Изучение отношения подростков к родине, родному краю, патриотизму — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Изучение отношения подростков к родине, родному краю, патриотизму

2020-04-01 270
Изучение отношения подростков к родине, родному краю, патриотизму 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.

В последнее время проблема патриотизма вообще и патриотического воспитания в частности становится в нашей стране все более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой МОУ СОШ №7 с января по май 2007 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 136 учащихся 13-16 лет школ, из них 59 мальчиков и 77 девочек.

Цель исследования: содействие формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи исследования:

1. Определить уровень осознания понятия «патриотизм» и отношение к нему со стороны подростков.

. Содействовать формированию патриотических чувств, толерантности, гражданского самосознания подростков.

. Выявить роль книги в патриотическом воспитании молодежи.

Объект исследования: учащиеся школы МОУ СОШ №7.

Предмет исследования: патриотизм и гражданственность как духовные ценности.

Гипотеза: большинство подростков настроены патриотически, имеют свой взгляд на это понятие.

Метод исследования: анкетный опрос.

Всего было роздано 136 анкет. В анкете 9 вопросов.

Первый вопрос анкеты «Как ты понимаешь слово «патриот»? По-твоему, патриот - это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать все возможное для своей Родины, т.е. способствует ее процветанию, тот, который любит Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий свое Отечество»; «Он готов ради своей Родины на все»; «Тот, кто живет во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за ее будущее»; «Человек, который готов пожертвовать собой ради процветания Родины» (15 лет, девочка); «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который побывал на военно-патриотических играх, вернее, прошел начальную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и др.

Необходимо отметить, что наибольший процент правильного толкования слова «патриот» смогли дать подростки 13 лет. Причем, 68,4% опрошенных осознают себя гражданами России, их волнует будущее страны, 43,4% - гордятся историей России и Советского Союза, 5,9% - не задумывались над будущим страны, их волнуют личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% респондентов, стольким же безразлична история России.

Ответы на этот вопрос позволяют сделать вывод о том, что абсолютное большинство респондентов считает себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует ее судьба.

На вопрос «Как ты думаешь, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: воспитывает жизнь - 54,7%, семья - 33%, школа - 30,9%, библиотека - 16,9%.

Несколько человек считают, что патриотические чувства воспитываются и в школе, и в семье, и в библиотеке.

Положительный ответ на вопрос «Государственными символами любой страны являются Гимн, Герб, Флаг. Интересует ли тебя история символов России?» дали 71,3% опрошенных, «не интересует» - 6,6%, «не задумывались» над этим вопросом - 22,1%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуется ее историей. Государственные символы вобрали в себя историю народа и его традиции, поэтому ответы на этот вопрос могут только радовать исследователей.

На вопрос «При исполнении Гимна страны спортсмены зарубежных стран, участники делегаций, просто граждане встают и с гордостью поют его вместе с оркестром. У россиян это недостаточно распространено. Почему?» 64% респондентов ответили, что «россияне не придают этому значения», 30,9% - «не знают слов», 10,3% - «стыдятся».

В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52,2% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, для 49% - служить в армии - это долг, патриотизм, 8,8% - уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 1 оппонент посчитал, что «лучше избежать этого любым способом».

Анкетируемым был также задан вопрос о том, как они относятся к информации в СМИ о службе в армии. Считают, что положение дел в армии приукрашивается - 33% опрошенных, воспринимают информацию как объективную - 51,5%, считают, что в прессе много негативного - 11,8%. Два респондента отметили, что в информации на эту тему «практически, все правда», «не любят армию» - трое, обсуждают проблему службы в армии с друзьями - 55,2% опрошенных, не касаются этой темы - 44,8%. Причем эта тема волнует и мальчиков, и девочек.

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, где человек родился и вырос. Отвечая на вопрос «Малая Родина - место, где ты родился, живешь сейчас. Как ты к ней относишься?», 89% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 1,5% - «выбрали бы другую», для 5,9% - «все равно, где жить».

Интересуются информацией по истории России, о великих битвах на Руси, Великой Отечественной войне и военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе - 84,6% респондентов, равнодушны к этим темам - 15,4%.

Как показали результаты, на первом месте у школьников - интерес к теме «Великая Отечественная война» (82%), затем идет информация о военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе (60%). Великими битвами на Руси, историей России интересуются 53% респондентов.

«Может ли книга воспитать патриота?». Уверены в этом - 89,7% респондентов, дали отрицательный ответ - 10,3%.

Таким образом, исследование, проведенное среди учащейся молодежи, показало:

большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. В то же время 12% школьников не смогли объяснить значение слова «патриот»;

по мнению опрошенных, патриотические чувства более всего воспитывает сама жизнь (54,7%), большую роль в этом играют также семья, школа и библиотека;

более половины опрошенных (52,2%) считают, что все должны исполнить свой долг - отслужить в армии. По мнению 48% респондентов, служба в армии - это проявление и долга, и патриотизма;

молодежь интересуется историей своей страны, это подтвердили 84,6% опрошенных, об этом свидетельствует устойчивый интерес школьников к познанию исторического прошлого своей Родины;

чтение книг, считает большинство респондентов, также помогает человеку стать патриотом;

в то же время настораживают ответы части респондентов о том, что их не интересует будущее страны (5,9%), волнуют только личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% опрошенных, стольким же безразлична история России.

 

Содержание и формы патриотического воспитания подростков во внеучебное время

 

Программа школы МОУ СОШ №7 строится по четырём направлениям.

.   Мир народной культуры - наш «духовный родник».

.   Живи Земля, я часть твоей природы.

.   Мы - сыны твои, Россия.

.   Мир красотой спасется.

 

Сентябрь

форма мероприятие содержание
Классный час Моя Родина - Россия», посвященный Году российской государственности Гражданско-патриотическое

 

Октябрь. Месячник экологического воспитания

Классный час День флага Белгородской области Гражданско-патриотическое
Конкурсу детского рисунка «Духовный лик России» Учебно-познавательное

Ноябрь. Месячник «Мир красотой спасется!»

Внеклассные мероприятия «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?» посвященные Дню народного единства Гражданско-патриотическое
Праздничная декада, Посвященная Дню Матери Духовно-нравственное
Посещение музейных уроков.   Учебно-познавательное

 

Декабрь. Месячник «Новый год шагает по планете»

Внеклассные мероприятия «Традиции моей Отчизны». Гражданско-патриотическое
Внеклассные Мероприятия. Декада толерантности «Я такой же как и ты!» (по отдельному плану). Духовно-нравственное
Выставка декоративно-прикладного творчества Рукотворная краса Белогорья», посвященная Году российской государственности. Гражданско-патриотическое
Участие в городском конкурсе «Серебряное Белогорье». Учебно-познавательное

 

Январь. Месячник «Мир народной культуры - наш духовный родник»

Участие в конкурсе творческих работ«Мы за выборы»Гражданско-патриотическое    
Классный час. (ситуативная беседа-диалог) «Как использовать свои права» Гражданско-патриотическое.

 

Февраль. Месячник гражданско-патриотического воспитания, посвященный Году российской государственности

Встреча Организация встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми войны. Гражданско-патриотическое
Конкурс. «Я люблю тебя, Россия». Гражданско-патриотическое
Внеклассные мероприятия Посвященные Дню защитника Отечества «Защита Отечества - защита мира». Духовно-нравственное
Благотворительная акция Благотворительная акция для участников ВОВ «Подарок защитнику». Духовно-нравственное
Конкурс. Подготовка и участие в областном конкурсе вокалистов «Музыкальный калейдоскоп Белгородчины». Духовно-нравственное
День здоровья (еженедельно). Эстафета «А, ну-ка, парни!» - военно-спортивная эстафета. Физкультурно-оздоровительное

Март

Конкурсы Участие в городских парламентских играх «Я-гражданин России» Гражданско-патриотическое
Классный час «Поговорим о народных традициях. Широкая масленица» Духовно-нравственное

 

Апрель. Месячник экологического воспитания «Живи, Земля, мы часть твоей природы!»

Классные часы, беседы, индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями, экскурсии в учебные заведения и на предприятия города Мероприятия в рамках месячника профориентации «Моя профессия - путь к процветанию моей страны» Гражданско-патриотическое
Акция «Поможем братьям нашим меньшим». Духовно-нравственное
Классные часы «Героям космоса посвящается…!», Учебно-познавательное

 

Май. Месячник «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Классные часы-встречи «Этот День Победы!» - праздник микрорайона, посвященный 68-ой годовщине Победы в ВОВ Гражданско-патриотическое
Акция «Цветы для ветерана» Духовно-нравственное
Классные часы О славянской культуре. Духовно-нравственное
Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава!» (на основе творчества Белгородских поэтов). Учебно-познавательное
Военно-спортивная игра «Зарница». Физкультурно-оздоровительное

 

Июнь. Месячник «Здравствуй, лето…»

  «День России». Гражданско-патриотическое
Праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей. «Дети наше будущее» Духовно-нравственное
Военные сборы учащихся   Учебно-познавательное

 


Июль. Месячник «Отдыхать с пользой»

Праздничное мероприятие, «Третье. Великое.» - посвященное битве на Курской Дуге (12 июля). Гражданско-патриотическое
Праздничное мероприятие Посвященное Дню семьи, любви и верности (8 июля) Духовно-нравственное
Праздничное мероприятие Посвященное Дню Крещения Руси (28 июля) Духовно-нравственное

 

Август. Месячник «Лето, лето ты куда спешишь?»

Праздник микрорайона. Возложение цветов к братской могиле. Посвященный Дню освобождения города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. Гражданско-патриотическое
Праздничное мероприятие Посвященное Дню Государственного флага РФ. (22 августа) Духовно-нравственное

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.