Глава 1. Организация и функционирование финансов внебюджетных фондов в Российской Федерации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Организация и функционирование финансов внебюджетных фондов в Российской Федерации

2020-04-01 158
Глава 1. Организация и функционирование финансов внебюджетных фондов в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность темы исследования определена тем, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства;

возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

В состав внебюджетных фондов входит Пенсионный фонд РФ (ПФР). В современных условиях Пенсионная система в Российской Федерации является одной из важнейших составных частей социальной политики, имеющую цель обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения. Она включает в себя следующие основные элементы: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь.

Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения - одна из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования и представляет собой экономическую категорию, определяющую совокупность экономических связей его субъектов и объектов.

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и действует на основании Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

В настоящее время деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами.

Разнообразие возложенных на ПФР функций, сочетание в его деятельности административных, финансовых, гражданских и социально-обеспечительных полномочий характеризуют своеобразие его правового статуса. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. При осуществлении своей деятельности ПФР становится участником различных комплексов правоотношений, возникающих в рамках государственной пенсионной системы. Эти правоотношения значительно отличаются друг от друга. Для получения достоверных результатов исследования необходимо их четкое разграничение.

Предметом исследования является бюджетный процесс Пенсионного фонда РФ в части исполнения его бюджета.

Объект исследования - использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда в сфере обеспечения его деятельности.

Цель работы заключаются в разработке и обосновании теоретических подходов анализа управления бюджетным процессом ПФР, а также в выработке рекомендаций по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Характеристика финансовых отношений в системе внебюджетных фондов, к которым относятся и финансы ПФР;

Анализ эффективности использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда в сфере обеспечения его деятельности;

Предложение системы финансового управления ПФР на базе принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), с одновременным повышением прозрачности бюджетного процесса ПФР.


Заключение

 

Обобщение итогов работы представляет собой следующие выводы:

.В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон об обязательном пенсионном страховании) ПФР признан страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование. ПФР - государственное учреждение, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временно свободных средств ПФР определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете ПФР.

. Осуществление пенсионной реформы повлекло за собой значительное увеличение административных расходов ПФР в целом. Зачастую превышение норматива административных расходов обусловлено неэффективной организационной структурой того или иного отделения. В рамках работы рассмотрены основные направления реформирования структуры отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на основе использования опыта которого даны конкретные рекомендации по выявлению структурных диспропорций и обоснованы пути их преодоления для ПФР в целом.

В связи с широким набором функций и большим объемом информации, циркулирующей в системе ПФР, для ее обработки требуется достаточно большая организационная структура.

Одним из основных направлений реформирования системы управления пенсионным обеспечением является совершенствование методов, с помощью которых осуществляется планирование и регулирование деятельности структурных подразделений ПФР, с целью наиболее эффективного использования денежных, людских, материальных и информационных ресурсов и, в первую очередь, упорядочение информационных потоков.

.В ходе работы выдвинуто предложение по совершенствованию управления финансовыми ресурсами ПФР с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат - БОР. Под управлением финансовыми ресурсами ПФР понимается последовательное выполнение функций в следующих сферах: анализ, планирование, принятие решений, учет и отчетность, контроль, регулирование - выраженных в характеристике соотношений финансовых ресурсов и результатов деятельности Фонда за определенный период времени, представленного в форме бюджета. БОР представляет собой технологию управления определенных систем целей и задач, обеспечивающих единство проводимой в стране государственной политики, а также взаимосвязь между выделяемыми на ее реализацию бюджетными ресурсами и оценкой результатов их использования с точки зрения эффективности и результативности.

Для повышения прозрачности исполнения бюджета ПФР должны быть использованы: алгоритм сопоставимости показателей финансовой отчетности с использованием метода начисления; показатель оценки экономической эффективности финансовой деятельности ПФР.

В целях повышения уровня финансовой обеспеченности публично - правовых пенсионных обязательств ПФР могут применяться методы повышения транспарентности (прозрачности) и эффективности процесса управления его финансовыми ресурсами; в частности, возможна модель управления финансовыми ресурсами ПФР на основе совершенствования системы учета и отчетности, позволяющая перейти от управления бюджетными расходами к управлению результатами.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2007 - 192 с.

2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

.   Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

.   Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

.   Положение о Пенсионном фонде РФ. Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1.

.   Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации».

.   Бельский К.С. Финансовое право. - М.: Юрист, 2008 - 400 с.

.   Биткина И.К. О путях повышения страховых принципов пенсионной системы //Финансы, 2009, № 2, с. 75-78

.   Вареничева Т. Пенсионная реформа провалена // Пенсионное обеспечение. - №1 - 2007. - С. 3-5.

.   Вьюницкий В.С. Накопительный элемент пенсионной системы: правовой статус, порядок формирования накоплений, механизм выплаты // Пенсия. - 2002. - N 4. - С. 62-65.

.   Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6. - С. 14-16.

.   Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды и налоговые новации 2005 г.// Финансы, 2005, № 9, с. 59 - 62.

.   Гурвич Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. - №9. - 2007. - С. 5-9.

.   Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. М.: ИНФРА-М, 2003 - 432 с.

.   Долотов В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы //Финансы, 2009, № 5, с. 66-68.

.   Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»)». М.: ТК «Велби», 2006 - 576 с.

.   Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России М.: «Р-ВАЛЕНТ», 2008 - 348 с.

.   Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения М.: БЕК, 2002 - 414 с.

.   Карасева М.В. Финансовые правоотношения. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005 - 288 с.

.   Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается //Финансы, 2009, № 1, с. 57-60.

.   Лысенко Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании //Финансы, 2008, № 7. с.67-71.

.   Право социального обеспечения России / под ред. К.Н. Гусова и М.О. Буяновой. М.: Проспект, 2008 - 488 с.

.   Рогачев И.А. Перспективы проведения Пенсионной реформы в условиях современной демографической ситуации в России //Государственное и муниципальное управление: территориальный аспект: Сб. матер. межрег. конф. молодых ученых - Орел.: ОРАГС. - 2005 - С. 265-272.

.   Рогачев И.А. Пенсионная реформа в России: оценка результатов //Финансы и кредит. - № 33. - 2006 - С.35-36.

.   Селезнев А.З., Косов Н.С., Перцева С.Ю. Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Учебно-методический комплекс. - М.: АТиСО, 2004 - 368 с.

.   Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования // Финансы, 2008, № 2, с.51-53.

.   Трофимова Н.А. Проблемы краткосрочного планирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и пути их решения // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 8. С.36-43.

.   Трофимова Н.А. Социально-экономические условия формирования государственных пенсионных обязательств в Российской Федерации // XII Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. - Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 2010. С.18-21.

.   Тюрин Н.М. Пенсионное страхование на первом этапе пенсионной реформы России // Естественные и технические науки. - 2010. - № 5 (43). - С. 117-122.

.   Тюрин Н.М. Развитие пенсионного страхования России на современном этапе // Экономические науки. - 2010. № 7 (68). - С. 194-201.

.   Тюрин Н.М., Валиева Е.Н. Финансовая эффективность и результативность обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации // Вестн. Самар. гос. ун-та. - Самара, 2010. - № 6 (68). - С. 25-31.

.   Федотов Д.Ю. Финансы пенсионной системы //Финансы 2005, № 1, с.58-60.

.   Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова - М., Новый Юрист, 2008 - 328 с.

.   Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2006 - 616 с.

.   Финансовое право /под ред. О.Н. Горбуновой М.: Юристъ, 2005 - 356 с.

.   Финансы, денежное обращение и кредит /под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова М.: Проспект, 2007 - 496 с.

.   Харлашин Ф.О. Международный опыт организации финансового механизма пенсионных систем и его применение в России // Финансы и кредит. - М., 2010. - № 9 (393). С. 75-81.

.   Харлашин Ф.О. Пенсионная система России: влияние на социально-экономическое развитие страны // Научные труды Вольного экономического общества России. - М., 2007. - Том 84. С. 248-274.

.   Шмаков А.В. Реформа пенсионной системы: опыт стран с развитой структурой государственного пенсионного обеспечения // Материалы международной конференции. - Барнаул: Аз Бука, 2008. - С. 198.

.   Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. - СПб.: ДНК, 2006. - 135 с.

Введение

 

Актуальность темы исследования определена тем, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства;

возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

В состав внебюджетных фондов входит Пенсионный фонд РФ (ПФР). В современных условиях Пенсионная система в Российской Федерации является одной из важнейших составных частей социальной политики, имеющую цель обеспечить приемлемый уровень социальной защиты населения. Она включает в себя следующие основные элементы: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь.

Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения - одна из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования и представляет собой экономическую категорию, определяющую совокупность экономических связей его субъектов и объектов.

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и действует на основании Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

В настоящее время деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами.

Разнообразие возложенных на ПФР функций, сочетание в его деятельности административных, финансовых, гражданских и социально-обеспечительных полномочий характеризуют своеобразие его правового статуса. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. При осуществлении своей деятельности ПФР становится участником различных комплексов правоотношений, возникающих в рамках государственной пенсионной системы. Эти правоотношения значительно отличаются друг от друга. Для получения достоверных результатов исследования необходимо их четкое разграничение.

Предметом исследования является бюджетный процесс Пенсионного фонда РФ в части исполнения его бюджета.

Объект исследования - использование финансовых ресурсов Пенсионного фонда в сфере обеспечения его деятельности.

Цель работы заключаются в разработке и обосновании теоретических подходов анализа управления бюджетным процессом ПФР, а также в выработке рекомендаций по совершенствованию системы управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Характеристика финансовых отношений в системе внебюджетных фондов, к которым относятся и финансы ПФР;

Анализ эффективности использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда в сфере обеспечения его деятельности;

Предложение системы финансового управления ПФР на базе принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), с одновременным повышением прозрачности бюджетного процесса ПФР.


Глава 1. Организация и функционирование финансов внебюджетных фондов в Российской Федерации


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.