Разработка урока литературного чтения по формированию у первоклассников нравственных категорий — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Разработка урока литературного чтения по формированию у первоклассников нравственных категорий

2020-04-01 135
Разработка урока литературного чтения по формированию у первоклассников нравственных категорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема «В гостях у сказки» (урок в 1 классе, завершающий изучение раздела «Устное народное творчество»)

Цели:

развивать интерес к чтению;

расширять читательский кругозор;

развивать речь и обогащать словарный запас детей;

создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;

развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу,

воспитывать внимательное отношение к своим друзьям, понятие «дружбы», «взаимопомощи».

Оборудование: магнитная азбука, карточки с заданиями, «Лесенка доброты» с фишками (магнитными), библиотека русских сказок.

Ход урока

I. Орг. момент.

Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Руки? Дети: На месте.

Ноги? Дети: На месте.

Локти? Дети: У края!

Спина? Дети: Прямая!

П. Сообщение целей урока.

Сегодня каждый из Вас может блеснуть знаниями, активной работой на уроке. Будьте настоящими друзьями, работая в команде! Каждый ряд будет дружной командой. Только в согласии и совместной работе можно достичь успеха. Так мы сегодня узнаем команду-звёздочку, которая будет сиять своими знаниями, умениями, навыками по литературному чтению на школьном небосклоне нашей школы.

За каждый правильный и аргументированный ответ, команды будут поощряться «звёздами».

Прочтите пословицу «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Нужно быть внимательными к своим товарищам, не обижать их недобрыми словами.

Давайте повторим правила работы в группах:

. Умей выслушать каждого.

. Уважай собеседника.

. Приди к единому мнению.

. Добивайся общего успеха.

Ребята, попробуйте отгадать, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит… (сказка)

Так о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О сказках)

Сегодня, ребята, нам предстоит с вами приоткрыть дверь в прекрасный мир сказки.

Попробуйте произнести это слово с разной интонацией.

. Изобразите восторг, радость.

. Произнесите это слово с грустью.

. Изобразите удивление.

Молодцы! У вас очень хорошо получилось.

А теперь попробуйте своими словами сказать, что такое сказка? (После ответов, детям даётся определение).

Сказка - это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.

задание

Посмотрите, к нам в гости сегодня пришел домовенок Кузя и принес свой волшебный сундучок со сказками. Ребята, дело в том, что с сундучком что-то случилось, и он не открывается. Давайте поможем Кузе открыть сундучок. Для этого мы должны правильно назвать сказки, так как буквы в их названиях перепутались:

команде. (На магнитной доске) «Шаам и двеемьд» («Маша и медведь»).

команде. «Ивакс - Каруб» («Сивка - Бурка»).

команде. «Вочмокайдю» («Дюймовочка»).

Это и будут названия ваших команд!

Молодцы, справились с заданием, теперь я попробую сказать волшебные слова:

Сундучок! Сундучок! Позолоченный бочок!

Расписная крышка! Медная задвижка!

,2, 3, свой замочек отопри!

Ой, смотрите, получилось! Теперь мы с вами сможем узнать многое о сказках. Приготовились!

задание

Все вы слушали сказки, когда были маленькие. Вам их рассказывали мамы, бабушки. Теперь вы можете читать сказки сами. А сейчас вам предстоит узнать, какие сказки бывают. (Учитель показывает на карточки с вопросами).

Послушайте и отгадайте, из какой сказки этот отрывок:

Приходите, тараканы, я вас чаем угощу….

Кто узнал, что это за сказка? («Муха Цокотуха», а написал её К. Чуковский).

Кто является главными героями этой сказки? (Животные)

Значит, сказки, герои которых, животные, это сказки… о животных.

«А еще меня уверяли, но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых маленьких животных. Ну, например, сделаться крысой или…» («Кот в сапогах», Шарль Перро)

Что происходит в этой сказке, кто ее узнал?

Сказки, в которых происходят чудеса, превращения, волшебство - это… волшебные сказки. (Волшебные - выдуманные, с разными фантастическими событиями).

Так какие бывают сказки? (О животных и волшебные)

задание

А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки, которые мы с вами уже читали, и проведём игру «Перемешанные события».

Каждой группе даются фрагменты сказок.

. Завтра Новый год! Завтра елка! Игрушки будут готовы, а вот елки нет. Долго шли Снеговик и Бобик и наконец пришли в огромный дремучий лес… А утром снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была елка. (В. Сутеев «Елка»)

. Пошел еж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шел в поле - на свою капусту поглядеть.

С тобой вперегонки? - говорит заяц. - Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь? На семьдесят четвертый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю. (Братья Гримм, немецкая сказка «Заяц и еж»)

. Жили - были муж да жена. Детей у них было всего двое - дочка Аленушка, да сынок Ивашечка…. Подруги заманили ее играть…. Прилетели гуси, осмотрели печку - нет никого! Полетали еще туда, сюда да с тем к Бабе - Яге и вернулись. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Каждая группа выразительно зачитывает получившийся отрывок из сказки, а другие группы должны угадать название сказки.

Посмотрите внимательно, ребята, на угаданные сказки и их авторов: В. Сутеев «Елка», братья Гримм, «Заяц и еж», русск. нар. сказка «Гуси-лебеди».

Назовите, у какой сказки есть автор?

А у какой сказки нет автора? А кто же ее написал? (Народ).

задание

Игра «Лесенка доброты». Каждой команде необходимо выбрать по 3 героя своей сказки и расположить их на «Лесенке доброты», помещая на верхние ступеньки положительных героев, и оставляя на нижних ступеньках - отрицательных персонажей. Свой выбор ученики должны обосновать, а другие одноклассники с учителем - оценить.

задание

Сказки схожи между собой, потому, что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.

Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что телевизор передает изображение на далекое расстояние и т.д. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

Нет, волшебные русские сказки не лгали,

Про Кощееву смерть, про ковер - самолет.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их соотнести:


 

Ковер - самолет Телевизор
Чудо - зеркальце Водолаз в скафандре
Клубок, указывающий путь Самолет
Садко с гуслями на дне морском Компас

 

задание

А теперь давайте проверим, как вы были внимательны, проведем. «Литературное домино». Каждой команде надо найти определение к своему слову-понятию.

 

1 команде - Сказка Сказка, былина, песня, загадка, пословица и другие произведения, написанные народом.
2 команде Фольклор. Произведения устного народного творчества. В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро, Андерсен.
3 команда. Писатели - сказочники Это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.

 

Ш. Итог урока

Итак, ребята, что же интересного, удивительного, познавательного мы узнаем, попадая в мир сказок? (Учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость).

Что нового вы сегодня узнали?

Ну и закончить наше мероприятие хочется такими словами: «Сказка злого человека делает добрым, скупого - щедрее, скучного - веселее и глупого - умнее».

Таким образом, в ходе урока дети активно взаимодействуют друг с другом, распределяют обязанности по чтению фрагментов и ответам на вопросы, добиваясь победы своей команды.

В ходе урока учитель делает нравственные выводы, отмечая необходимость дружной, согласованной работы, побуждает учащихся к самостоятельным и коллективным нравственным выводам.


Заключение

 

Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Цель уроков литературного чтения - познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению, способствовать развитию нравственных качеств личности.

На уроках литературного чтения также реализуются следующие задачи:

воспитания потребности у младших школьников в чтении;

расширения содержания чтения и направленности читательских интересов;

совершенствования культуры чтения;

формирование нравственных представлений.

В ходе теоретического анализа было выявлено, что долгие годы в педагогике и методике школьного обучения ведутся поиски эффективных путей не только приобщения младших школьников к литературе, но и к ее использованию в качестве важнейшего средства нравственного воспитания учащихся.

Важнейшую роль в нравственном воспитании детей играют народные сказки, в которых герои демонстрируют детям разные, четко обозначенные модели нравственного поведения. Их анализ и сравнение позволяют младшим школьников сформировать собственную нравственную позицию, систему нравственных представлений.

Для этого на уроках литературного чтения должны создаваться определенные педагогические условия:

- на уроках литературного чтения должна царить доброжелательная атмосфера, в которой активно происходит взаимный обмен мнений, у школьников воспитывается потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах;

на каждом уроке организуется работа с художественным текстом. Это и поиск ответов на вопросы, и обмен мнениями, и прочтение отрывка из книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.;

используются разнообразные формы и методы учебной работы: проводится анализ художественного текста, его инсценирование, игры-беседы с персонажами и др.;

совершенствуются читательские умения: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.;

проводится словарная работа, как и работа над средствами языка в целом: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить;

пересказ прочитанного по принципу «близко к тексту» постепенно отходит от традиционной формы и приближается к новому виду изложения «эссе»; также используется иллюстрирование прочитанного (словесное и графическое), выполнение коллажей;

осуществляется подбор музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты и др.

Можно сделать вывод, что заложенные на уроках литературного чтения образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на личностное развитие младших школьников.


Список литературы

 

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2003. - 124 с.

2. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2007. - 214 с.

.   Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2009. - 312 с.

.   Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 2006. - 368 с.

.   Кабачек О.Л. Ты детям сказку расскажи. - М.: РГДБ, 2007. - 288 с.

.   Кабачек О.Л. Как они читают. - Обруч, 2008, №6. - С. 61.

.   Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2005. - 246 с.

.   Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005. - 212 с.

9. Литературное чтение. 1 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. - 180 с.

10. Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2005. - 346 с.

11. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера: - М.: Педагогика, 2008. - 286 с.

12. Первова Г.М. Введение в детскую литературу. - М.: Сфера, 2004. -98 с.

.   Свиридова В.Ю. Методический комментарий и учебник «Литературное чтение» для 1 класса. - М.: Новая школа, 2009. - 142 с.

.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Просвещение, 2002. - 199 с.

.   Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку: энциклопедия для учителей и родителей по руководству детским чтением. - СПб.: Нева, 2009. - 146 с.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.