Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности

2020-04-01 113
Физические проявления детского церебрального паралича. Адаптационные проблемы к школьной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Детский церебральный паралич достаточно распространенное заболевание. Дети с данным отклонением зачастую не способны самостоятельно передвигаться, а также учиться в школах осваивая общую программу. В данном параграфе мы рассмотрим взгляды ученых на ДЦП, назовем причины возникновения, обозначим симптомы и виды, особенности эмоционально-личностного развития и познавательной деятельности у детей с детским церебральным параличом, а также опишем адаптационные сложности, возникающие при выполнении учебной деятельности детьми с таким диагнозом.

На сегодняшний момент многие ученые сходятся во мнении, что детский церебральный паралич - это группа центральных двигательных нарушений. Данные нарушения проявляются в антенатальном, перинатальном и раннем неонатальном периодах развития, в которых происходит острое или хроническое воздействие этиологического фактора или факторов, которые приводят к повреждению головного мозга и последующему нарушению развития преимущественно двигательной сферы.

Определения детского церебрального паралича, которые дают различные авторы также имеют общую основу. ДЦП - это группа заболеваний, различных по этиопатогенезу, с общим признаком в виде нарушения двигательной функции вследствие врожденного или приобретенного в первые годы жизни поражения соответствующих систем головного мозга[10]. М.Б. Кроль[15]. понимал под детским церебральным параличом состояния, представляющие смесь пирамидных и внепирамидных симптомов. Х.Г. Ходос[36]. в своей работе «Нервные болезни» писал, что ДЦП представляет собой различные параличи и парезы, развивающиеся в детском возрасте. Т.А. Тальвик[33]. говорил о группе непрогрессирующих синдромов повреждения головного мозга, проявляющихся двигательными расстройствами.

Рассмотрим причины возникновения детского церебрального паралича. Первая причина преждевременные роды. Во время такого рождения возникает высокий риск кровоизлияния в мозг, которое, в свою очередь, может спровоцировать развитие вышеуказанной патологии.

Вторая причина недостаток кислорода в головном мозге новорожденного. При недостатке кислорода происходит отмирание нервных клеток, вследствие чего нервная система работает не эффективно. Данная ситуация может возникнуть как при внутриутробном развитии плода, так и при применении кесарева - сечения [46, 19, 28].

Третья причина различные внутриутробные инфекции. Такие заболевания как оксоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха могут спровоцировать развитие ДЦП[2].

Четвертая причина поражения или травмы головного мозга до родов, во время или сразу после них. Пятая причина: послеродовые черепно-мозговые травмы или инфекции, например менингит [41, 2, 19].

Прежде чем происходит постановка основного диагноза и установление формы детского церебрального паралича, выделяют ряд синдромов для постановки более точного диагноза. Описываются синдромы двигательных нарушений, синдром нарушения интеллекта, синдром речевых расстройств. Дадим характеристику каждому из них.

Синдром двигательных нарушений характеризуется слабостью или ограниченностью движений (парезы), полным отсутствием движений (явление плегии), гипертонией мышц (спастика, ригидность), гипотонией, дистонией (колебание мышечного тонуса от повышения до полного снижения). Для более точного установления степени двигательного развития определяется стадия локомоторного развития и фаза вертикализации. Стадия локомоции: а) отсутствие передвижения; б) передвижение переворотом; в) ползанье по-пластунски; г) ползанье скачками; д) ходьба на коленях; е) ходьба со вспомогательными устройствами; ж) самостоятельная патологическая хотьба [39, с8]. Фаза вертикализации: лежание без контроля головы, лежание с контролем головы, самостоятельное сидение, вставание возле опоры, вставание самостоятельное [39, с8].

Синдром нарушения интеллекта проявляется в задержке психического развития легкой степени или выраженной задержкой. Синдром речевых расстройств отражается в задержке речевого развития; алалии; дислалии; дизартии; [39, с8].

Обозначим основные формы детских церебральных параличей. К.А. Семенова выделяет 5 основных видов детского церебрального паралича. Первый вид характеризуется незначительным нарушением интеллектуального развития. Дети способны к самообслуживанию, овладению некоторыми трудовыми навыками, обучению в обычных школах (болезнь Литтля). Двойная гемиплегия характеризуется поражением всех конечностей, ригидностью мышц. Развитие интеллекта на уровне олигофрении различной ее степени. Гиперкинетичный вид характеризуется гиперкинезами с параличами. Развитие интеллекта удовлетворительно. Атонически - астеническая форма выражается парезами и низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. Сохраняется возможность произвольных движений при правильном лечении. Уровень интеллекта в половине случаев в степени имбецильности и дебильности. Гемипаретическая форма характеризуется парезами одной стороны тела, 25-35 % детей страдают олигофренией [32]. В нашей же работе мы будем опираться на классификацию врачей, таких как Козявкин, Бабадачи, Ткачнеко. На наш взгляд их классификация наиболее полно отражает спектр проявления симптомом ДЦП.

Спастические формы. Проявляются у 70-75 процентов детей. Характеризуются повышением мышечного тонуса, высокими сухожильными рефлексами с наличием клонусов, патологическими рефлексами (Бабинского, Россолимо), угнетением поверхностных рефлексов, утратой волевого контроля над мышцами и дифференциацией тонких движений пальцев, угнетением нормальных синекинезий и появлением патологических содружественных движений. В спастической форме выделяют три основных клинических варианта: тетраплегия, параплегия, гемиплегия. Дадим характеристику каждой из них. Спастическая тетраплегия - поражение всего тела с равным или преимущественным поражением рук. Если доминирует поражение одной из сторон, то применяется термин «двусторонняя гемиплегия». Ребенок не контролирует голову, зрительно - пространственная координация затруднена, не происходит вертикализации тела из-за нарушения формирования постуральных рефлексов, нарушение глотания, артикуляции, речи, в последующем развиваются деформации верхних и нижних конечностей, позвоночника, задержка психоречевого развития. Спастическая параплегия - поражение ног с возможной функциональной недостаточностью рук. Возможен контроль головы и развитие речи. Нарушена возможность сидения, стояния, ходьбы. Формируется контрструктура коленных суставов, ограничивается ротация голени, наблюдается так называемая «поза балерины». Спастическая гемиплегия - вовлечение только половины тела с большим поражением руки, чем ноги. Проявляется в нарушении хватательной функции, выраженной асимметрии в руках, заметное отставание в развитии конечностей в росте с возрастом, высокий тонус, повышенные сухожильные рефлексы. С течением времени развивается контрактура плеча, сгибательная контрактура в локтевом суставе, сгибательно - пронаторная установка предплечья, сгибательная контрактура кисти с невозможностью отведения большого пальца, склиоз, типичная контрактура в ноге, конская стопа. Уровень социальной адаптации выше и зависит от интеллектуально - поведенческих нарушений [39, с8-12].

Атактическая форма. В первые месяцы жизни у ребенка наблюдаются гипотония мышц, задержка моторного развития - синдром «вялого ребенка». В процессе формирования моторных навыков проявляется дискоординация, дисметрия, туловищная атаксия, тремор рук. Наростание атаксии происходит во время стояния и ходьбы. Сухожильные рефлексы оживлены, при развитии атонически - астаксической формы, которая является следствием поражения лобных долей головного мозга, не развивается вертикализация тела, задержка психо - речевого развития [39, с12].

Атетозная, гиперкинетическая форма. В первые месяцы у детей отмечается мышечная гипотония, в 3 - 4 месяца дистония, к году гиперкинезы (атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония). Мышечная дистония и гиперкинезы дестабилизируют позу ребенка, произвольные движения дискоординированны и не соразмерны. Мышечный тонус варьируется от гипотонии - дистонии до спастичности. В дальнейшем у ребенка формируется деформация позвоночника, грудной клетки, сгибательные деформации, а также деформации стоп [39, с 12].

Наиболее затрудненное двигательное развитие наблюдается у детей со спастической тетраплегией, гиперкинетической и атонически - астатической формами ДЦП.

Рассмотрим особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.

Для детей с данным диагнозом характерны определенные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства отражаются в повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, а также к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Эмоциональная возбудимость сочетается с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория) и со снижением критики. Часто возбудимость сопровождается страхами. Наиболее часто встречается страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость корелирует с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются.

Определенные нарушения деятельности и общения при ДЦП способствуют своеобразному формированию личности [16].

Наиболее распространен диспропорциональный вариант развития личности. Проявляется в сочетании нормального интеллектуального развитие с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемости. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Длительность освоение навыков самообслуживания.

Особенности познавательной деятельности у детей с детским церебральным параличом. Нарушения наблюдаются в двигательных, речевых, сенсорных актах. Например, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка удержания головы, сидения, способствуют ограничению полей зрения, что приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов[38]. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Обуславливают недостаточное развитие предметного восприятия, а двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.

Нарушения умственной работы проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, который включает повышенную истощаемость психических процессов, утомляемость, раздражительность, плаксивость, капризность. Возможны появления пониженного фона настроения и недовольство[13]. Обычно данный синдром сочетается с повышенной чувствительностью к громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т. д. Усугубляют проявление вышеуказанных симптомов социальные факторы, особенно воспитание по типу гиперопеки. Вследствие этого происходит недоразвитие мотивационных основ психической деятельности. Проявляется астеноадинамический синдром, характеризующийся вялостью, заторможенностью, малоактивностью детей при выполнении любых видов деятельности. Такие больные с трудом выполняют задания, двигаются, говоря, наблюдается замедление мыслительных процессов[3].

Астеноадинамический синдром в большинстве наблюдается у детей со спастической диплегией и при атонически-астатической форме церебрального паралича. На фоне низкого мышечного тонуса отмечаются нарушения координации и равновесия.

Гиперкинетическая форма характеризуется гиперкинезами, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

Церебрастенические синдромы проявляться в старшем дошкольном возрасте. В период систематических педагогических занятий. Проявляется недостаточность внимания, памяти. Наиболее четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности. Нарушения в мышлении проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления, задержка формирования слова как понятия

Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома.

Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения[1]. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать, наблюдается задержка формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

Личность с церебральными нарушениями характеризуется нарушениями интеллекта, низким познавательным интересом, недостаточной критичностью.

На основе данных, изложенных выше, мы предполагаем следующие проблемы в адаптации младших школьников с детским церебральным параличом.

Во-первых, ограниченность двигательной активности может влиять на общение ребенка со сверстниками. Из-за невозможности двигаться как остальные, например, ходить, или бегать у ребенка развивается чувство неуверенности в себе и как следствие в своих способностях. Ребенок становится замкнутым, не хочет общаться, проявляет агрессию, как к себе, так и к окружающим. Так же данная патология может являться причиной, по которой ребенок боится отвечать у доски, или, например, играть вместе со всеми детьми. В таких ситуациях школьник не хочет ходить в школу, снижается интерес к учебной деятельности.

Во-вторых, многие дети с ДЦП имеют задержку психического развития в легкой или в выраженной степени, а также страдают разными формами олигофрении. В таких случаях ребенок не может осваивать общую программу, а в тяжелых степенях олигофрении практически не поддается обучению. Это в свою очередь приводит к неуспеваемости в обучении или к полному его отсутствию.

В-третьих, речевые расстройства приводят, как к невозможности выражать свои мысли на понятном для всех языке, так и задерживают развитие других высших психических функций. Школьник пытается общаться, но при отсутствии понимания его речи со стороны окружающих коллектив и школа становятся для него не привлекательными. Пропадает желание осваивать новые знания и развиваться дальше.

В-четвертых, особенности эмоционально-личностного развития также влияют на адаптацию к школе. Например, повышенная эмоциональная возбудимость и колебание настроения могут привести к конфликтам в школе, чувствительности к стандартным раздражителям нередко является причиной невнимательности на уроке. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

В-пятых, нарушения умственной работы могут привести к низкому уровню работоспособности, невозможности сидеть за одной партой с кем либо, так как малейшее прикосновение может вызвать агрессивную реакцию, а плаксивость и капризность не дает качественно усваивать необходимый материал.

В-шестых, особенности мышления и бедность практического опыта делают невозможным решать сложные логические задачи, необходимые в учебной деятельности.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели физические проявления детского церебрального паралича, его причины и виды, а также на основе отмеченных симптомов сделали предположения о проблемах адаптации к учебной деятельности.

 


Эмпирическое исследование


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.