Тема: Культура речи педагога — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Культура речи педагога

2020-04-01 115
Тема: Культура речи педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие культуры речи.

2. Стилеобразующие факторы

3. Коммуникативные качества речи.

4. Нормы русского литературного языка (произношения, грамматические нормы, нормы словоупотребления).

 

Литература:

 

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2007.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

3. Винокур Г. Проблема культуры речи // Русский язык в школе. – 2009. – № 10. – С. 73-79.

4. Вострикова М. В. Понятие о нормах русской речи // Вопросы гуманитарных наук. – 2011. – № 5. – С. 41-42.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. и др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов по педаг. специальностям. – М., 2004.

7. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. – М., 1984.

8. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2008.

9. Телия В. Н. Большой фразеологический словарь. – М., 2010.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы. Представьте логическую цепочку глаголов, которые помогут вам достичь цели.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Дайте анализ одного из источников с точки зрения лексического богатства письменной речи (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение). Приведите примеры тропов.

3. Подготовьте конспект ключевых слов темы занятия. Подберите к ним как можно больше синонимов и антонимов. Для этого обратитесь к соответствующим словарям. Напишите связный текст, на основе синонимов и антонимов.

4. Составьте 10 вопросов по теме для ее обсуждения.

5. Внимательно прочтите текст: "Человеческая речь была бы совершенной, если бы могла передавать мысль с такой же точностью, как зеркало отражает световые лучи. Но это идеальное совершенство, недостижимое и ненужное. Предмет, слабо освещенный, представляется на зеркальной поверхности в таком же неясном виде; вещь, освещенная ярко, и в зеркале отразится в четких очертаниях. То же можно сказать о человеческом языке: мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления.

Мне попался где-то один из афоризмов Гладстона: старайтесь вполне переварить предмет и освоиться с ним; это подскажет вам нужные выражения во время произнесения речи….

Только точное знание дает точность выражения. Послушайте, как говорит крестьянин о сельских работах, рыбак о море, ваятель о мраморе; пусть будут это невежды во всякой другой области, но о своей работе каждый будет говорить определенно и понятно."

Сергеич П. (Пороховщиков П. С.) Искусство речи на суде (1910 г.) // Русская риторика: Хрестоматия / Авт. – сост. Л. К. Граудина. – С. 392-393.

В чем, по вашему мнению, проявляется богатство речи автора? Как вы считаете, с какими особенностями оратора оно связано? Назовите языковые средства, при помощи которых П. С. Пороховщиков добивается эмоционально-образного воздействия на читателей.

6. Поставьте ударение в следующих словах: августовский, айвовый, алкоголь, антитеза, апостроф, блин, блина, балованный, баловать, бытие, дефис, еретик, жалюзи, каучук, каталог, пломбировать, щавель, эксперт. Проверьте себя по словарю.

7. Прочитайте про себя фрагмент из речи Петра Великого перед Полтавским сражением: "Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества; и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Отечество, за православную нашу веру и церковь! Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложно быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того единого, яко всесильного во бранях, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ея" (Я. В. Толмачев).

А сейчас прочитайте текст речи Петра Великого вслух. Изменилось ли что-либо в вашем восприятии речи во время чтения ее вслух? Какие качества речи Петра Великого вы можете выделить? Какие словосочетания произвели на вас особое впечатление?

Можем ли мы сказать, что Петр Первый говорил "языком сердца"? опишите состояние слушателей, когда с ними говорят таким языком. Выступите с вашим словом перед учебной группой.

8. Посмотрите и послушайте выступления разных ораторов в течение недели. Нарушали ли они речевые нормы? Какие? Приведите примеры. Расскажите о своем восприятии выступлений ораторов в учебной группе.

9. Подготовьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные задания.

 

Занятие 12

 

Тема: Работа педагога над содержанием устного выступления. Докоммуникативная фаза

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Этапы подготовки устного выступления: определение темы, цели, названия, оценка аудитории.

2. Работа над книжными источниками.

3. Написание плана (тезисов, конспекта, полного текста).

 

Литература:

 

1. Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. – М., 2011.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х Т. – М., 2003.

4. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. и др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

5. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 1995.

6. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям. – М., 2004.

7. Ромашина С. Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия // Нач. школа. – 2005. № 2. – С. 71-73.

8. Умейте строить диалог и задавать вопросы. Уроки Сократа // Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 14-17.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

Подберите пословицы и поговорки, имеющие отношение к определенной вами цели по теме занятия.

2. Подготовьте обзор литературы по теме. Выделите источники, которые наилучшим образом ориентируют вас на работу над содержанием устного выступления.

3. Напишите конспект на основе выделенных ключевых слов темы занятия. На основе конспекта составьте связный текст и озвучьте его в аудитории.

4. Подготовьтесь к обсуждению темы занятия. Составьте 10 вопросов по данной теме для последующего проведения полилога в учебной группе.

5. Прочитайте следующий текст Н. Ф. Кошанского.

"Прежде всего оратор соображает тему с целью:

а) Достаточна ли тема его к достижению желаемой цели? b) Достаточны ли силы его к раскрытию темы для достижения цели? с) Кто слушатели и прилична ли им тема и цель его? d) Наконец, может спросить сам себя тайно, во глубине души, уверен ли он сам в предлагаемой истине или только хочет уверить других. – Это важная тайна, которая невидимо будет иметь влияние на действие его речи" (Н. Ф. Кошанский. Риторические труды).

Скажите, какое впечатление произвел на вас данный текст? Убедителен ли он? "Прочитываются" ли некоторые качества речи автора? Какие? Что "двигало" пером Н. Ф. Кошанского? Назовите эпитеты, которыми можно определить текст. Передайте те же мысли автора своими словами.

6. Подготовьте мини-доклад (7-10 минут) на заинтересовавшую вас проблему темы занятия. Выступите с ним в аудитории.

Задание группе – оцените мини-доклад по разработанным вами критериям.

7. Определите, на какие ваши сильные стороны вы можете опираться в развитии риторической компетентности. Какие недостатки вам мешают в этом процессе? Сформулируйте в зависимости от этого ваши индивидуальные потребности в риторическом пространстве осваиваемой дисциплины. Задание выполняется письменно, а затем свободно воспроизводится в группе.

8. Проанализируйте язык телевизионных информационных сообщений за 2 текущих дня. Правильно ли и четко были определены цели, темы сообщений? Учитывался ли состав аудитории? Осуществлялись ли логические переходы от одного вопроса к другому? Тщательно ли были отредактированы тексты речей?

9. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

 

Занятия 13 – 14

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.