Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-04-01 | 310 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Художественно-эстетическое наследие гения русской поэзии, основоположника национальной реалистической литературы, реформатора русского поэтического языка Александра Сергеевича Пушкина (1799 — 1837) составило важный этап в истории культуры нашей страны, оказало глубокое влияние не только на современников, но и на последующие поколения. «Пушкин, — по справедливой оценке В. Г. Белинского, — принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего...»[7].
Я считаю, что творчество А.С.Пушкина глубоко диалектично. Как мыслитель, питавший особый интерес к философии истории, он горячо откликался на жгучие проблемы современности, исследовал коренные, вечные проблемы бытия, мотивы человеческих поступков, сущность индивидуальных характеров и народных судеб. Эстетическая концепция великого русского поэта широка и фундаментальна.
Глубокое проникновение в историю русской культуры, русское народное творчество дало возможность А.С.Пушкину поставить вопрос о национальной специфике и народности литературы и искусства. Он не только обобщил эстетическое наследие своих предшественников — М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, декабристов, — но и поднялся на качественно новый уровень, став основоположником нового реалистического метода в русском художественном творчестве и эстетической теории. Однако великий поэт не замыкался в рамках национальной культурной традиции.
|
Опираясь на материалистические традиции античной философии (Эпикур, Лукреций Кар), блестяще владея западноевропейской эстетической культурой (Франсуа-Мари Аруэ Де Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Уильям Шекспир, Жан Расин, Пьер Корнель и другие), А.С.Пушкин и как художник и как теоретик решал проблему художественной преемственности на уровне высших достижений мирового искусства. Это обусловливало подлинное новаторство его эстетической концепции, вело к созданию самобытной русской традиции.
Прежде чем проложить новую дорогу в творчестве и теории, А.С.Пушкину, по словам А. В. Луначарского, пришлось «произвести свой эстетический суд над многим»[8].
Активное участие А.С.Пушкина в литературной борьбе эпохи способствовало четкому выявлению его эстетических позиций. Не ограничиваясь художественным творчеством, поэт уже в 20-е годы пишет ряд специальных статей, в которых вопросы художественно-эстетические пытается решать с философских, мировоззренческих позиций.
Критикуя эстетическую систему классицизма как устаревшую, высмеивая сентименталистов, которые «никогда не скажут дружба, не прибавляя: сие священное чувство, коего благородный пламень»[9] (что не мешало ему высоко ценить наследие Н.М.Карамзина), А.С.Пушкин основное внимание сосредоточивает на анализе содержания художественного произведения. Он в высшей степени негативно оценивает формальную критику, занятую, по его мнению, лишь исследованием слога, определением жанра произведения, его принадлежности к той или иной эстетической «системе». Точность и краткость — вот, по А.С.Пушкину, главные критерии оценки художественной прозы, которая «требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат»[10].
Отдав значительную дань романтическому движению («Руслан и Людмила», «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник»), А.С.Пушкин в основном разделял эстетические воззрения декабристов, вступая, однако, с ними в полемику по ряду важных вопросов. Ломая старые каноны, он и в теории шел значительно дальше декабристов по пути к реализму. Глубина, диалектическая сложность в постановке и решении проблем творчества, отстаивание правды жизни в искусстве, национального характера русской культуры, ее народности — все это отличает эстетические воззрения поэта. Важно само направление пушкинской критики декабристов, конкретно-исторический подход к оценке их эстетических позиций. Для него неприемлем субъективизм их творческого метода и суждений об искусстве.
|
Анализируя «Думы» Рылеева, Пушкин отмечает, что в них нет отражения живой истории России, что «все они на один покрой, составлены из общих мест... Национального, русского нет в них ничего, кроме имени (исключаю «Ивана Сусанина»)[11].
Не соглашаясь с А. Бестужевым, защищавшим «теорию круговорота» в истории культуры, где методично «век гения» сменяется «веком упадка», Пушкин подчеркивает «своевольность» его взгляда, далекого от живого процесса развития литературы, который никак нельзя втиснуть в прокрустово ложе. Конкретная история жизни народа — ключ к разгадке тайны его культуры. Эта мысль станет лейтмотивом теоретических работ А.С.Пушкина, а проблема народности в литературе и искусстве — одной из ведущих в его наследии. К ней он обращается неоднократно, начиная с заметок «О народности в литературе», явившихся ответом на споры в критике 20-х годов (статьи В. Кюхельбекера и А. Бестужева в «Мнемозине» и «Полярной звезде»). А.С.Пушкин подчеркивает, что народность не есть нечто внешнее по отношению к литературе и не ограничивается выбором предметов из отечественной истории; литература должна отражать образ жизни народа, всю совокупность материальных условий и духовных особенностей его существования. Об этом он писал в письме к К.Ф.Рылееву в мае 1825 года: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу»[12].
Обстоятельства жизни народа, духовная атмосфера общества и порождают, по А.С.Пушкину, национальные характеры, которые становятся центром художественного изображения. В «Россиаде» М.М.Хераскова, несмотря на ее громкое название, нет ничего народного, а в скромных баснях И.А.Крылова глубоко показаны нравы и дух русского человека, пульс народной жизни, особенности национального характера: «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»[13].
|
Раскрытие объективных основ народного характера прокладывает путь к подлинной художественности, многогранному постижению человека. В «Письме к издателю «Московского вестника» А.С.Пушкин, разъясняя образ Пимена («Борис Годунов»), писал: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое... совершенное отсутствие суетности, пристрастия...»[14]. Пушкин подчеркивает, что если бы он вздумал изобразить характер князя Курбского, то он резко бы отличался от характера смиренного Инока. Он отвергает чрезмерную субъективность, односторонность личных пристрастий, свойственные романтической поэзии, индивидуалистической по своему духу. Пушкинской концепции глубокого, объективного проникновения в события и характеры не отвечали ни ригористические строгости классицизма (хотя он и искренне восхищался Жаном Расином и Ж.Б.Мольером), ни слащавости сентиментализма, ни односторонности романтизма (не щадит он даже и Д.Г.Байрона, представившего в созданных им характерах «призрак себя самого»). Для А.С.Пушкина очевидна неисторичность этих эстетических систем. Критикуя индивидуализм, он пытается построить свою концепцию «истинного романтизма», реальным воплощением которого считает «Бориса Годунова» С этой целью он все чаще обращается к Уильяму Шекспиру, к анализу его художественного метода. Пушкин ценил творчество великого английского драматурга за историческую правду, а не за внешнее правдоподобие. Смелость формы, способность объять могучей творческой мыслью целый мир, вольная, широкая кисть, а главное — глубокое и всестороннее раскрытие человеческих характеров — все это пленило русского поэта.
|
«Лица, созданные Шекспиром,— писал Пушкин,— не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порыва, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков, обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры»[15].
Народность и правда жизни в литературе неотделимы друг от друга. Эта мысль многократно варьируется А.С.Пушкиным. Так, в статье «О народной драме и драме «Марфа Посадница» (одной из самых важных в философско-эстетическом плане) А.С.Пушкин, развивая понятие народности литературы (народное как самобытно национальное, но народ — это уже и народные массы, народ — обобщенное понятие), связывает его с правдивым изображением жизни, видит сущность драмы в выявлении «истины страстей, правдоподобия чувствований в предполагаемых обстоятельствах», в воскрешении (если речь идет о прошлом) «минувшего века во всей его истине»[16].
Народность искусства трактуется А.С.Пушкиным как правдивое раскрытие судеб народа, духа и содержания народной жизни. «Что развивается в трагедии, какая цель ее?» — задается он вопросом. И отвечает: «Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная»[17].
Углубленному решению А.С.Пушкиным проблемы народности способствовал его неизменный интерес к русской истории. Он изучает петровское время, историю народных восстаний С.Разина и Е.Пугачева, пытается осмыслить роль народа в истории, глубоко ему сочувствует. Так, он записывает в «Дневнике» 17 марта 1834 года: «Много говорят о бале, который должно дать Дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника... Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода»[18]. Оценка исторических событий, государственных деятелей с точки зрения народа — неотъемлемая черта подлинного искусства, по А.С.Пушкину.
В понимании проблемы народности и реализма великий русский поэт явился прямым предшественником В.Г.Белинского. Концепция реалистического творчества углубляется А.С.Пушкиным в 30-е годы, что находит отражение в его творчестве, в частности в прозе. Пушкинская проза и по тематике, и в выборе героя («Станционный смотритель», «История села «Горюхина», «Гробовщик» и др.), и в отношении автора к изображаемым событиям развивала реализм в русской литературе, сближая искусство с жизнью, отражая новые ее пласты. Новаторство А.С.Пушкина не находило, однако, поддержки, его не понимали, говорили о падении его таланта, нарушении эстетических правил, отступлении от канонов прекрасного. В полемике с консервативными и реакционными критиками (А. Т. Каченовский, Ф. В. Булгарин, А. Н. Орлов, М. Е. Лобанов, Н. В. Кукольник и другие), судившими поэта с позиций «изящного», А.С.Пушкин вырабатывает четкие критерии оценки художественного творчества, которое должно раскрывать прежде всего историческую правду, «нравы целого народа, целые эпохи, изящные или грубые, развратные или набожные, кровавые или героические...»[19].
|
В борьбе за демократизацию литературы, формирование общественного мнения (развитию вкусов и взглядов широкой публики Пушкин придавал исключительное значение), утверждение реалистических принципов в эстетике большую роль сыграл журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным в 1836 году.
Как в статьях самого А.С.Пушкина («Александр Радищев», «Российская Академия», «Французская Академия», «Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Вольтер», «О Мильтоне и Шатобриановом переводе «Потерянного рая» и Др.), так и в появившихся впервые в «Современнике» произведениях Н.В.Гоголя, А.В.Кольцова и других художников-новаторов был намечен дальнейший путь развития русской литературы и эстетической мысли.
Наряду с вопросами народности и реализма одной из важнейших проблем эстетики А.С.Пушкина была проблема общественного назначения искусства и роли поэта. Этот вопрос постоянно был в центре внимания русской общественной мысли. Его ставили и М.В.Ломоносов, и А.Н.Радищев, и декабристы. Опираясь на их суждения, А.С.Пушкин идет значительно дальше в разработке этой проблемы.
Своеобразие пушкинской постановки вопроса заключается в том, что проблему общественного назначения искусства он решал одновременно и как проблему творчества, подчеркивая долг художника перед обществом и в то же время необходимость личной свободы писателя.
Высказанные А.С.Пушкиным на первый взгляд прямо противоположные суждения о назначении искусства явились не столько результатом его отступления от прежних позиций, сколько страстным отстаиванием свободы творчества в условиях николаевской реакции. Утверждение индивидуальной свободы, независимости от «толпы» было активной формой самозащиты поэта от существующего строя и официальной идеологии, которую его принуждали пропагандировать.
Вопрос о свободе творчества ставится А.С.Пушкиным необычайно широко — и как проблема социальная, конкретно-историческая, с одной стороны, и как проблема психологически-индивидуальная — с другой, связанная со спецификой таланта, с природой гения, «тайн творчества» («Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» и др.).
А.С.Пушкин детально рассматривает отношения художника к действительности, анализирует процесс поэтического вдохновения, давая, по существу, материалистическую трактовку природы творчества, основанного на сознательном отношении к действительности.
«Вдохновение,— писал он,— есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»[20].
А.С.Пушкин сближает принципы научного и художественного познания, тем самым отвергая распространенную идею об иррациональной, мистической природе творчества.
Оценка пушкинского понимания назначения искусства и роли художника в обществе являлась пробным камнем для всех интерпретаторов его творчества. На различном толковании этого вопроса основывались нередко прямо противоположные взгляды на сущность пушкинского творчества и его значение для России (ср., например, историко-социологическую и эстетическую характеристику, данную Пушкину Н.В.Гоголем, В.Г.Белинским, Н.Г.Чернышевским, с одной стороны, и его трактовку как представителя «чистого искусства» В. П. Анненковым, А. В. Дружининым в 60-е годы XIX века — с другой; оценку Пушкина славянофилами как почвенника, Ф.М.Достоевским — как смирителя гордости русского человека, символистами — как исследователя тайн души, непознаваемой мудрости и т. д.).
В наследии А.С.Пушкина нашел оригинальное глубокое освещение и ряд других эстетических и литературно-критических проблем. Его мысли о «полной художественности», форме и содержании, средствах художественной выразительности, мере условности, литературных направлениях, жанрах (в особенности драме, трагедии, романе) внесли неоценимый вклад в развитие национальной эстетической культуры. Решение всех этих проблем А.С.Пушкин связывал с созданием полнокровного русского литературного языка с его богатыми выразительными средствами, способного реализовать замысел писателя, максимально сблизить искусство и истину, содержание и форму.
В художественном творчестве, в критических статьях, публицистике великий поэт не уставал разъяснять необходимость «приблизить поэтический слог к благородной простоте», найти «сочетание простоты с истиною», понять, наконец, что подлинная поэзия нуждается в освобождении «от условных украшений стихотворства»[21], от искусственности, манерности.
Эстетика А.С.Пушкина, как и его творчество, подытожила все предшествующее развитие русской культуры и четко определила пути ее дальнейшего расцвета.
«В Пушкине,— писал И. А. Гончаров,— кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках»[22].
Разносторонний гений А.С.Пушкина является неиссякаемым источником для развития современной художественной культуры. Причина живого влияния великого русского поэта коренится в том, что его эстетическая концепция зиждется на утверждении материалистического, оптимистического понимания жизни, прославлении ее здоровых начал, разума, добра и красоты, творческих сил человека, свободы и духовной независимости личности[23].
Таким образом, А.С.Пушкин являлся не только замечательным поэтом, но еще и грамотным и образованным критиком, имеющим обоснованную точку зрения на вопросы стилистики, фонетики художественного произведения. А.С.Пушкин, как в своих художественных произведениях (в скрытом виде), так и в критических статьях (открыто) высказывал свою точку зрения на основные философские проблемы структуры и функционирования русского языка, в связи с чем заслуга его перед русским языком удваивается.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!