Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-04-01 | 231 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время
Научно-педагогические основы патриотического воспитания подростков
Краеведческая работа с подростками.
Кукушкин B.C. определяет внеурочную краеведческую работу как поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры). Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. Как показывает практика, базовое образование учителя не играет существенной роли и не оказывает влияния на характер и содержание внеурочной работы с учащимися. Здесь на первое место выступают личные увлечения и интересы педагога, специфика региона, материальные возможности школы и учащихся. Ведь главная цель внеурочной работы с детьми - культуросозидающая. В работе с учащимися 5-9 классов диапазон краеведческой работы может быть довольно широк, и помимо ознакомительных экскурсий и прогулок можно выдавать отдельным группам учащихся творческие задания не только по географическому, но и историческому и художественному краеведению. Это достигается изучением таких предметов, как география, история, биология, физика, математика. [ 14 ]
Внеклассная краеведческая работа.
В своих трудах Крюкова Н.внеклассную краеведческую работу подразделяет на массовую, групповую и индивидуальную. Массовые формы - вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры и др. Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории, выпуск стенгазет, бюллетеней, рукописных книг, журналов. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой внеклассной работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружках часто выносятся на общешкольные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. [ 13 ]
|
Массовые формы работы.
Факультатив по истории края. По мнению Крюковой Н., в них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. Основная задача факультатива заключается в развитии интереса к родному краю, его истории и исторической науке с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. [ 13 ]
Историко-краеведческий кружок. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы» - так писал учёный Н.Н. Баранский. Высокая оценка кружковой работы не случайна. Школьный кружок базируется на записях, полученных учащимися на уроках. Он даёт возможность организовать систематические занятия по определённой программе и с постоянным составом. В школах популярны кружки двух видов: а) охватывающие весь комплекс краеведческого материала; б) тематические предметные кружки (историко-краеведческий; литературно-краеведческий и т.п.), этнографические, археологические и др.). Работа в кружках осуществляется в двух направлениях: 1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа) и 2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Учитель обеспечивает научное и методическое руководство кружком: даёт консультации по методике работы, рекомендует источники, помогает составлять планы изучения темы или объекта, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Лучше составлять годовой план работы кружка, обязательно включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка, в плане указываются различные формы его работы: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров, конференций, открытых заседаний, выпуск стенгазет, перечень индивидуальных и групповых исследований, отчётное мероприятие, сроки и ответственные в работе кружка: за их организацию и проведение (альбомы, доклады, рефераты, разработки вечеров, конференций и т.д.). [ 13 ]
|
У Крюковой Н. школьный музей - универсальный инструмент музейной педагогики:
. Он, как любой музей, осуществляет комплектование, хранение, изучение, популяризацию истории, материальной и духовной культуры; построенный на местном материале, он часто выполняет функции местного краеведческого музея и является для школьников источником первичной, наглядной и достоверной информации. Познавательные интересы у учащихся старших классов формируются в процессе самостоятельной деятельности. [10] Любой школьный музей начинается с поиска. Объект поиска определяется временем, местом, ситуацией, интересами педагогов-энтузиастов, заказом местного сообщества, задачами школы в данный момент развития, иногда просто случаем. [ 13 ]
. Он аккумулирует все направления воспитательной работы в школе, объединяя их в чёткую систему, организует внутреннее воспитательное пространство школы (микросоциум), тем самым играя существенную роль в создании воспитательной системы школы. Часто школьный музей выступает как системообразующий элемент воспитательного пространства, особенно в малокомплектных школах. Гражданское, военно-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание осуществляется средствами музейной педагогики. [ 13 ]
|
. Музей - системообразующий фактор воспитательного пространства в микрорайоне, посёлке, селе. Нередко школьный музей - единственный хранитель местной истории, поэтому в общественной жизни села он играет главную роль. [ 13 ]
Как свидетельствует статистика и социальные данные, в аудитории музеев группа учащихся старших классов составляет значительную часть - от 30 до 60%. Преимущественно на эту группу традиционно сориентированы основные мероприятия музея, в том числе - проводимые с учебной целью или по инициативе школы. [10]
Ведущая деятельность.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн).Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл. [ 5 ]
|
Процессы восприятия замедляются - сказывается острая не равномерность в созревании различных отделов мозга, характерная для этого критического периода. [ 28 ]
Содержание и формы патриотического воспитания подростков во внеучебное время
Программа школы МОУ СОШ №7 строится по четырём направлениям.
. Мир народной культуры - наш «духовный родник».
. Живи Земля, я часть твоей природы.
. Мы - сыны твои, Россия.
. Мир красотой спасется.
Сентябрь
форма | мероприятие | содержание |
Классный час | Моя Родина - Россия», посвященный Году российской государственности | Гражданско-патриотическое |
Октябрь. Месячник экологического воспитания
Классный час | День флага Белгородской области | Гражданско-патриотическое |
Конкурсу детского рисунка | «Духовный лик России» | Учебно-познавательное |
Ноябрь. Месячник «Мир красотой спасется!»
Внеклассные мероприятия | «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?» посвященные Дню народного единства | Гражданско-патриотическое |
Праздничная декада, | Посвященная Дню Матери | Духовно-нравственное |
Посещение музейных уроков. | Учебно-познавательное |
Декабрь. Месячник «Новый год шагает по планете»
Внеклассные мероприятия | «Традиции моей Отчизны». | Гражданско-патриотическое |
Внеклассные Мероприятия. Декада толерантности | «Я такой же как и ты!» (по отдельному плану). | Духовно-нравственное |
Выставка декоративно-прикладного творчества | Рукотворная краса Белогорья», посвященная Году российской государственности. | Гражданско-патриотическое |
Участие в городском конкурсе | «Серебряное Белогорье». | Учебно-познавательное |
Январь. Месячник «Мир народной культуры - наш духовный родник»
Участие в конкурсе творческих работ«Мы за выборы»Гражданско-патриотическое | ||
Классный час. (ситуативная беседа-диалог) | «Как использовать свои права» | Гражданско-патриотическое. |
Февраль. Месячник гражданско-патриотического воспитания, посвященный Году российской государственности
Встреча | Организация встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми войны. | Гражданско-патриотическое |
Конкурс. | «Я люблю тебя, Россия». | Гражданско-патриотическое |
Внеклассные мероприятия | Посвященные Дню защитника Отечества «Защита Отечества - защита мира». | Духовно-нравственное |
Благотворительная акция | Благотворительная акция для участников ВОВ «Подарок защитнику». | Духовно-нравственное |
Конкурс. | Подготовка и участие в областном конкурсе вокалистов «Музыкальный калейдоскоп Белгородчины». | Духовно-нравственное |
День здоровья (еженедельно). Эстафета | «А, ну-ка, парни!» - военно-спортивная эстафета. | Физкультурно-оздоровительное |
Март
|
Конкурсы | Участие в городских парламентских играх «Я-гражданин России» | Гражданско-патриотическое |
Классный час | «Поговорим о народных традициях. Широкая масленица» | Духовно-нравственное |
Апрель. Месячник экологического воспитания «Живи, Земля, мы часть твоей природы!»
Классные часы, беседы, индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями, экскурсии в учебные заведения и на предприятия города | Мероприятия в рамках месячника профориентации «Моя профессия - путь к процветанию моей страны» | Гражданско-патриотическое |
Акция | «Поможем братьям нашим меньшим». | Духовно-нравственное |
Классные часы | «Героям космоса посвящается…!», | Учебно-познавательное |
Май. Месячник «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Классные часы-встречи | «Этот День Победы!» - праздник микрорайона, посвященный 68-ой годовщине Победы в ВОВ | Гражданско-патриотическое |
Акция | «Цветы для ветерана» | Духовно-нравственное |
Классные часы | О славянской культуре. | Духовно-нравственное |
Конкурс чтецов | «Этих дней не смолкнет слава!» (на основе творчества Белгородских поэтов). | Учебно-познавательное |
Военно-спортивная игра | «Зарница». | Физкультурно-оздоровительное |
Июнь. Месячник «Здравствуй, лето…»
«День России». | Гражданско-патриотическое | |
Праздничные мероприятия, посвященные Дню защиты детей. | «Дети наше будущее» | Духовно-нравственное |
Военные сборы учащихся | Учебно-познавательное |
Июль. Месячник «Отдыхать с пользой»
Праздничное мероприятие, | «Третье. Великое.» - посвященное битве на Курской Дуге (12 июля). | Гражданско-патриотическое |
Праздничное мероприятие | Посвященное Дню семьи, любви и верности (8 июля) | Духовно-нравственное |
Праздничное мероприятие | Посвященное Дню Крещения Руси (28 июля) | Духовно-нравственное |
Август. Месячник «Лето, лето ты куда спешишь?»
Праздник микрорайона. Возложение цветов к братской могиле. | Посвященный Дню освобождения города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. | Гражданско-патриотическое |
Праздничное мероприятие | Посвященное Дню Государственного флага РФ. (22 августа) | Духовно-нравственное |
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
· активная гражданская позиция;
· способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
· чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
· духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
· способность к саморазвитию.
Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
В 2011-2012 учебном году (10 класс) я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.
В текущем учебном году одной из воспитательных задач является развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный «за всё», и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию.
Заключение
В данной курсовой работе сделаны следующие выводы.
1. При изучении литературы стало ясно, что проблема в патриотическом воспитании существует как на федеральном уровне, так и региональном. В федеративной программе не должно быть нехватки молодых кадров, а также литературы на патриотическое воспитание. В регионах России развивают краеведение, спорт, общественную деятельность, но мало уделяют внимания прогрессированию детского и подросткового юннатского движения.
2. При изучении структуры патриотического воспитания подростков во внеучебное время были рассмотрены педагогико-научные термины по данной теме. Было выяснено что учителя, воспитатели и педагоги путают некоторые термины.
. На материале Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода (МОУ СОШ №7) выяснено воспитание подростков во внеучебное время.
На основании результатов анкетирования необходимо:
. Школьной библиотеке разработать и реализовать комплексную целевую программу по патриотическому воспитанию подростков и молодежи «Нам жить и помнить» (2010-2015 гг.), направленную на формирование у подростков и молодежи высокой социальной активности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество.
. Развивать патриотическое сознание молодежи посредством привлечения их внимания к великим страницам истории России.
. В школьных библиотеках и самих школах проводить массовые мероприятия с использованием новых информационных технологий, направленные на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения: «Неделя патриотического кино» (декабрь 2012 г.), «День юного гражданина» (март 2012 г.) и др.
. Обобщить и распространить опыт школьных библиотек по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи.
. Изучить зарубежный опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма среди молодежи.
Список литературы
подросток патриотический воспитание краеведческий
1. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. -2011. - №1.
2. Вандышева Е. На героике великой отечественной / Е. Вандышева // Патриот отечества. - 2010. - №9.
. Всероссийская научная конференция «Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941 - 45 годов» (27 мая 2009 г.) / под общ. ред. Ю.П. Квятковского, А.А. Кольтюкова, В.И. Гребенюка. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009.
. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. / И.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Е. Ключко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.: ил.
6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2008. -256 с.
7. Замостьянов А. Патриотическое воспитание - подступы и попытки / А. Замостьянов // Народное образование. - 2008. - №8.
8. Из опыта воспитания школьников в процессе обучения. - Майкоп: Отд. кн. изд., 1980. - 112 с.
9. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
. Исаев И.Ф. Региональный музей и школа: формы современной деятельности: учеб. - метод. пособие / И.Ф. Исаев, С. И Тарасова. - Белгород: Изд - во БелГУ, 2006. - 188 с.
. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
. Корешкова Н. Музейная педагогика как инновационная воспитательная технология / Н. Корешкова // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №4.
. Крюкова Н. Воспитание краеведением: формы и методы / Н. Крюкова // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №3.
. Кукушкин B.C. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В. Кукушкин. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.-320 с.
. Кущенко А. Как воспитать патриотов? / А. Кущенко. // Смена. - 2012. - 5 декабря. - С 1, 2.
16. Луговинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодёжи / В.И. Луговинов. // под общ. ред. С.В. Смульского. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 172 с.
17. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Носко; Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. - Владивосток, 2003.
18. Общественный доклад федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в 2009 году. - М.: Росвоенцетр, 2010.
19. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
20. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты. / В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг // Народное образованней. - 2009. №7.
21. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов. / Е.И. Пронина // Социологические исследования. - 2011. - №5.
22. «Россиянин года» - как воспитать патриота // Россия. - 2007. - 31 мая.
23. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / B.C. Селиванов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
. Семейное воспитание: краткий словарь / И.В. Гребенников, J1.B. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
25. Силинг Ю. О так называемом и подлинном патриотическом воспитании. / Ю. Силинг // Народное образование. - 2009. - №9.
26. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота, / НЛО. Синягина // Воспитание школьников. - 2011. - №1.
27. Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 318 с. - (Здравствуй школа!).
28. Сонькин В.Д. Законы растущего организма: пособие для учителя / В.Д. Сонькин. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. / Е.М. Сафронова, Е.Н. Попова // Воспитание школьников. - 2011. - №2.
. Ткачёв С.С. Военно-патриотическая работа в учебных заведениях профтехобразования: учеб.-метод пособие / С.С. Ткачев. - М.: Высш. шк., 1988. - 88 с.
. Фарфоровский В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников (во внеучебное время): пособие для учителей / В.Ф. Фарфоровский. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология./ И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
. Школьные музеи: из опыта работы / под ред. В.Н. Столетова, МП. Кашина. - М.: «Просвещение», 1977.
. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь / под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора А.Г. Козловой. - Речь, 2007. - 331 с.
Патриотическое воспитание подростков во внеурочное время
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!