Порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей

2020-04-01 121
Порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под налогообложением организаций и индивидуальных предпринимателей (далее налогоплательщиков) следует понимать сложившиеся на основе установленных законов организационно-правовые отношения по перераспределению преимущественно в денежной форме доходов (прибыли), полученных налогоплательщиками в результате их финансово-хозяйственной деятельности, в пользование государства, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Перераспределение доходов (прибыли) налогоплательщиков в пользу государства есть объективный и закономерный процесс, связанный с выполнением государством установленных Основным законом страны функций, следовательно, налогообложение налогоплательщиков есть объективный и закономерный процесс перераспределения прибыли (доходов), механизм которого устанавливается законодательными актами, в частности НК РФ, и федеральными законами о порядке установления и взимания отдельных видов налогов и сборов.

Система налогообложения влияет на формирование финансов государства, его доходов и, следовательно, на исполнение им своих функций. В то же время система налогообложения оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности налогоплательщиков и на социальное положение граждан. Влияние на конечные результаты деятельности налогоплательщиков система налогообложения оказывает посредством количества действующих налогов, механизма их установления и взимания.

Итак, под системой налогообложения (налоговой системой) следует понимать действующую в данный период совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории страны в соответствии с налоговым и таможенным законодательством, а также совокупность правовых норм и правил, устанавливающих права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых и таможенных органов за правильное исполнение законодательства по исчислению и уплате налогов, сборов и пошлин.

Налоговое законодательство РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Каждое лицо (юридическое и физическое) должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые не могут иметь дискриминационный характер. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства лиц или места происхождения капитала.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для развития не запрещенной экономической деятельности организаций и физических лиц.

В соответствии с налоговым законодательством в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Федеральными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ, региональными - обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а муниципальными - обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (предприятия, фирмы, компании) и физические лица (индивидуальные предприниматели), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять данную организацию в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное представлять его интересы в отношениях с налоговым органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Объектами налогообложения являются: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами), права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Важное значение для определения объема реализации товаров (работ, услуг) имеют принципы определения цены товара, работ или услуг для целей налогообложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливаются соответствующими статьями части второй НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговую базу налогоплательщики-организации исчисляют по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются частью второй НК РФ. В случаях, указанных НК РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, установленных НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных частью второй НК РФ для каждого отдельного вида налога.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до конца года.

Днем создания является день государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря до 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Установленные выше правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

При исчисление налога индивидуальный предприниматель самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Если в соответствии с налоговым законодательством обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган или налогового агента, в этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты его направления налогоплательщику заказным письмом.

Сроки уплаты налогов и сборов и представления деклараций устанавливаются налоговым законодательством применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением времени, исчисляются годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) в установленные сроки. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных и местных налогов - соответственно законами субъектов РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления согласно НК РФ. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более длительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Каждый индивидуальный предприниматель должен особенно ответственно подходить к выбору системы налогообложения, которую он будет в дальнейшем работать, ведь именно от нее будет зависеть степень сложности ведения налогового и бухгалтерского учета, а также то, какую совокупность обязательных налогов нужно будет ему рассчитывать и вносить в бюджет.

Все требования к бухгалтерской и налоговой отчетности регулируются налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными и правовыми актами, законами о налоговом законодательстве.

На настоящий момент в стране, согласно налоговому кодексу Российской Федерации, действует следующие системы и режимы налогообложения, рекомендуемые для использования индивидуальными предпринимателями (рис. 3).

 

Рисунок 3. Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

 

Все физические лица, которые занимаются какой-либо предпринимательской деятельностью, обязаны вовремя и в установленном порядке представлять требуемые отчетные документы в налоговые органы. В противном случае, государственный налоговый орган вправе подать в суд иск о взыскании с данного физического лица суммы всех неуплаченных налогов за счет его личного имущества.

Остановимся поподробнее на каждой из систем налогообложения.

Общая (обычная, традиционная, классическая) система налогообложения - это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты.

При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель уплачивает налоги и сборы в соответствие с Налоговым кодексом РФ, в том числе налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых, водный налог; государственную пошлину и т.д.

Однако, большинство из перечисленных налогов и взносов исчисляются и уплачиваются только в том случае, если они занимаются определенным видом деятельности и возникает налогооблагаемая база. Традиционно, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС, НДФЛ, налог на имущество.

Упрощенная система налогообложения (УСН) - это один из четырех специальных налоговых режимов, действующих в соответствии с законодательством РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер. Таким образом, индивидуальный предприниматель свободен в принятии решения о применении упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает уплату единого налога и освобождение от обязанности по уплате:

НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с действующим РФ.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения сохраняется порядок:

ведения кассовых операций;

порядок представления статистической отчетности;

исполнения обязанностей налоговых агентов в соответствии с НК РФ;

уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ;

уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 НК РФ.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - это система налогообложения, в основе которой лежит уплата ЕНВД для определенных видов деятельности.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов.

Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ и носит обязательный характер.

Система налогообложения в виде ЕНВД предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов.

Суть этой системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.

Если налогоплательщик применяете систему налогообложения в виде ЕНВД, то ему не надо платить следующие налоги:

НДФЛ - в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД;

НДС - в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД (за исключением «ввозного» НДС, уплаченного на таможне);

Налог на имущество физических лиц - в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД.

При этом, плательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых они освобождены.

Все иные налоги уплачиваются в установленном порядке.

Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает от уплаты: земельного налога, транспортного налога, акцизов, государственной пошлины, НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.

Кроме того, уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Кроме этого, налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента, уплачивать НДФЛ за своих работников.

При этом ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

представительные органы муниципальных районов;

представительные органы городских округов;

законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Для того чтобы ввести на территории муниципального района или городского округа систему налогообложения в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий нормативный правовой акт. Если такой документ представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не принят, то на вверенной им территории система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (например, УСН и ЕСХН).

Налогоплательщиками ЕНВД являются индивидуальные предприниматели, если одновременно соблюдаются следующие условия:

на территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;

в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСНХ) - система налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Эта система налогообложения установлена гл. 26.1 НК РФ и применяется в добровольном порядке.

Таким образом, предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при выполнении определенных условий могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Если предприниматель занимается несколькими видами деятельности, один из которых переведен на уплату ЕНВД, то в отношении остальных видов деятельности может применяться УСН, ЕСХН или общая система налогообложения.

Выбор систем налогообложения осуществляется самими предпринимателями, за исключением ЕНВД.

Выбор системы налогообложения индивидуальный предприниматель может сделать как одновременно с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, так и после нее.

Если будущий предприниматель желает использовать УСН или ЕСХН, то он вправе подать заявление об этом в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. Только в этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять УСН или уплачивать ЕСХН с даты своего создания.

Если же он не уложился в данный срок или вообще не подал такого заявления, то автоматически считается, что он применяет общую систему налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года, подав соответствующее заявление в установленные Налоговым кодексом сроки.

Таким образом, взвесив все «за» и «против» каждый индивидуальный предприниматель выберет свою налоговую систему в зависимости от того, какой деятельностью он занимается, а также в зависимости от того, какая система для него покажется проще и лучше во всех отношениях. В любом случае, правильно рассчитанные налоговые платежи и своевременная их уплата в бюджет - залог успеха индивидуального предпринимательства.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.