Трансформация семейных ценностей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Трансформация семейных ценностей

2020-04-01 157
Трансформация семейных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система ценностей человека является "фундаментом" его отношения к миру. Ценность - положительная или отрицательная значимость

объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

"Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала"[10].

Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.[11]

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Авторы справедливо отмечают, что в современном российском обществе произошла смена позиций во взаимодействии трех разно уровневых субъектов: общества, семьи как малой группы и индивида. Наблюдается феномен перевернутой пирамиды: если раньше в ее основании находился индивид, а на вершине - общество, то теперь они как бы поменялись местами - в основании пирамиды находится общество, а на вершине - индивид. Семья сохранила свое срединное положение в этой иерархии, в том смысле, что как являлась, так и является каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом. Но сменились акценты в оценке значимости семьи, произошла переоценка тех моделей семьи, которые мы наблюдали, казалось, совсем недавно и тех, которые в современных условиях классифицируются как альтернативные, возвращение семье функции накопления частной собственности и передачи ее по наследству.[12]

Трансформация семейных ценностей находит свое выражение в следующих процессах:

1. Высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей;

2. Снизился жизненный уровень - плохие жилищные условия, низкий уровень семейного бюджета - безработица;

3. Формируется нуклеарная семья, ослабевают родственные связи, растет смертность;

4. Снизилась покупательная способность семьи - недоедание, ухудшение здоровья (особенно детей);

5. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности - стрессы, депрессии.[13]

В современной российской социологии семьи выделяются две основные исследовательские парадигмы. Первая, "прогрессистская" парадигма, представителями которой являются Вишневский А.Г., Голод С.И., Мацковский М.С. и др., рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам. Вторая, "кризисная" парадигма, представителями которой являются Антонов А.И., Борисов В.А. и другие, объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе: семейные ценности, в частности - ценность многодетной семьи и стабильного брака, заменяются на ценности, связанные с личными (индивидуальными) устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и социализационную функции.

Анализируя обусловленные сдвигами в жизни общества глубокие изменения всех сторон функционирования семьи, профессор А.Г. Вишневский отмечает противоречивый характер результатов этих изменений. С одной стороны, "институт семьи подвергся революционному обновлению, что способствовало преодолению кризиса патриархальности"[14]. С другой стороны, семья столкнулась с новыми проблемами и в значительной степени утратила многие жизненно важные для индивида и общества функции. В основе всех переживаемых семьей перемен лежит изменение ее основополагающих функций, а также соотношения между ними.

Важное значение при этом имеет плюрализм семейных моделей, внутренне присущий новому типу семьи, терпимость общества к альтернативным моделям. Наряду с традиционной моделью, ядро которой составляют живущие в пожизненном браке супруги и рожденные в браке дети, получают общественное признание и другие модели: временное сожительство супругов, неполная семья, возникающая после развода, материнская семья, сложные семейные связи и т.д.[15]

По мнению одного из ведущих специалистов в области социологии семьи С.И. Голода, в современной семейной культуре происходит не только автономизация брачности, сексуальности, но и трансформация всей системы матримониального поведения: в предбрачном, брачном и послебрачном периодах. В традиционной модели для ритуала предбрачного поведения принципиальным является участие, воля или хотя бы согласие родителей на брак. Для современной модели поведения характерны браки по личной договоренности партнеров. Брачный период представлен многовариантностью полоролевой структуры семейной организации. Меняется отношение к разводам и серийным бракам: от маргинального до легализации. Однако происходящие изменения "ни в коем случае не должны ассоциироваться с кризисом семьи. Закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, модернизация глобального общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов" [16].

Рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства, А.И. Антонов, в свою очередь, считает, что "ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации[17] и девальвации семьи), союза супругов (процесс индивидуализации и эмансипации), ослаблением триединства родства, родительства, супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицентризма эгоцентризмом), может быть назван кризисом семьи" [18].

Результаты многолетних социологических исследований социальных ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения социально-экономических условий и социокультурных ориентиров, происходящие в последнее время в нашей стране, вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентации молодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали ценности психологического характера: общение, любовь, семья. Результаты последних исследований показывают, что ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандарты и индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентации, постепенно вытесняя ценности психологического порядка, которые пока сохраняют свою значимость для 83 % респондентов в качестве основной ценности и мечты о "настоящей любви".

Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентации молодежи сохраняется, лишь 2 % респондентов опроса ориентируются на безбрачие. Однако вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируется сравнительно небольшая группа респондентов (11 %).[19]

Российский государственный социальный университет (РГСУ) провел исследования и издал энциклопедию "Российская семья", где отмечены вновь выявленные тенденции в развитии семейных отношений. Так, авторы отмечают, что россияне все меньше общаются с родственниками и предпочитают проводить время с друзьями. Из праздников, которые обязательно отмечают в кругу семьи, остались только Новый год и день рождения, причем все чаще это день рождения ребенка, который объединяет поколения. Делается вывод о том, что сейчас формируется новая российская модель семейных отношений, в которой люди договариваются о правилах, по которым будут жить. При исследовании потерь и приобретений в организации семейной жизни и семейных традиций указывается, что наиболее значимыми стали: утрата связи поколений, воспитания внуков бабушками и дедушками (предпочтение отдается няне), потеря ощущения кровного родства, родственников редко навещают, уходит в прошлое бескорыстная помощь (она все чаще становится результатом финансового соглашения).[20]

Семья сегодня, безусловно, нуждается в поддержке и общества и государства. При этом социальное влияние институтов государства и общества должно заключаться не столько в выполнении функций компенсаторного характера, сколько в проведении государственной просемейной политики на уровне идеологизации семейных ценностей, модели благополучной и стабильной молодой семьи.

Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.


Глава 2. Выявление семейных ценностей и ориентаций студентов мгпу


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.