Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 1. Семейные ценности как объект социологического изучения

2020-04-01 448
Глава 1. Семейные ценности как объект социологического изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Глава 1. Семейные ценности как объект социологического изучения

 

Причины вступления в брак

Варианты ответа

Выборы

%

Любовь

53

49

Желание создать семью

41

38

Рождение ребенка

8

6

Расчет

4

4

Независимость от родителей

2

2

Не быть одиноким

1

1

Всего

87

100

 

По таблице видно, что такой мотив как "любовь", остается основным при вступлении в брак, его выбрали 49% респондентов. На втором месте стоит "желание создать семью", 41%. На третьем "рождение ребенка", 6%. Следовательно, третья гипотеза подтверждается.

Распределение причин вступления в брак по полу, %

Вариант ответа

Мужской

Женский

Любовь

52

47

Желание создать семью

31

42

Рождение ребенка

7

6

Расчет

7

2

Независимость от родителей

0

3

Не быть одиноким

2

0

 Всего

100

100

 

Распределение по полу показало, что мотив "любовь", как это ни странно, больше указывали молодые люди, а девушки сделали примерно одинаковый выбор мотива "любовь" и "желание создать семью". Кроме того, девушки больше хотят независимости от родителей, чем молодые люди.

Распределение по возрасту показало, что в более старшем возрасте любовь имеет меньшее значение при вступлении в брак. А желание создать семью в этом возрасте преобладает.

Также в ходе исследования, нужно было выяснить, на каком месте среди других ценностей у студентов находится семья. Для этого респондентам было предложено проранжировать список основных жизненных ценностей.

Самое главное в жизни

 

Пол

Варианты ответа

Мужской

Женский

Всего

Любовь

2,3

3,2

2,8

Образование

3,1

4,4

3,9

Дети

3,6

4,7

4,2

Семья

3,3

2,4

2,8

Работа

3,8

4,9

4,4

Творчество

4,5

6,3

5,5

Здоровье

3,8

3,3

3,5

Уважение окружающих

5,5

6,2

5,9

 

Данная таблица показывает, что любовь и семья для молодежи по-прежнему на первом месте. Таким образом, гипотеза опровергается. На второе место студенты поставили здоровье. На третьем месте у молодежи стоит образование. Дети у студентов занимают только четвертое место. Видимо, молодежь все больше связывает семейные отношения с супружеством, а не с родительством, либо они имеют в виду семью своих родителей, а о браке и детях пока не задумывались.

Следующей задачей, поставленной в ходе исследования, было выяснить, какой смысл вкладывают студенты в слово "семья".

Смысл слова "Семья", количество выборов

 

 

В какой семье Вы выросли?

 

Варианты ответа

Полная

Неполная

Всего

Семья - это

Союз 2ух любящих и уважающих друг друга людей

20

7

27

Родители и их дети

6

2

8

Личное пространство человека, где его поддерживают и любят

2

5

7

Взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт

3

2

5

Ячейка общества, в которой права и обязанности супругов равны

11

8

19

Крепкие доверительные отношения

1

0

1

Основа общества

1

0

1

Люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством

6

1

7

Ответственность и забота друг о друге, детях

2

1

3

Мои близкие люди

2

0

2

Смысл жизни каждого человека

2

1

3

Затрудняюсь ответить

14

3

17

Малая социальная группа, обладающая исторически опр. орг-ей

2

1

3

Любящий коллектив

1

1

2

 

По данной таблице можно сделать вывод, что большинство студентов знают, что такое семья, а значит, пятая гипотеза опровергается. Но представления о семье у молодежи очень различаются. Большинство респондентов (31%) считают, что семья - это "союз 2ух любящих и уважающих друг друга людей", то есть семью молодежь больше связывает с супружеством, нежели с детьми, 21% респондентов определяют семью, как "ячейку общества, в которой права и обязанности супругов равны", на третьем месте (19%) стоит "Затрудняюсь ответить". Так же респонденты давали следующие определения семьи: "родители и их дети" этот вариант выбрало всего 9% опрошенных студентов, "личное пространство человека, где его поддерживают и любят", только 8% респондентов написали, что семья - это "люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством", это говорит о том, что преемственность поколений среди семейных ценностей стоит далеко не на первом месте у молодежи, наблюдается тенденция нуклеаризации.

При этом респонденты выросшие в полной семье лучше понимают смысл слова "семья", они дали большее количество ответов на этот вопрос, чем те, кто вырос с одним родителем.

В ходе анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: "Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?", результаты приведены в таблице:

Заключение

 

Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом (упадком) семейных ценностей, другие трансформацией института семьи, но очевидно, что происходит приспособление семьи к новым условиям и обостряется противоречие между семейными и внесемейными ценностями.

Современные исследования показывают, что на сегодняшний момент - семья и наличие детей не являются социально значимым приоритетом в системе ценностей современной молодежи. Он не исчез вообще, но значительно утратил свою позицию. Молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Данное исследование показало, что ни один опрошенный не состоит в официальном браке, лишь 12% живут в незарегистрированном, студенты в большинстве своем нацелены на официальный брак в будущем, правда половине респондентов необходимо сначала обзавестись работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план. Но есть и те, кому для создания семьи достаточно одного желания (30%). Если говорить о венчании в церкви, то ответы респондентов на этот вопрос неоднозначны. В основном, молодые люди не исключают такой возможности, но сомневаются, треть респондентов не собираются венчаться, 20% хотят венчаться в церкви.

Опрос показал, что оптимальный возраст для создания семьи для женщин с 21 до 25 лет, а для мужчин с 26 до 30 лет.

Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали "любовь" и "желание создать семью", на третьем месте оказалось "рождение ребенка" (6%). В системе жизненных ценностей любовь и семья у молодежи так же остается на первом месте, здоровье и образование на 2 и 3 местах соответственно, а детей респонденты поставили только на 4ое место.

В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос о том, что такое семья. Большинство из них дали определение этому понятию, правда, существуют значительные расхождения в трактовках его понимания. В основном семья в понимании молодежи - это супружеская пара, детей упомянули лишь 9% респондентов. Мало кто (8%) в определении затронул и преемственность поколений. Хотя для большинства опрошенных семейная жизнь родителей является образцом для подражания.

В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первое место, так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание. Детей юноши поставили на третье место, а девушки на четвертое. А вот материальная обеспеченность и стабильность стоит лишь на шестой позиции в системе семейных ценностей молодежи.

Современная молодежь в лице студентов МГПУ считает, что супруги должны быть равноправными членами семьи, вместе принимать основные решения и обеспечивать семью, а так же вместе организовывать и проводить свой досуг, правда есть и те, кто считает, что необходимо отдыхать друг от друга, причем это преимущественно девушки.

Среди главных семейных традиций больше половины респондентов отметили праздники в кругу семьи, а так же совместный отдых, обеды и ужины за семейным столом, походы в кино и на футбол.

Большинство опрошенных студентов хотят в будущем иметь двух детей и выбирают демократический стиль воспитания. Они также считают, что молодожены должны жить отдельно от родителей, но сохранять близкие доверительные отношения с ними.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что студенческая молодежь видит идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают себя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах - сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.


Список литературы

 

1. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. - 273 с.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.

5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 367 с.

6. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298 с.

7. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия "Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 87 с.

8. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. - 146 с.

9. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. // http://lib.socio.msu.ru

10. Григорьева Н.С. Проект: "Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи". Программа развития ООН // http://www.undp.ru

11. http://lib.socio.msu.ru

12. http://www.ecsocman.ru


Приложение

 

АНКЕТА

Просим Вас принять участие в опросе, цель которого выяснить семейные ценности современной студенческой молодежи. Просьба отвечать откровенно, анкета носит анонимный характер, полученные сведения будут обработаны и использованы в обобщенном виде.

Состоите ли Вы в браке?

1. Да, в официальном

2. Да, в незарегистрированном (сожительство)

3. Нет

Внимание! Тех респондентов, которые состоят в официальном браке, далее просим отвечать на вопрос № 3.

В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя)

2. Неполная (один родитель)

3. Другое___________________

21) Ваш возраст______________

22) Ваш пол_________________

Спасибо за участие в опросе!!!


[1] Молодая семья: настоящее и будущее России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 13 июня 2007 г. / Под общ.ред. С.В. Мантурова. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2007. – С. 8.

[2] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —С. 65.

[3] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 75.

[4] Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). – СПб.: Наука, 2003. – С. 67.

[5] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —С. 66.

[6] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —С. 73.

 

[7] Александрова В.В. Книга молодой семьи. Л., 1990. С. 21-22.// Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). – СПб.: Наука, 2003.

[8] Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. С. 57.

[9] Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)/ Тугариновские чтения. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 40-44.

[10] Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.,1998. С.271.

[11] Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2.// http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=lomon&cl=CL1&d=HASH703a8ca832c6cad0685868.6.5

[12] Григорьева Н.С. Проект: «Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи». Программа развития ООН http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=news&id=523

[13] Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). – СПб.: Наука, 2003. – С. 71.

[14] Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М.,1989. С. 7.

[15] Там же. С. 6-13.

[16] Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. С. 61-89.

[17] Процесс конъюгализации – сведение единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей. (http://www.znaj.ru/html/13944_2.html)

[18] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —С. 7.

[19] Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). – СПб.: Наука, 2003. – С. 77.

[20] Григорьева Н.С. Проект: «Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи». Программа развития ООН / http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=news&id=523

[21] Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2.// http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4----0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=lomon&cl=CL1&d=HASH703a8ca832c6cad0685868.6.5

Глава 1. Семейные ценности как объект социологического изучения

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.