Глава II . Роль нетрадиционных графических техник в развитии творческого воображения у младших школьников. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава II . Роль нетрадиционных графических техник в развитии творческого воображения у младших школьников.

2019-12-26 386
Глава II . Роль нетрадиционных графических техник в развитии творческого воображения у младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды нетрадиционных графических техник, используемые в начальных классах для развития творческого воображения учащихся.

Занятия по изобразительномуискусству - самый любимый предмет у школьников. Это связанно с тем, что на этом занятии дети могут получить эмоциональную и физическую разгрузку, а также эстетическое удовлетворение от проделанной работы. Но большее восхищение и удивление на детей производят нетрадиционные техники рисования.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительным искусством, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов группы и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что плодотворно влияет на его психоэмоциональный фон. [17, с. 133]

Нетрадиционные техники рисования создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы, до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Учителю остается, только, корректировать деятельность учащихся.

Существует множество видов нетрадиционных техник рисования на внеурочной деятельности изобразительного искусства, приведём примеры основных из них. (Таблица 3)

Таблица 3. «Виды нетрадиционных техник рисования»

Название техники Средства выразительности Необходимые материалы Способ получения
Тычок жесткой полусухой кистью.   фактурность окраски, цвет жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.   ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. [21, с. 30]  
Рисование пальчиками пятно, точка, короткая линия, цвет мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.   ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой. [18, с. 344]
Монотипия предметная пятно, цвет, симметрия. плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.   ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. [12, с. 18]
Кляксография с трубочкой пятно. бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).   ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. [22, с. 78]
Цветной граттаж линия, штрих, цвет. цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.   ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дополнение недостающих деталей гуашью. [17, с. 78]  
Монотипия пейзажная пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.   бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.   ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. [13,с. 26]  

 

Таким образом, применение на занятиях нетрадиционных техник рисования является неотъемлемой частью любого педагогического процесса. Применение нетрадиционных техник возможно только на внеурочных занятиях, так как ни одна школьная программа не предлагает использование данных техник на уроке. При применении нетрадиционных техник рисования, дети учатся самостоятельно мыслить, при этом у них есть замечательная возможность выразить свои переживания и чувства с помощью своей работы. Не мало важна эмоциональная разгрузка и удовлетворение от собственной работы, ведь нетрадиционные техники предполагают простые в использовании материалы и техники и результат заведомо успешен.

В следующем пункте нашей дипломной работы мы покажем, как используются нетрадиционные графические техники для развития творческого воображения младших школьников и приведём примеры некоторых из них.

 

2.2. Использования нетрадиционных графических техник для развития творческого воображения младших школьников и их примеры.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты:          
рисование – один из методов общения младшего школьника. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности маленького человека. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. [14, с. 80] Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. [6, с. 141]

Одним из средств развития воображения младших школьников являются нетрадиционные изобразительные техники. Термин «нетрадиционный» (от латинского traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.  [15]   

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

 Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. В процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.). [15]

Для развития воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям младшего школьного возраста. Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. [6, с. 354]

 Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. [2, с. 34]

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).

Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет младших школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. [17, с. 89].                                    Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. [6, с. 376]

Проанализировав рабочие программы по изобразительному искусству для 2 класса, мы сделали вывод: нетрадиционные техники рисования почти не используются на уроках изобразительной деятельности, или не используются вовсе. Поэтому, их применение возможно лишь на внеурочной деятельности.

Например, УМК «Школа России» предполагает использование 1 нетрадиционной техники в учебном году. [21, с. 28]

УМК «Школа 21 века» применяет также 1 нетрадиционную технику в учебном году. [21, с. 33]

УМК «Гармония» также предполагает 1 занятие в нетрадиционной технике рисования. [21, с. 31]

 УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа» и «Планета знаний» вовсе не включают применение нетрадиционных техник рисования в учебном году.[4]
    Нетрадиционные техники способствуют реализации познавательных универсальных учебных действий. Это подтверждается текстом стандарта «Требования к предметным и метапредметным результатам на уроках изобразительного искусства». Данное универальное учебное действие предполагает развитие важных познавательных процессов таких как: мышление, внимание, речь, память, восприятие и воображение.[3] Таким образом, можно сделать вывод: нетрадиционные техники рисования развивают в ребёнке не только творческое воображение, но и интеллектуальные способности, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности, развивает мелкую моторику рук. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития всех психиче-ских процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. [2]     На уроках изобразительного искусства нетрадиционным техникам рисования уделяется недостаточно внимания, их применение возможно только на внеурочных занятиях.                                                              В следующей главе нашей дипломной работы мы раскроем, как организовывается экспериментальная работа по использованию нетрадиционных графических техник рисования на внеурочных занятиях для развития творческого воображения у учащихся 2-ого класса.

 

 

Глава III. Организация экспериментальной работы по использованию нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения у учащихся 2-ого класса.

3.1. Описание этапов экспериментальной работы.                     Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения: лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, во 2А классе, классный руководитель Прибышина Надежда Викторовна. Исследование проводилось в период с 23 февраля по 22 марта 2018 года во время практики по ПМ. 03 «Классное руководство» и преддипломной практики. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить развитие детей по всем образовательным областям:

Познавательное развитие - наличие материалов, пособий, оборудования и условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной активности; развития воображения и творческой активности.

Художественно-эстетическое развитие – наличие оборудования, пособий и материалов для ознакомления детей с миром природы, для формирования элементарных представлений о видах искусства, ознакомления с художественными произведениями, для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

 В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста от 8 до 9 лет (10 обучающихся 2А класса). Перейдём к психологической характеристике группы.                       Количественный состав группы составлял 10 учеников, посещающих ГПД. Из них 4 мальчиков и 6 девочек. Возрастной состав группы варьировался от 8 до 9 лет. Психологическое настроение группы по отношению друг к другу дружелюбное, коллектив сплочённый. Дети буквально живут интересами друг друга. Любят играть все вместе на переменах в настольные игры, зачастую учитель тоже принимает в этом участие. Болезненно переживают неудачи своих одноклассников, всячески пытаясь поддержать нуждающегося. (аплодисменты за маленькие победы). Все ученики хотят и любят учится, очень расстраиваются, когда уходят со школы. Необычайно сильное рвение учиться, познавать новое.

Общий уровень развития группы-высокий. Интересы разнообразные. Дети в школе чувствуют себя комфортно, отношения между учащимися налаживаются без труда. Идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива. Но, есть дети, у которых наблюдаются психологические отклонения в развитии: рассеянность внимания. Для данного ученика был подобран индивидуальны подход, и, в итоге, ребёнок, для успешного создания рисунка, выполнял все этапы работы над ним вовремя и правильно.

С классным руководителем класса были тёплые отношения. Во время проведения занятий, и вне их, он активно помогали учувствовал в образовательном процессе. 

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа и состояла из трёх видов экспериментов:

1.  констатирующий эксперимент. Цель: выявить уровень развития творческих способностей у детей

2. формирующий эксперимент. Цель: сформировать умения и навыки, провести комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого воображения детей.

3. контрольный эксперимент. Цель: проверить результативность проведенной работы.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.