XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи.

2020-04-01 78
XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понедельник. Дидактическая игра с мячом «Один-много».

Лисичка - лисички (лисичек).

Подберезовик - подберезовики (подберезовиков).

Волнушка - волнушки (волнушек).

Красноголовик - красноголовики (красноголовиков)

Опенок - опята (опят)

Боровик - боровики (боровиков)

Мухомор - мухоморы (мухоморов) и т.д.

Вторник. Дидактическая игра с мячом «Сосчитай».

Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек.

Один мухомор…

Один красноголовик…

Один подберезовик…

Один опенок… и т.д.

Среда. Дидактическая игра с мячом «Назови грибы».

Съедобные - белый, подберезовик, подосиновик, рыжик, волнушка, сыроежка, груздь, красноголовик, боровик, опенок, лисичка...

Несъедобные - мухомор, ложный опенок, бледная поганка …

Четверг. Дидактическая игра «Расскажи о грибе» (по плану), с использованием предметных картинок из серии «Грибы».

План рассказа о грибе.

1. Название.

2. Где растет.

.   Части гриба.

.   Цвет шляпки.

.   Где и как собирают гриб.

.   Польза от гриба.

Пятница. Дидактическая игра «Какие грибы?».

Скользкие, как в масле - маслята;

С красной шляпкой - подберезовики;

Толстые, в коричневых шляпках - белые грибы;

С красной шляпкой в белый горох - мухоморы …

XIX. Итог занятия.

+ Положительная оценка работы ребенка.

Лексическая тема «Осень».

● Ввести в активный словарь детей:

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость; названия осенней одежды; названия осенних месяцев; названия деревьев.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, умный, пасмурный.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

I. Организационный момент.

Понедельник. Прочитать ребенку стихотворение, задать несколько вопросов об осени.

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Ø Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ø Назовите осенние месяцы? и т. п.

Вторник. Предложить отгадать загадки:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает? (Осенью)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает.

И никуда я не иду, покуда он гуляет. (Дождь)

Среда. Предложить исправить ошибки в стишке - небылице:

Две подружки ходят в сад.

Что - то делают не так:

Если зонтик на дворе,

Зонтик прячут поскорей.

Хитро смотрит старый пес.

У него в глазах вопрос:

«Листья плавают по лужам.

На дворе, наверно, стужа?»

Четверг. Предложить отгадать загадки:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает. (Дождь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Осень)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень)

Овладение навыками мышечного расслабления.

Приготовьтесь, мы - деревья.

Руки вверх мы поднимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Тихо ветками качаем.

Руки снова на колени, а теперь немного лени.

Исчезает напряженье, наступает расслабленье

Снова руки поднимаем,

Снова ветками качаем.

Руки снова на колени

И опять немного лени.

И становится понятно, расслабление приятно.

II. Развитие общей моторики.

«Дождик»

К нам на тонкой ножке.            прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.     ребенок стоит лицом в круг,

В лужице - смотри, смотри! -   ритмично приседает.

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                       руки вверх, потряхивания кистями.

Стали мокрыми цветы.                       наклон, руки к полу,

потряхивания кистями

Мокрый серый воробей,           Встал, руки вдоль

Сушит пёрышки скорей.           тела, потряхивания кистями.

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер по лесу летал,                  — Плавные волнообразные

Ветер листики считал:               движения ладонями.

Вот дубовый,                             — Загибает

Вот кленовый,                           по одному пальцу

Вот рябиновый резной,                      на обеих

Вот с берёзки - золотой            руках.

Вот последний лист                   — Спокойно

с осинки,                                    укладывает

Ветер бросил на тропинку.       ладони на стол.

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…

V. Мимическая гимнастика. «Показ эмоций».

Сегодня мы отправляемся во фруктовый сад - радость

В нем тепло, светло, светит солнышко - спокойствие.

Фруктовых деревьев много-много - восторг.

Здесь растут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины, мандарины - удивление.

Вдруг туча закрыла солнце - наверно будет дождь - грусть.

Уходи прочь туча - злость.

Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце - радость

Нам удалось полакомиться разными, разными фруктами - спокойствие, удовлетворение.

VI. Артикуляционная гимнастика. (+борьба с саливацией, синкенезиями, гиперкинезами).

-   для губ - «Окно», «Забор», «Хоботок», «Улыбка».

-   для челюсти - Движения челюстью вправо - 5 раз; влево - 5 раз.

    для языка - «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Индюк», «Пулемет».

VII. Работа над дыханием.

Выполнить упражнение, лежа, не поднимая плечи, положив руки на живот.

Сброс дыхания. Глубокий вдох носом - длительный выдох носом.

Сброс дыхания. Глубокий вдох ртом - длительный выдох ртом.

Сброс дыхания. Глубокий вдох носом - длительный выдох ртом.

Сброс дыхания. Глубокий вдох ртом - длительный выдох носом.

VIII. Работа над голосом.

Удлинение произнесения звуков (звукосочетаний) при средней (высокой, низкой) силе голоса.

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X.Автоматизация звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X. Дифференциация звуков. (по структуре дизартрии см. приложение)

XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Понедельник.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

Дождь - дождичек

Лужа - лужица

Ветер - ветерок

Туча - тучка

Солнце - солнышко

Дерево - деревцо

Лист - листочек и т.д. (называть существительные осенней тематики)

Вторник.

Дидактическая игра с мячом «Один - много».

Дождь - дожди (дождей)

Лужа - лужи (луж)

Месяц - месяцы (месяцев)

Урожай - урожаи (урожаев)

Зонт - зонты (зонтов)

Сад - сады (садов)

Огород - огороды (огородов)

Дерево - деревья (деревьев)

Лист - листья (листьев) и т.д. (называть любые существительные осенней тематики)

Среда.

Дидактическая игра с мячом «Скажи со словом «осенний»».

Небо (какое?) - осеннее

Настроение (какое?) - осеннее

Ветер (какой?) - осенний

Дождь (какой) - осенний

Погода (какая?) - осенняя

Листва (какая?) - осенняя

Капли (какие?) - осенние

Листья (какие?) - осенние. И т.д.

Четверг.

Дидактическая игра с мячом «Большой и еще больше».

Дождь - дождище

Лужа - луж ища

Туча - тучище

Капля - капища

Погода - погод ища и т.д.

Пятница.

Дидактическая игра «Составь предложения с предлогами в, на, с».

XIX. Итог занятия

+ Положительная оценка работы ребенка.

Лексическая тема «Ягоды. Лесные и садовые».

● Ввести в активный словарь детей:

Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, (+ названия других ягод), корень, куст, лист, плод, компот, варенье.

Глаголы: варить, резать, собирать, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

Прилагательные: маринованный, мочёный, варёный, сушёный, малиновый, земляничный, черничный, смородиновый, черемуховый…

I. Организационный момент.

Понедельник.

Предложить послушать стихотворение. Ответить на несколько вопросов.

По малину.

Я надела поясок, подвязала туесок,

Побежала по малину через луг, через лесок.

Я раздвинула кусты. Ну тенисты, ну густы!

А малина - то, малина - самой крупной крупноты!

Самой крупной крупноты! Самой красной красноты!

Побродила я часок, вижу - полон туесок.

Побежала я обратно, Через луг, через лесок.

Солнце бродит в вышине. Хорошо ему и мне.

Ø Где растут ягоды?

Ø Какими бывают ягоды? (лесными и садовыми)

Ø Что готовят из ягод?

Ø Какие ягоды любишь ты?

Предложить дидактическую игру «Четвертый - лишний»

·   Зима, весна, осень, клюква.

·   Земляника, смородина, брусника, мухомор.

·   Береза, осина, малина, сосна.

·   Вилка, ложка, крыжовник, тарелка.

Вторник. Предложить послушать стихотворение. Ответить на вопросы.

По ягоды.

Там, где чаща дикая и родник шумит,

Алою брусникою ярко мох расшит.

Сердце наше радует полдень золотой.

Мы идем по ягоды по тропе лесной.

Здесь лисе - красавице весело бродить

И зайчишкам нравится хоровод водить.

Мы брусникой спелою туесок набьем,

Про березку белую песенку споем.

Ø Какими бывают ягоды?

Ø Где они растут?

Ø Какие ягоды кислые (сладкие) на вкус?

Ø Что готовят из ягод?

Предложить отгадать загадки.

На полянке у дорожки - красные горошки.

Кто мимо пройдет - в рот себе их кладет. (ягоды)

У девченки - тонконожки ярко-красные сережки.

Под листочек загляни-ка, там краснеет … (земляника)

Среда. Предложить дидактическую игру «Запомни-повтори».

·   Лес, ягоды, поляна, кусты.

·   Земляника, черника, малина, клубника.

·   Трава, ягоды, цветы, плоды.

·   Клюква, брусника, черника, голубика и т.д.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

·   мухомор, подберезовик, красноголовик, малина

·   земляника, черника, смородина, персик

·   помидор, клубника, клюква, брусника

·   крыжовник, черемуха, черника, банан.

Четверг. Предложить исправить ошибки в предложении.

·   Горькие, спелые ягоды растут на футбольном поле.

·   Земляника - это кислый гриб.

·   Малина, брусника, крыжовник очень ядовитые ягоды.

·   Ягодным вареньем питаются лисы и зайцы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.