Объект показа: беседка «Эолова арфа». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Объект показа: беседка «Эолова арфа».

2020-04-01 181
Объект показа: беседка «Эолова арфа». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беседку «Эолова арфа» построили братья Иосиф и Иоган Бернардацци. Многими замечательными постройками наш город обязан этим двум талантливым итальянцам, первым архитекторам нашего города.

Беседка каменная. Восемь колонн поддерживают массивный купол, внутрь ведут каменные ступеньки. На куполе беседки установлен подвижный флюгер, соединенный с железным веретеном. В центре беседки Бернардацци устроили на восьмигранном пьедестале круглый деревянный футляр, внутри которого находились две арфы. Когда флюгер поворачивался, соединенный с ним деревянный футляр тоже вращался, и ветер, ударяя по струнам арф, заставлял их звучать.

По свидетельству современников, арфы издавали довольно гармоничные звуки. Беседку назвали «Эоловой Арфой» в честь бога ветра Эола по древнегреческой мифологии.

Беседка привлекает внимание своей изящной архитектурой, удачным расположением на скалистом отроге Машука. В повести «Княжна Мери» Лермонтов пишет: «На крутой скале, где построен павильон, называемой Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…»

В повести «Княжна Мери» упоминаются и виноградные аллеи Емануелевского парка и тихий уединенный грот на склоне горы. С этими местами мы познакомимся на следующей остановке.

 

Я остановка. Емануелевский парк и грот Лермонтова.

Объект показа: территория бывшего Емануелевского парка, грот Лермонтова.

Во времена Лермонтова на территории. Примыкающей к отрогам Машука и выше

располагался Емануелевский парк. Он получил свое название от имени генерала Емануеля, который с 1826 по 1831 год командовал войсками Кавказской линии и Черномории, по указанию которого он был разбит в начале 30-х годов. Распланирован он был архитекторами Бернардацци. Современник М.Ю.Лермонтова Броневский в книге «Поездка на Кавказ» так описал этот парк: «Между трех гор, крутых и высоких, на треугольном пространстве явился сад в английском вкусе, в коем соединены все искусственные и природные красоты. Тут павильоны, беседки, гроты, крытые аллеи, кусты, цветы; там водопады, пропасти, пещеры и провалы. Словом, вы видите перед собою очаровательное место, которое и теперь, когда еще деревья не разрослись, нравится взору и видом своим удивляет охотников и знатоков в садоводстве».

На территории парка было 5 источников. Как свидетельствуют пятигорские архивы, источники эти были отделаны тесаным камнем. Над Михайловским источником была сооружена Китайская беседка, «деревянная о восьми колоннах, крыта листовым железом и выкрашена различными красками». От Китайской беседки были проложены несколько виноградных аллей. Одна из них вела к тихому, уединенному гроту, который отсюда хорошо виден.

Здесь произошла встреча Веры и Печорина. «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? – и та ли? И почему я думаю. Что она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинкой на щеках! Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь, шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

- Вера! – вскрикнул я невольно.

Она вздрогнула и побледнела».

Грот был построен братьями Бернардацци в 1830-31 годах. При благоустройстве города они обнаружили в скалистом склоне Машука пещеру. Ее отделали, высекли в глубине скамью и проложили к гроту дорожку. Грот стали называть именем поэта, потому что часто видели его здесь, сидящего в глубокой задумчивости. Но особенно широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени». Этот поэтический уголок Лермонтов избрал место встречи своих героев – Веры и Печорина.

Большой популярностью во времена Лермонтова пользовался Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили если не воду пить, то ради развлечения.

Я остановка. Елизаветинский источник.

Объект показа: Академическая галерея, площадка возле ее.

 

Мы находимся на площадке, где раньше был Елизаветинский источник. Сейчас вы видите здесь здание Академической галереи. Построена она была в 1847-1851 годах по проекту архитектора Уптона в итальянском стиле. По замыслу Уптона она должна была быть соединена двумя висячими мостами с Горячей горой и с Эоловой Арфой. Но этот проект не был осуществлен из-за недостатка средств.

Первоначально галерея называлась Елизаветинской, так как была поставлена на площадке Елизаветинского источника, но в 1925 году ее переименовали в Академическую в честь 200-летия АН СССР.

В повести «Княжна Мери» он упоминается несколько раз: «Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество», - пишет Печорин в дневнике за 11 мая, - «Наконец, вот и колодезь!… На площадке близ него построен домик с красною кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика».

Здесь же, у источника происходит встреча Грушницкого и княжны Мери. Печорин наблюдает эту сцену: «Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле выражало страдание.

Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал, пока, спустившись с горы, она не скрылась за липками бульвара…»

Вслед за княжной Мери мы тоже поспешим на Пятигорский бульвар. Лучше всего он виден с площадки лестницы Академической галереи.

 

6-я остановка. Пятигорский бульвар.

Объект показа: Лермонтовская сосна, пятигорский бульвар.

 

Прежде чем говорить о бульваре, хочу обратить ваше внимание на одинокую сосну на склоне Горячей горы.

В 1827-1828 гг. шли работы по благоустройству города. От Елизаветинского источника к Александровским купальням, которые были на Горячей горе, была проложена дорожка и обсажена соснами. Из окрестностей Кисловодска было привезено и посажено здесь 210 сосен. Но на каменистой, пропитанной солями почве Горячей горы сосны росли плохо и постепенно погибали. Но одной сосне повезло, она выжила, хотя и ей приходилост очень трудно. Теперь эта сосна называется Лермонтовской.

Во времена Лермонтова пятигорский бульвар начинался от Елизаветинского источника и тянулся до нынешней улицы Соборной. Устроен он был в 1827-28 г. В книге Броневского «Поездка на Кавказ» так говориться о нем: «Неверится глазам, чтобы в такой глуши можно было найти и бульвар, липами обсаженный… И на нем такое же многолюдство, как на Невском проспекте… С тою только разностию, что тут подле бульвара журчит по камешкам ручей минеральной воды, запах которого, хотя не услаждает обаяние, но обещает то, для чего столько беспокойств претерпели в дороге…»

Пятигорский бульвар во времена Лермонтова был настолько популярен, что на нем можно было встретить в течение дня буквально все «водяное общество». Поэтому, естесственно, в повести «Княжна Мери» он упоминается неоднократно. Описывая пятигорский бульвар. Лермонтов дает великолепную характеристику его посетителей, заставляющую нас вновь и вновь восхищаться мастерством Лермонтова-писателя и психолога.

«Спустясь в середину города, я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору: то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истертым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жен и дочерей; видно, у них вся водяная молодежь была уже на перечете, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро, узнав армейские эполеты. Они с негодованием отвернулись».

Пятигорское «водяное общество» – это типичная среда того времени. Прогулки, пикники, балы, разговоры о модах, игра в карты, сплетни и все насквозь пропитывающая ложь – таким предстает в романе общество дворян. И в этом обществе вынужден жить Печорин и другие, подобные ему, люди. И неудивительно, что они задыхаются в этом окружении.

На пятигорском бульваре живет героиня повести княжна Мери с матерью. Помните, Печорин и Грушницкий провожают ее взглядом «пока… она не скрылась за липками бульвара… Но вот ее шляпка мелькнула через улицу; она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска».

К этому дому мы сейчас спустимся.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.