XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи

2020-04-01 119
XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понедельник. Дидактическая игра с мячом «Назови сок»

·   сок из малины - малиновый

·   сок из клубники - клубничный

·   сок из смородины - смородиновый

·   сок из крыжовника - крыжовниковый

·   сок из клюквы - клюквенный

·   сок из брусники - брусничный

·   сок из земляники…

·   сок из рябины …

·   сок из черники…

·   сок из голубики… и т.д.

Вторник. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

·   Клубника - клубничка.

·   Малина - малинка.

·   Клюква - клюковка.

·   Смородина - смородинка.

·   Крыжовник - крыжовничек.

·   Арбуз - арбузик. (обратить внимание детей на то, что арбуз является самой крупной ягодой).

·   Рябина - рябиночка.

·   Морошка - морошечка и т.д.

Среда. Дидактическая игра с мячом «Какое варенье?».

·   Варенье из смородины - смородиновое.

·   Варенье из малины - малиновое.

·   Варенье из брусники - брусничное.

·   … из клубники - клубничное.

·   … из черники - черничное и т.д.

Четверг. Дидактическая игра «Сосчитай».

·   Она ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, три ягоды спелой клубники, четыре ягоды спелой клубники, пять ягод спелой клубники.

·   Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, три ягоды кислой клюквы, четыре ягоды кислой клюквы, пять ягод кислой клюквы.

·   Одна ягода синей ежевики, две ягоды синей ежевики, три ягоды синей ежевики, четыре ягоды синей клюквы, пять ягод синей клюквы.

·   Одна ягода черной смородины, две ягоды черной смородины, три ягоды черной смородины, четыре ягоды черной смородины, пять ягод черной смородины и т.д.

Пятница. Дидактическая игра «Расскажи об ягоде» (по плану).

1. Какого цвета?

2. Какой формы?

.   Какого вкуса?

.   Какого размера?

.   Какая на ощупь?

.   В каком виде употребляют в пищу?

XIX. Итог занятия.

+ Положительная оценка работы детей.

Лексическая тема «Посуда».

— Ввести в активный словарь детей.

Существительные: посуда, тарелка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, поднос, чайник, хлебница, стакан, банка, бокал, рюмка, ведро, таз, кувшин, графин, кружка, сахарница, конфетница, ваза, кофейник, супница, масленка, солонка, ручка, донышко, дно, крышка, носик, горлышко, вилка, ложка, нож.

Глаголы: наливать, выливать, разливать, переливать, есть, пить, готовить, мыть, полоскать, сушить, накрывать, подавать, убирать, ставить, класть, чистить, разбивать, склеивать, покупать.

Прилагательные: столова, чайная, кухонная, глубокая, мелкая, металлическая, эмалированная, железная, стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, глиняная, чистая, грязная, острый, тупой.

I. Организационный момент.

Понедельник.

Задать вопросы, используя предметные картинки из серии «Посуда»:

Ø Как одним словом можно назвать все эти предметы?

Ø Какие предметы посуды ты еще знаешь?

Ø В какой посуде готовят пищу?

Ø Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? и т. п.

Предложить послушать внимательно стихи. Ответить на вопросы.

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай и ответишь сам.

У нашего Вовки на блюде морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташке смородина в чашке.

Ну а у Валерки грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

Вторник.

Загадать ребенку загадки.

В брюхе - баня,                         Большая голова

В носу - решето,                        И стройный стан

На голове - пупок,                     У той,

Всего одна рука,                       Что любит головой

И та - на спине.                          Нырнуть в стакан.

              (Чайник)                                     (Чайная ложка)

С глубокими и мелкими            При виде еды

Знакома я тарелками.                Не считают ворон,

И если в них еда,                           Бросаются дружно

Проворна я тогда.                     С обеих сторон.

(Ложка)                                      (Вилка и нож)

Без языка,                                  То в стороне стоит молчком.

А разговаривает.                                Задрав носишко, чванится.

(Стеклянная посуда)                  То угощает всех чайком,

                                                    Не уставая кланяться. (Чайник)

Среда.

Предложить послушать стихотворение. Ответить на вопросы.

Обедать.

Рая, Машенька и Женька мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы, Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры - я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке.

Не кормите тут же кошку - плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте и друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба, а на сладкое - компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

Спасибо!

Ø Без каких принадлежностей невозможно завтракать, обедать, ужинать?

Ø Назови, какую посуду ты знаешь?

Ø Какие правила поведения за столом ты выполняешь? Почему?

Предложить дидактическую игру с мячом «Четвертый - лишний».

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

Четверг. Предложить отгадать загадки.

Два братца пошли в воду купаться. (Ведра)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждет лошадка у ворот -

Открывай пошире рот. (Ложка)

Сама не ем, людей кормлю. (Ложка)

Скажите, как назвать ее:

Вся в дырках, зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Терка)

Кипит, шипит, бурлит, свистит,

С плиты его снимаем,

Он нас с гостями напоит

Горячим сладким чаем. (Чайник)

Пятница. Предложить отгадать загадки.

Если я пуста бываю, про тебя я забываю.

Но когда несу еду, мимо рта я не пройду. (Ложка)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыплется в тарелки. (Перечница)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу -

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела -

Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)

Щука в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Ходит он из края в край - режет черный каравай. (Нож)

Овладение навыками мышечного расслабления.

Мы готовимся к рекордам,

Будем заниматься спортом:

Сильно руки напрягаем,

Штангу вверх мы поднимаем.

Держим 3…, 4…, 5…,

Можно штангу опускать.

Дружно низко приседаем,

И по полу мы шагаем.

Возвращаемся обратно - расслабление приятно…

II. Развитие общей моторики.

Вот большой стеклянный чайник, Ребенок надувает живот, одна рука на поясе,

другая изогнута, как носик чайника.

Очень важный, как начальник. Изобразить «важного» начальника.

Вот фарфоровые чашки, Присесть, одна рука на поясе.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружится, рисуя руками круг.

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой.

Словно дружные матрешки.

Вот пластмассовый поднос - Встать прямо. Сделать руками круг.

Он посуду нам принес.

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Выполнять пальчиками движения по тексту (можно использовать ложку).

Сережа плохо держит ложку -

Все учат за столом Сережку.

Павлуша говорит: «Не так!

Зачем ты взял ее в кулак?

Ты за конец ее возьми,

Вот этим пальчиком прижми».

Пыхтит Сережа, сердится.

Ложка в пальцах вертится.

И вдруг он взял ее как надо.

И папа рад, и мама рада.

Кричит Павлуша «Молодец!

Он научился, наконец!».

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»

V. Мимическая гимнастика. «Показ эмоций»

Глядя в зеркало мимикой изобразить:

Ø Вкусный обед

Ø Кислый компот

Ø Горький перец

Ø Сладкое мороженое

Ø Хорошее настроение и т.д.

VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

(+ борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями)

или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука.

для челюсти:

-   рот открыть - закрыть (3 - 4 раза)

-   двигать нижней челюстьюD (6 раз)

для губ:

-   тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 - 6 раз.

-   растянуть «улыбку» (10 сек) 3 - 4 раза.

    вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 - 4 раза.

    чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

-   покусывать кончик языка

-   покусывать левую боковую часть языка

    покусывать правую боковую часть языка

    покусывать весь язык E

    + специальные артикуляционные упражнения, необходимые для коррекции дефектного звука.

VII. Работа над дыханием.

-   Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через рот, длительно выдыхать через рот - 3 раза.

-   Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через нос, длительно выдыхать через нос - 3 раза.

VIII. Работа над голосом:

Пропевание гласных с разной силой голоса.

 и, е Я, Ю        О,Ы

 

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука.

X. Автоматизация звука.

X. Дифференциация звуков.

XVIII. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Понедельник.

Предложить дидактическую игру «Сосчитай»

·   Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

·   Один ковш…

·   Один стакан…

·   Одна тарелка…

·   Одна сахарница… и т.п.

Предложить дидактическую игру «Посчитай предметы с признаками от 1 до 10 и обратно».

·   1 хрустальный бокал, 2 хрустальных бокала, 3 хрустальных бокала, …… 5 хрустальных бокалов…

·   1 стеклянная салатница, 2 стеклянных салатницы, 3 стеклянных салатницы, … 5 стеклянных салатниц…

·   1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3 фарфоровых блюдца, … 5 фарфоровых блюдец … и т.п.

Вторник.

Предложить дидактическую игру «Из чего сделано?»

·   Нож - из железа. Какой нож? - Железный.

·   Стакан - из стекла. Какой стакан? - Стеклянный.

·   Ковш - из пластмассы. Какой ковш? - Пластмассовый.

·   Вилка из алюминия. Какая вилка? Алюминиевая.

·   Блюдце из фарфора. Какое блюдце? Фарфоровое и т.д.

·   Бокал из хрусталя - хрустальный.

·   Конфетница из золота - золотая.

·   Масленка из пластмассы - пластмассовая.

·   Чайник из серебра - серебряный и т.д.

Среда.

Предложить дидактическую игру «Образуй признаки».

(от предметов)

хрусталь - хрустальный,

керамика - керамический,

глина, стекло, фарфор, серебро и т. д.

(от действий):

сервировать - сервированный,

разбивать - разбитый,

варить, готовить, наливать и т. д.

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери антонимы».

большой нож - маленький нож.

высокий графин- …

широкая ваза - …

узкий бокал - …

тонкая бутылка - … и т. д.

Четверг.

Предложить дидактическую игру «Подбери действие».

чашка - стоит, украшает, разбивается, лопается.

Кастрюля - …

Тарелка - …

Блюдце - … и т.д.

Предложить дидактическую игру «Большой - маленький».

·   Тарелка - тарелочка Банка …

·   Чашка - чашечка Ведро …

·   Блюдце … Кувшин …

·   Кастрюля … Графин …

·   Сковорода … Кружка …

·   Поднос … Ваза …

·   Чайник … Миска … и т.д.

Пятница.

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери признаки».

чашка - красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная.

чайник, блюдце, тарелка и т. д.

Предложить дидактическую игру «Один - много».

Один стакан, а много … (стаканов)

Один кувшин, а много … (кувшинов)

Один половник …

Одно сито …

Одна кастрюля …

Один новый бокал, а много … (новых бокалов)

Один алюминиевый поднос, а много … (алюминиевых подносов)

Одна стеклянная конфетница …

Одна пластмассовая масленка …

Одна дубовая кровать … и т.п.

Итог занятия.

+ положительная оценка работы ребенка на занятии.

Лексическая тема «Мебель».

— Ввести в активный словарь детей.

Существительные: кресло, диван, кровать, стол, стул, гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка (стола…), спинка (кресла…), сиденье.

Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, передвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать, починить.

Прилагательные: высокий - низкий, широкий - узкий; круглый, прямоугольный, квадратный, большой - маленький; чистый - грязный, мягкий - твердый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, гладкий - шероховатый.

Наречия: удобно, умело, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твердо.

I. Организационный момент.

Понедельник. Предложить отгадать загадки.

Что за башенка стоит, По ночам во мне Ванятка

А в окошке свет горит? До того задремлет сладко,

В этой башне мы живем, Что не хочет он вставать.

А зовется она … (дом) Что за мебель я? … (кровать)

Ножек четыре, На нем сидят,

шляпок одна, Телевизор глядят.

Нужен, Если кто устал -

коль станет обедать семья. (стол) Лег, полежал. (диван)

Дверцы, ножки, полки есть,

А на полках - и не счесть:

Полотенце и белье

И для мамы, и мое. (платяной шкаф)

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. (книжный шкаф)

Вторник. Предложить дидактическую игру «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок… (НА стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки… (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла… (СО стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (ПОД диван).

На портрете - Аня с бантом,

А портрет тот… (НАД сервантом).

Книжку новую Ивана

Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть - чуть… (НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы… (В кресле).

Среда. Предложить дидактические игры с мячом.

а) «Назови ласково»

стол - столик; стул - стульчик и т. п.

б) «Назови мебель, которая в комнате»

Четверг. Предложить ребенку внимательно слушать стихотворение, если услышит названия мебели в нем - загибать на каждое название пальчик. По окончании посчитать сколько пальчиков загнул ребенок.

Наша квартира.

В нашей комнате - столовой,

Есть отличный стол дубовый,

Стулья - спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых - спальне,

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке - центр музыкальный.

Пятница. Предложить дидактическую игру с мячом «Что лишнее?»

Яблоко, апельсин, ананас, диван.

Кресло, кровать, помидор, стул.

Учитель, стол, повар, врач.

Пылесос, тахта, телевизор, холодильник.

Нос, рот, кровать, уши.

Лиса, волк, кресло, медведь и т.л.

Овладение навыками мышечного расслабления.

Мы готовимся к рекордам,

Будем заниматься спортом:

Сильно руки напрягаем,

Штангу вверх мы поднимаем.

Держим 3…, 4…, 5…,

Можно штангу опускать.

Дружно низко приседаем,

И по полу мы шагаем.

Возвращаемся обратно - расслабление приятно…

II. Развитие общей моторики.

Нужные работники -                 — ребенок марширует

Столяры и плотники!                 

Сработать мебель мудрено:     — наклоны туловища вниз

Сначала мы берем бревно        «берем» бревно

и пилим доски,                           — «пилим» обе руки вперед - назад

длинные и плоские                                  

От работы пила -                                — развести руки в стороны

раскалилась добела    

Из под пилки сыплются опилки — встать прямо, потрясти кистями обеих рук

Рубанок в руки -                                 — «строгаем»

работа другая: сучки, закорючки

рубанком строгаем              

Хорошие стружки -                   — наклоны головы, D, E

Желтые игрушки

Готовим понемножку

то спинку, то ножку

Сделали вон сколько                 — развести руки в стороны

стульев и столиков

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Предложить ребенку отгадать загадки, а отгадки выложить на столе из спичек или счетных палочек.

·   На … (табуретке) сидят за столом, и без нее неуютен наш дом.

·   Поставим в спальню мы … (кроватку) и спать на ней мы будем сладко.

·   В комнате нашей большое …(окно), вижу лужайку я из него.

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»

V. Мимическая гимнастика. «Показ эмоций»

Друзья уселись на кресло, а у него сломалась ножка. - «огорчение»

Все думали только об одном: «Что делать?» - «удивление»

Наконец-то придумали! - «радость»

Взяли молоток, гвозди и починили ножку. - «счастье»

Теперь нет никаких проблем - можно спокойно посидеть. - «спокойствие»

VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

(+ борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями)

или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука.

для челюсти:

-   рот открыть - закрыть (3 - 4 раза)

-   двигать нижней челюстьюD (6 раз)

для губ:

-   тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 - 6 раз.

-   растянуть «улыбку» (10 сек) 3 - 4 раза.

    вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 - 4 раза.

    чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

-   покусывать кончик языка

-   покусывать левую боковую часть языка

    покусывать правую боковую часть языка

    покусывать весь язык E

    + специальные артикуляционные упражнения, необходимые для коррекции дефектного звука.

VII. Работа над дыханием.

-   Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через рот, длительно выдыхать через рот - 3 раза.

-   Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через нос, длительно выдыхать через нос - 3 раза.

VIII. Работа над голосом:

Пропевание гласных с разной силой голоса.

а, у а,      у а, у

 

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука.

X. Автоматизация звука.

X. Дифференциация звуков

XVIII. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Понедельник.

Предложить дидактическую игру «Сосчитай»

Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.

Один стол…

Один диван…

Одна кровать…

Одно кресло… и т.п.

Вторник.

Предложить дидактическую игру «Из чего сделано?»

Шкаф - из дерева. Какой шкаф? - Деревянный.

Стол - из стекла. Какой стол? - Стеклянный.

Стул - из пластмассы. Какой стул? - Пластмассовый.

Кресло - из кожи. Какое кресло? - Кожаное.

Диван - из велюра. Какой диван и т. д.

Кровать из дерева - … деревянная

Стол из стекла - …

Стул из пластмассы - …

Мебель из пластика - … и т. д.

Среда.

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери антонимы».

большой стул - маленький стул

высокий стол- …

широкая кровать - …

мягкое кресло - …

тонкая ножка - … и т. д.

Четверг.

Предложить дидактическую игру «Большой - маленький».

Стул - стульчик

Стол - …

Диван - …

Кровать - … и т.л.

Пятница.

Предложить дидактическую игру «Один - много».

Один диван, а много … (диванов)

Один стол, а много … (столов)

Один стул …

Одно кресло …

Одна кровать …

Один новый диван, а много … (новых диванов)

Один деревянный стол, а много … (деревянных столов)

Одно велюровое кресло…

Один железный стул …

Одна дубовая кровать … и т.п.

Итог занятия.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.