Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России.

2020-03-31 181
Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с огромными трудностями организационного, правового и даже психологического характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц [47-48].

До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания международных расчетов.

В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри страны.

Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.

Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с которым предполагалось введение векселей единого образца.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях.

Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”;

- Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”;

- Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”;

- Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62);

- Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01);

- Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”;

- Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;

- Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”.

Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации.

К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами предпринимательской деятельности.

При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том, что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ, продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг, в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ.

Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия.

Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено.

Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной статьи федеральных законов не принималось.

Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно расцениваться как незаконная.

Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает прямую обязанность национальных законодателей развития положений Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции, обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2 Женевской Конвенции.

Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе, обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств, взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным. Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода от ответственности не только российскими векселедателями, но и векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.

Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам международного права. Большинство отступлений носят малосущественный характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для ограничения действия векселей на территории государства [34].


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.