противоположные.

5) Если внутри работы цитируются другие авторы, то при конспектировании следует точно передать текст цитаты и вынести на поля все имеющиеся сведения (выходные данные) о цитируемой работе.

6) При конспектировании часть конспекта может представлять не точную цитацию источника, а пересказ «своими словами». В таком случае вся та часть конспекта, в которой содержание конспектируемой работы передано не дословно, заключается в угловые скобки: < >.

7) Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.

План – это перечень в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в конспектируемом (реферируемом) тексте. План может быть:

а) простой;

б) сложный, или развернутый (наряду с пунктами содержит подпункты);

в) тезисный, или тезисы (кратко раскрывается содержание каждого пункта, приводится по 1-2 ярких примера).

Требования к плану:

- соответствие теме и содержанию произведения;

- целенаправленность;

- стройность и логичность;

- единое основание деления;

- соразмерность основных частей;

- желательно, чтобы все части плана были оформлены предложениями одного типа;

- объем плана – не более 1 стр. письменного или машинописного текста (план должен быть обозримым).

Форма представления конспектов: в ученической тетради в рукописном виде.

Предостережение: конспекты, выполненные на компьютере или с помощью иной множительной техники, к рассмотрению не принимаются!

Задание 1. Законспектировать вводную часть «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра.

Источник: Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть I. М., 1960.

План конспекта:

1)Определение языка и речевой деятельности (с.324-325).

2)Вопрос о сущности языка (с. 327).

3)Понимание лингвистики как раздела семиологии (с.327).

4)Лингвистика языка и лингвистика речи (с.329, абз.5-6, 330).

5)Внутренние и внешние элементы языка. Вывод Ф. де Соссюра о необходимости самостоятельного изолированного изучения «собственно внутренней системы языка» в отвлечении от «внешних» элементов. Аргументация Соссюра (с.332).

Задание 2. Законспектировать §§1,5,10,13,14 из учебного пособия Г. О. Винокура «Введение в изучение филологических наук»

Источник: Винокур Г. О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000.

План конспекта:

1.Общее понятие о филологии (§1).

2.Становление и развитие филологии (§5).

3.Общее определение филологии (§10).

4.Становление языкознания как самостоятельной науки.

История взаимоотношений языкознания и филологии (§13).

5.Циклизация филологических наук (§14).

 

 

Задание 3. Фонетика. Законспектировать вводный раздел книги Л. В. Щербы «Фонетика французского языка».

Источник: Щерба Л. В. Фонетика французского языка // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

План конспекта:

1.Что такое звук речи? (§14)

2.Что такое фонема? (§16)

3.Что такое оттенки фонемы? Какими они бывают? Типичный оттенок фонемы (§16)

4.Почему мы обычно не замечаем различных оттенков одной и той же фонемы родного языка? В чем специфика изучения фонетической системы иностранного языка? (§18)

5.Три аспекта изучения звуковых явлений: физический, психофизиологический, лингвистический (§19)

6.Что такое слог? (§86)

7.Какая фонема в слоге называется слогообразующей, какие – неслогообразующими? (§86)

 

Задание 4. Фонетика. Законспектировать в форме терминологического словарика раздел «Фонетика» по учебнику А. А. Реформатского. Дать определение следующих понятий:

Акустический аспект фонетики:

акустика

высота звука

сила звука (амплитуда)

длительность звука (долгота)

тембр звука

тон

шум

резонанс, резонатор

обертоны, форманта

Физиологический (артикуляционный) аспект фонетики:

речевой аппарат (скопировать рисунок)

артикуляция

этапы артикуляции: приступ (экскурсия), выдержка, рекурсия (отступ)

Акустическая классификация звуков:

гласные

сонорные согласные (сонанты)

шумные звонкие

шумные глухие

вокализм

консонантизм

Артикуляционная классификация согласных звуков (скопировать таблицу)

по способу образования:

щелевые (фрикативные, спиранты)

смычные

взрывные

аффрикаты (смычно-фрикативные)

носовые (назальные)

боковые (латеральные)

дрожащие (вибранты)

по месту образования:

губные

язычные (передне-, средне-, задне-)

зубные

небные (передне-, средне-, задне-)

смычно-гортанные

твердые (велярные) согласные

мягкие (палатальные) согласные

палатализация

веляризация


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.