Анализ численности работников, производительности труда и заработной платы в вагонном депо Брест — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анализ численности работников, производительности труда и заработной платы в вагонном депо Брест

2020-04-01 134
Анализ численности работников, производительности труда и заработной платы в вагонном депо Брест 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структуру и численность работников вагонного депо Брест устанавливает и утверждает начальник Брестского отделения дороги.

Проанализируем динамику среднесписочной численности работающих в вагонном депо Брест за пять лет.

 

Таблица 1.11 - Динамика среднесписочной численности работающих

Показатель

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Среднесписочная численность, чел.

958 926 943 946 949
Абсолютный прирост, чел. по цепной схеме   -32 17 3 3
  по базисной схеме   -32 -15 -12 -9
Темп роста, % по цепной схеме 100 96,7 101,8 100,3 100,3
  по базисной схеме 100 96,7 98,4 98,7 99,1
Темп прироста, % по цепной схеме   -3,3 1,8 0,3 0,3
  по базисной схеме   -3,3 -1,6 -1,3 -0,9

Рисунок 1.10 - Динамика среднесписочной численности работающих за период с 2004 г. по 2008 г.

 

Таблица 1.12 - Структура среднесписочной численности работающих

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

  чел. уд. вес,%  чел. уд. вес,%  чел. уд. вес,% чел. уд. вес,% чел. уд. вес,%
Среднесписочная численность 958 100 926 100 943 100 946 100 949 100
в т. ч. по перевозкам 936 97,7 908 98,1 918 97,3 912 96,4 923 97,3
по прочим видам деятельности 22 2,3 18 1,9 25 2,7 34 3,6 26 2,7

Рисунок 1.11 - Структура среднесписочной численности работающих за 2007 г.

 

Рисунок 1.12 - Структура среднесписочной численности работающих за 2008 г.

 

Анализируя данные таблиц 1.11, 1.12 и рисунков 1.10, 1.11, 1.12 можно сделать следующие выводы. Среднесписочная численность работающих в 2005 году снижена по отношению к 2004 году на 32 человека и составила 926 чел., в частности, численность по перевозкам составила 908 чел., то есть, снижена на 28 чел. к аналогичному периоду прошлого года. Среднесписочная численность работающих за 2006 год составила 943 чел., в частности, численность по перевозкам составила 918 чел., то есть, увеличилась на 17 и 10 чел. по отношению к 2005 году соответственно. Темп роста среднесписочной численности работающих в 2007 году составил 100,3% к 2006 году и 98,7% к 2004 году.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в 2008 году произошел рост среднесписочной численности работающих на 3 чел. в связи с тем, что в 2007 году производился капитальный ремонт грузовых вагонов раздельным методом ремонта (ремонт экипажной части вагона), а в 2008 году производился полный капитальный ремонт грузовых вагонов.

По перевозкам среднесписочная численность работающих в 2008 году составила 923 чел. и увеличилась к отчету соответствующего периода прошлого года на 11 чел., в связи с увеличением объемов работ по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов.

Среднесписочная численность работающих по прочим видам деятельности за 2008 год составила 26 чел., снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 8 чел., в связи с уменьшением объема работ по модернизации тележек модели 18-100 и установке кодовых бортовых датчиков.

Важнейшим показателем эффективности работы вагонного депо Брест является производительность труда. Производительность труда характеризует эффективность трудовой деятельности человека в сфере производства и определяется количеством продукции, произведенной в единицу времени одним работником.

На производительность труда оказывают влияние такие факторы, как научно-технический прогресс, инвестиционная политика, объем капитальных вложений, рациональное использование производственных фондов, численность рабочей силы и ее распределение. Производительность труда увеличивается по мере улучшения профессиональной подготовки, образования работников, обеспеченности высокопроизводительными машинами и оборудованием и лучшей организацией производства.

Благодаря повышению производительности достигается высвобождение работников, что обеспечивает прирост объемов производства.

Проанализируем динамику производительности труда в вагонном депо Брест за пять лет.

 

Таблица 1.13 - Динамика производительности труда

Показатель

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Производительность труда, прив.ед. на одного работника

4883,4 5134,8 5428,5 5660,5 5740,6
Абсолютный прирост, прив.ед. по цепной схеме   251,4 293,7 232 80,1
  по базисной схеме   251,4 545,1 777,1 857,2
Темп роста, % по цепной схеме 100 105,1 105,7 104,3 101,4
  по базисной схеме 100 105,1 111,2 115,9 117,6
Темп прироста, % по цепной схеме   5,1 5,7 4,3 1,4
  по базисной схеме   5,1 11,2 15,9 17,6

 

Из таблицы 1.13 и рисунка 1.13 видно, что производительность труда работников вагонного депо Брест ежегодно возрастает. За пять лет прирост этого показателя достиг 17,6%, и в 2008 году производительность труда составила 5740,6 прив. ед. Это связано с увеличением объема работ, разработкой и внедрением мероприятий по высвобождению контингента и снижению эксплуатационных расходов.

 

Рисунок 1.13 - Динамика производительности труда за период с 2004 г. по 2008 г.


Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования труда. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство предприятия должно четко связать заработную плату с показателями производительности труда, выпуском продукции.

Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности самого работника и членов его семьи. Иными словами, заработная плата - это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Оплата труда работников вагонного депо Брест производится в соответствии с действующими в Республике Беларусь Положениями и стандартами. Должностные оклады руководителям, специалистам и служащим и месячные тарифные ставки рабочим депо устанавливаются в соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, приказом Начальника Белорусской железной дороги «О совершенствовании механизма оплаты труда работников Белорусской железной дороги», №144Н, введенного в действие 29.03.2007 г., а также тарифной ставкой I-го разряда, утверждаемой Начальником Белорусской железной дороги. Тарификация и присвоение квалификационных разрядов и категорий рабочим и служащим производится по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Среднемесячная заработная плата - показатель, характеризующий в среднем уровень денежной заработной платы одного работника (группы работников) за месяц.

Анализ динамики среднемесячной заработной платы за пять лет заключает в себе важное условие - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, различиями в методике расчета показателей и так далее. Для приведения данных в сопоставимый вид используем индекс потребительских цен.

 

Таблица 1.14- Структура доходов

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

  млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,%
Доходы в сопоставимом виде, всего 23418 100 31508 100 50900 100 41241 100 42824 100
в т. ч. от перевозок 22881 97,7 30909 98,1 50211 98,6 39169 95 40107 93,7
от ПВД 537 2,3 599 1,9 689 1,4 2072 5 2717 6,3

 

Рисунок 1.14 - Структура доходов за 2007 г.


Рисунок 1.15 - Структура доходов за 2008 г.

 

Из таблицы 1.16 и рисунков 1.16 и 1.17 видно, что в структуре доходов за рассматриваемый период преобладают доходы от перевозок (97,7% и 93,7% в 2004 и 2008 году соответственно).

На основании данных таблиц 1.15, 1.16 и рисунков 1.15, 1.16, 1.17 можно сделать вывод, что до 2006 года в вагонном депо Брест наблюдался рост доходов. Так, темп роста данного показателя в 2006 году составил 217,4% к 2004 году, доходы составили 50900 млн. руб. Затем произошел спад анализируемого показателя, и в 2007 году темп роста составил 176,1% к 2004 году. Это связано с уменьшением доходов от перевозок (на 11042 млн. руб. по сравнению с 2006 годом); в то время как доходы от подсобно-вспомогательной деятельности в этот период увеличились (на 1383 млн. руб. по сравнению с 2006 годом). В 2008 году наблюдается повышение доходов от подсобно-вспомогательной деятельности на 31,13% по сравнению с 2007 годом, что связано с получением доходов за счет модернизации грузовых вагонов и тележек, деповского ремонта вагонов предприятиям других ведомств, погрузки, выгрузки пассажирских тележек для РФ, работы столовой, буфета, производства товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, услуг сторонним организациям, деповского и капитального ремонта, шестимесячной ревизии пассажирских тележек для РФ, Чехии, Словакии. Вследствие этого произошли изменения в структуре доходов: увеличилась доля доходов от подсобно-вспомогательной деятельности с 1,4% в 2005 году до 5 % в 2006 году и соответственно уменьшилась доля доходов от перевозок с 98,6% в 2005 году до 95% в 2006 году. Доходы депо за период с 2007 по 2008 год увеличились на 1583 млн. руб. и составили 42824 млн. руб. в 2008 году.

Необходимым условием нормальной деятельности предприятия является своевременное обеспечение денежными средствами хозяйственной деятельности. Расходы на производство и реализацию продукции составляют текущие затраты.

Текущие затраты железных дорог на перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты называют эксплуатационными расходами. Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость - один из важнейших показателей коммерческой деятельности предприятия.

Они состоят из стоимости используемой на производстве продукции, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных расходов.

Расходы Белорусской железной дороги планируются и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, представляющей собой перечень статей расходов по определенной системе. В соответствии с номенклатурой учет и планирование расходов ведется по двум видам деятельности: эксплуатационной (перевозочной) и подсобно-вспомогательной.

Проведем анализ динамики и структуры расходов вагонного депо Брест за период с 2004 по 2008 год с учетом приведения данных в сопоставимый вид.

 

Таблица 1.15 - Динамика расходов

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

 

Расходы, млн.руб.

14052

20668

36975

33284

35441

 

Расходы в сопоставимом виде, млн.руб.

20547

27983

46962

37711

35441

 
Абсолютный прирост, млн. руб.

по цепной схеме

 

7436

18979

-9251

-2270

 

по базисной схеме

 

7436

26415

17164

14894

Темп роста, %

по цепной схеме

100

136,2

167,8

80,3

94,0

 

по базисной схеме

100

136,2

228,6

183,5

172,3

Темп прироста, %

по цепной схеме

 

36,2

67,8

-19,7

-6

 

по базисной схеме

 

36,2

128,6

83,5

72,3

                         

 

Рисунок 1.16 - Динамика расходов за период с 2004 г. по 2008 г.

 

Таблица 1.16 - Структура расходов

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

  млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,% млн. руб. уд. вес,%
Расходы в сопоставимом виде, всего 20547 100 27983 100 46962 100 37711 100 35441 100
в т. ч. от перевозок 20169 98,2 27590 98,6 46531 99,1 35970 95,4 33493 94,5
от ПВД 378 1,8 393 1,4 431 0,9 1741 4,6 1948 5,5

Рисунок 1.17 - Структура расходов за 2007 г.

 

Рисунок 1.18 - Структура расходов за 2008 г.

 

Данные таблиц 1.17, 1.18 свидетельствуют об изменении как абсолютной суммы, так и структуры расходов на протяжении периода с 2004 по 2008 год. В 2006 году общая сумма расходов достигла максимума за анализируемый период, темп роста данного показателя составил 228,6% к 2004 году. Далее наблюдается снижение уровня расходов, и в 2008 году темп роста составил 172,3%, прирост - 72,3% к 2004 году. Это в большей степени связано с изменением структуры расходов. Так, в 2007 году удельный вес расходов от перевозок составил 95,4%, от ПВД - 4,6%, а в 2008 году удельный вес расходов от перевозок уменьшился по отношению к предыдущему году и составил 94,5%, от ПВД - увеличился и составил 5,5%. Необходимо отметить, что общая сумма расходов в 2008 году составила 35441 млн. руб., в том числе от перевозок - 33493 млн. руб., от ПВД - 1948 млн. руб.

Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, топливо, электроэнергию, амортизацию основных фондов, отчислений на социальные нужды, расходы на материалы и прочие. По элементу «фонд оплаты труда» отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, но занятых в эксплуатационной деятельности. По элементу «отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения. В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений. В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели. В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой, на технологические, энергетические, осветительные и другие нужды предприятия. По элементу «амортизация основных фондов» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм амортизации. К прочим расходам относят: налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по кредитам, затраты на командировки и так далее.

При анализе затрат на перевозки прежде всего устанавливается степень изменения всей суммы расходов и каждого ее элемента.

Проанализируем структуру эксплуатационных расходов вагонного депо Брест за 2007 и 2008 годы с учетом приведения данных в сопоставимый вид.

 

Таблица 1.17 - Структура эксплуатационных расходов

Наименование Ед. изм.

Отчет

Темп роста,%

Удельный вес, %

    2007 г. 2008 г.   2007 г. 2008 г.
Фонд оплаты труда млн.руб. 9535 9830 103,1 26,5 29,3
Отчисления на социальные нужды млн.руб. 3670 3918 106,8 10,2 11,7
Материалы млн.руб. 5537 6884 124,3 15,4 20,6
Топливо млн.руб. 168 190 113,1 0,5 0,6
Электроэнергия млн.руб. 466 445 95,5 1,3 1,3
Амортизация млн.руб. 904 990 109,5 2,5 3,0
Прочие млн.руб. 15691 11236 71,6 43,6 33,5
Итого: млн.руб. 35970 33493 93,1 100 100

 

Рисунок 1.19 - Структура эксплуатационных расходов за 2007 г.


Рисунок 1.20 - Структура эксплуатационных расходов за 2008 г.

 

Как видно из таблицы 1.19 и рисунков 1.21, 1.22, наибольшую долю в структуре эксплуатационных расходов занимают прочие расходы, причем их доля в общей сумме эксплуатационных расходов в 2008 году составила 33,5%, что меньше их доли на 2007 год (43,6%). Это изменение произошло в связи с тем, что с ВРЗ Гомель было недополучено 589 колесных пар для производства деповского ремонта грузовых вагонов. Доля расходов на оплату труда в 2008 году увеличилась по отношению к 2007 году и составила 29,3% или 9830 млн. руб., в связи с увеличением процента за выслугу лет с февраля месяца 2008 года, выполнением задания по росту заработной платы, а также увеличением заработной платы работникам ремонтных участков в связи с увеличением объектов ремонтов. Темп роста расходов по элементу затрат «отчисления на социальные нужды» составил 106,8%. По элементу затрат «материалы» расходы увеличились на 1347 млн. руб. по сравнению с 2007 годом. Доля расходов на амортизацию в 2008 году увеличилась по отношению к 2007 году и составила 3%, за счет приобретения и ввода в действие нового оборудования в 2008 году. Также необходимо отметить, что неотъемлемой составляющей эксплуатационных расходов являются расходы на топливо и электроэнергию. Доля затрат на топливо и электроэнергию в 2008 году увеличилась на 0,1% по отношению к 2007 году.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.