Я остановка. Вступительная беседа. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Я остановка. Вступительная беседа.

2020-04-01 160
Я остановка. Вступительная беседа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я остановка. Вступительная беседа.

Объект показа: мемориальный лермонтовский квартал.

 

Вы познакомились с литературным и мемориальным отделами нашего музея, и теперь мы продолжим знакомство с другими лермонтовскими местами Пятигорска.

Но прежде всего вспомним основные вехи жизни музея.

В 1912 году был основан в Пятигорске музей Лермонтова. Он был открыт в небольшом домике под камышовой крышей. Здесь поэт прожил последние два месяца жизни, с 15 мая по 14 июня 1841 года, здесь написаны последние его стихи, из этого домика Лермонтова хоронили. Домик известен в нашей стране как последний приют поэта.

Большим событием в жизни музея стала передача ему в 1946 году дома генерала Верзилина, где произошла роковая ссора поэта с Мартыновым. Теперь в нем расположен литературный отдел музея с экспозицией «Лермонтов на Кавказе».

В 1973 году музей «Домик Лермонтова» в Пятигорске был преобразован в Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. Он создавался на основе литературно-мемориального музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских мест Пятигорска, Кисловодска, Железноводска. Центром заповедника стал мемориальный лермонтовский квартал, а сердцем, его душой – маленький домик под камышовой крышей – последний приют поэта.

Проходят годы, музей расширяется. В 1973-75 годах музею была передана усадьба Уманова. В одном из его домов открылась экспозиция «Лермонтов в изобразительном искусстве».

В 1997 году появился еще один отдел музея – «Дом А.А.Алябьева». Он был построен в начале Х1Х века. Летом 1832 года композитор А.А.Алябьев жил в этом доме. Здесь родился его романс «Тайна». На рукописи нот дата: «Пятигорск, 17 июля 1832 года». Сейчас нам видна часть заповедного квартала, в глубине которого домик под камышовой крышей, последний приют поэта.

Надо сказать, что Пятигорск связан с именами многих замечательных людей. В разное время здесь работали известные ученые – Гааз, Нелюбин. Баталин, Смирнов, Славянов. Их именами названы теперь целебные источники. Здесь работал замечательный хирург Пирогов.К целебным источникам приезжали композиторы Глинка, Алябьев, Балакирев. Много славных литературных имен связано с Пятигорском. Здесь бывали Пушкин, Одоевский, Лев Толстой, а в нашем веке – Маяковский, Есенин, Алексей Толстой. И этот список замечательных имен можно было бы продолжить.

Но никто не оставил о себе такой памяти в нашем городе, как М.Ю.Лермонтов. Здесь все дышит воспоминаниями о нем: и тихие улицы старого города, и горячие источники, и Машук, и даже самый воздух, который, по словам поэта, здесь «чист и свеж как поцелуй ребенка».

Окрестности Пятигорска описаны в юношеских поэмах Лермонтова. Но особенно подробно отражен Пятигорск в повести «Княжна Мери». Повесть эта может служить своеобразным поэтическим путеводителем по нашему городу, и сегодня на экскурсии мы как бы перелистаем страницы этого замечательного лермонтовского произведения. И, конечно же, мы посетим те места, которые связаны с жизнью самого Михаила Юрьевича в нашем городе.

Экскурсия наша пешеходно-автобусная. Мы пройдем к беседке «Эолова арфа», посмотрим грот Лермонтова, бывший Елизаветинский источник, осмотрим ряд старинных построек на Пятигорском бульваре, увидим Лермонтовские ванны, ресторацию. Затем автобусом проедем на северо-западный склон горы Машук, к месту трагической гибели поэта и закончим нашу экскурсию в центре города у памятника М.Ю.Лермонтову.

Время, которое займет наша экскурсия, примерно три часа, расстояние, которое надо пройти пешком чуть больше трех километров.

 

Справки по дороге к Эоловой арфе.

 

Улица, по которой мы сейчас идем, носит имя М.Ю.Лермонтова. Прежде она называлась Нагорной, была самой окраиной в Пятигорске. Справа от нас возвышается прекрасное здание санатория «Тарханы». Это настоящий дворец здоровья, многопрофильный санаторий, рассчитанный на 300 человек. Тарханы – это село в Пензенской области, где жил Лермонтов в детстве и где он похоронен.

Налево от нас еще одна здравница. Она частично расположена в дореволюционных частных домах, большая же часть ее – в прекрасных благоустроенных современных корпусах. В память о нашем замечательном поэте этот санаторий носит имя М.Ю.Лермонтова.

 

Я остановка. На площадке Михайловского отрога.

Я остановка. Эолова арфа.

Объект показа: Академическая галерея, площадка возле ее.

 

Мы находимся на площадке, где раньше был Елизаветинский источник. Сейчас вы видите здесь здание Академической галереи. Построена она была в 1847-1851 годах по проекту архитектора Уптона в итальянском стиле. По замыслу Уптона она должна была быть соединена двумя висячими мостами с Горячей горой и с Эоловой Арфой. Но этот проект не был осуществлен из-за недостатка средств.

Первоначально галерея называлась Елизаветинской, так как была поставлена на площадке Елизаветинского источника, но в 1925 году ее переименовали в Академическую в честь 200-летия АН СССР.

В повести «Княжна Мери» он упоминается несколько раз: «Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество», - пишет Печорин в дневнике за 11 мая, - «Наконец, вот и колодезь!… На площадке близ него построен домик с красною кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика».

Здесь же, у источника происходит встреча Грушницкого и княжны Мери. Печорин наблюдает эту сцену: «Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле выражало страдание.

Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал, пока, спустившись с горы, она не скрылась за липками бульвара…»

Вслед за княжной Мери мы тоже поспешим на Пятигорский бульвар. Лучше всего он виден с площадки лестницы Академической галереи.

 

6-я остановка. Пятигорский бульвар.

Объект показа: Лермонтовская сосна, пятигорский бульвар.

 

Прежде чем говорить о бульваре, хочу обратить ваше внимание на одинокую сосну на склоне Горячей горы.

В 1827-1828 гг. шли работы по благоустройству города. От Елизаветинского источника к Александровским купальням, которые были на Горячей горе, была проложена дорожка и обсажена соснами. Из окрестностей Кисловодска было привезено и посажено здесь 210 сосен. Но на каменистой, пропитанной солями почве Горячей горы сосны росли плохо и постепенно погибали. Но одной сосне повезло, она выжила, хотя и ей приходилост очень трудно. Теперь эта сосна называется Лермонтовской.

Во времена Лермонтова пятигорский бульвар начинался от Елизаветинского источника и тянулся до нынешней улицы Соборной. Устроен он был в 1827-28 г. В книге Броневского «Поездка на Кавказ» так говориться о нем: «Неверится глазам, чтобы в такой глуши можно было найти и бульвар, липами обсаженный… И на нем такое же многолюдство, как на Невском проспекте… С тою только разностию, что тут подле бульвара журчит по камешкам ручей минеральной воды, запах которого, хотя не услаждает обаяние, но обещает то, для чего столько беспокойств претерпели в дороге…»

Пятигорский бульвар во времена Лермонтова был настолько популярен, что на нем можно было встретить в течение дня буквально все «водяное общество». Поэтому, естесственно, в повести «Княжна Мери» он упоминается неоднократно. Описывая пятигорский бульвар. Лермонтов дает великолепную характеристику его посетителей, заставляющую нас вновь и вновь восхищаться мастерством Лермонтова-писателя и психолога.

«Спустясь в середину города, я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору: то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истертым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жен и дочерей; видно, у них вся водяная молодежь была уже на перечете, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро, узнав армейские эполеты. Они с негодованием отвернулись».

Пятигорское «водяное общество» – это типичная среда того времени. Прогулки, пикники, балы, разговоры о модах, игра в карты, сплетни и все насквозь пропитывающая ложь – таким предстает в романе общество дворян. И в этом обществе вынужден жить Печорин и другие, подобные ему, люди. И неудивительно, что они задыхаются в этом окружении.

На пятигорском бульваре живет героиня повести княжна Мери с матерью. Помните, Печорин и Грушницкий провожают ее взглядом «пока… она не скрылась за липками бульвара… Но вот ее шляпка мелькнула через улицу; она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска».

К этому дому мы сейчас спустимся.

 

Я остановка. Грот Дианы.

Объект показа: Провал.

 

На расстоянии более одного километра от города находится Провал. Туда мы отправимся на автобусе. Прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». Один из эпизодов романа связан с его посещением: «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал».

Учеными установлено, что эта подземная пещера образовалась под действием минеральных вод. Горные породы постепенно разрушались, и свод пещеры рухнул, образовав воронку с гротом, озером минеральной воды внутри. Чтобы осмотреть провал, посетители взбирались к его воронке и оттуда всматривались в казавшуюся бездонной пропасть. Интерес был настолько велик, что в 1837 году над воронкой был устроен деревянный висячий мост со специальными устройствами для спуска небольшой кабины к озеру.

В 1857-58 годах к провальскому озеру пробили тоннель длиной около 58 метров. В специальной нише, в гроте Провала, установлена икона Велико-мученика и Целителя Пантелеймона.

От провала мы отправимся на северо-западный склон Машука, к месту дуэли Лермонтова.

 

я остановка. Вступительная беседа.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.