Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»

2020-04-01 117
Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Меняются социальные роли, которые человеку ради успеха и лучшего уровня жизни приходиться осваивать, меняется наше благосостояние, положение в обществе, отношение к личности и т. д. В связи с этим возникает вопрос о том, как приспосабливаться к постоянным изменениям и какие факторы этому способствуют. В данном параграфе мы рассмотрим понятие адаптации, ее виды, и взгляды разных психологических школ на это понятие.

Существует множество определений понятия адаптации.

По мнению В.Б. Шапаря адаптация - это приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды [37, с. 9].Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже[44]. трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма. Начиная от молекулярного уровня до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Обозначим подходы к пониманию адаптации наиболее больших психологических школ.

Необихевиористское понимание адаптации. Данная школа понимает адаптацию двояко. С одной стороны адаптация - состояние, в котором потребности индивида, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Также адаптация - это процесс, посредством которого это гармоничное состояние может достигаться [30, с 8].

В бихевиористском понимании социальная адаптация - это процесс или состояние физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В данном определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида [30, c 8]. «Социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.

Интеракционисты понимают адаптацию как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями. Способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего [30, c 9]. Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства. Адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений [30, c 10-11]. Также данная школа различает адаптацию и приспособление. По мнению Т. Шибутани[30]. у каждой личности присутствуют комбинации приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и, в свою очередь, данные приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», адаптация относится к константным решениям, т. е. хорошо организованным способом справляется с типичными проблемами.

Г. Гартманн[30] отмечает, что адаптация включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями так и входящие в свободную от конфликтов сферу Я.

Многие психоаналитики различают адаптацию и адаптированность[30]. Хорошо адаптированным человеком данные ученые считают индивида, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

При рассмотрении советской научной литературы, мы встречаем более широкое понимание социальной адаптации. По мнению Э.С. Маркаряна [ 25] адаптация - это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, а также приспособление к социальной среде.

Сфера адаптации включает в себя как социальный, так и психический аспекты. Индивид не только общается в процессе нахождения в социуме, но преодолевает трудности, принимает решения и т. д. Иными словами наша жизнь не только представляет собой исключительно социальные феномены, но и, безусловно, одну из важных позиций в ней занимают психические и психологические явления.

В связи с этим выделяют социальную и психическую адаптации. Под социальной адаптацией понимается процесс интеграции человека в общество. В результате данного процесса достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию [ 43].Психическая адаптация понимается как непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса [ 42].

Наиболее полное и точное определение социально-психической адаптации лежит в основе идеи онтогенетической социализации.

Онтогенетическая социализация определяется как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение [34, с 66-67]. Любой процесс, в котором происходит преодоление проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. В ходе данного процесса происходит использование приобретенных на предыдущих этапах своего развития и социализации навыков и механизмов поведения или открытие новых способов поведения и решения задач.

Социально-психическая адаптация личности, осуществляется на уровне личностных механизмов. Конформистское поведение играет роль как одно из возможных адаптивных стратегий. Реализуется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь не конформистский и творческий характер. Если длительное время придерживаться конформистской стратегии адаптации, то это может привести к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения, а именно: нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения, а также созданию все новых проблемных ситуаций. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности[30].

В данном параграфе мы дали определение понятию адаптация. Данный термин рассматривается как естественными науками, например биологией и понимается как приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды, так и гуманитарными, в частности психологией, дающей множество определений данного термина. Обозначили ее виды, а именно выделили собственно адаптацию, социальную, психическую и социально - психическую виды адаптаций. Отметили взгляды основных психологических школ на данный термин.

Так как наша работа посвящена адаптации детей к школе младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, то в следующем параграфе мы рассмотрим еще один вид адаптации, а именно адаптацию к школе.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.