Государственная поддержка технопарков — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Государственная поддержка технопарков

2020-04-01 125
Государственная поддержка технопарков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мировой опыт инновационного развития как развитых, так и новых индустриальных стран подчеркивает важное место государства в построении комплексной системы инновационного развития страны. Признанные эксперты в данной области отмечают, что инновации не являются одномоментным процессом. Во всех странах на становление технопарков уходит 10-15 лет, при этом важным является создание комплексных мероприятий по обеспечению непрерывности процесса инновационного развития. Государство, посредством целенаправленной государственной политики способно обеспечить такую непрерывность. Например, осуществляя соответствующую программу модернизации системы образования, государство создает базу для накопления знаний и экспертизы и последующего возникновения исследований и высоких технологий. С другой стороны, повышение общего образовательного уровня (общего и специализированного) способствует повышению способности нации абсорбировать новые знания и технологии, реализовывать наукоемкие и сложные процессы и исследования. При наличии целенаправленной и системной государственной инновационной политики, инновации станут областью самогенерирующей собственное развитие. Государственная инновационная политика должна охватить следующие стратегические направления:

Образование и обучение;

Государственное управление;

Конкуренция;

Научные исследования;

Малый и средний бизнес;

Защита прав интеллектуальной собственности;

Налогообложение и законодательная среда;

Промышленные кластеры.

Как показывает мировой опыт, развитие инновационной деятельности напрямую связано с состоянием фундаментальной и прикладной науки и коммерческой востребованностью научно-технических разработок.

Одним из показателей, характеризующих отношение государства к научно-техническому прогрессу, является объем финансирования науки. Так, в 2000 году расходы государств на научные исследования и разработки составили: в США 246,2 млрд. долларов (2,9% от ВВП), в Японии 94, 2 млрд. долларов (3,0% от ВВП), в Германии 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП), во Франции 28,0 млрд. долларов (2,25% от ВВП), в Швеции 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5% от ВВП.

Поддержка научно-технической деятельности, имеющей инновационную направленность государствами ЕС осуществляется в соответствии с общими для всех стран рыночной экономики принципами. Принцип комплементарности (дополнительности) оказания финансовой помощи состоит в том, что приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны. Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок заключается в том, что государство субсидирует только создание общедоступного научно-технического продукта, не нарушая сложившегося на рынке соотношения между своими фирмами.

Соответствующие мероприятия по поддержке осуществляются различными государственными органами с привлечением разного рода агентств, кредитных и инвестиционных учреждений.

Прежде всего, это связано с тем, что основная задача государства в сфере инноваций состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между научно-технической (поставщик знания) и промышленной (пользователь) сферами.

В странах с развитой рыночной экономикой этот разрыв обусловлен тем, что потенциальные партнеры - участники инновационного процесса принадлежат к различным секторам экономики. Научные учреждения относятся к государственному сектору и их работы (за исключением контрактных) финансируются из бюджета. Промышленные предприятия принадлежат частному или корпоративному капиталу. Государство лишено возможности оказывать им прямую поддержку, не нарушая сложившегося соотношения сил на рынке. В этих условиях весьма удачным представляется найденный в странах ЕС выход, когда государство субсидирует преимущественно совместные проекты, выполняемые организациями обоих секторов, в частности, путем государственного заказа партнеру из госсектора (научному учреждению), т.е. оплачивает получение заведомо общедоступного научно-технического продукта.

Специальные программы национального и регионального уровней должны адресовать различные потребности субъектов национальной инфраструктуры. Ниже приведены некоторые программы, внедряемые в европейских странах в рамках европейской рамочной программы по развитию науки и технологий. Для Казахстана подобные программы, инициированные государством, должны стать отправной точкой в процессе развития технологических парков и аккумулирования научного потенциала страны.

Продвижение многосторонних исследовательских проектов.

Программы сфокусированы на развитии и использовании научных и исследовательских знаний, развитии межотраслевых научных и прикладных связей, развитии методов, процедур и инструментов, способных генерировать инновации в промышленном секторе.

Организуются для университетов, государственных научных учреждений и некоммерческих исследовательских центров. Финансируемые проекты нацелены развивать новое научное и техническое знание, посредством его адаптации к новым требованиям промышленного сектора, проекты должны быть основаны на использовании межотраслевой синергии. Обязательно наличие научных связей, то есть в данном проекте должно быть задействовано несколько участников, обязательно наличие как минимум 1 университета и одного исследовательского центра, занимающимися прикладными исследованиями. Проект подобного рода должен быть инициирован всеми участниками проекта, и отражать потребности конечных отраслевых потребителей, иметь инновационную природу. Проект имеет временные рамки и ограничения по суме инвестиций. Финансирование распределяется на всех участников проекта.

Организация подобных проектов актуальна на территории технологических парков, так как в нем сконцентрированы все необходимые участники цепочки проекта. Более того, находясь в непосредственном соседстве, участники проекта способны оперативно решать технологические, теоретические и организационные вопросы. Государственное финансирование в данном случае представляет собой стимулирующую основу для прихода начинающих исследовательских компаний в технопарк, мероприятие с которого можно начать исследовательскую деятельность в технопарке. Задействованность субъектов технопарка в программе подобного рода формализует научно-производственные связи между его участниками.

Таким образом, развитие научно-исследовательской базы внутри парка достигается посредством усиления исследовательского потенциала на национальном уровне, программы способствуют усилению межотраслевых связей, содействуют кооперации научных учреждений и реального сектора. Программы актуальны для промышленного сектора, а также в области стандартизации.

Создание центров технологического предпринимательства

Данные программы предназначены для развития новых отраслей и предполагают наличие технологических инкубаторов, которые получают государственный заказ на проведение исследований в новых отраслях.

В результате конкурсного отбора, государство выдает франшизу управляющей компании, которая обязуется управлять инкубатором определенное время, осуществлять ежегодные инвестиции. В результате проведенного исследования и достижения конечных результатов, управляющая компания оговаривает в той или иной степени свое право собственности, что выступает мотивирующим стимулом для нее. Государство финансирует существенный процент инвестиций (до 80%), непокрытую часть инвестиционного бюджета и операционные расходы инкубатора организует и привлекает управляющая компания.

Финансируя данную программу, государство в значительной степени снижает барьеры для вступления в новые отрасли для исследовательских компаний, так как новая отрасль представляет собой большие риски. Таким образом, государство создает стимулирующее мероприятие по развитию новой для страны отрасли.

В Казахстане, перспективным представляется организация подобных центров на территории специализированных технопарков, представляющих новые высокотехнологичные отрасли.

Организация информационных центров

Информационные агентства различной направленности представляют профессиональные услуги по подбору и поиску информации, проведению проектных маркетинговых исследований. Как правило, подобные программы не требуют государственного финансирования, так как могут быть организованы посредством частного капитала, заинтересованного в области предоставления консалтинговых и информационных услуг.     

Наличие подобных центров информации имеет большое значение для развития технологических парков, поскольку именно они способны в большой степени обеспечить информационные ресурсы парка, предоставлять услуги по отраслевому поиску партнеров, технологий и ноу-хау, то есть удовлетворить информационный спрос субъектов технологических парков.

На более глобальном уровне, для Казахстана важно создание сети информационных источников, а также платформ обмена и распространения информации.

Поддержка центров компетенции

Данные программы рассчитаны на создание связующего звена между университетами и промышленным сектором. Отбор на финансирование проходят те центры, которые соответствуют главному критерию: как можно большее количество компаний, участвующих в деятельности центра и финансирующих ее. Программы рассчитаны на развитие предпринимательской направленности академических исследований, развитие навыков решения проблем, консалтинговых услуг. Предполагается государственное финансирование заявленных проектов по развитию центров, по реализации конкретных отраслевых проектов.

Внедрение систем качества ISO

Цель программ: развитие конкурентоспособности местного производства, соответствие международным стандартам. На конкурсной основе выбираются компании, внедряющие программы качества. Одними из главных критериев должны стать показатели работы компании на рынке: опыт функционирования на рынке, годовой производственный оборот, размер реализуемого проекта и полученный эффект от его реализации. У компании должно быть соглашение с консультантом в области внедрения систем качества (либо внешний эксперт, либо наличие собственного персонала), необходимо наличие конкретного плана мероприятий с указаний конкретных потребностей компании в данной области. При успешном конкурсном отборе компания получает государственное финансирование в виде гранта, который покрывает не более 40% стоимости проекта.

Целевые секторы: производство, предоставление услуг.

Прямой эффект важный для государства в программах качества – повышение конкурентоспособности отечественного производства. Технопарки являются наиболее благоприятной средой для реализации подобной программы, так как именно на территории технопарков сосредоточены предприятия, способные качественно повысить уровень выпускаемой продукции, реализовывать программы внедрения систем качества. В результате реализации данной программы технопарки смогут аккумулировать на своей территории образцовые предприятия, способные в дальнейшем передавать опыт внутри индустрии. В администрировании подобных программ должны принимать активное участие национальные и региональные комитеты стандартизации и сертификации.

Создание промышленных кластеров

Цель: внутриотраслевые связи на уровне предприятий, сформировать партнерства, внутри которых будет налажена передача технологии, стимулирование НИОКР, активизация новых видов деятельности.

Данные программы применимы для развития определенных приоритетных отраслей. Программы должны быть нацелены на создание промышленных кластеров, внутри которых будет осуществляться передача знаний и технологий.

Особенно актуально государственное стимулирование создания промышленных кластеров на территории специализированных технологических парков. Реализация проектов с участием различных субъектов промышленности способствует усилению отраслевых связей и создает потенциал для генерирования последующих научных исследований и разработок.

В экономически развитых странах особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных менеджеров, в том числе проектных менеджеров-специалистов в области управления сложными бизнес-проектами и программами научно-технологического характера. Большое значение придается также вопросам подготовки и переподготовки государственных служащих местных органов власти, обучению персонала фирм в области менеджмента и инновационного предпринимательства.

Опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что квалифицированные менеджеры, по сути, являются гарантией успешности инновационного проекта. В этих странах подготовка специалистов в области инновационной деятельности не ограничивается только получением знаний в учебных заведениях, но и тренингом в корпорациях и фирмах, занятых внедрением научно-технологических разработок. Такой подход позволяет осуществлять подготовку специалистов по управлению инновационными проектами, имеющих сертификаты мирового уровня.

Развитие малого и среднего предпринимательства (обучение)

Стратегической является роль малого и среднего бизнеса, без которого, как показывает зарубежный опыт невозможно инновационное развитие страны. Именно малый и средний бизнес должен стать одним из основных наполнений как специализированных, так и региональных технологических парков. В связи с этим, важным аспектом представляется процесс обучения и распространения знания в сфере малого и среднего бизнеса. Знание в основном должно иметь предпринимательскую направленность. Программы предпринимательского обучения должны иметь национальный уровень и реализовываться приоритетно на территории технологических парков и специальных экономических зон. В администрировании обучающих программ предполагается участие отраслевых министерств и комитета по поддержке малого бизнеса министерства индустрии и торговли, а также региональных исполнительных органов, частных тренинговых центров.

Финансирование обучения в докторантуре по проектам представляющим интерес для науки и индустрии. Направлены на стимулирование исследований для проектов, в которых имеют участие академические институты и промышленные предприятия. Как правило, направлены на развитие новых, либо стратегических отраслей страны. Могут инициироваться как институтами развития, так и министерством образования и науки, министерством индустрии и торговли, местными исполнительными органами.

Инновационные консорциумы

Цель: объединить три вида участников: компании, государственные исследовательские институты, институты технологических услуг на определенный период времени (несколько лет) для организации исследований. Участие частных компаний подразумевает, что исследование обоснованно потребностями бизнес сектора. Долгосрочная цель: создать исследовательскую базу для дальнейшего привлечения малого и среднего бизнеса во внедрение данных исследований. В проектах подобного рода должны активно принимать участие, как субъекты технологических парков, так и институты развития, предоставляющие поддержку и развитие проектов на национальном уровне.

Изложенные программы, затрагивающие различные аспекты инновационного предпринимательства применимы и должны сопровождать создание технологических парков в Казахстане. Во многих случаях именно программы инициируемые государством мобилизуют скопление и концентрацию необходимых ресурсов в определенных географических местах. Что послужит сначала, импульсом для целенаправленного развития как специализированных, так и региональных технологических парков. А на последующих стадиях развития позволит технологическим паркам распространять накопленный опыт и экспертизу по всей стране.

Именно комплексность программ государственного значения обеспечит непрерывное и эффективное развитие инновационной инфраструктуры страны.


[1] Radosevic, S. (2003) A two tier or multi-tier Europe: assessing the innovation capacities of central and east European countries in enlarged EU, Working Paper No. 31, UCL – SSEES, http://www.ssees.ac.uk/publications/working_papers/wp31.pdf

[2] То есть, парк в зеленой зоне. (Прим. перев.)

[3] В переводе с французского “технопол” означает “технопарк, научный парк”. Положение об “особой” концепции технопола представляется спорным. (Прим. перев.)

[4] Технополис - скорее не структура, а образ. Технополис - город, в котором “критическая масса” интеллектуальных, материальных, финансовых ресурсов, культуры и предпринимательской деятельности порождает “цепную реакцию” научной и деловой активности международного, глобального масштаба. Это город выдающихся инновационных способностей, высочайшего уровня жизни... (см. В.Е. Шукшунов, А.А. Сенин “Концепция создания научных и технологических парков”, С-Пб. 1993). (Прим. перев.)

[5] “Fiscal Measures to Promote R&D and Innovation”, OECD/GD, 1996, 165, Paris.

[6] “Government Venture Capital for Technology-Based Firms”, OECD, 1998. OCDE/GD (97) 201, Paris.

[7] Anwar Shah “Research and Development Investment, Industrial Structure, Economic Performance, and Tax Policies”, published for the World Bank, New York, 1995. pp. 231-288.

[8] Sunil Mani, “Public Innovation Policies and Developing Countries in a Phase of Economic Liberalization”, Discussion Paper # 9902, INTECH (The United Nations University), October 1999, pp. 13-36.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.