Обострение отношений и эскалация конфликта — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Обострение отношений и эскалация конфликта

2020-04-01 49
Обострение отношений и эскалация конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начиная с конца 80-х годов, США неоднократно заявляли о многочисленных нарушениях договорных обязательств по ДНЯО со стороны Исламской Республики Иран. Американские власти заявляли о намерениях Ирана создать ядерное оружие, указывая на активную деятельность в центрах ядерных исследований - Натанзе и Парчине. Ситуация накалилась в 2002 году после того, как американские спутники сделали снимки двух подозрительных объектов. Это вызвало бурю обвинений в производстве составляющих ядерного оружия в обход международным договорам. После инцидента Иран признал факт существования этих объектов и был вынужден принять инспекторов МАГАТЭ. В этом же году, выступая перед конгрессом, президент США Джордж Буш заявил, что Иран, Северная Корея и Ирак входят в "ось зла". По словам американского президента, перечисленные государства спонсируют террористов и стремятся завладеть ядерной бомбой. Эта речь была рассчитана на определенного потребителя, - американской общественности - которого необходимо подготовить к тому, что Иран представляет собой опасность, следовательно, все будущие действия американских властей будут оправданны, так как они совершаются во имя глобальной безопасности и мира. Следующее событие вновь встревожило мировую общественность. В 2003 году президент Ирана Мохаммад Хатами заявил о стремлении создать полный ядерный цикл для обеспечения энергетической безопасности страны. Вслед за этим заявлением в Иран направился глава МАГАТЭ. Посетив ряд объектов, он был поражен высоким уровнем технологий в ядерной области. В докладе главы МАГАТЭ говорилось, что Иран долгое время утаивал некоторые аспекты своей деятельности в сфере ядерной энергетики. Доклад вызвал глубокую обеспокоенность со стороны США и ряда других западных стран. В итоге под давлением Запада Ираном был подписан Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, позволяющий инспекторам МАГАТЭ вести постоянный мониторинг объектов ядерной промышленности. Однако, этот договор так и не был ратифицирован, что объясняет поведение Ирана в тех случаях, когда игнорируются требования МАГАТЭ о проверках. Израиль в это время начал закупать большие партии вооружений в США: лазерные ракеты, способные поражать цели, находящиеся глубоко под землей, бомбардировщики, оборудованные специальным образом для дальних полетов. Это было показательным ответом Ирану, подогревавшим обстановку. Очередное обострение иранской ядерной угрозы произошло в 2004 году после заявления создателя пакистанской атомной бомбы Абдулы Кадыра Хана о передачи Ирану технологий, связанных с обогащением урана. В купе с отказом иранских властей допустить до определенных объектов инспекторов МАГАТЭ ситуация требовала незамедлительных действий. Последовала серия встреч с "европейской тройкой", в ходе которых Иран гарантировал развитие только мирного направления ядерных исследований.

В июне 2005 года на президентских выборах победил консерватор Махмуд Ахмадинежад. С его приходом внешняя политика и ядерная программа изменили свой характер. Ахмадинежад был сторонником жесткого диалога с западными странами. Придя к власти, он усилил антиизраильскую политику, заявляя, что государство Израиль не должно существовать в принципе и что все мусульманские страны региона вскоре его уничтожат. Подобные заявления вновь заставили мировое сообщество насторожиться. 4 февраля 2006 года Совет управляющих МАГАТЭ принял решение о передаче иранского ядерного досье на обсуждение Совета Безопасности ООН. Это, безусловно, могло вызвать санкции против Ирана. В тот же день Ахмадинежад приостановил соблюдение Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО, а также пригрозил выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и прекратить сотрудничество с МАГАТЭ, если против Ирана будут введены какие-либо санкции. Однако Иран продолжил работу в ядерных центрах, аппелируя к членству в ДНЯО, которое подразумевает право на ведение ядерных исследований, при условии, что они носят мирный характер. Поэтому, несмотря на все угрозы со стороны Запада, Иран продолжил развивать свою ядерную программу, в планы которой на тот момент входило обогащение урана. Спустя три дня в СБ поступают документы МАГАТЭ о ядерной программе Исламской Республики. Иран в свою очередь требует удалить с ядерных объектов пломбы МАГАТЭ, которыми они были опечатаны, и демонтировать камеры видеонаблюдения. Агентство вынуждено было согласиться и выполнить требования. В эти дни в средствах массовой информации появляются статьи о начале подготовки в США военной операции против Ирана. Военный план предусматривал точечные ракетно-бомбовые удары по ядерным и военным объектом Исламской Республики. В середине февраля 2006 года министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази обвинил Иран в ведении военной ядерной программы. Жесткое заявление отражало растущее раздражение Европейского союза по поводу несговорчивости иранского руководства. На фоне этих событий между Ираном и Россией завершились переговоры о строительстве совместного предприятия для обогащения урана. Россия также подтвердила, что в срок поставит ядерное топливо, необходимое для запуска атомной электростанции в Бушере.16 марта 2006 года советник президента США по безопасности представилт новую "Стратегию национальной безопасности". В ней Иран предстает главным врагом Соединенных Штатов. Помимо стремления заполучить ядерное оружие, как говорится в докладе, Иран спонсирует террористические организации, не скрывает своих планов уничтожить государство Израиль, а также стремится дестабилизировать обстановку на Ближнем Востоке. При этом отмечается, что в качестве средства решения затянувшихся противоречий может быть применена военная сила, при условии неэффективности дипломатических методов. В конце марта - после встречи на уровне министров иностранных дел постоянных членов Совета Безопасности и Германии - в Берлине было принято заявление, призывающее Иран к полной приостановки деятельности, связанной с обогащением урана и ведением научно-исследовательских работ в этой области. Также отмечалось, что Иран должен более тесно сотрудничать с МАГАТЭ: предоставлять агентству всю информацию о местах, специалистах и оборудовании, связанных с ядерными разработками. Ответ Ирана последовал уже через несколько часов после подписания заявления. Официальные власти заявили о сугубо мирном характере ядерной программы. Сообщалось, что Иран возобновит работу по обогащению урана и продолжит научно-исследовательскую деятельность [7].

Несговорчивость и бескомпромиссность Ирана в итоге дали свои плоды: 23 декабря 2006 года Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 1737 [10], которая подразумевала санкции против Ирана. Тегеран в свою очередь проигнорировал резолюцию Совбеза ООН. Более того, заявил о планах ввести в действие дополнительный каскад из трех тысяч центрифуг для обогащения урана на одном из объектов ядерной индустрии. Стоит отметить, что развивая ядерную программу, Иран не сконцентрировал на ней все силы, он продолжал совершенствовать собственные вооружения, а также большое внимание уделялось ракетной программе, начатой еще с середины 80-х годов. Так, в течение 2007 года Иран продемонстрировал миру сразу несколько новых образцов военной техники собственного производства: сверхзвуковой истребитель, управляемая торпеда, зенитная ракета, противокорабельная ракета.

Не давшая ощутимых результатов резолюция ООН, стала толчком к новым дискуссиям в Совете Безопасности. Отталкиваясь от того, что Иран по-прежнему не выполняет требования МАГАТЭ, а также игнорирует и не соблюдает положения резолюции 1737, была выработана следующая резолюция от 24 марта 2007 года [11]. Содержание этой резолюции мало чем отличалось от предыдущей. Очередная резолюция Совбеза ООН была принята 27 сентября 2008 года [12]. Вынесенный по инициативе России проект резолюции был принят единогласно. Несмотря на желания США, в ней не было упоминания о санкциях против Тегерана. По мнению постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина, ценность резолюции в ее краткости - она давала новое дыхание политическому процессу. "Она должна нацелить всех, в том числе и Иран на то, чтобы были предприняты дополнительные усилия в целях политико-дипломатического урегулирования вопроса, связанного с иранской ядерной программой" [13]. Принятием резолюции без санкций Россия помогла вернуть диалог между Западом и Тегераном в конструктивное русло, Ирану предоставила шанс на переговоры, а сама полностью отстояла свои позиции.

В декабре 2009 года Соединенные Штаты в одностороннем порядке ввели санкции против некоторых компаний и физических лиц, которые инвестировали средства в энергетику Ирана. США отказывали им в кредитах и инвестициях. Не в последнюю очередь санкции были вызваны запуском Исламской Республикой Иран на околоземную орбиту первого национального искусственного спутника Земли "Омид", что в переводе на русский означает "Надежда". В начале следующего года США заявили о готовности введения дополнительных санкций в отношении иранских компаний, работающих в сферах энергетики, финансов и телекоммуникаций.

В последующие годы принимались однотипные резолюции, и ситуация зашла в тупик: Иран продолжал настаивать на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, а западные страны продолжали обвинять Иран в ведении незаявленной деятельности. Иран ссылался на то обстоятельство, что Израиль, хотя и обладает ядерным оружием, не связан договорными обязательствами, и имеет полную свободу действий. Позиция ООН так же оставалась неизменной - Иран должен сделать свою ядерную программу более прозрачной, а также предоставить более убедительные доказательства ее мирного характера.

Исходя из всего вышеописанного, ситуация, возникшая вокруг иранской ядерной программы, имеет принципиальное значение для мирового сообщества. Встает вопрос: имеет ли право крупное, достаточно сильное государство, однако, не принадлежащее к числу мировых держав, развивать свою ядерную энергетику, руководствуясь своими национальными интересами и приоритетам. Если да, тогда процесс распространения ядерных технологий может стать неконтролируемым. Если же нет, тогда нарушается принцип равноправия государств. Выходит государства, несмотря на декларируемые нормы, подразделяются на тех, кому все дозволено и на тех, кто вынужден подчиняться.

Развитие ядерной энергетики в Иране продиктовано экономической целесообразностью и выгодой. В этом смысле ядерная программа не только способствует энергетической независимости и безопасности республики, но и является толчком к развитию и совершенствованию новых технологий. Однако такие устремления Ирана вызывают негативную реакцию, в первую очередь со стороны Соединенных Штатов и Израиля. По их мнению, ядерная программа Ирана служит для создания ядерного оружия, которое может быть использовано против них. Обратившись к истокам иранской ядерной программы, получается, что изначально она развивалась при поддержке США. А разногласия по этому вопросу появились только после освобождения Ирана от американского контроля в результате исламской революции. Иран стал неудобен для Вашингтона, поэтому началась мощная кампания по демонизации иранского правительства и политики в целом. Активные действия Соединенных Штатов привели в итоге к принятию экономических санкций против Ирана, которые пагубно сказываются на его экономику. Напрашивается вывод о том, что США намеренно пытаются загнать Иран в жесткие изоляционистские рамки для того, чтобы заставить республику играть по своим правилам.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.