Семинарско-практические занятия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семинарско-практические занятия

2020-04-01 106
Семинарско-практические занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарско-практические занятия

 

Й семестр

 

Занятие 1

Тема: Предмет и задачи педагогической риторики

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Риторика как наука. Основные подходы к определению понятия "риторика". Цель объект, предмет, задачи риторики.

2. Риторика как искусство. Соотношение понятий "риторика", "красноречие", ораторское искусство".

3. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

4. Цель, объект, предмет, задачи педагогической риторики.

5. Цель, задачи и содержание "педагогической риторики" как вузовской учебной дисциплины.

 

Литература:

1. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" (Из истории риторической мысли). – М., 1989.

2. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

3. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2004.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х Т. – М., 2003.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.

7. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. Пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М., 1998.

8. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы занятия.

2. Подготовьте обзор литературы по данной теме. Обзор готовит группа из 2-3-х человек (5-7 минут на выступление). Назовите авторов, основные идеи, высказанные ими, способы их достижения; представьте ваши суждения о достоинствах источников, критические замечания.

3. Составьте список ключевых понятий темы. Выпишите определения наиболее значимых, с вашей точки зрения, понятий из энциклопедических источников в вашу рабочую тетрадь. Постарайтесь уловить самое главное, существенное в них. Выбор понятий аргументируйте.

4. Контрольные вопросы:

· Какое (ие) определение (я) риторики, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает (ют) ее сущность и задачи?

· Как соотносятся понятия "риторика", "красноречие", "ораторское искусство"?

· В чем заключается различие общей и частной риторики?

· Какова цель педагогической риторики?

· Данные каких наук использует педагогическая риторика?

· Чем вызвана необходимость изучения дисциплины "педагогическая риторика"?

5. Истинный оратор, – утверждает Цицерон, – "должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев". Продолжите это утверждение Цицерона. Старайтесь сохранить замысел автора.

6. Разделитесь на пары. Составьте тексты диалогов (письменно) по вопросам темы занятия с последующим разыгрыванием их на занятии. Ваша задача – увлечь аудиторию рассматриваемыми проблемами и содержанием диалогов.

7. Прочитайте тексты из "Краткого руководства к красноречию" М. В. Ломоносова, содержащие советы оратору. Какие из них вы считаете наиболее важными? Точку зрения обоснуйте.

Вступление

§6. Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов.

 

Того ради подлежит, чтобы учащиеся красноречию старались сим образом разум свой острить чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одне правила и чтение авторов…

Глава шестая

§95. …надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих.

§98. Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно. Для того разумный ритор прилежно наблюдать должен хотя главные слушателей свойства, то есть:

1) возраст…;

2) пол …;

3) воспитание, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно…

При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства.

8. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

 

Занятия 2-3

 

Тема: История развития педагогической риторики. Становление отечественного
педагогико-риторического идеала

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Античность: педагогическая мысль и воспитательная практика. Зарождение и развитие риторики в Древней Греции и Древнем Риме.

2. Понятие риторического идеала. Сущность античных представлений о риторическом идеале.

3. Теория красноречия в средние века и в новое время.

4. Ораторское искусство в России XVII – XIX веков. Русский риторический идеал.

5. Особенности развития отечественной риторики в XX – XXI веках. Становление отечественного педагогико-риторического идеала.

 

Литература:

1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998.

2. Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика" XVII века. – М., 1999.

3. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

4. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2004.

5. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998.

6. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

7. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2001.

8. Русская риторика: Хрестоматия / Автор – состав. Л. К. Граудина. – М., 1996.

 

Практикум

 

Задания для самостоятельной работы:

1.  Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

2.  Подготовьте обзор литературы по теме занятия.

3.  Составьте список ключевых слов, характеризующих педагогико-риторический идеал. Создайте из ключевых слов сообщение для группы и затем воспроизведите его на занятии. Выделите основную мысль, к которой вы стремитесь в своем слове. Постарайтесь побудить слушателей принять вашу позицию. Обратите внимание на правильность, ясность и понятность речи.

4.  Контрольные вопросы:

· Каковы ведущие идеи античности, оказавшие влияние на развитие риторики?

· Почему риторику в Древней Греции называли "царицей всех наук"?

· Что для вас как для будущего педагога особенно важно в системе подготовки оратора Марка Фабия Квинтилиана?

· Что составляло предмет и задачи риторики в средние века и новое время?

· В чем проявилась сущность русского риторического идеала XVII – XIX веков?

· Каковы особенности развития отечественной педагогической риторики в XX – XXI веках?

· Какие аксиологические категории можно выделить в структуре педагогико-риторического идеала А. К. Михальской?

· Существует ли взаимосвязь этики и риторики в понятии "педагогико-риторический идеал"?

5.  Представьте историю риторики в лицах, выполнив следующее задание: выступите в жанре биографии (или от лица) одного из великих мыслителей и риторов античности, представителей старинных русских риторик, современных исследователей риторики, педагогической риторики. Для этого изучите энциклопедический материал и соответствующую учебную литературу, выявив вклад исторических личностей и наших современников в риторическое искусство и науку (/Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, М. М. Сперанский, И. С. Рижский, А. Ф. Мерзляков, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич, В. И. Аннушкин, Л. К. Граудина, Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская, А. А. Мурашов и др.).

Длительность выступления – 7 минут.

Задание выполняется вначале письменно, а затем представляется на занятии в устной форме.

Рекомендация: Выделите требования к речи, выдвинутые избранной вами персоналией. Назовите выделенные требования и следуйте им в процессе выступления. Данные требования являются критериями оценки вашего ответа.

6. Вы – высококвалифицированный учитель изобразительного искусства. Смоделируйте предлагаемую ситуацию: на основе содержания ключевых понятий темы занятия подготовьте выступление (10 минут) и озвучьте его на предстоящем заседании педагогического совета школы по теме "Создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства ".

Задание предусматривает формирование у будущего учителя ощущения собственного профессионально-коммуникативного "я".

Содержание выступления включает изложение проблемы; постановку вопросов, на которые необходимо найти ответы; проектирование возможных путей решения проблемы.

Оцениваются: аналитические, дидактические, проектировочные, конструктивные умения; умения выражать мысль сжато, четко, лаконично, в соответствии с нормами русского литературного языка.

7. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

Занятие 4

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие и сущность общения.

2. Педагогическое общение: принципы, сущность, функции.

3. Специфика педагогического общения.

4. Стили педагогического общения.

5. Восприятие и понимание в педагогическом общении.

6. Гармонизирующее педагогическое общение.

 

Литература:

 

1. Вильгельм А. М. Коммуникативная культура учителя как субъекта педагогической деятельности // Известия Уральского государственного университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 2. – С. 16-23.

2. Горшкова В. В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика. – 2011. – № 2. – С. 68-76.

3. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х Т. – М., 2003.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: Учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1997.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М., 1979.

 

Практикум

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Определите цель предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.
На развитие каких профессиональных компетенций будут направлены ваши усилия в процессе подготовки к занятию и в ходе практикума?

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Готовит группа из 2-х – 3-х человек. Создайте полилог о том, какие источники в большей степени убеждают вас в необходимости развития коммуникативно-речевых умений?

3. Выпишите из энциклопедических источников в рабочую тетрадь значения ключевых понятий по одному из вопросов, вынесенных на обсуждение. Составьте связный текст по данному вопросу.

4. Контрольные вопросы:

· Как толкуют значение понятия "общение" толковые, психологические, педагогические словари?

· Каковы основные функции общения?

· Каковы условия реализации эффективного общения?

· Какие русские пословицы о языке, речи, общении вы знаете?

· Каковы функции педагогического общения?

· Какую роль играют восприятие и понимание в педагогическом общении?

· Каковы стили педагогического общения?

· Какова сущность гармонизирующего педагогического общения?

5. Создайте иерархию условий эффективности общения. Дайте ваш комментарий.

6. Разделитесь на пары. Один из вас – учитель, другой – ученик. Смоделируйте ситуацию, в которой ученик провинился. Поговорите с ним. Длительность разговора – 5 минут.

7. Вы входите на перемене в класс, где преподаете изобразительное искусство. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить классу. Информация не должна быть эмоциональной сама по себе. Постарайтесь сосредоточить на себе всеобщее внимание.

8. Подготовьте портфолио, включив в него выполненные задания.

 

 

Занятия 5 – 6

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие речевого общения. Язык и речь.

2. Говорение в речевом общении. Понятие текста. Основные признаки текста (смысловая цельность и связность).

3. Роль внутренней речи в формировании высказывания. Переход к внешней речи.

4. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Взаимодействие устной и письменной речи.

5. Речевое поведение обучающихся. Требования к речевому поведению. Речевой этикет.

6. Невербальные средства речевого общения. "Язык внешнего вида"

 

Литература:

 

1. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

2. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 618-626.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2001.

4. Макарова Д. К. Выразительность объяснительного монолога учителя как средство эмоционального взаимодействия в педагогическом дискурсе // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 2. – С. 157-162.

5. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под. ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993 – 1999.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы. Назовите основные технологические шаги, которые вам надо осуществить для достижения цели.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Направляет ли предложенная литература на продуктивное взаимодействие между педагогом и обучающимся? Какая литература в большей степени способствует решению этой задачи?

3. Выделите ключевые понятия темы, ориентирующие вас на деятельность по формированию индивидуального стиля речевого общения.

4. Контрольные вопросы:

· Что такое речевое общение?

· В чем состоит отличие устной речи от письменной?

· Каковы основные признаки текста?

· В чем состоит роль внутренней речи в формировании устных и письменных высказываний?

· Каковы коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний?

· Каковы требования к речевому поведению общающихся?

· Почему необходимо понимать язык телодвижений?

5. Представьте вербальное приветствие учителя в соответствии с определенной ситуацией, в которой он встречается с учащимися для осуществления коммуникативного намерения. Сыграйте роль учителя.

6. Разыгрывание мини-ситуаций.

- Вы вошли в класс. Поздоровайтесь с учениками и привлеките их внимание к себе посредством мимики, пантомимики.

- Обратитесь к ученику, используя: просьбу, требование, предупреждение, похвалу, вопрос, пожелание. Постарайтесь найти не только нужные интонации, но и проявить пантомимическую выразительность.

7. А. Н. Толстой в работе "Как мы пишем" замечает: "Я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи сами говорили о себе языком жестов. Моя задача – создать мир и впустить туда читателя, а там уже он сам будет общаться с персонажами не моими словами, а теми ненаписанными, неслышимыми, которые сам поймет из языка жестов."

Толстой А. Н. Как мы пишем (1930 г.) // Русская риторика: Хриистоматия / Авт. Сост. Л. К. Граудина. – М., 1996.

 

Задание: Выберите фрагмент текста одного из произведений А. Н. Толстого. Постарайтесь войти в созданный автором мир и поговорите с персонажами произведения "ненаписанными, неслышимыми" словами, понятыми вами из языка жестов. Задание выполняется вначале письменно, а затем устно воспроизводится в группе.

8. Вы – педагог воспитатель. Создайте письменный текст-рассуждение, предназначенный для определенной возрастной группы школьников по одной из тем: "о любознательности", "о честности", "о душе", "о профессионализме", "об искренности", "о любви", "о благородстве", "о совести". Выступите с текстом – рассуждением в учебной группе (7-10 минут).

Критерии оценивания выступления:

умения:

а) продумывать содержание с учетом речевой ситуации и в соответствии с целью;

б) связывать фразы;

в) откликаться на реакции аудитории;

г) говорить ясно, кратко, логично;

д) формулировать тезис, доказательства, выводы, представляя их в единстве с помощью языковых средств связи (во-первых, во-вторых, так как, следовательно и др.);

е) использовать в рассуждении примеры.

9. Подготовьте портфолио, включив в него выполненные задания.

Занятие 7

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие рода, жанра речи.

2. Стили речи (учебно-научный, публицистический, официально-деловой, художественно-публицистический), их особенности.

3. Устные информативные жанры речи педагога. Функции информирующего высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации.

4. Устные жанры эпидейктической речи педагога.

5. Побуждающие и призывающие к действию жанры речи педагога.

 

Литература:

 

1.  Александров Д. Н. Риторика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

2.  Бакланова И. И. Учебный и научный тексты с точки зрения постулатов речевого общения // Русский язык в школе. – 2010. – № 5. – С. 30-35.

3.  Большой академический словарь русского языка / главн. ред. К. С. Горбачевич. – М., Спб. – 2006.

4.  Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 505-511.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование". – М., 2013.

6. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика учителю. – Пермь, 1993.

7.  Русская риторика: Хрестоматия // Авт. – сост. Л. К. Граудина. – М., 1996. – С. 306-309.

 

Практикум

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1.  Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы. Какие практические умения и навыки вы стремитесь развить на данном занятии. Задание выполняется письменно.

2.  Подготовьте обзор литературы по теме занятия.  Внесите новизну в алгоритм подготовки и проведения обзора.

3.  Составьте конспект ключевых слов темы занятия. Соедините его с конспектом ключевых слов предыдущей темы. Напишите связное повествование. Выступите с ним в группе. (7 минут).

4.  Напишите 7 контрольных вопросов по теме занятия.

5.  Прочитайте тексты В. О. Ключевского, посвященные памяти Т. Н. Грановского. К какому роду принадлежат тексты? К какому жанру? Какое впечатление произвели на вас тексты? Как характеризуется Т. Н. Грановский? Что вас особенно привлекает в нем как в ораторе? (Русская риторика: Хрестоматия / Авт. – сост. Л. К. Граудина. – М., 1996. – с. 315).

6.  Вспомните приветственные речи в школе, вузе 1 сентября. Остались ли какие-нибудь из них в вашей памяти? Почему? Выступите по этому поводу в группе (до 10 минут). В ходе выступления обращайтесь к слушателям. Апеллируйте к их воспоминаниям ("Вспомните, как мы…", "Вспомните, как вы…" и т.д.)

7.  Разделитесь на пары. Подготовьте совместную информирующую речь на тему по вашему выбору. Подумайте, каков будет состав вашей аудитории. Задача первого выступающего – завоевать внимание аудитории. Каковы будут ваши первые слова во вступлении в соответствии с этой задачей? Может быть, вы представите что-то парадоксальное, неожиданное? Задача второго выступающего – продолжить речь, стараясь удержать внимание слушателей до конца выступления. Длительность выступления – 7 – 10 минут.

8.  Вы – учитель изобразительного искусства 7-го класса общеобразовательной школы. Смоделируйте педагогическую ситуацию, происшедшую в классе, которая побуждает вас выступить перед учащимися с призывающей к действию речью. Роль учащихся сыграют на занятии ваши однокурсники.

9.  Подготовьте портфолио, включив в него выполненные задания.

Занятия 8 – 9

 

Тема: Техника речи педагога

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие техники речи.

2. Компоненты техники речи.

3. Работа над фонационным дыханием.

4. Интонирование речевого потока: фразы, синтагмы, паузы, логическое ударение, темп речи.

5. Характеристика основных свойств голоса (тембр, диапазон, сила, высота, полетность, суггестивность).

6. Работа над дикцией.

 

Литература:

 

1. Ахьямова И. А. Голос как инструмент педагогического общения // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 235-240.

2. Ершова А. Может ли учитель управлять своей интонацией?: подтексты нашей речи и поведения // Педагогическая техника. – 2010. – № 1. – С. 67-78.

3. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.

5. Кузнецов И. Н. Современная риторика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

6. Осовская М. Техника речи // Журналистика и культура речи. – 2006. № 2. – С. 43-47.

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы. Что, по вашему мнению, означает умение ощущать речь в звуке?

2. Подготовьте обзор литературы по теме. Какие высказывания авторов убеждают вас в необходимости работать над техникой речи? Приведите примеры.

3. Выделите ключевые понятия темы. Выпишите в ваш педагогический словарь определения понятий "техника речи", "речевое дыхание", "речевой голос", "дикция", "орфоэпия", "интонация", "пауза", "мелодика", "тембр". Покажите на собственной схеме взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение основных компонентов техники речи.

4. Составьте 10 вопросов по наиболее заинтересовавшим вас проблемам темы занятия.

5. Изучите советы А. С. Никольского о произношении.

§ 132. Произношение есть выражение мыслей или чувствований живым голосом.

§ 134. Правильность выговора речений и периодов состоит

а) в остановках при произношении сообразно с разделением понятий; б) в протяжении или ускорении выговора некоторых слов; в) в повышении или понижении голоса, ровно; г) в напряжении или ослаблении силы одного над некоторыми словами.

§ 137. Голос из числа множества случаев особенно повышается при вопросах и восклицаниях и при постепенном увеличении важности мыслей, а понижается при всяком почти ответе и всякий раз, как приближаемся к какому-нибудь препинанию или когда важность выражаемых мыслей уменьшается постепенно.

Никольский А. С. Глава 11. О произношении // Русская риторика: Хрестоматия / Авт. – сост. Л. К. Граудина. – М., 1996. – с. 130.

 Выразите смысл данных суждений своими словами, обращая особое внимание на речевой голос, дыхание, дикцию, интонацию.

6. Прочитайте вслух стихотворение А. Прокофьева, добирая дыхание, где необходимо.

 

Что весной на родине?

Погода.

Волны неумолчно в берег бьют.

На цветах настоянную воду

Из восьми озер родные пьют.

 

Пьют как брагу, темными ковшами

Парни в самых радостных летах,

Не испить ее:

она большая.

И не расплескать: она в цветах!

 

Мне до тех озер дорогой длинной

Не дойти.

И вот в разбеге дня

Я кричу товарищам старинным:

"Поднимите ковшик за меня!"

 

7. Произнесите скороговорки медленно, четко выговаривая все звуки, постепенно ускоряя темп речи:

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

· Инцидент с интендантом.

· Полили ли лилию, видели ли Лидию?

· Ткет ткач ткани на платок Тане.

· Шакал шагал, шакал скакал.

· Купи кипу пик. Пик кипу купи.

· Либретто "Риголетто".

· Сыворотка из-под простокваши.

· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

· Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

· Расскажи мне про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

8. Прочитайте отрывок из прозы, ускоряя, а затем замедляя темп чтения на полминуты, одну, две минуты.

9. Прочитайте слова, обращая внимание на твердое или мягкое произношение согласных перед "е":

· Аннексия. Анестезия. Атеизм. Ателье. Аудиенция.

· Бандероль. Бассейн. Берет. Багет. Бухгалтер. Бизнес.

· Вексель. Ватерполист. Вестерн. Вундеркинд.

· Газель. Гантели. Гипотеза. Генетика.

· Депо. Дебют. Декада. Депутат. Декан. Дельфин. Детектив.

· Идентичный. Интеграл. Интервью. Интернат. Интервал.

· Крем. Компресс. Кофе. Кафе. Компьютер. Кредо. Кашне. Крейсер.

10.Подготовьте рассказ о событиях, произошедших с вами в течение дня (5-7 минут). Постарайтесь увлечь им аудиторию. Обратите внимание на речевое дыхание, качества речевого голоса, дикцию. Выделяйте голосом значимые слова. Составьте ваш рассказ таким образом, чтобы вначале ваша речь была спокойной, размеренной, а к концу рассказа стала эмоциональной.

11.Изучите особенности речей отдельных ораторов во время дискуссий, телевизионных выступлений, радиопередач. Как говорят ораторы (правильное речевое дыхание; голос: сила звука, полетность, гибкость, подвижность, адаптивность, тембральная окраска; интонационный стиль; дикция)?

Задание выполняется вначале письменно, а затем воспроизводится в учебной группе.

Каков был темп речи ораторов? Регулировали ли они громкость речи (нормальная, слишком тихая, слишком громкая)? Каков был тон высказываний (восходящий, нисходящий, ровный)? Выражались ли тоном необходимые чувству, настроения, отношения? Приведите примеры.

12.Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные задания практикума.

Занятия 10 – 11

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие культуры речи.

2. Стилеобразующие факторы

3. Коммуникативные качества речи.

4. Нормы русского литературного языка (произношения, грамматические нормы, нормы словоупотребления).

 

Литература:

 

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2007.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

3. Винокур Г. Проблема культуры речи // Русский язык в школе. – 2009. – № 10. – С. 73-79.

4. Вострикова М. В. Понятие о нормах русской речи // Вопросы гуманитарных наук. – 2011. – № 5. – С. 41-42.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. и др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов по педаг. специальностям. – М., 2004.

7. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. – М., 1984.

8. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2008.

9. Телия В. Н. Большой фразеологический словарь. – М., 2010.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы. Представьте логическую цепочку глаголов, которые помогут вам достичь цели.

2. Подготовьте обзор литературы по теме занятия. Дайте анализ одного из источников с точки зрения лексического богатства письменной речи (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение). Приведите примеры тропов.

3. Подготовьте конспект ключевых слов темы занятия. Подберите к ним как можно больше синонимов и антонимов. Для этого обратитесь к соответствующим словарям. Напишите связный текст, на основе синонимов и антонимов.

4. Составьте 10 вопросов по теме для ее обсуждения.

5. Внимательно прочтите текст: "Человеческая речь была бы совершенной, если бы могла передавать мысль с такой же точностью, как зеркало отражает световые лучи. Но это идеальное совершенство, недостижимое и ненужное. Предмет, слабо освещенный, представляется на зеркальной поверхности в таком же неясном виде; вещь, освещенная ярко, и в зеркале отразится в четких очертаниях. То же можно сказать о человеческом языке: мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления.

Мне попался где-то один из афоризмов Гладстона: старайтесь вполне переварить предмет и освоиться с ним; это подскажет вам нужные выражения во время произнесения речи….

Только точное знание дает точность выражения. Послушайте, как говорит крестьянин о сельских работах, рыбак о море, ваятель о мраморе; пусть будут это невежды во всякой другой области, но о своей работе каждый будет говорить определенно и понятно."

Сергеич П. (Пороховщиков П. С.) Искусство речи на суде (1910 г.) // Русская риторика: Хрестоматия / Авт. – сост. Л. К. Граудина. – С. 392-393.

В чем, по вашему мнению, проявляется богатство речи автора? Как вы считаете, с какими особенностями оратора оно связано? Назовите языковые средства, при помощи которых П. С. Пороховщиков добивается эмоционально-образного воздействия на читателей.

6. Поставьте ударение в следующих словах: августовский, айвовый, алкоголь, антитеза, апостроф, блин, блина, балованный, баловать, бытие, дефис, еретик, жалюзи, каучук, каталог, пломбировать, щавель, эксперт. Проверьте себя по словарю.

7. Прочитайте про себя фрагмент из речи Петра Великого перед Полтавским сражением: "Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества; и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Отечество, за православную нашу веру и церковь! Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложно быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того единого, яко всесильного во бранях, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ея" (Я. В. Толмачев).

А сейчас прочитайте текст речи Петра Великого вслух. Изменилось ли что-либо в вашем восприятии речи во время чтения ее вслух? Какие качества речи Петра Великого вы можете выделить? Какие словосочетания произвели на вас особое впечатление?

Можем ли мы сказать, что Петр Первый говорил "языком сердца"? опишите состояние слушателей, когда с ними говорят таким языком. Выступите с вашим словом перед учебной группой.

8. Посмотрите и послушайте выступления разных ораторов в течение недели. Нарушали ли они речевые нормы? Какие? Приведите примеры. Расскажите о своем восприятии выступлений ораторов в учебной группе.

9. Подготовьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные задания.

 

Занятие 12

 

Тема: Работа педагога над содержанием устного выступления. Докоммуникативная фаза

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Этапы подготовки устного выступления: определение темы, цели, названия, оценка аудитории.

2. Работа над книжными источниками.

3. Написание плана (тезисов, конспекта, полного текста).

 

Литература:

 

1. Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. – М., 2011.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х Т. – М., 2003.

4. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. и др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

5. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 1995.

6. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям. – М., 2004.

7. Ромашина С. Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия // Нач. школа. – 2005. № 2. – С. 71-73.

8. Умейте строить диалог и задавать вопросы. Уроки Сократа // Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 14-17.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

Подберите пословицы и поговорки, имеющие отношение к определенной вами цели по теме занятия.

2. Подготовьте обзор литературы по теме. Выделите источники, которые наилучшим образом ориентируют вас на работу над содержанием устного выступления.

3. Напишите конспект на основе выделенных ключевых слов темы занятия. На основе конспекта составьте связный текст и озвучьте его в аудитории.

4. Подготовьтесь к обсуждению темы занятия. Составьте 10 вопросов по данной теме для последующего проведения полилога в учебной группе.

5. Прочитайте следующий текст Н. Ф. Кошанского.

"Прежде всего оратор соображает тему с целью:

а) Достаточна ли тема его к достижению желаемой цели? b) Достаточны ли силы его к раскрытию темы для достижения цели? с) Кто слушатели и прилична ли им тема и цель его? d) Наконец, может спросить сам себя тайно, во глубине души, уверен ли он сам в предлагаемой истине или только хочет уверить других. – Это важная тайна, которая невидимо будет иметь влияние на действие его речи" (Н. Ф. Кошанский. Риторические труды).

Скажите, какое впечатление произвел на вас данный текст? Убедителен ли он? "Прочитываются" ли некоторые качества речи автора? Какие? Что "двигало" пером Н. Ф. Кошанского? Назовите эпитеты, которыми можно определить текст. Передайте те же мысли автора своими словами.

6. Подготовьте мини-доклад (7-10 минут) на заинтересовавшую вас проблему темы занятия. Выступите с ним в аудитории.

Задание группе – оцените мини-доклад по разработанным вами критериям.

7. Определите, на какие ваши сильные стороны вы можете опираться в развитии риторической компетентности. Какие недостатки вам мешают в этом процессе? Сформулируйте в зависимости от этого ваши индивидуальные потребности в риторическом пространстве осваиваемой дисциплины. Задание выполняется письменно, а затем свободно воспроизводится в группе.

8. Проанализируйте язык телевизионных информационных сообщений за 2 текущих дня. Правильно ли и четко были определены цели, темы сообщений? Учитывался ли состав аудитории? Осуществлялись ли логические переходы от одного вопроса к другому? Тщательно ли были отредактированы тексты речей?

9. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

 

Занятия 13 – 14

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие композиции речи.

2. Начало речи.

3. Вступление.

4. Содержание речи.

5. Логические формы и приемы изложения.

6. Способы связи смысловых частей речи.

Литература:

 

1. Большой академический словарь русского языка / главн. ред. К. С. Горбачевич. – М., Спб. – 2006.

2. Буданкина Н. Е. Совершенствование языковой культуры учителя // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 51-55.

3. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

4. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 520-522.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбин


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.