Анализ результатов входящей и выходящей диагностики творческого воображения. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Анализ результатов входящей и выходящей диагностики творческого воображения.

2019-12-26 1736
Анализ результатов входящей и выходящей диагностики творческого воображения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определив основные психологические характеристики группы во время практики «Классное руководство», мы скорректировали запланированную нами экспериментальную работу.

Цель эксперимента: выявление педагогических условий развития воображения у учащихся 2-ого класса посредством нетрадиционных графических техник рисования на внеурочных занятиях.

Исходя из поставленной цели дипломной работы нами были определены задачи дипломной работы:

1. Раскрыть сущность понятия «творческое воображение» и его виды;

2. Изучить возрастные особенности творческого воображения у учащихся 2-ых классов;

3. Раскрыть понятие «нетрадиционная техника», охарактеризовать основные графические техники;

4. Привести примеры нетрадиционных графических техник на занятии изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения младших школьников;

5. Подобрать диагностические методики, необходимые для проведения экспериментального исследования и применить их;

6. Разработать и апробировать на практике цикл занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения младших школьников;

7 Сформулировать методические рекомендации по использованию нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.                                          

I этап дипломной работы – констатирующий эксперимент. На данном этапе школьным психологом было проведено первичное диагностирование, направленное на выявление уровня творческого воображения.

II этап – формирующий эксперимент. На данном этапе проводились внеурочные занятия, направленные на развитие у детей 2-ого класса творческого воображения. (данный вид воображения относится к числу познавательных УУД, так как оно предполагает развитие важных познавательных процессов таких как: мышление, внимание, речь, память, восприятие и воображение)

III этап – контрольный эксперимент. На заключительном этапе дипломной работы школьным психологом были проведены повторные диагностики, направленные на выявление уровня творческого воображения после проведённых нами занятий. Также был создан плакат с лучшими детскими работами, направленный на сохранение чистоты и уникальности озера Байкал. Результаты обеих диагностик определял школьный психолог. Для определения уровня творческого воображения у учащихся нами был выбран субтест под авторством Элиса Пола Торренса «Незаконченные фигуры», направленный на выявление уровня креативности. Описание субтеста «Незаконченные фигуры». (см. Приложение 1). Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Лучше, избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т.д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 10 — 35 человек, т.е. не более одного класса.

Время выполнения теста — 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести примерно 15 — 20 минут.

При тестировании младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны». 

Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

«Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования.

После проведения констатирующего этапа экспериментальной работы нами были подведены итоги и обработаны полученные результаты, которые представлены в диаграммах.

Результаты начальной диагностики «Незаконченные фигуры» (автор Е. П. Торренс) показал, что из 12 испытуемых низкий уровень креативности был диагностирован у 4-ёх детей, что составило 33% от общего числа группы.

Средний уровень креативности был выявлен у 3-ёх, это 25% от общего числа группы.

Высокий уровень креативности по результатам диагностики был выявлен у 5-ти учеников, что составило 42% от общего числа группы. Эти учащиеся проявили оригинальность при выполнении субтеста, нежели остальные участники группы.

Рис. 1 Результаты начальной диагностики «Незаконченные фигуры» (автор Е. П. Торренс)       

Уровень креативности у испытуемого №1 низкий. Одну фигуру испытуемый не закончил до конца. Почти все фигуры не включают в себя дополнительные детали. Оригинальность рисунков находится на низком уровне, испытуемый завершил предложенные фигуры простейшим путём (согласно гештальтпсихологии). При этом абстрактность рисунков находится на достаточно высоком уровне, испытуемый хорошо обобщает и синтезирует информацию.                                                               Уровень креативности испытуемого №2 нормальный. Закончены все фигуры. Но, испытуемый почти не использовал дополнительных деталей при создании рисунка. Оригинальность рисунков находится на высоком уровне, испытуемый объединил 5 рисунков в 1, за что и получил дополнительные 5 баллов. Абстрактность названий в норме.            Уровень креативности испытуемого №3 ниже нормы. Закончены все фигуры. Испытуемый почти не использовал дополнительных деталей при создании рисунка. Оригинальность рисунков находится на среднем уровне. Абстрактность чуть ниже среднего, названия рисункам даны простые, состоящие, в основном, из одного или двух слов.                                     Испытуемый №4 закончил все фигуры, дополняя каждую мелкими деталями. Некоторые фигуры закончены простейшим путём. (вишня, воздушный змей и т.д.). Названия рисункам даны оригинальные, почти все состоят из двух слов.                                                                   Испытуемый №5 также закончил все фигуры до какого-либо образа, при этом включая в них дополнительные детали. Половина фигур дополнены простым путём. Названия к рисункам даны простые, состоящие из одного слова.                                                                                   Уровень креативности испытуемого №6: ниже нормы. Закончены все фигуры с дополнительными деталями. Оригинальность предложенных образов ниже среднего, почти все они закончены простейшим путём (добавил пару линий до завершения образа). Названия рисункам придуманы банальные, или вовсе не придуманы.                                         Испытуемый №7 обладает нормальным уровнем креативности. Также, закончены до какого-либо образа все фигуры, с множеством дополнительных деталей. Почти все фигуры закончены до необычных образов. Названия к рисункам, также, оригинальны и необычны.           Результаты первичного диагностирования в формате таблицы можете ознакомиться в Таблице 4.

Таблица 4. «Результаты первичного диагностирования»

Абстрактность Оригинальность Разработанность Беглость Креативность
1 17 7 4 9 30, 25
2 8 24 5 10 47
3 5 19 5 10 31, 5
4 9 10 21 10 40, 5
5 5 9 14 10 38
6 2 11 16 10 31, 5
7 12 13 17 10 44, 5

 

Таким образом, мы выявили, что во 2А классе преобладают учащиеся с высоким и средним уровнем креативности, что повлекло за собой проведение формирующего эксперимента для повышения данных показателей.                                                              Повторное обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе, с результатами можете ознакомится в Таблице 4. При повторном тестировании учащихся использовался тот же тест Е. П. Торренса, что и на первичном тестировании, результаты представлены в диаграмме. (Рис. 2)

Рис. 2 Результаты вторичной диагностики «Незаконченные фигуры» (автор Е. П. Торренс)

 

Контрольное диагностирование проведено по окончании формирующего этапа, при котором, так же, как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры». Цель контрольного этапа эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры, как и в констатирующем эксперименте. Оценка результатов производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах. Повторное обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе.                                                                            Результаты вторичной диагностики «Незаконченные фигуры» (автор Е. П. Торренс) показал, что из 12 испытуемых низкий уровень креативности был диагностирован у 3-ёх детей, что составило 25% от общего числа группы.                                                                                             Средний уровень креативности был выявлен у 3-ёх, это 25% от общего числа группы.                                                                                        Как видно из показателей диаграммы, творческое воображение учащихся, учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось. После проведения нами внеурочных занятий с использованием нетрадиционных графических техник рисования можем наблюдать динамику в результатах учащихся: высокий уровень креативности у учащихся на первичном диагностировании наблюдался у 5-ти человек, что составляло 42% от общего числа группы. Если проанализировать результаты вторичной диагностики, выявлено: высокий уровень креативности по результатам диагностики был выявлен у 6-ти учеников, что составило 50% от общего числа группы. Это доказывает результативность разработанных нами и проведённых внеурочных занятий, которые, как раз и были направлены на развитие воображения.               Средний уровень креативности при проведении первичной диагностики наблюдался у 3-ёх человек, что составило 25% от общего числа группы. Повторное диагностирование показало, что процент детей, имеющих средний уровень креативности составил 25%. В данном показателе динамики не выявлено. Эти учащиеся не всегда посещали внеурочные занятия по изобразительной деятельности, так как они занимались во многих кружках вне школы.                              Низкий уровень креативности на первичном диагностировании был у 4-ёх учащихся, если считать в процентном соотношении от общего числа группы то, это составило 33%. Вторичное диагностирование показало, что число учащихся, имеющие низкий уровень креативности снизилось, и, после проведённых нами занятий уже 3 учащихся имели низкий уровень креативности, что о говорит о результативности наших внеурочных занятий. Динамику у каждого испытуемого можете наблюдать в Таблице 5.

Таблица 5. «Результаты вторичного диагностирования»

Абстрактность Оригинальность Разработанность Беглость Уровень креативности
1 19 8 5 10 34,5
2 11 27 6 10 48
3 7 20 5 10 34, 5
4 13 14 21 10 50,5
5 7 12 18 10 39, 5
6 3 11 17 10 33, 5
7 14 15 18 10 49, 5

 

Уровень креативности у испытуемого №1 по-прежнему низкий. Но, можно наблюдать динамику во всех показателях диагностирования: абстрактность названий повысилась на 2 балла, это свидетельствует о том, что испытуемый давал названия своим рисункам состоящие, в основном, из двух слов. Оригинальность повысилась на 1 балл, что говорит нам о необычности изображения образов. Разработанность, также, повысилась на 1 балл. И, испытуемый, на это раз, закончил все рисунки. Данный ученик посетил не все занятия, но даже после нескольких посещений, некоторые показатели изменились в лучшую сторону.                                      Уровень креативности испытуемого №2 высокий. Закончены все фигуры. Испытуемый использовал дополнительные детали при создании рисунка. Оригинальность рисунков находится на высоком уровне, испытуемый объединил, на этот раз, 7 рисунков в 1, за что и получил дополнительные 7 баллов. Абстрактность названий также повысилось на пару баллов.                                                                                       Уровень креативности испытуемого 3 был ниже нормы, но после проведённых нами занятий, его показатель стал просто низким. Закончены все фигуры. Испытуемый, на этот раз, использовал дополнительные детали при создании рисунка. Оригинальность рисунков находится на высоком уровне. Абстрактность средняя, названия рисункам даны простые, состоящие, в основном, из одного или двух слов. Испытуемый №4 закончил все фигуры, дополняя каждую мелкими деталями. Фигуры закончены сложным путём. Названия рисункам даны оригинальные, почти все состоят из двух слов. Уровень креативности-высокий.                                                   Испытуемый №5 также закончил все фигуры до какого-либо образа, при этом включая в них дополнительные детали. Все фигуры закончены сложным путём. Названия к рисункам даны простые, состоящие из одного слова.                                                                                      Уровень креативности испытуемого №6: в норме. Закончены все фигуры с дополнительными деталями. Оригинальность предложенных средняя, почти все они закончены простейшим путём (добавил пару линий до завершения образа). Названия рисункам даны состоящие из одного слова, но, на этот раз, названия даны всем рисункам.                          Испытуемый №7 обладает высоким уровнем креативности. Также, закончены до какого-либо образа все фигуры, с множеством дополнительных деталей. Почти все фигуры закончены до необычных образов. Названия к рисункам, также, оригинальны и необычны.       Таким образом, можно сделать вывод: занятия, разработанные для данного класса с применением нетрадиционных техник рисования, благоприятно влияют на развитие творческого воображения учащихся. Учащиеся были старательны при выполнении работ. За столько короткий срок невозможно увидеть глобальный рост. Но, можно отметить, что почти на всех показателях креативности наблюдается положительная динамика. Даже учащиеся, что посетили не все занятия, также повысились некоторые из показателей.                                                                                          В следующем параграфе третьей главы нашей дипломной работы мы рассмотрим ход экспериментальной работы.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.