Перспективы урегулирования ядерного проблемы в иранском национальном дискурсе — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Перспективы урегулирования ядерного проблемы в иранском национальном дискурсе

2020-04-01 77
Перспективы урегулирования ядерного проблемы в иранском национальном дискурсе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На современном этапе иранский ядерный вопрос в различных странах мира освещается с совершенно полярных точек зрения. Последние сообщения в средствах массовой информации были вызваны достаточно сильными землетрясениями на юге Ирана. Сразу же после фиксации подземных толчков определенные лица на Западе принялись сгущать краски, ссылаясь на небезопасность Бушерской АЭС. Немалый резонанс, особенно в западном обществе, вызвал визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в три африканские государства: Гану, Нигер и Бенин. Не для кого ни секрет, что в Нигере сосредоточены богатые залежи урана. На Западе сразу же сформировалось однозначное мнение, что цель поездки Ахмадинежада - это поиск очередного варианта для закупки более качественного урана для иранских ядерных реакторов. В этой связи, иранское руководство уверено, что любой шаг в настоящее время, независимо от истинных мотивов, будет интерпретироваться, как очередной хитрый ход Ирана для форсированного развития ядерного цикла с конечной целью изготовления ядерной бомбы. По мнению иранской стороны, этот вопрос слишком политизируется в западных странах. Более того, такое пристальное внимание, даже контроль за Исламской Республикой, не способствует потеплению отношений с мировым сообществом. Полное недоверие, поиск малейших оснований для незаконных обвинений - все это рождает соответствующую ответную реакцию со стороны Ирана. Запад всеми силами пытается создать препятствие иранской науке, замедляя прогресс в ядерной области и искусственно увеличивая расходы на ее развитие [43].

Иран видит решение создавшегося кризиса в переговорах и увеличении мер доверия между заинтересованными государствами. Заместитель секретаря Совета национальной безопасности Ирана по внешней политике Али Бакери подчеркнул в своем выступлении, что диалог в рамках шестерки представляет собой не самоцель, а способ реализации интересов Ирана. Однако, по его мнению, не все страны смотрят на этот вопрос с такой же позиции. Об этом свидетельствуют принятые против Исламской республики резолюции СовБеза ООН, содержащие экономические санкции. Это подтверждает, что страны Запада выступают скорее за конфронтацию, нежели взаимодействие [44]. Еще одним доказательством утверждения Али Бакери является противоречащая сама себе политика Соединенных Штатов. Так, по словам министра обороны США Чака Хейгла, иранская ядерная деятельность видится Ирана "проблемой, требующей политического решения, а не военного". В этом же время, несмотря на приверженность американской политической элиты мирным альтернативам, в Сенате были приняты проекты, ужесточающие санкции против Ирана. Что, по убеждению сенаторов США, заставит Тегеран согласиться на очередной раунд переговоров [44].

Очевидно, что после таких акций, иранская сторона не преисполнена оптимизма по поводу дальнейших переговоров. Двойные стандарты, порожденные невыполнением странами шестерки договоренностей и обязательств, достигнутыми на более ранних этапах, ставят иранское руководство в тупик. Взаимное непонимание и недоверие естественным образом сказывается на результативности переговоров. "Ядерный диалог" приобрел весьма сложную форму, сопровождаясь перманентными взлетами и падениями в результате очередных раундов встреч шестерки. По мнению Секретаря Высшего совета национальной безопасности Исламской республики Иран Саида Джалили, несмотря на тот факт, что предложения международных посредников в ходе переговоров в Алматы стали более реалистичными, и по некоторым аспектам намечается сближение позиций, между сторонами "сохраняется огромная пропасть для достижения соответствующего результата" [45].

Причину, по которой многочисленные переговоры по ядерной программе Ирана проходят безрезультатно, в Тегеране видят в позиции США. Когда на обсуждениях шестерки договоренность кажется близка, несмотря на все предоставленные данные по обогащению урана до 20%, представители Соединенных Штатов и некоторых западных стран за счет придирок меняют ход переговоров [46].

Как бы там ни было, Иран не намерен полностью сворачивать свою ядерную программу, которая, по словам Саида Джалили, является "общенациональным вопросом надфракционного характера" [47]. Иными словами, независимо от итогов президентских выборов, в вопросе развития мирного атома, в Иране будет полная преемственность намеченного курса.

На возможный военный сценарий разрешения накопившихся противоречий между Ираном и Израилем, Тегеран реагирует в агрессивной форме. По словам иранского посла в Париже, на малейшую военную акцию со стороны сионистского режима, обязательно последует реакция Исламской Республики. Причем, последствия обещают быть непредсказуемыми и катастрофическими [26]. А генерал Ахмад Вахиди заявил, что ошибка сионистского режима в военной операции против Ирана станет последней его ошибкой, потому что Иран даст жесткий ответ на любой акт агрессии [48].

Подводя итог, иранская сторона не считает свою деятельность по развитию ядерной программы противоречащей международным договорам и обязательствам. Иран дипломатическими усилиями старается избегать военного сценария для разрешения накопившихся противоречий, отдавая предпочтение переговорам и дипломатическим маневрам. В Тегеране видят решение создавшегося кризиса в конструктивном сотрудничестве и увеличении мер доверия между заинтересованными государствами. Однако, руководство Исламской Республики не скрывает своего боевого настроя, если против страны будет применено оружие. Иран намерен дать отпор в случае любой агрессии против него.

Проанализировав дискурсы четырех стран относительно перспектив урегулирования иранской ядерной проблемы, можно сделать вывод, что во всех четырех преобладают мнения о мирном разрешении кризиса. Российская сторона выдвигает идею о создании международного консорциума, который будет осуществлять контроль над деятельностью Ирана в ядерной области. Иран, хотя и разочаровавшийся в многочисленных переговорах, делает акцент именно на этом моменте. Израильская сторона видит мирную перспективу в установке для Тегерана четкой красной линии в его ядерных разработках. Осознавая негативные последствия пересечения этой линии, предполагается, что Иран отступит от своих устремлений по созданию ядерного оружия. Соединенные Штаты стремятся воздействовать на Иран мирными, но жесткими мерами. Прежде всего, речь идет об экономических санкциях, которые поставят Исламскую Республику в такое положение, что целесообразным будет отказаться от развития ядерной программы. Военные сценарии как таковые не рассматриваются в российском дискурсе, что нельзя сказать о американском и израильском, где мнения о силовых мерах активно обсуждаются на всех уровнях. Иран, в целом, оставаясь приверженцем мирного урегулирования, готов ответить всей мощью своего военного потенциала, если против республики будет использована сила.


Заключение

 

В исследовании были рассмотрены национальные дискурсы России, США, Израиля и Ирана по вопросу ядерной проблемы Ирана. На основе сложившихся в дискурсе устоявшихся мнений и идей, которые влияют на общественное мнение и процесс принятия решений, была дана оценка мирного урегулирования проблемы вокруг иранской ядерной программы.

Развитие ядерной энергетики в Иране продиктовано экономической целесообразностью и выгодой. В этом смысле ядерная программа не только способствует энергетической независимости и безопасности республики, но и является толчком к развитию и совершенствованию новых технологий. Однако такие устремления Ирана вызывают негативную реакцию, в первую очередь со стороны Соединенных Штатов и Израиля. По их мнению, ядерная программа Ирана служит для создания ядерного оружия, которое может быть использовано против них. Обратившись к истокам иранской ядерной программы, получается, что изначально она развивалась при поддержке США. А разногласия по этому вопросу появились только после освобождения Ирана от американского контроля в результате исламской революции. Иран стал неудобен для Вашингтона, поэтому началась мощная кампания по демонизации иранского правительства и политики в целом. Активные действия Соединенных Штатов привели в итоге к принятию экономических санкций против Ирана, которые пагубно сказываются на его экономику. Напрашивается вывод о том, что США намеренно пытаются загнать Иран в жесткие изоляционистские рамки для того, чтобы заставить республику играть по своим правилам.

Наиболее противоречивое отношение к иранской ядерной программе сложилось именно в российском национальном дискурсе. Это прослеживается по неоднозначным оценкам происходящего и диаметрально противоположным прогнозам. С одной стороны, Россия не заинтересована в образовании еще одной ракетно-ядерной державы вблизи своих южных границ, которая впоследствии может стать очагом нестабильности, а также надломе международно-правового режима ДНЯО. С другой стороны, Россия не без симпатии наблюдают за реализацией Ираном своего законного права на развитие ядерных технологий в мирных целях. Несмотря на повышенное внимание к ядерной программе Ирана со стороны Запада, российские эксперты склонны полагать, что Иран еще не достиг того уровня, когда возможно производство ядерного оружия. Одной из главных особенностей российского дискурса можно считать рассмотрение конфликта вокруг иранской ядерной программы в основном в плоскости интересов Израиля и США. Упускается из виду суннитско-шиитское противостояние в регионе. Это крайнее упрощение ситуации не дает полной картины, и соответственно, не делает возможным полноценный анализ. Как бы не было приятно играть на противоречиях Тегерана и Вашингтона, в Кремле понимают, что необходимо как можно скорее решать проблему иранского ядерного досье, пока оно не достигло критической отметки.

В целом, российская сторона не рассматривает военное решение проблемы. Более того, всячески отговаривает своих западных партнеров от военного вмешательства, чтобы оказать влияние на Иран. Россия занята поиском конструктивных предложений, которые бы удовлетворяли все стороны и не ущемляли ничьих интересов. Одним из рассматриваемых в российском дискурсе вариантов является некий международный консорциум, под чьим контролем была бы вся ядерная деятельность страны. Такой консорциум, наделенные большими полномочиями, которому бы делегировалась часть национального суверенитета, вплоть до полного контроля ядерной программы и всех научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с атомной промышленностью, вел бы работы по ядерной энергетике и руководил исследованиями Исламской Республики. Иран, в свою очередь, за уступку части своего суверенитета получал как бы взамен инвестирование и новейшие технологии в развивающиеся, неядерные сферы экономики. Это бы защищало Тегеран от многочисленных претензий, санкций Совета Безопасности и, что самое главное, от давления и возможного силового вмешательства, в первую очередь Соединенных Штатов.

В американском национальном дискурсе сложилось однозначное мнение по поводу направления развития ядерной программы Ирана. Иными словами, никто в США не сомневается, что конечной целью иранских разработок является создание ядерного оружия. Иначе, зачем Иран попутно развивает и ракетную программу с перспективой создания межконтинентального баллистического носителя, вдобавок упорно увеличивает количество центрифуг и степень обогащения урана. Расхождения касаются прогнозов создания оружия и действий, относительно урегулирования международного кризиса в связи с этим. Отличительной особенностью американского дискурса является также более широкий взгляд на проблему. Американские эксперты и политики рассматривают ее в контексте безопасности всего региона, не в последнюю очередь и потому, что данный регион представляет стратегический интерес для Соединенных Штатов. По их мнению, атака Ирана может понести за собой катастрофические последствия для Ближнего Востока и государств Персидского залива. При таком варианте Иран будет крайне заинтересован в возобновлении ядерной программы, вдобавок вероятным ответом станет разрушение мировых путей транспортировки нефти в Персидском заливе и вспышкой террористической активности в регионе.

Военные методы урегулирования угрозы, связанной с иранской ядерной программой, возможны с теоретической точки зрения. Не исключено, что Соединенные Штаты и Израиль будут действовать сообща. По этому поводу существуют два основных прогнозируемых сценария. Первый - это использование точечных ударов авиации по конкретным объектам ядерной промышленности с целью изменения Ираном своей внешней политики. Но для этого необходимы точные разведданные спецслужб, что требует времени и тщательной выверенности. Второй сценарий подразумевает военное вторжение и оккупацию Ирана. В результате смены режима, Иран превратится в государство-сателлит Соединенных Штатов, которое потеряет волю к проведению самостоятельного внешнеполитического курса. Сложность этого варианта заключается в том, что для успешной операции потребуются массовая мобилизация войск и большие финансовые ресурсы. Ведь территория Ирана представляет собой сложный географический рельеф, представленный скалами, что осложняет проведение военных операций. К тому же иранское общество глубоко идеологизировано и воспринимает США и Израиль, как главных врагов и источник всех проблем, что будет означать яростное сопротивление оккупантам. Велика вероятность погрязнуть в этой войне, истощая ресурсы своей страны. Поэтому на данном этапе Соединенными Штатами преследуются попытки разрешить иранский кризис жестким, но мирным путем.

Иранская ядерная угроза в израильском национальном дискурсе рассматривается как приоритетный фактор в области обеспечения безопасности страны. Это тема берет верх даже на фоне неурегулированности палестино-израильского конфликта. Иранская политика рассматривается как серьезный вызов по ряду причин. В первую очередь это, конечно же, сама ядерная программа, которая, по мнению израильских экспертов и политиков, не имеет ничего общего с мирными разработками во благо энергетики и медицины. По большому счету, если Иран обзаведется ядерной бомбой, то это чревато распространением ядерного оружия по всему региону, что в принципе не будет устраивать все мировое сообщество. Однако в Израиле этот прогноз воспринимается наиболее болезненно. Израиль совершенно не намерен утрачивать ядерную монополию на Ближнем Востоке и ясно демонстрирует намерение пресекать любое нарушение статус-кво в этом вопросе. Отличительной особенностью израильского национального дискурса можно считать высокий накал эмоций. Несмотря на обоснованные опасения по поводу увеличения активности Ирана в регионе и стремления к производству ядерного оружия, продиктованные прагматическими соображениями, в Израиле прослеживается болезненное реагирование на заявление Ирана. Это связано с тем, что иранские представители намеренно задевают наиболее неприятные темы для евреев в своей риторике. Прежде всего, подразумевается отрицание Холокоста и его масштабов. Поэтому в каждом без исключения выступлении руководство Израиля в очередной раз обвиняет Тегеран и призывает пресечь его ядерную программу. Израиль требует от своих партнеров надавить на Иран, аргументируя тем, что тот представляет угрозу не только еврейскому государству, но и всем странам мира.

Единственным мирным способом помешать Ирану изобрести ядерную бомбу израильская сторона видит в установке для иранского правительства четкой красной линию в отношении ядерной программы. Ее предполагается установить на разных этапах, но, прежде всего, на самом критическом ее месте - обогащении урана. Потому как именно обогащенный уран является главным компонентом для создания ядерного оружия. Соответственно, если помешать Ирану наработать достаточное для создания атомной бомбы количество урана, тогда можно предотвратить и создание ядерного оружия. В правительстве Израиля считают, что международное сообщество в лице Объединенных Наций и в одностороннем порядке должно ужесточить санкции против Исламской Республики. Сам же Израиль уже давно предупреждает Иран о возможности нанесения удара по ядерным объектам Ирана, чтобы помешать обретению этой страной атомной бомбы. Аргументация сводится к тому, что ядерное оружие в руках исламистов Ирана - это прямая угроза существованию еврейского государства.

В иранском национальном дискурсе ядерная программа рассматривается как нечто естественное. Высокопоставленные лица в Иране, ссылаясь на суверенитет и самодостаточность сильного государства, заявляют о необходимости обогащения урана и производства ядерного топлива для атомных электростанций в гражданских целях. Подчеркивается, что ядерная программа является всецело миролюбивой и развивается без малейшего отклонения в сторону военных целей. И поэтому Иран не намерен останавливаться в реализации своего законного права. Отличительной особенностью иранского национального дискурса является явный акцент на религиозно-идеологические аспекты. Аргументация строится на высоких моральных принципах, бинарной системе добро-зло, не всегда применимых в отношении политики.

Иран видит решение создавшегося кризиса в переговорах и увеличении мер доверия между заинтересованными государствами. Иран, видимо, будет избегать военного сценария для разрешения накопившихся противоречий, отдавая предпочтение переговорам и дипломатическим маневрам. Однако, руководство Исламской Республики не скрывает своего боевого настроя, если против страны будет применено оружие.

Проанализировав дискурсы четырех стран относительно перспектив урегулирования иранской ядерной проблемы, можно сделать вывод, что во всех четырех преобладают мнения о мирном разрешении кризиса. Российская сторона выдвигает идею о создании международного консорциума, который будет осуществлять контроль над деятельностью Ирана в ядерной области. Иран, хотя и разочаровавшийся в многочисленных переговорах, делает акцент именно на этом моменте. Израильская сторона видит мирную перспективу в установке для Тегерана четкой красной линии в его ядерных разработках. Осознавая негативные последствия пересечения этой линии, предполагается, что Иран отступит от своих устремлений по созданию ядерного оружия. Соединенные Штаты стремятся воздействовать на Иран мирными, но жесткими мерами. Прежде всего, речь идет об экономических санкциях, которые поставят Исламскую Республику в такое положение, что целесообразным будет отказаться от развития ядерной программы. Военный сценарий не исключается ни в одном из государств, однако война не входит в ближайшие политические курсы США, Израиля, Ирана и России.


Список источников

 

1. Искендеров П. ООН и современная система международной безопасности // Перспективы // http://www.perspektivy. info/oykumena/vector/oon_i_sovremennaja_sistema_mezhdunarodnoj_bezopasnosti_2011-10-15. htm (был доступен 23 мая 2013 г.)

2. Waltz K. The Spread of Nuclear Weapons: More May Better // Adelphi Papers. N 171. London: International Institute for Strategic Studies, 1981.

. Дискурс-анализ // "ПСИ-ФАКТОР" // http://psyfactor.org/personal/personal5-08. htm <http://psyfactor.org/personal/personal5-08.htm> (был доступен 23 мая 2013 г.)

4. Сергеев В, Алексеенкова Е., Коктыш К., Петров К., Чимирис Е., Орлова А. БРИК - политическая реальность посткризисного мира? Новые возможности для России // Аналитические доклады. - 2010. - № 1 (24). С.5.

. Преимущества атомной энергетики // Атомстройэкспорт // http://www.ase. atomstroyexport.ru/nuclear_market/advantage/ <http://www.ase.atomstroyexport.ru/nuclear_market/advantage/> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Оценка поражающего действия ядерного взрыва // Авиабаза KRoN // <http://www.airbase.ru/military/omp/rhbz/chapter_3/> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Ядерная программа Ирана // Смотрим глубже memoid // http://www.memoid.ru/node/Yadernaya_programma_Irana (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Барышев А. Большевизм и современный мир // Идеология и политика // http://www.barichev.ru/book/islam. htm (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Евсеев В. О безопасности Бушерской АЭС // Институт Ближнего Востока // http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/20-04-11a. htm <http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/20-04-11a.htm> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Резолюция 1737 (2006), принятая Советом Безопасности на его 5612-м заседании 23 декабря 2006 года // Организация Объединенных Наций // http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1737. htm <http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1737.htm> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Резолюция 1747 (2007), принятая Советом Безопасности на его 5647-м заседании 24 марта 2007 года // Организация Объединенных Наций // http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2007/res1747. htm <http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2007/res1747.htm> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Резолюция 1835 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5984-м заседании 27 сентября 2008 года // Организация Объединенных Наций // http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/res1835. htm <http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/res1835.htm> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Заседание Совбеза ООН. Принята резолюция по Ирану // Rutube // http://rutube.ru/tracks/1053657.html? v=0f17a9676fbc8169a172ca2e186ac3bd <http://rutube.ru/tracks/1053657.html?v=0f17a9676fbc8169a172ca2e186ac3bd> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Мизин В. ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА: ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ? // Аналитические записки Института международных исследований МГИМО // http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/10/vestnik_10-01_mizin. pdf <http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/10/vestnik_10-01_mizin.pdf> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Милов В. Война с Ираном и нефть: цены подскочат, но не стоит этому радоваться // Forbes // <http://www.forbes.ru/sobytiya-column/rynki/79401-voina-s-iranom-i-neft-tseny-podskochat-no-ne-stoit-etomu-radovatsya> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Эркимбаев Д. Американо-иранские отношения сегодня // Время Востока // http://www.easttime.ru/analitic/2/6/393.html (был доступен 23 мая 2013 г.)

17. Military action won't stop Iran nuclear program: US // Alternet // <http://www.alternet.org/rss/breaking_news/336329/military_action_won't_stop_iran_nuclear_program%3A_us> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Jackson D. Obama to Iran: Answer questions on nuclear program // USA today //

<http://www.usatoday.com/story/news/politics/2013/03/18/obama-iran-israel-nowruz/1997519/> (был доступен 23 мая 2013 г.)

19. Carter C. Obama: Iran more than a year away from developing nuclear weapon // CNN // <http://www.cnn.com/2013/03/14/world/meast/israel-obama-iran> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. McDonald G. Clinton: Iran's Nuclear Push 'Unacceptable' // Newsmax // <http://www.newsmax.com/Newsfront/clinton-iran-military-action/2013/01/30/id/488066> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Glaser J. ‘’‘’Robert Gates: War on Iran Would Be Catastrophic, Make Tehran Nukes Inevitable <file:///C:\Windows\temp\bat\Robert%20Gates:%20War%20on%20Iran%20Would%20Be%20'Catastrophic,'%20Make%20Tehran%20Nukes%20'Inevitable%20'> // Antiwar.com // http://news. antiwar.com/2012/10/04/robert-gates-war-on-iran-would-be-catastrophic-and-make-a-nuclear-iran-inevitable/ <http://news.antiwar.com/2012/10/04/robert-gates-war-on-iran-would-be-catastrophic-and-make-a-nuclear-iran-inevitable/> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Речь главы правительства Израиля на Генеральной Ассамблее ООН // Министерство Иностранных дел Израиля // http://mfa.gov. il/MFARUS/EnemiesPeace/IranianThreat/Pages/PM_Netanyahu_UN_speech_27-9-12. aspx <http://mfa.gov.il/MFARUS/EnemiesPeace/IranianThreat/Pages/PM_Netanyahu_UN_speech_27-9-12.aspx> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Benari E. Yaalon: Iran's Involved in All the Conflicts // Arutz Sheva // http://www.israelnationalnews.com/News/News. aspx/167462#. UYficrWePcg <http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/167462> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Звягельская И., Морозов В. Израиль - Иран: балансирование на грани? // Аналитические записки Института международных исследований МГИМО // http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/14/23_zvyagelskaya-morozov. pdf <http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/14/23_zvyagelskaya-morozov.pdf> (был доступен 23 мая 2013 г.)

25. Lis J.netanyahu: Iran hasn't crossed nuclear 'red line', but is approaching it systematically // Haaretz // <http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/netanyahu-iran-hasn-t-crossed-nuclear-red-line-but-is-approaching-it-systematically-1.518213> (был доступен 23 мая 2013 г.)

26. Иран привержен независимости и самодостаточности в области ядерной энергии // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/news/mirni-atom/item/173875 <http://russian.irib.ir/news/mirni-atom/item/173875> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Вызовы перед ДНЯО с точки зрения Ирана // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/analitika/commentarii/item/174697 <http://russian.irib.ir/analitika/commentarii/item/174697> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Ахмади-нежад: "На пути превращения Ирана в ядерную державу остановки не будет" // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/news/iran1/item/173553-q-q <http://russian.irib.ir/news/iran1/item/173553-q-q> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Пресс-конференция министра экономики и финансов ИРИ с журналистами американских СМИ // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/news/iran1/item/174660 <http://russian.irib.ir/news/iran1/item/174660> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Ахмадинеджад-его собственнными словами // Министерство Иностранных дел Израиля // http://mfa.gov. il/MFARUS/EnemiesPeace/IranianThreat/Pages/Iran_threatens_Israel_denies_Holocaust. aspx <http://mfa.gov.il/MFARUS/EnemiesPeace/IranianThreat/Pages/Iran_threatens_Israel_denies_Holocaust.aspx> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Ядерная программа Ирана // РИА Новости // http://m. ria.ru/spravka/20130212/922497891.html <http://m.ria.ru/spravka/20130212/922497891.html> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Из ответов Президента России В.В. Путина на вопросы журналистов в ходе "большой пресс-конференции" для российских и иностранных СМИ // G8 Summit 2006 // <http://g8russia.ru/news/20060131/1142061.html> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Мизин В. Возможное решение иранской ядерной проблемы // РАУ // http://www.rau. su/observer/N8_2009/094_101. pdf <http://www.rau.su/observer/N8_2009/094_101.pdf> (был доступен 23 мая 2013 г.)

34. US accuses Iran of 'deception and delay' with nuclear program // Fox News // <http://www.foxnews.com/world/2013/03/06/us-accuses-iran-deception-and-delay-with-nuclear-program/> (был доступен 23 мая 2013 г.)

35. Липин М. "Шестерка" и Иран: итоги и перспективы переговоров в Казахстане // Голос Америки // <http://www.golos-ameriki.ru/content/iran-nuclear/1612445.html> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Президент США продлил на год срок действия санкций против Ирана // РБК весь мир // http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130313023117. shtml <http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130313023117.shtml> (был доступен 23 мая 2013 г.)

37. Landler M. Biden: No bluff, U. S. would use force in Iran // The Columbus Dispatch // <http://www.dispatch.com/content/stories/national_world/2013/03/05/biden-no-bluff-u-s--would-use-force-in-iran.html> (был доступен 23 мая 2013 г.)

38. Дружиловский C. Ирано-израильские отношения в свете развития иранской ядерной программы // Институт Ближнего Востока // http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/04-05-06a. htm <http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/04-05-06a.htm> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Премьер Ирана призвал к калечащим санкциям против Ирана // Weekend Риановости // <http://www.rian.ru/world/20100210/208478303.html> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Полный текст выступления Биньямина Нетаниягу с трибуны ООН // IL Territory // http://ilterritory.com/? p=4358 <http://ilterritory.com/?p=4358> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Бьюэл М. Байден: США не блефуют в отношении Ирана // Голос Америки // <http://www.golos-ameriki.ru/content/us-aipac/1615335.html> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Забалуев Ю. Состояние ядерной программы Ирана // Институт стратегической стабильности // http://www.iss-atom.ru/articl_iss/zabaluev_12_01. pdf <http://www.iss-atom.ru/articl_iss/zabaluev_12_01.pdf> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Ядерные технологии: лишние затраты или возможность прогресса // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/analitika/commentarii/item/174153 <http://russian.irib.ir/analitika/commentarii/item/174153> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Взлеты и падения на ядерных переговорах // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/analitika/commentarii/item/175924 <http://russian.irib.ir/analitika/commentarii/item/175924-%D0%B2%D0%B7%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Иран отмечает сближение позиций "шестерки" и Тегерана на переговорах // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/news/mirni-atom/item/173196 <http://russian.irib.ir/news/mirni-atom/item/173196-%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%81%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Готовность Ирана к проведению третьей встрече в Алма-Ате // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/analitika/commentarii/item/174893 <http://russian.irib.ir/analitika/commentarii/item/174893> (был доступен 23 мая 2013 г.)

. Джалили: "Ядерный вопрос - это общенациональный вопрос в Иране" // IRIB World Service // http://russian. irib. ir/news/mirni-atom/item/176223-q-q <http://russian.irib.ir/news/mirni-atom/item/176223-q-q> (был доступен 23 мая 2013 г.)

48. Israels mistake in attacking Iran will be its last one: Defense Minister // Landiran // <http://www.landiran.com/news/israels-mistake-in-attacking-iran-will-be-its-last-one-defense-minister> (был доступен 23 мая 2013 г.)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.