Государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи

2020-04-01 318
Государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно А.К Быкову, патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, в том числе детей и молодежи, на сегодняшний день есть проблемы стратегического и оперативно-организационного характера, требующие решения в рамках всего государства. [ 1 ]

Во-первых, существуют значительные риски в эффективности созданной государственной системы патриотического воспитания, поскольку она зиждется на программно-целевом подходе в государственной политике. Суть последнего в том, что государство политически и финансово поддерживает ту сферу жизнедеятельности, которую считает приоритетной. Что произойдет с государственной системой патриотического воспитания, если государство откажет ему в приоритетности и целевом финансировании? Предугадать серьезные негативные последствия такого решения несложно. Пока функционируют госпрограммы, необходимо закладывать условия для того, чтобы комплекс осуществляемых мер по патриотическому воспитанию в министерствах, ведомствах и других исполнителях программ стал традиционно выполняемым объемом деятельности, тогда переход от целевого финансирования к финансированию плановой текущей деятельности не вызовет катастрофического сворачивания всей патриотической работы. Осуществить такой переход будет непросто, поскольку побочный негативный эффект реализуемых федеральных целевых программ виден уже сейчас: многие руководящие должностные лица поддерживают реализацию только целенаправленно финансируемых государством мероприятий. [ 1 ]

Во-вторых, управленческий компонент системы патриотического воспитания требует определенной модернизации. В настоящее время на управленческом уровне не обеспечен должный уровень социальной ответственности субъектов патриотического воспитания - исполнителей госпрограммы - за ее выполнение. Только так можно расценивать тот факт, что за 10 лет выполнения двух государственных программ в некоторых субъектах России так и не были созданы органы, ответственные за организацию и координацию работы по патриотическому воспитанию. В ряде регионов к работе по патриотическому воспитанию граждан по-прежнему проявляется отношение как к кратковременной кампании. В данной ситуации речь может идти или о повышении полномочий головного органа - Росвоенцентра, или о возложении функций этого органа на структуру Правительства Российской Федерации или Администрации Президента Российской Федерации. В действующих управленческих механизмах госпрограмм не урегулированы взаимоотношения головного исполнителя с исполнителями, когда он может их реально не привлекать вообще к выполнению мероприятий. На управленческом уровне не обеспечено тесное взаимодействие основных исполнителей мероприятий программ на уровне министерств с научными организациями (РАН, РАО и др.), общественно-государственными (ДОСААФ) и общественными организациями. Имели место недостатки в информировании граждан о ходе выполнения госпрограмм, привлечении их к участию в реализации программ. Так, по результатам социологического опроса [ 22 ], о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-10 годы» была информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знали об этом и 28% что-то слышали. Не знали о программе - 62%. Большинство опрошенных (86%) указали, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию. [ 1 ]

В-третьих, развитие государственной системы патриотического воспитания нуждается в более тесной сопряженности с другими направлениями государственной политики, в первую очередь, социальной, молодежной и образовательной. Важно, чтобы идеологические по своей сути мероприятия госпрограммы патриотического воспитания опирались на активную государственную социальную политику улучшения материального благосостояния граждан России, повышения уровня социально-правовой защищенности детей и молодежи (защита от насилия, правовые гарантии получения качественного образования, трудоустройства, обеспечения социального и физического здоровья), создающие у них уверенность в завтрашнем дне, возможность реализовать свой личностный потенциал, ценностную самоидентификацию. Развитие государственной молодежной политики и политики в области патриотического воспитания молодежи должно иметь общую плоскость - создание благоприятных условий для активной интеграции подрастающего поколения в социум, его активного вовлечения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества. Государственная образовательная политика и политика в области патриотического воспитания предполагают интеграцию как по общей цели воспитания патриотизма, так и по формированию конкретных сущностных признаков патриотизма: знания истории своей Родины, уважения к прошлому, к традициям и обычаям своего народа; уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремления к укреплению могущества своей страны, готовности к защите Родины, содействия прогрессивном) развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов. Государственная политика в области патриотического воспитания должна быть представлена в содержании всей внутренней политики государства, всех смежных направлений государственной политики: образовательной, социальной и др. Только к федеральным и региональным целевым программам государственную политику по патриотическому воспитанию молодежи свести нельзя, это заведомо малоэффективный путь; эти программы могут быть действенными только при условии дополнения, а не замещения своими адресными мероприятиями всей внутренней государственной политики по укреплению могущества страны, повышению благосостояния населения, созданию благоприятных условий для самореализации молодежи, развитию ее патриотического сознания и поведения. [ 1 ]

В-четвертых, перед государственной системой патриотического воспитания граждан России на уровне подсистемы патриотического воспитания школьников и студентов в образовательных учреждениях стоит несколько проблем. Необходимо решать задачу создания системы патриотического воспитания в каждом образовательном учреждении, повышения эффективности функционирования этих систем. При этом важно исходить из установки, что система патриотического воспитания в каждой школе имеет свои особенности, свои ведущие системообразующие элементы, вытекающие из ее специфики, сильных сторон (мощный кадровый потенциал, славные традиции, стимулирующая социальная среда и др.). [ 1 ]

В содержательном плане сложный характер приобретает интеграция патриотического воспитания с другими видами воспитания, особенно с духовно-нравственным, гражданским и правовым. Научные и практические основания такой работы заложены в недавно утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой патриотизм отнесен к базовой национальной ценности [ 11 ].

Требует усиления работа, исходя из базовых признаков патриотизма, по глубокому изучению в образовательных учреждениях прошлого своей Родины, традиций и обычаев своего народа, истории Родины, обычаев и культуры других народов. Остается актуальной задача повышения потенциала патриотического воспитания в учебном процессе образовательных учреждений, при проведении уроков со школьниками и учебных занятий со студентами. В актуализации патриотических идей нуждаются, прежде всего, курсы истории, обществознания, литературы - в школе, политологии, социологии, культурологии, истории - в вузах. Не может считаться нормальным, когда на изучение Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в школе за весь период обучения отводится 16-20 ч. [ 3 ]

С точки зрения Быкова А.К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа - интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. [ 1 ]

В-пятых, по его мнению, в плане развития субъектного элемента системы патриотического воспитания требует продолжения работа по укреплению методической базы, что позволит повысить профессиональную компетентность организаторов патриотического воспитания. Все еще нельзя считать решенной проблему разработки и издания комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания. Речь идет и о необходимости увеличения тиражей литературы, издаваемой в рамках Государственной программы патриотического воспитания, грантов Министерства образования и науки по проблемам патриотизма, перевод этой литературы из разряда кулуарной в разряд массовой. Практика, когда финансируемая на конкурсной основе разработка научной и учебно-методической литературы ограничивается ее изданием в 100 - 300 экземпляров, не оправданна. Разрабатываемая литература в обязательном порядке должна рассылаться в центральные библиотеки, профильные институты РАН и РАО, крупные вузы, институты повышения квалификации работников образования. Особое внимание должно быть уделено качеству повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений по реализации программ и методик духовно-нравственного и патриотического воспитания детей непосредственно в своих учреждениях (курсовая подготовка, научно-практические семинары и семинары-практикумы, конкурсные проекты). [ 1 ]

В-шестых, на уровне системного восприятия содержания и организации патриотического воспитания путем реализации государственных программ важно преодолеть в общественном мнении сложившееся представление о их центрированности на военно-патриотические вопросы. Такое мнение, как правило, возникает после ознакомления с приложениями госпрограмм, где определены основные мероприятия по их реализации. Так, в госпрограмме на 2006-10 гг. в разделе «Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России» (другие - по отношению к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.) предусмотрено 10 мероприятий, 6 из которых напрямую, а 4 косвенно связаны с военно-историческим прошлым нашей страны. Памятные даты из жизни наших выдающихся представителей культуры, патриотов России остаются за рамками финансирования госпрограмм, тем самым не пропагандируют идею гражданского служения Отчизне. [ 1 ]

В-седьмых, по-прежнему актуальной остается проблема воздействия СМИ на функционирование государственной системы патриотического воспитания. Реальность такова, что многие СМИ, будучи государственными по форме собственности, не относят себя к государственной системе патриотического воспитания, дистанцируются от патриотической работы, а иногда и в различных формах ей противодействуют. В такой обстановке важна поддержка СМИ, участвующих в пропаганде патриотизма, взявших на себя социальную ответственность за эту крайне сложную деятельность. [ 1 ]

В работе Прониной Е.И. сказано, что показатели патриотического сознания свидетельствуют о наличии противоречия между традиционными и современными установками в процессе формирования гражданской позиции молодёжи. Современная школа по-прежнему пользуется стандартным традиционным набором средств для воспитания гражданина и патриота. Это влияет на существующие различия в формировании моделей мировоззрения студентов и школьников. [ 21 ]

На семинар - совещании было обсуждён проект «Всероссийская вахта памяти», который действует с 2013 г. В него включатся доработка такого вопроса как система духовно - нравственного воспитания в контексте истории и традиции русской народности, а также истории и традиции других этносов, проживающих на территории России. [15]

Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время

Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [ 9 ]

Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается в настоящее время как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. [ 27 ]

Согласно словарю «Семейное воспитание», первая и главная среди задач патриотическое воспитание - это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма. [ 24 ]

Цель воспитания, по Луговинову В.И., - это вопрос социально-педагогический, мировоззренческий (духовно-нравственный), который определяет основы деятельности по развитию гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодёжи. Цель патриотического воспитания должна быть социально значимой и в тоже время достаточно определённой. Это исключительно важно сегодня, когда в связи с продолжающимися социально-экономическим, культурно-образовательным, духовновным и этническим расслоением общества и молодёжи возникло многообразие представлений о конституционном и воинском долге столкнулись различные групповые, классовые и личные интересы. [ 16 ]

Ильина Т.А. считает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса. [ 9 ]

Внеурочная деятельность, согласно Ткачёву С.С, организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность.

Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели. [ 30 ]

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение. [ 27 ]

Под методом патриотического воспитания понимаются способы педагогического воздействия на сознание, чувство и волю воспитуемых. Методы воспитания: убеждение, личный пример классного руководителя, стимулирование, принуждение. [ 30 ]

Советова Е.В. в своих работах показывает использование внеурочной деятельности закрепляет практическое использование учебных предметов, программ и курсов. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, Департамент общего образования Минобрнауки России (письмо №03-296 от 12 мая 2011 г.) рекомендует для ее реализации базовую организационную модель (приложение I). Внеурочная деятельность в данной модели осуществляется через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Синягина Н.Ю., в своей работе, напоминает о том, что, опираясь на данную базовую модель, Департамент общего образования Минобрнауки России предлагает несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности, а каждое образовательное учреждение может выбрать наиболее подходящую модель исходя из имеющихся условий. (26)

Типы организационных моделей внеурочной деятельности.

Советова Е.В. выделяетмодель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого - биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Модель заключаются в предоставлении широкого выбора на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основе организации образовательного процесса, присущей дополнительному образованию детей. [ 27 ]

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. [ 27 ]

Данную модель школы характеризует: создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию понятия ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. [ 26 ]

Преимуществами данной модели является создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание. [ 27 ]

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива, класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. [ 27 ]

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. [ 27 ]

В приложении II дан перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности.

Советова Е.В. считает, что различение результатов и эффектов этой деятельности имеет принципиальное значение для успеха в организации внеурочной деятельности школьников. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. [ 27 ]

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. [ 27 ]

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. [ 27 ]

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). [ 27 ]

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. [ 27 ]

По Е.В. Советовой три уровня результатов внеучебной деятельности школьников заключаются:

1- й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2- й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

-   й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет: во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате; во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности; в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. [ 27 ]


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.