Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы

2020-04-01 144
Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как отмечают исследования ученых и отзывы и педагогов, особенно успешно нравственное воспитание младших школьников осуществляется на уроках литературного чтения. Образы и сюжеты художественной литературы служат богатым материалом для решения задач нравственного воспитания учащихся.

Как подчеркивает В.С. Мухина, ребенок младшего школьного возраста, воспринимая окружающие объекты, учится выделять их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. На этой основе у учащихся все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для осмысления мотивов поступков героев, выделения его качественных характеристик [10, с. 43].

М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, А.В. Дановский и др. в своих исследованиях отмечали, что процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению [2, с. 37].

Чтобы нравственно воспитывать младшего школьника, учителя должны проявлять интерес к книге, знать те книги, которые будут важны для развития тех или иных нравственных качестве детей, уметь интересно беседовать со школьниками, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотный читатель, по определению С.Я. Маршака, - это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию [12, с. 5].

В своей книге «Введение в детскую литературу» Г.М. Первова приводит интересное высказывание: «Есть два рода читателей - одни, закрывая книгу, остаются с темным и весьма беспорядочным о ней понятием; это происходит или от непривычки мыслить в связи, или от некоторой беспечности, которая препятствует им следовать своим вниманием мыслям автора и разбирать впечатления в них производимые красотами или недостатками его творения; другие читают - мыслят, чувствуют, замечают прекрасное, видят погрешности, и в их голове остается порядочное, полное понятие о том, что они читали» [12, с. 34]. Если применить это суждение к современным младшим школьникам, то учащихся III-IV классов, обучавшихся по традиционной схеме подготовки младшего школьника-читателя, можно смело отнести к первому роду читателей.

Как утверждает И.Н. Тимофеева, необходимо рассматривать книгу как средство, при помощи которого ребенок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника,слышать ее, понимать, переживать, осваивать. Но это средство остается у многих детей почти невостребованным, потому что «ребенок и не догадывается о том, что, читая, он слушает речь собеседника, заключенную в книге» [15, с. 8].

Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью культуры, видом искусства. В начальной школе уроки литературного чтения ориентированы на нравственное воспитание детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

Литературное чтение - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи.

О.Л. Кабачек отмечает, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других людей» [5, с. 16]. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания, начиная с первого класса.

Ребенок в первом классе уже готов к серьезной учебной работы, поскольку, в процессе обсуждения содержания литературных текстов у младших школьников активно развивается аналитическое мышление, память, воображение. В семь лет ребенок может осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом.

Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, понимать и присваивать нравственные ценности, заключенные в произведениях.

Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения является результативность - это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.

Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг [15, с. 61].

Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное). Поэтому сначала ставятся общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж?

Большую роль в восприятии художественного слова играет чтение учителем литературного произведения. Во время чтения учитель, используя средства выразительности, создает у детей первоначальные художественные образы героев, демонстрирует свое отношение к их моделям поведения. Слушая художественное слово, ребенок также впитывает музыку родной речи, осваивает средства речевой выразительности, эмоционально воспринимает позицию учителя.

Глубокому восприятию текста помогают и следующие приемы:

. повторное комментируемое чтение, чтение по ролям,

. высказывание личностных суждений, пересказ,

. перечитывание и уточнение читательских позиций [15, с. 73].

Основные принципы анализа художественного произведения, используемые учителем на уроках литературного чтения, сводятся к следующему:

. Цель анализа художественного произведения - осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает; анализу подлежит текст произведения, общие модели поведения героев (положительные и отрицательные).

. Анализ проводится после эмоционального восприятия произведения; обсуждаются мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого используется прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа, и детям предлагается подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация, вводится музыкальное оформление и др.

Таким образом, уроки литературного чтения могут рассматриваться как форма обогащения нравственного и эмоционального опыта детей, их духовно-нравственного развития.

Слушая или читая художественное произведение, младший школьник учится эмоционально воспринять произведение, начинает задумываться о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти; испытывает радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.