Тема: Предмет и задачи педагогической риторики — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Предмет и задачи педагогической риторики

2020-04-01 115
Тема: Предмет и задачи педагогической риторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Риторика как наука. Основные подходы к определению понятия "риторика". Цель объект, предмет, задачи риторики.

2. Риторика как искусство. Соотношение понятий "риторика", "красноречие", ораторское искусство".

3. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

4. Цель, объект, предмет, задачи педагогической риторики.

5. Цель, задачи и содержание "педагогической риторики" как вузовской учебной дисциплины.

 

Литература:

1. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" (Из истории риторической мысли). – М., 1989.

2. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

3. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2004.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х Т. – М., 2003.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.

7. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. Пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М., 1998.

8. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы занятия.

2. Подготовьте обзор литературы по данной теме. Обзор готовит группа из 2-3-х человек (5-7 минут на выступление). Назовите авторов, основные идеи, высказанные ими, способы их достижения; представьте ваши суждения о достоинствах источников, критические замечания.

3. Составьте список ключевых понятий темы. Выпишите определения наиболее значимых, с вашей точки зрения, понятий из энциклопедических источников в вашу рабочую тетрадь. Постарайтесь уловить самое главное, существенное в них. Выбор понятий аргументируйте.

4. Контрольные вопросы:

· Какое (ие) определение (я) риторики, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает (ют) ее сущность и задачи?

· Как соотносятся понятия "риторика", "красноречие", "ораторское искусство"?

· В чем заключается различие общей и частной риторики?

· Какова цель педагогической риторики?

· Данные каких наук использует педагогическая риторика?

· Чем вызвана необходимость изучения дисциплины "педагогическая риторика"?

5. Истинный оратор, – утверждает Цицерон, – "должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев". Продолжите это утверждение Цицерона. Старайтесь сохранить замысел автора.

6. Разделитесь на пары. Составьте тексты диалогов (письменно) по вопросам темы занятия с последующим разыгрыванием их на занятии. Ваша задача – увлечь аудиторию рассматриваемыми проблемами и содержанием диалогов.

7. Прочитайте тексты из "Краткого руководства к красноречию" М. В. Ломоносова, содержащие советы оратору. Какие из них вы считаете наиболее важными? Точку зрения обоснуйте.

Вступление

§6. Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов.

 

Того ради подлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одне правила и чтение авторов…

Глава шестая

§95. …надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих.

§98. Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно. Для того разумный ритор прилежно наблюдать должен хотя главные слушателей свойства, то есть:

1) возраст…;

2) пол …;

3) воспитание, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно…

При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства.

8. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

 

Занятия 2-3

 

Тема: История развития педагогической риторики. Становление отечественного
педагогико-риторического идеала

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Античность: педагогическая мысль и воспитательная практика. Зарождение и развитие риторики в Древней Греции и Древнем Риме.

2. Понятие риторического идеала. Сущность античных представлений о риторическом идеале.

3. Теория красноречия в средние века и в новое время.

4. Ораторское искусство в России XVII – XIX веков. Русский риторический идеал.

5. Особенности развития отечественной риторики в XX – XXI веках. Становление отечественного педагогико-риторического идеала.

 

Литература:

1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998.

2. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" XVII века. – М., 1999.

3. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

4. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2004.

5. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998.

6. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

7. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2001.

8. Русская риторика: Хрестоматия / Автор – состав. Л. К. Граудина. – М., 1996.

 

Практикум

 

Задания для самостоятельной работы:

1.  Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

2.  Подготовьте обзор литературы по теме занятия.

3.  Составьте список ключевых слов, характеризующих педагогико-риторический идеал. Создайте из ключевых слов сообщение для группы и затем воспроизведите его на занятии. Выделите основную мысль, к которой вы стремитесь в своем слове. Постарайтесь побудить слушателей принять вашу позицию. Обратите внимание на правильность, ясность и понятность речи.

4.  Контрольные вопросы:

· Каковы ведущие идеи античности, оказавшие влияние на развитие риторики?

· Почему риторику в Древней Греции называли "царицей всех наук"?

· Что для вас как для будущего педагога особенно важно в системе подготовки оратора Марка Фабия Квинтилиана?

· Что составляло предмет и задачи риторики в средние века и новое время?

· В чем проявилась сущность русского риторического идеала XVII – XIX веков?

· Каковы особенности развития отечественной педагогической риторики в XX – XXI веках?

· Какие аксиологические категории можно выделить в структуре педагогико-риторического идеала А. К. Михальской?

· Существует ли взаимосвязь этики и риторики в понятии "педагогико-риторический идеал"?

5.  Представьте историю риторики в лицах, выполнив следующее задание: выступите в жанре биографии (или от лица) одного из великих мыслителей и риторов античности, представителей старинных русских риторик, современных исследователей риторики, педагогической риторики. Для этого изучите энциклопедический материал и соответствующую учебную литературу, выявив вклад исторических личностей и наших современников в риторическое искусство и науку (/Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, М. М. Сперанский, И. С. Рижский, А. Ф. Мерзляков, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич, В. И. Аннушкин, Л. К. Граудина, Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская, А. А. Мурашов и др.).

Длительность выступления – 7 минут.

Задание выполняется вначале письменно, а затем представляется на занятии в устной форме.

Рекомендация: Выделите требования к речи, выдвинутые избранной вами персоналией. Назовите выделенные требования и следуйте им в процессе выступления. Данные требования являются критериями оценки вашего ответа.

6. Вы – высококвалифицированный учитель изобразительного искусства. Смоделируйте предлагаемую ситуацию: на основе содержания ключевых понятий темы занятия подготовьте выступление (10 минут) и озвучьте его на предстоящем заседании педагогического совета школы по теме "Создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства ".

Задание предусматривает формирование у будущего учителя ощущения собственного профессионально-коммуникативного "я".

Содержание выступления включает изложение проблемы; постановку вопросов, на которые необходимо найти ответы; проектирование возможных путей решения проблемы.

Оцениваются: аналитические, дидактические, проектировочные, конструктивные умения; умения выражать мысль сжато, четко, лаконично, в соответствии с нормами русского литературного языка.

7. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

Занятие 4

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.