Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

2020-04-01 199
Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

нравственный воспитание школьник сказка

Основным содержанием уроков литературного чтения в начальной школе, а особенно в первом классе, является устно народное творчество.

Русские сказки - источник нравственных понятий и ценностных смыслов. Русская педагогика на протяжении многих веков отзывалась о сказках как об эффективном педагогическом средстве нравственного воспитания детей. Так, К.Д. Ушинский писал, что «если детям повторять хоть тысячу раз одно и то же нравственное поучение, оно для них все же останется «мертвою буквою», но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею» [12, с. 47].

Одним из первых, кто включил произведения устного народного творчества в процесс обучения детей был Владимир Федорович Одоевский (1803-1869). «Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) своей высокохудожественной формой пробуждали у детей фантазию, способствовали развитию речи, расширяли круг нравственных представлений.

В.Ф. Одоевский рассматривал сказки и другие малые жанры устного народного творчества как своеобразные «духовные снаряды», изобретенные народной педагогикой, которые целенаправленно пробуждают у ребенка все духовные, нравственные, физические силы, способствуют развитию речи и мышления. В.Ф. Одоевский рекомендовал проводить «разговоры с детьми», побуждая их размышлять, придумывать свои истории благополучного спасения героев и наказания злодеев и др.

Большое значение обучение детей на основе произведений устного народного творчества придавал В.Г. Белинский (1811-1848). Он писал: «Душа младенца - дерево в зерне, человек в возможности!» [12, с. 51]

Питательной почвой для произрастания человека, через раскрытия его возможностей является сказка, пословица, поговорка, которые в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с окружающим миром, с народной мудростью, с нравственными представлениями.

Одним из активных пропагандистом устного народного творчества в обучении детей был Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Эти произведения, созданные народом, великий писатель считал наиболее эффективным средством, облагораживающим душу, сердце, умственные и нравственные силы ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры и нравственности уже в раннем возрасте, и прежде всего путем знакомства с произведениями устного народного творчества.

Народные сказки явились основой знаменитых авторских, литературных сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова и других русских писателей.

Успешность использования народных сказок в нравственном воспитании младших школьников объясняется их особенностями:

) Гуманистическая мораль народной сказки утверждает взаимопомощь в труде, заботу о слабых, верность дружбе и разоблачает насилие и обман, процветавшие в эксплуататорском обществе. Так, храбрый кот сражается с коварной лисой, защищая «братика-петушка»; дружно и смело выступая против хищников, домашние животные побеждают диких зверей.

) Художественная форма сказок вполне отвечает возрастным особенностям восприятия детей младшего школьного возраста. Объем каждой сказки невелик, сюжет несложен: заяц встречает быка, медведя, петуха («Ледяная и лубяная избушка»), в теремок мышки по очереди приходят лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. При такой композиции соблюдается последовательность в образах животных - от самого маленького к самому большому (либо наоборот). Это помогает ребенку сравнивать и сопоставлять сказочных зверей, их поступки и характеры.

) В народных сказка представлены и модели поведения детей: в них высмеивается обжорство («Глиняный Иванушка»), раскрывается необходимость заботы о младших («Гуси-лебеди»), прославляется самоотверженная любовь сестры к брату («Сестрица Аленушка»).

Маленькие герои этих сказок воплощают в себе лучшие качества человека, которые стремилась воспитать в детях народная педагогика. Они трудолюбивые и скромные (девочка из сказки «Морозко»), находчивы и сообразительны (Лутонюшка), добры и к людям, и к животным.

В то же время образы детей в сказках не идеализированы. Они совершают ошибки, причем подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.

) Действие в сказках, как правило, развивается быстро, динамично, что импонирует подвижной натуре младших школьников. Сказкане перегружена героями. В центре событий находится один главный герой, чаще всего с резко очерченными положительными или отрицательными чертами характера. Он попадает в тяжелые обстоятельства и, к радости детей, успешно преодолевает их, вызывая восхищение.

) В волшебных сказках на первый план выступает героическое начало. Дети-герои мужественно ведут активную борьбу со злом и выходят из нее победителями. Сестренка спасает братишку от Бабы-Яги, Ивашечка губит ведьму и возвращается к родителям. Композиция этих волшебных сказок определяется происходящей в них борьбой маленького героя со злыми силами природы или общества и чаще всего приобретает форму противопоставления образов.

Контрастные положительные и отрицательные образы особенно заметны в сказках, где смелой и трудолюбивой героине противостоят ее ленивые и дерзкие сестры («Морозко», «Сказка о наливном яблочке и серебряном блюдечке»). В других сказках контраст выступает как противопоставление маленького отважного героя большому по сравнению с ним чудищу (девочка и Ба-ба-Яга, Ивашечка и ведьма).

) В сказках детей начинает привлекать уже и лирическое начало. Оно особенно заметно в таких сказках, как «Снегурочка» и «Сестрица Аленушка». Во многих сказках на первый планвыступают не действия, поступки героев, а их переживания: тоскуют бездетные дед и баба; скрепя сердце выполняет распоряжение вздорной жены отец девочки, отвезенной в лес. Вводятся пейзажи, очень сжатые, немногочисленные, но с ярко выраженной эмоциональной окраской: «День идет, солнце печет, жар донимает, пот выступает» («Сестрица Аленушка») [5, 68].

По тематике и стилистике сказки, использующиеся на уроках литературного чтения в 1 классе можно разделить на несколько групп: сказки о животных и волшебные сказки.

. Сказки о животных. В этих сказках нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость [12, 78].

Для формирования нравственных понятий на уроках литературного чтения используются следующие методы и формы работы с художественным словом (по О.Л. Кабачек).

Анализ художественного текста - самый сложный, но необходимый вид работы с первоклассниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее. Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой - первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

При работе с детьми такого возраста используется только один вид анализа - «вслед за автором», то есть тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит, детей можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее.

В первом классе при анализе текстов можно использовать вопросы аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?».

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.

Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание учеников, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Вопросы для анализа текста следует продумывать заранее.

Для анализа выбираются небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их в памяти. Сюжеты должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них - яркими, неординарными. Хорошо, если книга иллюстрирована: иллюстрация могут помочь удержать текст в памяти, прояснить его смысл [5, с. 73].

Беседы о прочитанном

Они позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто ребята сами вызывают на разговор по поводу прочитанного. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над мотивами поступков героев.

Рассматривание иллюстраций

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание мы уделяли уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т.д.).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.