История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теоретическая часть
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
1. Риторика как наука. Основные подходы к определению понятия "риторика". Цель объект, предмет, задачи риторики.
2. Риторика как искусство. Соотношение понятий "риторика", "красноречие", ораторское искусство".
3. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.
4. Цель, объект, предмет, задачи педагогической риторики.
5. Цель, задачи и содержание "педагогической риторики" как вузовской учебной дисциплины.
Литература:
1. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" (Из истории риторической мысли). – М., 1989.
2. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.
3. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2004.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х Т. – М., 2003.
5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.
6. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.
7. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. Пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М., 1998.
8. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.
Практикум
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы занятия.
2. Подготовьте обзор литературы по данной теме. Обзор готовит группа из 2-3-х человек (5-7 минут на выступление). Назовите авторов, основные идеи, высказанные ими, способы их достижения; представьте ваши суждения о достоинствах источников, критические замечания.
3. Составьте список ключевых понятий темы. Выпишите определения наиболее значимых, с вашей точки зрения, понятий из энциклопедических источников в вашу рабочую тетрадь. Постарайтесь уловить самое главное, существенное в них. Выбор понятий аргументируйте.
|
4. Контрольные вопросы:
· Какое (ие) определение (я) риторики, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает (ют) ее сущность и задачи?
· Как соотносятся понятия "риторика", "красноречие", "ораторское искусство"?
· В чем заключается различие общей и частной риторики?
· Какова цель педагогической риторики?
· Данные каких наук использует педагогическая риторика?
· Чем вызвана необходимость изучения дисциплины "педагогическая риторика"?
5. Истинный оратор, – утверждает Цицерон, – "должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев". Продолжите это утверждение Цицерона. Старайтесь сохранить замысел автора.
6. Разделитесь на пары. Составьте тексты диалогов (письменно) по вопросам темы занятия с последующим разыгрыванием их на занятии. Ваша задача – увлечь аудиторию рассматриваемыми проблемами и содержанием диалогов.
7. Прочитайте тексты из "Краткого руководства к красноречию" М. В. Ломоносова, содержащие советы оратору. Какие из них вы считаете наиболее важными? Точку зрения обоснуйте.
Вступление
§6. Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов.
Того ради подлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одне правила и чтение авторов…
Глава шестая
§95. …надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих.
|
§98. Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно. Для того разумный ритор прилежно наблюдать должен хотя главные слушателей свойства, то есть:
1) возраст…;
2) пол …;
3) воспитание, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно…
При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства.
8. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.
Занятия 2-3
Тема: История развития педагогической риторики. Становление отечественного
педагогико-риторического идеала
Теоретическая часть
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
1. Античность: педагогическая мысль и воспитательная практика. Зарождение и развитие риторики в Древней Греции и Древнем Риме.
2. Понятие риторического идеала. Сущность античных представлений о риторическом идеале.
3. Теория красноречия в средние века и в новое время.
4. Ораторское искусство в России XVII – XIX веков. Русский риторический идеал.
5. Особенности развития отечественной риторики в XX – XXI веках. Становление отечественного педагогико-риторического идеала.
Литература:
1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998.
2. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" XVII века. – М., 1999.
3. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.
4. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2004.
5. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998.
6. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.
7. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2001.
8. Русская риторика: Хрестоматия / Автор – состав. Л. К. Граудина. – М., 1996.
Практикум
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.
2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия.
3. Составьте список ключевых слов, характеризующих педагогико-риторический идеал. Создайте из ключевых слов сообщение для группы и затем воспроизведите его на занятии. Выделите основную мысль, к которой вы стремитесь в своем слове. Постарайтесь побудить слушателей принять вашу позицию. Обратите внимание на правильность, ясность и понятность речи.
4. Контрольные вопросы:
· Каковы ведущие идеи античности, оказавшие влияние на развитие риторики?
|
· Почему риторику в Древней Греции называли "царицей всех наук"?
· Что для вас как для будущего педагога особенно важно в системе подготовки оратора Марка Фабия Квинтилиана?
· Что составляло предмет и задачи риторики в средние века и новое время?
· В чем проявилась сущность русского риторического идеала XVII – XIX веков?
· Каковы особенности развития отечественной педагогической риторики в XX – XXI веках?
· Какие аксиологические категории можно выделить в структуре педагогико-риторического идеала А. К. Михальской?
· Существует ли взаимосвязь этики и риторики в понятии "педагогико-риторический идеал"?
5. Представьте историю риторики в лицах, выполнив следующее задание: выступите в жанре биографии (или от лица) одного из великих мыслителей и риторов античности, представителей старинных русских риторик, современных исследователей риторики, педагогической риторики. Для этого изучите энциклопедический материал и соответствующую учебную литературу, выявив вклад исторических личностей и наших современников в риторическое искусство и науку (/Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, М. М. Сперанский, И. С. Рижский, А. Ф. Мерзляков, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич, В. И. Аннушкин, Л. К. Граудина, Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская, А. А. Мурашов и др.).
Длительность выступления – 7 минут.
Задание выполняется вначале письменно, а затем представляется на занятии в устной форме.
Рекомендация: Выделите требования к речи, выдвинутые избранной вами персоналией. Назовите выделенные требования и следуйте им в процессе выступления. Данные требования являются критериями оценки вашего ответа.
6. Вы – высококвалифицированный учитель изобразительного искусства. Смоделируйте предлагаемую ситуацию: на основе содержания ключевых понятий темы занятия подготовьте выступление (10 минут) и озвучьте его на предстоящем заседании педагогического совета школы по теме "Создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства ".
Задание предусматривает формирование у будущего учителя ощущения собственного профессионально-коммуникативного "я".
Содержание выступления включает изложение проблемы; постановку вопросов, на которые необходимо найти ответы; проектирование возможных путей решения проблемы.
Оцениваются: аналитические, дидактические, проектировочные, конструктивные умения; умения выражать мысль сжато, четко, лаконично, в соответствии с нормами русского литературного языка.
7. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.
Занятие 4
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!