Обзор общепринятых подходов и методов к оценке стоимости, и обоснование выбора применяемых подходов и методов оценки — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Обзор общепринятых подходов и методов к оценке стоимости, и обоснование выбора применяемых подходов и методов оценки

2020-03-31 142
Обзор общепринятых подходов и методов к оценке стоимости, и обоснование выбора применяемых подходов и методов оценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методы, используемые при оценке стоимости ИС, определяются характеристикой типа стоимости, а также тем, для чего предназначена оценка и как планируется использовать ее результаты.

При расчете стоимости ИС могут быть использованы методы затратного, сравнительного и доходного подходов.

Затратный подход

Затратный подход показывает стоимость объекта оценки с позиций прошлых или настоящих затрат на воссоздание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности или приобретение альтернативного (замещающего) аналогичного по назначению и выполняемым функциям объекта или стоимость бренда, которая определяется как сумма затрат на его создание, рекламу и развитие по ценам сегодняшнего дня. Проблема данного метода состоит в том, что прошлые затраты могут не быть напрямую связаны с сегодняшним статусом бренда.

Определение стоимости товарного знака промышленного предприятия с помощью методов затратного подхода в некоторых ситуациях является единственно правомерным и наиболее достоверным. Однако на практике специалистами недооценивается значимость затратного подхода к оценке товарных знаков, что обусловливает необходимость совершенствования существующих его методов для возможного их применения.

Суть затратного подхода к оценке - найти стоимостной эквивалент возможной выгоды обладателя собственности. При затратной оценке товарных знаков стоимость предмета оценки рассматривается с точки зрения понесенных расходов на его создание, затрат на воссоздание и затрат по замещению.

Однако, предприятия, потратив приблизительно равные суммы на раскрутку товарного знака, далеко не всегда добиваются одинакового эффекта. В состав затрат входят расходы на дизайн, правовую охрану, маркетинг и рекламу. В ходе расчетов необходимо внесение специальных поправочных коэффициентов, которые учитывают степень известности товарного знака, срок его использования, объем выпуска маркированной продукции.

Восстановительная стоимость подразумевает суммирование затрат на воспроизводство точной копии актива. Базой для определения восстановительной стоимости могут служить первоначальные затраты, понесенные при создании или приобретении прав на товарный знак, используемые для постановки на баланс и учета долгосрочных инвестиций.

Затраты по замещению предполагают затраты по воспроизводству функциональных и полезных свойств оцениваемого ТЗ, т.е. способность ТЗ решать задачу, для которой он был разработан и обеспечивать эквивалентный объем запросов.

В целом, затраты как по замещению, так и по воспроизведению товарного знака включают в себя не только затраты на разработку, правовую регистрацию, маркетинговые исследования, но и затраты на рекламу, связанные с продвижением товарного знака, а также прибыль создателя и владельца знака.

Полученная стоимость должна быть уменьшена в связи с соответствующими формами износа: функциональный или экономический.

Моральным износом интеллектуальной собственности является потеря ее стоимости, обусловленная устареванием (отставанием в результате появления других альтернативных, но более прогрессивных технических решений) функциональных, экономических, технических и других характеристик объекта оценки современным требованиям и условиям рынка.

Экономическим износом интеллектуальной собственности является потеря ее стоимости, обусловленная отрицательным воздействием внешних по отношению к объекту оценки факторов (например, изменение технологического уклада, снижение спроса на продукцию, выпускаемую с использованием интеллектуальной собственности, изменение общей экономической и правовой ситуации и др.).

Экономический износ, как правило, равен дисконтированной или капитализированной величине будущих доходов (выгод), которые с наибольшей вероятностью будут недополучены в результате отрицательного воздействия внешних по отношению к объекту оценки факторов. При этом определение возможной величины недополученного дохода (выгод) может быть основано на прямом сопоставлении величины дохода (выгод) от использования оцениваемой интеллектуальной собственности с величиной дохода (выгод) от использования ее аналога, не подверженного отрицательному воздействию внешних факторов, влияющих на объект оценки.

Стоимость собственных объектов промышленной собственности, которые являются частью интеллектуальной собственности предприятия, определяются на основе приведенных затрат, включающих затраты на их создание, опытно-экспериментальную отработку в составе объектов техники и технологии, где они применены, пошлины за поддержание в силе патентов на изобретения, промышленные образцы и свидетельств на другие объекты промышленной собственности, затраты на рекламу и маркетинг.

Доходный подход

Характерной особенностью оценки интеллектуальной собственности является то обстоятельство, что заключение об ее рыночной стоимости, как правило, строится на основе итогов применения всего лишь одного стандартного подхода - доходного.

Доходный подход основан на расчете экономических выгод, ожидаемых от использования идентифицируемых ОИС.

Методы доходного подхода:

- Методы количественного расчета добавочного экономического дохода (т.е., владелец будет получать больший уровень экономического дохода благодаря владению оцениваемым нематериальным активом по сравнению с ситуацией, в которой он бы не владел данным активом). (Метод преимущества в прибыли).

Методы количественного расчета снижения экономических издержек (т.е., благодаря владению оцениваемым нематериальным активом владелец будет нести экономические издержки - такие как инвестиции в капитальные активы, которые потребовались бы в ином случае, или операционных расходы - в меньшем объеме по сравнению с ситуацией, в которой он бы не владел данным активом). (Метод экономии затрат).

Методы расчета гипотетических роялти или лицензионных платежей, от уплаты которых освобождается владелец (т.е., суммы роялти и лицензионных платежей, которую владелец был бы должен выплатить независимой третьей стороне, владеющей данным нематериальным активом, для получения возможности использования этого актива и приобретения на него юридических прав). (Метод освобождения от роялти).

Методы количественного расчета разницы в стоимости, которую имеет коммерческое предприятие или аналогичная экономическая единица в целом в результате владения оцениваемым нематериальным активом (и его использования в коммерческом предприятии) по сравнению с ситуацией, в которой владелец не владел бы данным активом (и не использовал его в коммерческом предприятии). (Метод поступлений).

Методы расчета стоимости данного нематериального актива как остатка от стоимости всего коммерческого предприятия (или от стоимости аналогичной экономической единицы) или как остатка от суммарной оценки совокупной нематериальной стоимости коммерческого предприятия (или совокупной нематериальной стоимости аналогичной экономической единицы).

Все эти методы, используемые в рамках доходного подхода, можно разделить на две группы:

·   методы, основанные на пересчете будущих ежегодных доходов от использования нематериального актива в текущую стоимость (методы дисконтирования доходов);

·   методы, базирующиеся на накоплении средней величины дохода (методы капитализации доходов).

При капитализации доходов проводятся следующие работы:

выявляются источники и размеры чистого дохода, приносимого используемым ОИС;

определяется ставка капитализации чистого дохода;

рассчитывается стоимость ИС как частное от деления чистого дохода на ставку капитализации.

При дисконтировании доходов проводятся следующие работы:

рассчитываются будущие денежные потоки, составляющие чистый доход от использования ОИС;

определяется ставка дисконтирования;

определяется коэффициент фактора текущей стоимости;

рассчитывается текущая стоимость будущих доходов;

рассчитывается сумма текущих стоимостей будущих доходов.

Сравнительный подход

Подход сравнительного анализа продаж основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают аналогичного типа активы, принимая при этом независимые индивидуальные решения. Данные по аналогичным сделкам сравниваются с рассматриваемыми ОИС. Экономические преимущества и недостатки идентифицируемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитываются посредством введения соответствующих поправок. При этом вводятся поправки, учитывающие качественные различия между идентифицируемыми активами и их аналогами.

При использовании метода сравнительного анализа продаж проводятся следующие работы:

. Собирается информация о состоявшихся сделках по аналогичным объектам интеллектуальной собственности. Должны сравниваться близкие в доходном отношении и в отношении прибыльности товарные знаки и бренды, поскольку часть прибыли, полученной фирмой, относится на признание товарного знака. Рынки сделок с товарными знаками в одной и той же отрасли производства не могут быть признаны сравнимыми, если доходность не одинаковая.

Основополагающие критерии, которые должны быть учтены при выборе сравниваемых сделок: аналогичные товарные знаки или бренды; равномерные события и равновеликость объектов сравнения; совпадение сделок по географическому принципу (региональные товарные знаки можно сравнивать только с региональными); длительность соглашения; исключительные права; окончание производства; маркетинговая поддержка и каналы сбыта продукции.

. Определяется перечень показателей, по которым проводится сопоставление объектов интеллектуальной собственности.

. Корректируются фактические цены сделок по ОИС с учетом значений показателей сравнения с идентифицируемым ОИС.

Стоимость идентифицируемого ОИС определяется на основе скорректированных фактических данных по сопоставимым сделкам.

Для российского рынка метод сравнительного анализа продаж еще не стал основным оценочным методом товарных знаков в силу наличия малого числа сделок по предмету оценки. Даже если сделки имеют место (лицензионные соглашения по передаче прав на товарные знаки публикуются в журнале «Патенты и лицензии»), их условия зачастую не раскрываются. В качестве сравнения не может выступать одна (пусть и аналогичная) продажа, так как одна продажа не формирует рынок.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.