Развитие творческого воображения у учащихся 2 класса посредством нетрадиционных графических техник на занятиях изобразительной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Развитие творческого воображения у учащихся 2 класса посредством нетрадиционных графических техник на занятиях изобразительной деятельности

2019-12-26 613
Развитие творческого воображения у учащихся 2 класса посредством нетрадиционных графических техник на занятиях изобразительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Плющевой Анастасии Евгеньевны

студентки 23А группы

специальность 44.02.02

 «Преподавание в начальных классах»

 

Руководитель:

Шерина Наталья Валерьевна

 

 

Санкт-Петербург

2018

                                                                                                        

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……3

Глоссарий……………………………..……………………………………..…7

Глава I. Психолого-педагогические основы развития воображения у младших школьников ……………………………...……………..…………..…8

1.1 Сущность понятия воображение, его виды и механизмы……..……..….8

1.2 Возрастные особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте…………………………………………………...……….13

1.3 Методы и приёмы развития творческого воображения младших школьников………………………………...………..…………………………18
Глава II. Роль нетрадиционных графических техник в развитии творческого воображения у младших школьников ……….………..…….....22

2.1 Виды нетрадиционных техник рисования, используемый материал.....22

2.2 Использования нетрадиционных графических техник для развития творческого воображения младших школьников и их примеры.………….26

Глава III. Организация экспериментальной работы по использованию нетрадиционных техник на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения у учащихся 2-ого класса. ……………………………………………………………..……………………………..……31

3.1. Характеристика базы исследования.………………………………………………..……31

3.2. Анализ результатов входящей и выходящей диагностики творческого воображения.….……………………………………………………………………………………….……33

3.3. Оценка результатов работы по внедрению нетрадиционных графических техник рисования для развития творческого воображения у учащихся      2-ого класса..………………………………………………………………………………….………….…44

3.4. Методические рекомендации для педагогов изобразительного искусства по использованию нетрадиционных графических техник рисования во внеурочной деятельности для 2-ого класса.……..…………………………..……………53

Заключение…………...………………………………………………………56

Список литературы………………………….………………………………61

Приложение……………………………………..……………………………63

Введение.

На сегодняшний день, проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Этот сложный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Как писал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». [8, с. 28]

 Не секрет, что развитие творческих способностей, в частности воображения, напрямую связано с развитием личности и интеллекта ребёнка. Действительно, все психические процессы и их развитие находятся в прямой зависимости от рода деятельности, которой занимается ребёнок. [2]. Например, уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. На уроках изобразительной деятельности мы можем способствовать развитию этих важных психических процессов. Психологи считают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе. [3, с. 174]

При работе с детьми, мы выявили, что при работе с классическими материалами учащиеся плохо, или вовсе не владеют навыками работы с кистью, карандашом, красками. Данная проблема затрудняет процесс развития у учащихся творческого воображения. Также, учащиеся, в силу своего возраста, не всегда могут передать создаваемые образы на бумагу, это происходит, опять же, из-за не владения навыками работы с классическим материалом.

Особое место в стандарте начального общего образования занимает деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося как творческой личности. Это подтверждается текстом стандарта «Требования к предметным и метапредметным результатам на уроках изобразительного искусства». Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности такие, которые в последующем дети могу применить на практике. Также, стандарт требует приобретение учащимися опыта работы с различными художественными материалами и в различных техниках. Но в реальности это не всегда осуществимо. Учащиеся привыкли работать по шаблону, что препятствует им развиваться как творческой личности.

Наш выбор именно нетрадиционных техник рисования обусловлен многими факторами. Изобразительное искусство требует от детей мастерства работы с традиционным материалом. Зачастую, учащиеся ещё недостаточно хорошо овладели навыками использования традиционных материалов для успешного результата деятельности. [15] Важными преимуществом нетрадиционных изобразительных техник можно выделить доступность результата работы, так как они довольно просты в использовании как техникой, так и материалом, результат деятельности учащегося заведомо успешен. Также, применение данных техник тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для улучшения навыка письма. [6, с. 247] Также, данные техники способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики, формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.                     Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики и других учебных предметов.

В нашей дипломной работе мы хотим показать, как влияет применение на занятиях нетрадиционных графических техник на развитие творческого воображения младших школьников.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предметом исследования является: применение нетрадиционной графической техники на занятиях изобразительной деятельности с целью развития творческого воображения

Цель дипломной работы: выявление педагогических условий развития воображения у учащихся 2-ого класса посредством нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях.

Исходя из поставленной цели дипломной работы нами были определены задачи дипломной работы:

1. Раскрыть сущность понятия «творческое воображение» и его виды;

2. Изучить возрастные особенности творческого воображения у учащихся 2-ых классов;

3. Раскрыть понятие «нетрадиционная техника», охарактеризовать основные графические техники;

4. Привести примеры нетрадиционных графических техник на занятии изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения младших школьников;

5. Подобрать диагностические методики, необходимые для проведения экспериментального исследования и применить их;

6. Разработать и апробировать на практике цикл занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения младших школьников;

7. Сформулировать методические рекомендации по использованию нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.

Заявленная тема дипломной работы соответствует профессиональному

модулю ПМ02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».

 

                   ГЛОССАРИЙ

 

Варьирование — это желание изменить, существующие в опыте образы, представления;

Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. [2, с. 30]

Воля — способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

Детализация — это механизм, усиливающий яркость образа, представления;

Комбинирование — это преобразование ранее полученных представлений за счет объединения разнородных компонентов в новом образе.

Моделирование — это способ воссоздания событий на новом материале;

Схематизация — это сокращение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты;

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Творческое воображение — это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. [1, с. 117]

Техника — совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. [1, с. 120]

Фантазия — это создание представлений о нереальных событиях, явлениях. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. [1, с. 134]

 

Варьирование

Моделирование

Схематизация

4) детализация  

5) комбинирование. [17, с. 57]

Таким образом, можно сделать вывод: воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику, воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью. Воображение является одним из самых важных психических процессов, влияющих на развитие ребёнка. Творческое воображение способствует развитию познавательных процессов 

Понятие "воображение" близко по смыслу понятиям творческое мышление и креативность. Часто эти понятия используют как синонимы, понимая под творческим (креативным) мышлением способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблемных задач. Единого мнения, что такое креативность, в науке сегодня нет. [7, с. 127]

 В следующем параграфе мы рассмотрим возрастные особенности творческого воображения младшего школьного возраста, а также его функции.

 

Таблица 2. «Функции воображения»

Функции воображения
Прагматическая
Психотерапевтическая
Психодиагностическая
Познавательная

 

 


Прагматические функции воображения проявляются в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.

Психотерапевтические функции воображения состоят в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возникают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов. Психокоррекционные функции воображения призваны в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состоянии управляемых объектов.                                                   Воображение выполняет психотерапевтическую роль при излечении расстройств, объединенных названием «психические атаки». Внешнее проявление их - в появлении страха пройти через обычный городской мост, перейти площадь, выйти из дому во время дождя или при ясном солнце и т.п. Этим явлениям противопоставляются образы, преднамеренно формируемые у клиента специалистом-психологом.      Психодиагностические функции воображения используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической.                                             Познавательные функции воображения обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи - путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами. Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы. Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях. [5, с. 342]   С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую работу. Например, аутотренинг, широко используемый для саморегуляции, основан на процессах воображения. [2, с. 160]                     В следующим пункте нашей дипломной работы мы рассмотрим методы и приёмы развития творческого воображения у младших школьников.                                                                                Таким образом, можно сделать вывод: в младшем школьном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (наглядность), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество.

 

Наглядные методы

-рассмотрение

-наблюдение

-показ (частичный)

3. Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры. Тематическое рисование, декоративно-прикладное, беседа). Отсюда следует, что учителю на уроке изобразительного искусства необходимо грамотно, используя выше перечисленные формы, методы и приемы работы с детьми, развивать творческое воображение у детей 1-3 классов, потому что за учебными столами не только будущие художники, но и зрители. Они зададут степень приобщённости к подлинным высотам искусства и от того, какие знания они получат, каким мастерством они овладеют, будет зависеть уровень художественной культуры общества в целом.

Создание образов при работе над рисунком осуществляется с помощью нескольких приемов:

  Первый прием - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (например, «Кентавр» или «Феникс»).

  Второй прием - гиперболизация, т.е. невероятное увеличение или уменьшение предмета, или отдельных его частей («Гулливер», «Мальчик-с-пальчик», «Карлик Нос»).

Третий прием - схематизация, в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные черты сходства (схематический рисунок).

Четвертым приемом является типизация, т.е выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощение их в конкретном образе (образ врача, милиционера, пожарного).

Пятый прием - акцентирование, т.е. в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (например, шарж; карикатура). Все приемы воображения работают как единая система. По этой причине при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.   [18, с. 275]                                                                      

Правильное использование и варьирование методов и приёмов развития воображения плодотворно влияет на развитие творческих способностей учащихся. Учащемуся необходимо уметь по-разному создавать образы. Синтезирование абсолютно несоединимых вещей, мысленное увеличение или уменьшение вещей. При овладении приёмами работы создания рисунка ребёнку будет легче перенести созданный образ из «мысли» на лист, и его творчество сможет увидеть не только он, но и окружающие. Процесс создания работы для детей становится не только интересным, но и познавательным. Ребёнок вступает в обсуждение темы занятия с учителем, одноклассниками. Используя сразу несколько приёмов развития воображения на занятии, мы способствуем не только лучшему усвоению знаний, но и развитию воображения. Создание нового, образа происходит из отдельных частей увиденного, услышанного ранее ребёнком, будто на занятии или вне школы. Именно поэтому, при развитии творческого воображения особенно важно применять наглядные методы. [17, с. 58]

Таким образом, основной особенностью развития творческого воображения в младшем школьном возрасте является переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Значение функции воображения в психическом развитии младшего школьника велико. Процесс развития творческого воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Также, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. [4, с. 498] Младший школьный возраст детей считаются наиболее благоприятными для развития творческого воображения. У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям.                                                                                                В следующей главе нашей дипломной работы мы определим роль нетрадиционных графических техник в развитии творческого воображения у младших школьников, также выделим основные виды нетрадиционных техник рисования.

 

 

Таблица 3. «Виды нетрадиционных техник рисования»

Название техники Средства выразительности Необходимые материалы Способ получения
Тычок жесткой полусухой кистью.   фактурность окраски, цвет жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.   ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. [21, с. 30]  
Рисование пальчиками пятно, точка, короткая линия, цвет мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.   ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой. [18, с. 344]
Монотипия предметная пятно, цвет, симметрия. плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.   ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. [12, с. 18]
Кляксография с трубочкой пятно. бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).   ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. [22, с. 78]
Цветной граттаж линия, штрих, цвет. цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.   ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дополнение недостающих деталей гуашью. [17, с. 78]  
Монотипия пейзажная пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.   бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.   ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. [13,с. 26]  

 

Таким образом, применение на занятиях нетрадиционных техник рисования является неотъемлемой частью любого педагогического процесса. Применение нетрадиционных техник возможно только на внеурочных занятиях, так как ни одна школьная программа не предлагает использование данных техник на уроке. При применении нетрадиционных техник рисования, дети учатся самостоятельно мыслить, при этом у них есть замечательная возможность выразить свои переживания и чувства с помощью своей работы. Не мало важна эмоциональная разгрузка и удовлетворение от собственной работы, ведь нетрадиционные техники предполагают простые в использовании материалы и техники и результат заведомо успешен.

В следующем пункте нашей дипломной работы мы покажем, как используются нетрадиционные графические техники для развития творческого воображения младших школьников и приведём примеры некоторых из них.

 

2.2. Использования нетрадиционных графических техник для развития творческого воображения младших школьников и их примеры.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты:          
рисование – один из методов общения младшего школьника. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности маленького человека. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. [14, с. 80] Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. [6, с. 141]

Одним из средств развития воображения младших школьников являются нетрадиционные изобразительные техники. Термин «нетрадиционный» (от латинского traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.  [15]   

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

 Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. В процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.). [15]

Для развития воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям младшего школьного возраста. Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. [6, с. 354]

 Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. [2, с. 34]

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).

Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет младших школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. [17, с. 89].                                    Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. [6, с. 376]

Проанализировав рабочие программы по изобразительному искусству для 2 класса, мы сделали вывод: нетрадиционные техники рисования почти не используются на уроках изобразительной деятельности, или не используются вовсе. Поэтому, их применение возможно лишь на внеурочной деятельности.

Например, УМК «Школа России» предполагает использование 1 нетрадиционной техники в учебном году. [21, с. 28]

УМК «Школа 21 века» применяет также 1 нетрадиционную технику в учебном году. [21, с. 33]

УМК «Гармония» также предполагает 1 занятие в нетрадиционной технике рисования. [21, с. 31]

 УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа» и «Планета знаний» вовсе не включают применение нетрадиционных техник рисования в учебном году.[4]
    Нетрадиционные техники способствуют реализации познавательных универсальных учебных действий. Это подтверждается текстом стандарта «Требования к предметным и метапредметным результатам на уроках изобразительного искусства». Данное универальное учебное действие предполагает развитие важных познавательных процессов таких как: мышление, внимание, речь, память, восприятие и воображение.[3] Таким образом, можно сделать вывод: нетрадиционные техники рисования развивают в ребёнке не только творческое воображение, но и интеллектуальные способности, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности, развивает мелкую моторику рук. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития всех психиче-ских процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. [2]     На уроках изобразительного искусства нетрадиционным техникам рисования уделяется недостаточно внимания, их применение возможно только на внеурочных занятиях.                                                              В следующей главе нашей дипломной работы мы раскроем, как организовывается экспериментальная работа по использованию нетрадиционных графических техник рисования на внеурочных занятиях для развития творческого воображения у учащихся 2-ого класса.

 

 

Глава III. Организация экспериментальной работы по использованию нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности как средства развития творческого воображения у учащихся 2-ого класса.

3.1. Описание этапов экспериментальной работы.                     Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения: лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, во 2А классе, классный руководитель Прибышина Надежда Викторовна. Исследование проводилось в период с 23 февраля по 22 марта 2018 года во время практики по ПМ. 03 «Классное руководство» и преддипломной практики. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить развитие детей по всем образовательным областям:

Познавательное развитие - наличие материалов, пособий, оборудования и условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной активности; развития воображения и творческой активности.

Художественно-эстетическое развитие – наличие оборудования, пособий и материалов для ознакомления детей с миром природы, для формирования элементарных представлений о видах искусства, ознакомления с художественными произведениями, для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

 В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста от 8 до 9 лет (10 обучающихся 2А класса). Перейдём к психологической характеристике группы.                       Количественный состав группы составлял 10 учеников, посещающих ГПД. Из них 4 мальчиков и 6 девочек. Возрастной состав группы варьировался от 8 до 9 лет. Психологическое настроение группы по отношению друг к другу дружелюбное, коллектив сплочённый. Дети буквально живут интересами друг друга. Любят играть все вместе на переменах в настольные игры, зачастую учитель тоже принимает в этом участие. Болезненно переживают неудачи своих одноклассников, всячески пытаясь поддержать нуждающегося. (аплодисменты за маленькие победы). Все ученики хотят и любят учится, очень расстраиваются, когда уходят со школы. Необычайно сильное рвение учиться, познавать новое.

Общий уровень развития группы-высокий. Интересы разнообразные. Дети в школе чувствуют себя комфортно, отношения между учащимися налаживаются без труда. Идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива. Но, есть дети, у которых наблюдаются психологические отклонения в развитии: рассеянность внимания. Для данного ученика был подобран индивидуальны подход, и, в итоге, ребёнок, для успешного создания рисунка, выполнял все этапы работы над ним вовремя и правильно.

С классным руководителем класса были тёплые отношения. Во время проведения занятий, и вне их, он активно помогали учувствовал в образовательном процессе. 

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа и состояла из трёх видов экспериментов:

1.  констатирующий эксперимент. Цель: выявить уровень развития творческих способностей у детей

2. формирующий эксперимент. Цель: сформировать умения и навыки, провести комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого воображения детей.

3. контрольный эксперимент. Цель: проверить результативность проведенной работы.

 

Таблица 4. «Результаты первичного диагностирования»

Абстрактность Оригинальность Разработанность Беглость Креативность
1 17 7 4 9 30, 25
2 8 24 5 10 47
3 5 19 5 10 31, 5
4 9 10 21 10 40, 5
5 5 9 14 10 38
6 2 11 16 10 31, 5
7 12 13 17 10 44, 5

 

Таким образом, мы выявили, что во 2А классе преобладают учащиеся с высоким и средним уровнем креативности, что повлекло за собой проведение формирующего эксперимента для повышения данных показателей.                                                              Повторное обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе, с результат


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.