Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры

2020-04-01 148
Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1. Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры

1.1 Технопарки как инструмент технологического развития экономики.

1.2 Развитие технопарков в мире.

1.3 Технопарки: определения критерии и цели.

1.4 Формы организации технопарков.

1.5 Технопарки. Общие выводы для Казахстана

2. Текущее состояние инновационной инфраструктуры в Казахстане

2.1. Технопарки и бизнес-инкубаторы в Казахстане

2.2. Анализ и предложения по налоговому стимулированию субъектов инновационной деятельности в Казахстане

2.3. Анализ законодательства Республики Казахстан

3. Модель инновационной инфраструктуры Казахстана

3.1. Общая система развития технопарков в Казахстане

3.2. Национальные технопарки

3.2.1 Национальные технопарки в системообразующих отраслях (НТСО)

3.2.2 Национальные технопарки в новых перспективных отраслях (НТПО)

3.3 Региональные технопарки

3.4 Государственная поддержка технопарков


Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры

Развитие технопарков в мире

 

В качестве основателя первого научного парка справедливо называют Стэнфордский университет. С начала своей деятельности в конце 40-х, начале 50-х годов Стэнфордский парк стал местом коммерческой деятельности, источником которой служили результаты научных исследований талантливых ученых из университетских лабораторий. Многие из основанных в парке фирм превратились позднее в крупные многонациональные корпорации. Такие фирмы как «Хьюлетт-Паккард» или «Вариан Ассошиэйтс» наглядно демонстрируют, какие результаты могут быть получены с помощью научного парка.

По любым меркам Стэнфорд довольно крупный научный парк. Он занимает порядка 700 акров (280 га) в регионе, который прославился феноменальными результатами по развитию наукоемкого сектора промышленности. Тем не менее, потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот факт подчеркивает фундаментальную особенность таких проектов - они являются долгосрочными, требуют терпения и преданности делу.

Процветающий научный парк создает вокруг себя ауру предприимчивости, успеха и качества, которая, как магнит, притягивает множество фирм, стремящихся в благоприятную для себя среду. Эта же аура в значительной степени способствует созданию новых рабочих мест и, благодаря множеству новых малых наукоемких фирм, содействует развитию духа соревновательности.

В США научные парки вначале развивались медленно. Но в 80-е годы они стали появляться один за другим. Интересны научные парки «Исследовательский треугольник» в Северной Каролине и «Городской парк Филадельфии», штат Пенсильвания. Первый из них представляет воплощение концепции «парклэнд»[2], а второй - концепции «парк в центре города». На сегодняшний день в США насчитывается более 150 научных парков, размеры которых варьируются от 150 акров (60 га) до 6500 акров (2600 га). Следует отметить, что опоясывающая Бостон «Дорога 128», которую часто упоминают в литературе, не является научным парком, хотя и аккумулирует наукоемкие фирмы, большинство из которых вышли из Массачусетского технологического института. У этой структуры нет центра управления.

В Европе научные парки появились в начале 70-х годов. Первыми были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт, Эдинбург; Научный парк Тринити-колледжа, Кембридж; Левен-ла-Нев Бельгия; София-Антиполис в Ницце, и ЗИРСТ в Гренобле, Франция. Эти парки повторяли раннюю модель научного парка США, особенностью которой является наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

Так же как и в США, бурное развитие научных парков в Европе началось лишь в 1980-е годы. Современной европейской модели научного парка присущи две интересные черты. Первая - научный парк имеет здание, предназначенное для размещения в нем малых фирм. Наличие такого здания способствует формированию малых и средних компаний, которые пользуются коллективными услугами.

Реализовать такой подход к формированию научного парка, который можно назвать философией инновационного центра, стало возможным благодаря распространенной практике наличия у научного парка нескольких учредителей. Научные парки последнего поколения создаются при тесном взаимодействии трех сторон:

университета или ведущего научно-исследовательского центра, чей вклад состоит в научной поддержке парка и сотрудничестве с ним;

городской и (или) региональной администрации, предоставляющей землю и инфраструктуру;

агентства по развитию территории или организации, которые предоставляют соответствующие гранты и выделяют научному парку здания.

Этот механизм значительно сложнее механизма с одним учредителем, но он намного эффективнее с точки зрения финансирования. При таком подходе легче делить риск управления многоофисным зданием, в котором размещаются клиенты научного парка.

Вторая интересная черта европейской модели научного парка почти целиком относится к Франции, где разработана концепция «технопола». «Технопол»[3] обычно ассоциируется с городом и подразумевает научное и техническое сотрудничество между всеми образовательными и научными организациями с одной стороны и фирмами научного парка - с другой. Научный парк, в данном случае, хотя и может иметь несколько площадок в разных районах города, выступает в качестве ядра формирования малых наукоемких фирм.

«Технопол» можно назвать и по-другому - «технополис»[4] или техноград, образующийся вокруг одного или нескольких научных парков с целью научно-технического обслуживания клиентских компаний парка. Такой подход характерен для Японии, где подобную структуру имеет каждая префектура.

В 1980-х годах идея научного парка быстро вышла за пределы стран, олицетворяющих «Запад», а также стран типа Канады, Сингапура или Австралии. Научные парки стали создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, в странах бывшего «Восточного блока» - в Восточной Европе и СНГ, а также и Китае. В мире сегодня насчитывается около 400 научных парков. Множество других находятся на стадии создания.

В каждом конкретном случае, при создании научного парка, необходимо базовую модель адаптировать к местным условиям, задачам, финансовой и правовой системе. Местные факторы в решающей степени влияют на организационную структуру научного парка и его жизнеспособность.

Причина, по которой та или иная организация или их группа решает создать научный парк, может рассматриваться как главная задача, которую должен решать парк. Каждый научный парк решает свои задачи, исходя из местных условий и ресурсов.

Необходимо отметить, что в мире лишь немногие научные парки созданы одной организацией-учредителем. Подавляющее большинство из них созданы на основе общности интересов нескольких организаций, хотя каждая из них может иметь свои приоритеты, в соответствии с которыми, полагается, должен действовать научный парк.

Каждый научный парк может преследовать все или часть целей, о которых будет сказано ниже, но значимость той или иной цели определяется местными условиями и доминирующим положением того или иного учредителя.

 


Национальные технопарки

 

Создание национальных технопарков предлагается осуществлять на территории отраслевых специальных экономических зон (СЭЗ). Структура СЭЗ, на наш взгляд, оптимально подходит для размещения на их территории национальных технопарков по приоритетным для страны направлениям. Это обусловлено следующим:

- во-первых, согласно действующему законодательству в республике, на территории СЭЗ действуют значительные налоговые льготы по корпоративному подоходному налогу и другим, кроме того, предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин по ввозимым видам оборудования. Более подробно данная информация представлена выше в разделе анализ налогового законодательства РК.

- во-вторых, СЭЗ представляет собой определенную географическую территорию, которая находится в особых рамках регулирования. Это позволит создать на территории СЭЗ особые административные и социальные условия, благоприятные для развития пользователей технопарков.

Основными пользователями особых условий СЭЗ должны стать транснациональные компании (ТНК) - источники экономической активности, с налаженными и отработанными маркетинговыми и управленческими технологиями. Источники экономической активности в виде ТНК создадут благоприятную среду для создания предприятий национального малого и среднего бизнеса. Усилия государства должны быть направлены на стимулирование роста национальных предприятий в СЭЗ и абсорбирования ими технологий применяемых ТНК. Такая тактика находится в полном соответствии с приоритетами Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана и может быть обозначена как тактика интенсивного роста. Иными словами, государство стимулирует создание точек экономической активности путем создания СЭЗ и в этих зонах способствует взращиванию национального бизнеса, обратным данному методу было бы ожидание эволюционного (постепенного) роста национального бизнеса.

Приняв за идеологию государственных мер по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития тактику интенсивного роста, нами предлагается следующий подход к созданию национальных технопарков.

Первое, национальные технопарки должны иметь выраженную отраслевую, секторальную специализацию. Создание специализированных технопарков позволит, во-первых, сэкономить затраты по инфраструктуре, так как предприятия, работающие в одной отрасли используют одни и те же объекты инфраструктуры, во-вторых при создании неспециализированных СЭЗ возникшие разрозненные источники экономической активности могут оказаться недостаточными для масштабного взращивания национального малого и среднего бизнеса в приоритетной для государства отрасли и в третьих, неспециализированные технопарки не способствуют возникновению синергии между компаниями, работающими на территории СЭЗ.

Второе, необходимо определить приоритетные отрасли, по которым будут созданы национальные технопарки. Нами предлагаются следующие критерии для их определения:

1. мультипликативный эффект – системообразующие отрасли, развитие которых в перспективе даст мультипликативный экономический эффект, то есть импульс к развитию множества других подотраслей, либо взаимосвязанных отраслей, создаст основы для развития производства перерабатывающей промышленности;

2. перспективность – отрасли, развитие которых является критически важным для обеспечения будущей конкурентоспособности в Казахстане;

3. экспортный потенциал – развиваемые в технопарках отрасли потенциально должны стать источником диверсификации казахстанской экономики и в особенности структуры казахстанского экспорта.

Важно отметить, что первые два критерия являются независимыми друг от друга, а третий критерий является комплементарным, то есть он дополняет первые два. Так, при отборе следует определять, является ли отрасль системообразующей и/или перспективной, и обладает ли она экспортным потенциалом.

Одним из примеров, системообразующей и экспортоориентированной отрасли является нефтехимическая отрасль, которая по всем трем критериям является стратегической. Так как, во-первых, нефтяная отрасль более всего ориентирована на экспорт, а во-вторых, развитие нефтехимической отрасли даст импульс для развития многих других отраслей, связанных напрямую или косвенно с нефтехимией. В частности, стимулирует развитие таких производств как: производство резины, прочих изделий из полимеров, стекла и многого другого.

Основываясь на изложенном предлагается развивать два вида национальных технопарков в Казахстане:

- национальные технопарки в системообразующих отраслях (НТСО);

- национальные технопарки в будущем перспективных отраслях (НТПО);

Два типа технопарков предполагают различные подходы к организации их деятельности и такой выбор не случаен. Так, первый тип технопарков (НТСО) основан на использовании конкурентных преимуществ Казахстана:

- наличие сырьевой базы, для развития перерабатывающих отраслей (нефтехимия, металлургия);

- транспортный потенциал Казахстана.

Второй тип технопарков (НТСО) направлен на создание и развитие в Казахстане абсолютно новых направлений науки и организации на их базе производств.

 

Схема 1. Организационный механизм создания национальных технопарков.

 

Этим и обоснованы отличия в модели развития двух типов технопарков, вместе с тем, организационно правовая структура создания технопарков для двух типов останется идентичной, и представлена на Схеме 1.

Создание национальных технопарков станет объединением усилий 4-х участников данного процесса:

- Правительство Республики Казахстан;

- государственные институты развития;

- частные инвесторы (только как с целью отчета направленности на прибыль);

- местные исполнительные органы.

Правительство, в лице уполномоченного государственного органа, совместно с государственными институтами и частным партнером обеспечивает инвестиции в инфраструктуру национальных технопарков, то есть строительство дорог, проведение коммуникаций, строительство зданий и коммунальной инфраструктуры. Участие частного партнера не является обязательным, а скорее желательным.

Участие местных исполнительных органов заключается в выделении земельных отводов под организацию технопарков и возможно производственных помещений.

Управляющая компания создается в форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и осуществляет управление строительным процессом, выработкой концепции деятельности технопарка, привлечением и размещением компаний и другими вопросами организации деятельности технопарков.

Функции государственного управления возлагаются на администрацию технопарка, которая осуществляет налоговое, таможенное и иное администрирование.

Такая система организации технопарков широко распространена в мире и является оптимальной для Казахстана.

 

Региональные технопарки

 

В плане развития инновационной инфраструктуры в Казахстане примечательно, что помимо развития инновационной инфраструктуры в национальном масштабе, где предполагается применение дополнительных мер стимулирования например, отдельное, помимо общего, налоговое стимулирование (согласно Налоговому Кодексу РК предусмотрены значительные дополнительные налоговые льготы в специальных экономических зонах), также должны быть разработаны принципы и критерии создания индустриально-инновационной инфраструктуры в региональном масштабе.

Так, целью развития регионального развития индустриальной инфраструктуры должно стать не только инновационность, но и поддержка и стимулирование существующей технологической, индустриальной базы. Основными принципами создания и развития индустриальной инфраструктуры на региональном уровне:

Создание технопарков на региональном уровне должно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства на базе кооперации с промышленными отраслями в данном регионе, повышению технологической оснащенности малого и среднего бизнеса.

Совместность – то есть, создание в регионах технопарков должно стать объединением усилий местных властей, университетов и промышленности регионов.

В целом, при организации технопарков в регионах, на наш взгляд следует придерживаться технопарков типа бизнес парков, бизнес-инкубаторов, технологических бизнес-инкубаторов.

При определении регионов создания технопарков в основу будут закладываться следующие критерии:

уровень промышленного развития регионов;

наличие крупных научных и образовательных центров;

наличие инициативы регионов.

Региональные технопарки станут местом концентрации усилий различных участников инновационного процесса, направленных на коммерциализацию инноваций и развитие малого и среднего бизнеса.

В технопарках регионального уровня должна быть обеспечена тесная связь с государственными институтами развития, в частности с АО «Национальный инновационный фонд» и АО «Инвестиционный фонд Казахстана». Кроме того, между субъектами индустриально-инновационной инфраструктуры должна быть налажена устойчивая схема обмена данных, информаций необходимых для развития.

Таким образом, изначальным звеном развития региональной индустриально-инновационной инфраструктуры должно стать создание бизнес-парка, где должны выполняться следующие задачи:

Осуществление консультирования размещенных на территории бизнес-парков малых и средних предприятий по вопросам организации их деятельности и эффективного управления;

Организации семинаров и обучения персонала компаний-клиентов;

Проведение маркетинговой, инжиниринговой, финансовой экспертизы и конкурсного отбора бизнес проектов;

Создание и поддержание обширной базы данных по инновационной, технологической, организационной информации, предложений «лучшего образца, идей (best practices)» уже применяемой в производственных процессах;

Оказание предпринимателям помощи в организации патентно-лицензионных работ;

Проведение мероприятий по сотрудничеству и обмена опыта с зарубежными партнерами и/или инвесторами.

Управление бизнес-парками осуществляются управляющей компанией, учредителями которой являются местная администрация, крупные местные промышленными предприятиями и отдельными институтами развития. Ниже представлена схема управления и деятельности региональных технопарков.

Управляющая компания в свою очередь проводит координацию деятельности клиентов бизнес-парков и всячески содействует проведению необходимых организационно-административных мер направленных на поддержание стимулирования малых и средних предприятий. Кроме того, для обеспечения эффективного отбора проектов, оказание помощи предпринимателям в реализации их производственных проектов управляющая компания создает Научно-технические и Экспертные советы, с привлечением в них представителей независимых специалистов из административной, научно-технической, академической и местной промышленной среды.

 


Схема 4. Организация региональных технопарков.

 

Схема 5. Взаимодействие участников регионального технопарка,

 

Однако для ограничения конфликта интересов и проведения экспертизы и консультаций на объективном и профессиональном уровне очень важно чтобы в Научно-Техническом или Экспертном Совете не участвовали представители компании по управлению бизнес парками.

Кроме того, исходя из нижеследующей схемы, местная администрация помимо участия в создании компании по управлению бизнес-парком должна непосредственно взаимодействовать с предприятиями-клиентами бизнес парков, которые не будут ограничиваться только производственной деятельностью. Такое сотрудничество предполагает предприятиям-клиентам бизнес-парков оказание или организацию совместно с местными консалтинговыми компаниями вне и/или внутри бизнес парков, налоговыми, таможенными органами (если последние существуют в данном регионе) тренингов, выставок, программ, консультаций в налоговой, экспортно-импортной, управленческой, организационной сферах.

Особенно важна роль консультаций местных налоговых и таможенных органов, где:

работа налоговых органов с предпринимателями будет заключаться в следующем:

толкование и разъяснение некоторых частей в существующем налоговом законодательстве в части налоговых льгот, преференций, требований;

толкование и разъяснение текущих или предполагаемых изменений в налоговом законодательстве, законе об административно-правовых нарушениях (для избежания штрафов, административных мер) и их влияния на предпринимательскую деятельность;

работа таможенных органов с предпринимателями будет заключаться в следующем:

толкование и разъяснение некоторых частей в текущем таможенном законодательстве, таких как таможенное регулирование и сопровождение экспортно-импортных операций, применения определенных таможенных режимов и преференций;

толкование и разъяснение текущих или предполагаемых изменений в существующем таможенном законодательстве и их возможное влияние на экспортно-импортную деятельность предприятий.

Следуя вышеприведенной схеме, роль институтов развития (помимо участия в качестве учредителей компаний по управлению бизнес парками) будет заключаться, но не ограничиваться предоставлением финансирования на грантовой основе, оказанием консультационных услуг непосредственно предприятиям-клиентам бизнес парков.

Университеты и НИИ согласно общей схеме должны содействовать обмену необходимой и прикладной информации для предпринимательской деятельности предприятий-клиентов бизнес-парков. Также, не исключается возможность кооперации университетов и предприятий в проведении совместных исследований, создании программ по подготовке кадров, учреждении стипендий отдельным студентам в целях привлечения квалифицированных специалистов.

В целом предполагается, что компании по управлению бизнес парками будут проводить тщательный отбор предприятий на основе сравнительной оценки предполагаемой деятельности отдельного субъекта, наличия индустриально-инновационного потенциала, истории деятельности предприятий. Компания по управлению бизнес парками при отборе предприятий-клиентов должна руководствоваться следующим целям:

(1) данный субъект бизнес парка принесет экономическую ценность (наличия потенциала реального прироста стоимости минимальных инвестиций в предприятия) самому бизнес парку;

(2) деятельность самого субъекта бизнес парка будет соответствовать общей стратегии индустриально-инновационного развития региона в частности и республики в целом.

 

Содержание

 

1. Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры

1.1 Технопарки как инструмент технологического развития экономики.

1.2 Развитие технопарков в мире.

1.3 Технопарки: определения критерии и цели.

1.4 Формы организации технопарков.

1.5 Технопарки. Общие выводы для Казахстана

2. Текущее состояние инновационной инфраструктуры в Казахстане

2.1. Технопарки и бизнес-инкубаторы в Казахстане

2.2. Анализ и предложения по налоговому стимулированию субъектов инновационной деятельности в Казахстане

2.3. Анализ законодательства Республики Казахстан

3. Модель инновационной инфраструктуры Казахстана

3.1. Общая система развития технопарков в Казахстане

3.2. Национальные технопарки

3.2.1 Национальные технопарки в системообразующих отраслях (НТСО)

3.2.2 Национальные технопарки в новых перспективных отраслях (НТПО)

3.3 Региональные технопарки

3.4 Государственная поддержка технопарков


Мировой опыт в развитии инновационной инфраструктуры


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.