Тема: Искусство спора: цели и стратегии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Искусство спора: цели и стратегии

2020-04-01 123
Тема: Искусство спора: цели и стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятия "спор", "дискуссия", "полемика", "диспут", их назначение.

2. Спор – монолог, спор – диалог, спор – полилог.

3. Принципы ведения спора.

4. Спор как акт речевой деятельности.

5. Типы речевых ситуаций.

6. Правила спора.

7. Особенности и формы проведения учебной дискуссии.

 

 

Литература:

 

1. Александров Д. Н. Риторика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2002.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х Т. – М., 2003.

4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. и др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М.. 2013.

6. Искусство спорить и острить // Граудина Л. К.,Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С 536-542.

7. Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.

8. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика.– М., 2002.

9. Этимологический словарь современного русского языка: В 2-х Т. / сост. А. К. Шапошников. – М., 2010.

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

Какие умения и навыки как будущий педагог вы намерены приобрести в сфере данной темы? Представьте их перечень.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Готовит группа из 2-х – 3-х человек. Какие источники убедили вас в необходимости овладевать культурой спора? В чем это выражается?

3. Выделите ключевые слова темы. Напишите на их основе краткий опорный конспект. Есть ли у вас какие-либо сомнения по поводу бесспорности отдельных утверждений и точек зрения, устоявшихся в риторической науке по рассматриваемым вопросам темы? Расскажите об этом в группе.

4. Контрольные вопросы:

· Что такое спор, дискуссия, полемика, диспут?

· Каковы особенности видов спора?

· Какие типы речевых ситуаций в споре вам известны?

· Существуют ли уловки в споре?

· В чем состоит речевой этикет в споре?

· Нужны ли афоризмы, тропы, фигуры в споре?

· По каким параметрам определяются типы дискуссий?

· В чем заключаются особенности учебной дискуссии?

· Каково должно быть речевое поведение ведущего и участников учебной дискуссии?

· В чем лично для вас заключается смысл изучения темы "Искусство спора?"

5. Прочитайте фрагмент из "Риторических трудов" К. П. Зеленецкого (1849):

· Не должно смешивать доводов разнородных.

· В последовательном порядке своем они должны возрастать и усиливаться, чтобы речь усиливалась и возрастала.

· Доводы более убедительные и сильные могут быть излагаемы в виде особых рассуждений.

· Не должно слишком распространяться в доказательствах и увеличивать их число. В противном случае они теряют силу и убедительность.

Выразите ваше отношение к рассуждениям К. П. Зеленецкого.

6. Выразите вашу позицию, направленную на соблюдение речевого этикета в споре. Как, по-вашему, влияет речевая манера на исход спора?

7. Послушайте на радио или посмотрите по телевидению программу – спор. Как проходил спор? Учитывались ли требования к нему? Соблюдались ли нормы русского литературного языка? Присутствовали ли афоризмы, тропы, фигуры в споре? Опишите жесты спорящих, выражения их лиц, интонацию, манеру говорить. Стремились ли оппоненты понять точки зрения друг друга? Был ли спор результативен?

8. Подготовьте и проведите в группе учебную дискуссию. Предмет дискуссии – вопрос из области изучения изобразительного искусства, вызванный трудностями своего разрешения. Задача дискуссии – дать возможность ее участникам проникнуть в суть обсуждаемого вопроса. Старайтесь использовать контактообразующие речевые средства:

"Да, я согласен с вами, но будет яснее, если я приведу следующий пример", "А как вы думаете?", "Продолжу начатую вами мысль" и т.д.

9. Подготовьте портфолио по теме занятия.

Занятие 18

 

Тема: Интеллектуальная игра "Дебаты"

 

Теоретическая часть

 

Понятие дебатов. Цель дебатов. Отличительные признаки. Тема дебатов. Подготовка дебатов. Распределение ролей: председатель, секретарь, две команды, четыре спикера, три эксперта. Зрители. Размещение участников дебатов. Голосование. Оценка деятельности спикеров. Выступления экспертов. Обсуждение дебатов.

 

Литература:

 

1. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим. – М.. 1989.

2. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. и др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М.. 2013.

3. Искусство спорить и острить // Граудина Л. К.,Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С 536-542.

4. Мельник В. В. Искусство доказывания в состязательном процессе. – М., 2000.

5. Михальская А. К. Педагогическая риторика. – М., 1998.

6. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.. 1991.

7. Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.

8. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995.

9. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика.– М., 2002.

 

Детально изучите предложенные источники. Выпишите основные рекомендации, которые помогут вам наиболее эффективно организовать и провести дебаты.

 

Учебно-методическое обеспечение

Список основной литературы

1. Александров Д. Н. Риторика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

2. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998.

3. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" (Из истории риторической мысли). – М., 1989.

4. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" XVII века. – М., 1999.

5. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

6. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

7. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим. – М.. 1989.

8. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001.

9. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

10. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2004.

11. Десяева Н. Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М., 2003.

12. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997.

13. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. – М., 2000.

15. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие.  – М., 2003.

16. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1997.

17. Кузнецов И. Н. Современная риторика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

18. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М., 1979.

19. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2004.

20. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.

21. Мельник В. В. Искусство доказывания в состязательном процессе. – М., 2000.

22. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. Пособие для студ. пед. Университетов и институтов. – М., 1998.

23. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

24. Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.

25. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2001.

26. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993 – 1999.

27. Русская риторика: Хрестоматия / Автор – состав. Л. К. Граудина. – М., 1996.

28. Сидорова М. Ю., Савельев В. С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. – М., 2008.

29. Смелкова З. С., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А. и др. Риторика: Учебник для студентов вузов. – М., 2006.

30. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995.

31. Умейте строить диалог и задавать вопросы. Уроки Сократа // Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. – М., 2001.

32. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика.– М., 2002.

 

Статьи в периодических изданиях

1. Ахьямова И. А. Голос как инструмент педагогического общения // Народное образование. – 2010. – № 6.

2. Бакланова И. И. Учебный и научный тексты с точки зрения постулатов речевого общения // Русский язык в школе. – 2010. – № 5.

3. Буданкина Н. Е. Совершенствование языковой культуры учителя // Педагогика. – 2004. – № 4.

4. Вильгельм А. М. Коммуникативная культура учителя как субъекта педагогической деятельности // Известия Уральского государственного университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 2.

5. Винокур Г. Проблема культуры речи // Русский язык в школе. – 2009. – № 10.

6. Вострикова М. В. Понятие о нормах русской речи // Вопросы гуманитарных наук. – 2011. – № 5.

7. Горшкова В. В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика. – 2011. – № 2.

8. Ершова А. Может ли учитель управлять своей интонацией?: подтексты нашей речи и поведения // Педагогическая техника. – 2010. – № 1.

9. Искусство спорить и острить // Граудина Л. К.,Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001.

10. Макарова Д. К. Выразительность объяснительного монолога учителя как средство эмоционального взаимодействия в педагогическом дискурсе // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 2.

11. Осовская М. Техника речи // Журналистика и культура речи. – 2006. № 2. – С. 43-47. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.. 1991.

12. Ромашина С. Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия // Нач. школа. – 2005. № 2.

13. Тумина Л. Е. Культура слушания в педагогическом общении // Язык и литература в школе. Украинский вестник: Харьков, 1998. – № 1-2.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.