Общая характеристика гостиничного бизнеса — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общая характеристика гостиничного бизнеса

2019-12-27 888
Общая характеристика гостиничного бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика гостиничного бизнеса

Гостиничный продукт

В управлении гостиницами широко используется термин “гостиничный продукт”, позволяющий подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения. Этот подход приемлем с точки зрения экономической теории, где “продукт” определяется как “результат” человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной, духовной, информационной форме, либо в виде выполненных работ и услуг.

Гостиничный продукт

Н. И. Кабушкин и Г. А. Бондаренко предлагают следующую схему гостиничного продукта [1]:

Cхема гостиничного продукта

1. “Ядро” — родовой продукт — включает базовые умения и процессы, необходимые для участия в рыночном процессе. В гостиницах это здание, номера, меблировка, коммуникации.

2. “Ожидаемый продукт” — продукт, удовлетворяющий минимальные ожидания клиентов. Он включает в себя то, что непосредственно сопутствует родовому продукту: время и условия обслуживания, интерьер номеров, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

3. “Расширенный продукт” — представляет собой дополнительные преимущества перед другими рыночными аналогами. Это может быть и место расположения, и дополнительные услуги.

4. “Потенциальный продукт” — в отличие от расширенного, который фиксирует только то, что уже сделано, он содержит все, что потенциально достижимо и реализуемо в перспективе привлечения и удержания гостей. Преуспевающие предприятия постоянно находятся в процессе поиска удачного потенциального продукта.

С точки зрения бизнеса, гостиница является коммерческим производством, предлагающим на рынке свой продукт в виде комплекса материальных благ и услуг. Этот продукт, приобретается клиентом посредством обменных сделок, причем покупка не подразумевает владение, не принимает предметной формы. Доступ к продукту и его использование осуществляются в определенное время и в определенном месте. Исполнение услуг происходит в гостинице, на территории производителя с активным участием и взаимодействием потребителя с исполнителем, при их непосредственном контакте. Поэтому качество гостиничного продукта в значительной мере определяется персоналом гостиницы, особенно той части персонала, которая непосредственно контактирует с туристом (контактная, фронт — офис), поэтому не может быть оценена заранее [2].

Таким образом, гостиничная услуга определяется как процесс взаимодействия потребителя и исполнителя, с целью удовлетворения потребностей гостя в размещении, питании и дополнительных услугах, а также получении прибыли. Гостиничный продукт — результат хозяйственной, интеллектуальной, сервисной деятельности исполнителя, создаваемый для удовлетворения потребителя в процессе оказания услуги.

Вопросы и задания

1. Что такое гостиничная услуга?

2. Что такое гостиничный продукт?

3. Чем отличаются понятия “гостиничная услуга” и “гостиничный продукт”?

4. Сравните, чем отличается предоставление гостиничной услуги от:

а) медицинской;

б) образовательной;

в) консалтинговой;

г) риэлтерской;

д) туристической.

 

Вместимость номерного фонда

Под вместимостью номерного фонда понимается число номеров, которое может быть предложено одновременно. Общепринятого подхода к определению малых, средних, крупных гостиниц в настоящее время нет. ВТО “Всемирная туристическая организация” рекомендует под малой гостиницей понимать гостиницу с количеством номеров до 30, при этом отмечает, что это определение является приоритетом страны. Известно, что, например, для Европы типичны небольшие гостиницы. В Германии малой считается гостиница вместимостью 40 номеров, а средней — 40—80 мест, крупной — свыше 80 мест. Для Северной Америки и Азии типичны гостиницы большой вместимости.

Многие страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости:

— малые — до 150 номеров;

— средние — до 400 номеров;

— крупные свыше 400 номеров.

 

Продолжительность работы

По продолжительности работы гостиницы делят на:

— работающие круглый год;

— работающие по сезонам.

 

Уровень цен и комфорта

По уровню цен гостиницы делят на:

— бюджетные — 25—35 долларов за сутки;

— экономические — 35—55 долларов за сутки;

— среднего класса — 55—95 долларов за сутки;

— первоклассные — 95—195 долларов за сутки;

— апартаменты — 165-125 долларов за сутки;

— фешенебельные — 200 долларов и выше за сутки.

Гостиницы также классифицируются по уровню комфорта — это решающий комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

— состояние номерного фонда;

— состояние меблировки;

— наличие и состояние предприятий питания;

— состояние здания, подъездных путей, прилегающих территорий;

— информационное обеспечение и техническое оснащение;

— обеспечение дополнительными услугами;

— требования к обслуживающему персоналу.

В каждом государстве свои понятия о комфорте и гостеприимстве. Помимо этого каждая страна отличается своими климатическими и культурными условиями. Поэтому достаточно сложно принять единую классификацию гостиниц по уровню комфорта. В настоящее время их насчитывается более тридцати. Наиболее популярными, из которых являются звездная классификация, относятся: система букв (Греция), система корон и роз (Англия) система разрядов. Все попытки ввести единые стандарты и требования к уровню комфорта всех гостиниц мира не приводили к успеху. Тем не менее, с 30 ноября 1989 г. действует разработанный ВТО в Мадриде — документ под названием “Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями”, который носит рекомендательный характер. Согласно ему гостиница любой категории должна отвечать требованиям безопасности и гигиены, обеспечивать круглосуточный сервис, неотложную медицинскую помощь, сохранность ценностей, стирку, почтовые услуги.

Гостиница категории 2 звезды характеризуется просторными номерами, лучшей меблировкой, наличием разнообразного оборудования, широким спектром дополнительных услуг. Гостиницы категорий от трех до пяти звезд должны иметь конференц-зал, парикмахерскую, салон красоты, сауну, плавательный бассейн, фитнесс-центр, ночной клуб, медицинский кабинет. Кроме того, они должны оказывать услуги по обмену валют, извозу, продаже газет, сувениров, цветов. Их клиенты имеют возможность на месте бронировать билеты на зрелищные мероприятия, заказывать экскурсии.

На европейском гостиничном рынке 23 декабря 1986 г. Советом министров Европейского сообщества введена Единая система стандартизированной информации (SIS), состоящая из большого количества пиктограмм, отражающих различные услуги, оказываемые гостиницами, а так же их уровень комфорта. Цель введения данной системы — облегчение пребывания туристов в стране, а так же поиска и выбора необходимого отеля при планировании поездки.

Вопросы и задания

1. Перечислите основания классификации гостиниц.

2. Как гостиницы выделяют по функциональному назначению?

3. На основании каких документов выделяются гостиницы по уровню комфорта?

4. По каким критериям определяется уровень комфорта гостиницы?

 

Сертификация

Согласно закону “О сертификации продукции и услуг” от 10 июня 1993 г. под сертификацией понимается процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

— создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке российской федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

— содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

— защиты потребителя от недобросовестности производителя;

— контроля безопасности продукции для окружающей среды;

— подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Согласно пункту 2 статьи 43 Закона “О защите прав потребителей” федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации вправе налагать:

— штраф в размере до 5000 минимальных месячных размеров оплаты труда в случае причинения ущерба потребителям услугами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к их безопасности стандартами;

— штраф в размере стоимости оказанных услуг в случае оказания услуг без документов обязательного соответствия требованиям стандартов.

— этим же Законом запрещена реклама не сертифицированных услуг.

Отказ организаций индустрии туризма от сертификации может быть причиной отзыва лицензии.

Сертификация проводится на основании “Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации” от 5 августа 1997 г. Выдачей сертификатов турфирмам гостиницам занимаются независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом России. На территории РФ таких компаний около 50, в Москве — около 15. Сертификат выдается на три года с ежегодным инспекционным контролем, по результатам которого, действие сертификата может быть приостановлено, а категория гостиницы понижена. Процедура инспекционного контроля является платной, как и услуга по проведению первичной сертификации туристических услуг или аттестации гостиниц.

Лицензирование

Помимо обязательной сертификации гостиница должна получить лицензию — право на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензирование деятельности гостиниц на федеральном уровне не проводится. Однако предусмотрено лицензирование деятельности гостиниц местными органами управления. Так, в Москве лицензирование гостиничной деятельности осуществляется в соответствии с временным положением о лицензировании гостиничной деятельности в г. Москве. Согласно ему, лицензированию подлежат гостиничная деятельность, осуществляемая коллективными средствами размещения: гостиницами, мотелями, гостинично-офисными центрами и другими организациями, не менее десяти номеров.

Целью лицензирования гостиничной деятельности является:

— защита интересов прав потребителей;

— обеспечение унифицированного подхода к оценке уровня и стандартов предоставления услуг;

— усиление правопорядка и обеспечение безопасности проживания в гостиницах.

Лицензия выдается лицензионной палатой или уполномоченным ею органом.

Для получения лицензии необходимо предоставить в лицензионный орган:

— заявление о выдаче лицензии в установленной форме;

— нотариально заверенные копии учредительных документов;

— нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации;

— справку из налогового органа о постановке на учет;

— копию акта приема в эксплуатацию объекта;

— заключение территориального органа санитарно-эпидемиологической службы о соответствии учреждения санитарно-гигиеническим и противоэпидемиологическим требованиям;

— заключение органа Государственного пожарного надзора о соответствии объекта нормам пожарной безопасности;

— копии документов подтверждающих право владения или пользования объектом;

— сведения об объекте в установленной форме;

— сведения о руководящем персонале объекта подтверждающие и профессиональную квалификацию;

— копии сертификатов услуг, подлежащие обязательной сертификации.

Подлежащая лицензированию по законодательству РФ деятельность, признается незаконной в случае ее осуществления без лицензии. В этом случает налоговые органы вправе возбудить иск о взыскании в бюджет всего дохода полученного по ней.

 

Аттестация гостиниц

Помимо лицензирования и обязательной сертификации гостиница может претендовать на определенную категорию либо сразу в период организации, либо после проведения определенной технической и управленческой модернизации. Данная процедура будет называться аттестацией, и носить смысл добровольной сертификации. Аттестация гостиницы преследует цели определить место того или иного отеля на рынке гостиничных услуг, облегчить клиентам и специалистам профессионалам получение информации о возможности предоставления гарантированного набора услуг, которые могут быть оказаны гостиницей определенного класса.

Аттестация гостиниц может проводиться как на национальном, так и на международном уровне. В нашей стране добровольной сертификацией гостиничных услуг и разработкой стандартов соответствия занимаются государственные органы. В настоящее время определенная категория гостиниц присваивается на основании соответствия ГОСТу Р 50 645—94 “Туристическо-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц”.

Согласно ГОСТу классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к:

— материально-техническому обеспечению;

— номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;

— уровню обслуживания.

Категории обозначают символом звезды. Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания. Гостиницы классифицируют по пяти категориям, а мотели — по четырем. Высшая категория гостиницы — пять звезд, мотеля — 4 звезды. До принятия этого документа классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с “Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров к категориям”, утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 1979 г. Гостиницы тогда делились на следующие разряды: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий и четвертый разряды. Мотели — высший А, высший Б, первый, второй, третий разряды.

Существующая в настоящее время система добровольной сертификации распространяется только на гостиницы от одной до пяти звезд. Категория отеля определяется во время процедуры аттестации, предусматривающей подтверждение класса отеля и выдачу лицензии на применение знака качества. Порядок аттестации включает подтверждение класса средств размещения и выдачу соответствующей лицензии на использование этого знака качества.

Несоответствия гостиницы заявленной категории нередко создает конфликтные ситуации между клиентом и туроператором, который согласно Закону о защите прав потребителей, как продавец услуги несет ответственность за предоставленную покупателю информацию. Как правило, в судебных спорах суд становится на сторону потребителя. Поэтому рекомендуется указывать в турпутевке категорию по местной системе классификации и, то, к какому классу международного стандарта примерно соответствует гостиница.

Затраты на услуги по классификации средств размещения для сравнительно небольших гостиниц в нашей стране составляют около 15 тысяч рублей, для крупных отелей эта сумма на порядок выше. По мнению экспертов, действующая в России система ГОСТов предъявляет исключительно жесткие требования к техническим характеристикам отеля. Однако российские стандарты практически не указывают качественных критериев соответствия средства размещения той или иной категории. По существующему законодательству оценку системы качества обслуживания гостиницы устанавливает орган по сертификации по разработанной им методике. Окончательное же решение о соответствии отеля требованиям принимает эксперт, основываясь на личном опыте, представлениях, интуиции. ГОСТ приводит ограниченный перечень услуг, который даже для гостиницы в пять звезд не выходит за пределы минимального набора, не предъявляет требований к работе ресторанов и качеству питания, к уровню подготовки обслуживающего персонала.

Объективно в России в настоящее время насчитывается не более 20 высококлассных отелей. Они в основном входят в международные цепи. Около 40 российских отелей соответствуют классу 3—4 звезды. Характерна тенденция к строительству дорогих высококлассных отелей и практически отсутствует интерес к строительству гостиниц 2—3 звезды, ориентированных на внутренних туристов и командировочных [3].

В нашей стране аттестацией гостиниц занимаются аккредитованные государством организации. Однако в мировой практике существуют и другие схемы присвоения категорий. Например, в Германии и Швейцарии этим занимаются независимые от государства профессиональные объединения и союзы. В Германии — Объединение гостиничных и ресторанных хозяйство (DEHOGA), в Швейцарии — Союз владельцев гостиниц. Есть страны, где параллельно существуют несколько систем классификации [4].

Интересно, что одним из показателей качества услуг гостиницы может служить ее принадлежность к той или иной гостиничной цепи. Цепи объединяют гостиницы, имеющие одинаковый уровень обслуживания, идентичный набор услуг, схожий дизайн, единый подход в работе с клиентами. Как правило, одна гостиница может дать представление о других входящих в цепь. В каждой гостиничной цепочке имеется собственный подход к классификации, обычно они выделяют не категории, а марки, распространяющиеся на все гостиницы цепи. Может выделяться не только уровень комфорта, но и назначение, месторасположение, длительность пребывания.

Например, в цепи гостиниц “Holiday Inn” выделяют следующие типы гостиниц:

— Гарден Карт — гостиницы экономкласса;

— Холидей Инн Экспресс — гостиницы квартирного типа;

— Холидей Инн сан спри ресортс — курортные гостиницы для лиц с высоким уровнем дохода;

— Холидей Инн селект — гостиницы для деловых людей;

— Холидей Инн хоутелз энд — гостиницы, 10% номерного фонда которых — апартаменты для деловых людей с длительным проживанием.

Помимо “звездочек”, существует альтернативная классификация гостиниц. Наибольшее распространение вторая система получила в США (так, что “звездных” гостиниц там почти нет), также и в других странах мира вы можете наряду с гостиницами, классифицированными по “звездам”, увидеть и гостиницы с альтернативной системой классификации. Если со “звездами” наш соотечественник еще как-то знаком, то во второй системе очень часто путаются.

 

Другие формы управления

В международном гостиничном бизнесе наиболее распространенными являются следующие формы управления [6]:

1. Присоединение к гостиничному консорциуму. Такие компании объединяют независимые отели и небольшие гостиничные группы разного класса, не навязывая собственных стандартов сервиса. Консорциум берет на себя обязательства по продвижению отеля на международных рынках, заключает договора с крупными корпорантами и представляет интересы своих членов в глобальных системах резервирования. Примерами отдельных консорциумов могут служить BEST WESTERN HOTELS (в этот консорциум входит ART HOTEL, новгородский отель “Береста”, “Нептун” в Санкт-Петербурге и во всех прибалтийских гостиницах), SUPRANATIONAL HOTELS (Аэростар). Услуги такой фирмы будут стоить процент от прибыли или ежегодных фиксированных отчислений РОЯЛТИ.

2. Семейства и ассоциации. В России THE LEADING HOTELS OF THE WORLD. В нее входят четыре российских отеля — “Националь”, “Балчуг Кемпински”, “Астория”, “Гранд Европа”. Наряду с разветвленной системой маркетинга, гостиница получает узнаваемое имя и привлекательный имидж. Ассоциации жестко контролируют соблюдение своих стандартов, не вмешиваясь в управление отелем, но оставляя за собой право его исключения из своих рядов в случае нарушений корпоративных норм. Оплата услуг таких компаний складывается из фиксированного ежегодного членского взноса, не зависящего от текущих доходов отеля и комиссии за бронирование.

3. Сети или группы, построенные на принципах франчайзинга. Известные сети отелей мира продают лицензии на использование их торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга своей сети. Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. Это является показателем эффективности его работы. Начиная с 1971 г. журнал “Отель” ежегодно публикует рейтинги крупнейших гостиничных сетей. Уже долгое время первой остается компания (FHS Hоspitality Franchise System) США — 3413 отеля, второе место занимает сеть отелей Holiday Inn объединяющая около 2500 отелей по всему миру. За место в этом списке идет жесткая конкурентная борьба. Последнее время гостиничные сети объединяют отели не только на условиях договорах о франшизе, популярными становятся аренда и консорциум. Для гостиничной индустрии договор франчайзинга определяет требования к внешнему виду здания, интерьеру номеров, количество номеров и предлагаемые услуги, уровень обслуживания.

Формы оплаты зависят от степени известности франчайзера и составляют:

а) вступительный взнос — единовременный вступительный взнос за стоимость комплекта проектных документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, повышение квалификации персонала, до открытия предприятия и в течение времени действия договора.

б) роялти — как правило это 3—4% с каждого сданного номера.

в) рекламные сборы 1—5%.

Исследования, проведенные американскими учеными, свидетельствуют, что половина новых компаний прекращает свое существование уже через 2—3 года после открытия, а через пять лет уровень банкротов 70%. Для компаний работающих по договорам франчайзинга первые 5 лет — 4%.

Служба приема и размещения

Служба приема и размещения на английском языке называется “Recepcion” и входит как подразделение во Front office вместе со службой обслуживания. Иногда эти службы не разделяются и называются единым названием — Front office.

Front office — это командный пункт гостиницы, его нервный центр, место встречи гостя с отелем и прощания с ним. Для гостя Front office — это лицо отеля и более того, зачастую все общение гостя с отелем ограничивается общением с персоналом за стойкой службы приема. Поэтому умение общаться с самыми разными людьми — важнейшее качество работников этой службы. Работники этой службы должны уметь продавать товар — отель, создать благоприятный имидж отеля, быть представителем менеджмента гостиницы, способным решить любую проблему гостя, обеспечить его безопасность и, вообще, быть лучшими друзьями путешественника.

В функции СПиР входит бронирование, регистрация, распределение номеров, взимание платы за проживание, ведение необходимой документации и поддержание в порядке базы данных. Как правило, СПиР включает в себя работников нескольких должностей.

1) агент по приему и размещению гостей или дежурный администратор;

2) кассир, принимающий оплату и выписывающий счет клиенту;

3) портье — ответственный за предоставление информации гостю о функциональных подразделениях гостиницы, а так же за сбор, подшивку и хранение информации;

4) телефонный оператор, поддерживающий связь с междугородними и международными телефонными станциями, фиксирующий телефонные звонки из номеров, контролирующий их оплату, и оказывающий услуги по побудке;

5) агент по бронированию мест в гостинице;

6) портье по выдаче ключей.

Клерк службы приема должен быть хорошим психологом и найти верный путь к общению с любым клиентом, мгновенно оценить, что ценит гость отеля (например, тишину или близость к развлечениям).

Работники службы приема должны досконально владеть всей информацией об отеле (достоинства и недостатки каждого номера, цены, расположение и часы работы всех служб отеля), достопримечательности города и способы передвижения по нему, расписание работы транспорта, театров, музеев и т.п. Основными функциями отдела приема и размещения являются регистрация приезжающих гостей, распределение номеров, поселение и выписка клиентов и оказание им многочисленных дополнительных услуг. В ней осуществляется сбор и хранение информации о клиентах, их вкусах, предпочтениях, днях рождения. Информацией о гостях и непосредственным общением с VIP-клиентами занимается менеджер по работе с гостями (guest relation manager), особо важных гостей может встречать сам генеральный директор.

Телефонные звонки, входящие и исходящие — это компетенция телефонных операторов, при этом они должны контролировать своевременную оплату разговоров. В функции телефонной службы входит прозвонка гостей, а также ответы на вопросы клиентов (или переключение их на службу информации). Операторы телефонной службы должны обладать приятным голосом.

Из других услуг, предоставляемых гостю во front office, можно отметить финансовые услуги (обмен валюты и т.п.), почтовые услуги, информацию о городе и др. Однако важнейшими операциями в этом подразделении отеля являются бронирование номера, регистрация и размещение прибывающих и выписка клиента.

Служба приема должна находиться в холле отеля. При этом желательно, чтобы клерки службы приема могли со своего рабочего места видеть лифты. Это позволяет осуществлять дополнительный контроль за посетителями и багажом.

Front office функционирует круглые сутки, обычно в три смены: с 7 до 15, с 15 до 23 и с 23 до 7 часов. Естественно, ночная смена работает в сокращенном составе. Помимо перечисленных выше подразделений во front office входит также гостиничная касса, которая находится в двойном подчинении — службе приема и бухгалтерии. Аналогичная ситуация со службой бронирования — ее работу контролирует не только front office manager, но и директор отдела маркетинга (коммерческий отдел).

Оборудование службы приема

Классическое оборудование службы приема — это стеллаж с ячейками для ключей (room rack). В каждой ячейке, соответствующей номеру, помимо ключа находится карточка, в которой записана краткая информация о номере (тариф, тип постели, оснащение номера, его особенности и т.д.). Когда номер продан, в соответствующую ячейку вставляется карточка гостя с информацией о нем (фамилия, адрес, тариф, даты прибытия и выписки). Эта карточка имеет определенный цвет. При бронировании номера в его ячейку вставляют карточку другого цвета. Благодаря этому на стеллаже клерк сразу видит, какие номера свободны, а какие заняты и забронированы.

Ночная смена загружена меньше. Поэтому в обязанности клерка, работающего в эту смену, входят: подведение итогов за день, сопоставление их с данными других подразделений гостиницы, подготовка для утренней смены информации о состоянии номерного фонда (количество свободных, забронированных, в ремонте номеров, сколько гостей уедет на следующее утро и сколько приедет).

Ночной клерк во время своего дежурства выполняет функции менеджера, однако при возникновении сложных проблем он должен иметь возможность быстро связаться с действительным менеджером.

Служба приема должна учитывать специфику работы с разными клиентами. К регистрации тургруппы нужно готовиться заранее, чтобы ускорить эту процедуру. Иногда следует заранее обеспечить присутствие переводчика. Тургруппы обычно требуют много информации (о достопримечательностях, транспорте и т.п.), они посещают ресторан все вместе, что вызывает определенные трудности в работе официантов. Поэтому о приезде тургруппы службы питания также должны быть оповещены.

Бизнесмены обычно потребляют относительно много дополнительных услуг. Что касается проблем, то наиболее распространенной является проблема распределения оплаты счета между самим гостем и пригласившей его местной фирмой: бизнесмен обычно легкомысленно полагает, что пригласившая его фирма оплатит все, включая содержимое мини-бара, а фирма предполагает оплатить только его проживание.

Персонал службы приема должен быть проинструктирован, как обслуживать инвалидов.

VIP-клиенты обычно требуют максимально ограничить их контакты с другими постояльцами и внешним миром. Особое внимание уделяется мерам безопасности. Естественно, VIP-клиенты обслуживаются без очереди, для них разработаны упрощенные процедуры регистрации и выписки, все их проблемы решает менеджер по работе с гостями.

Поскольку подавляющее количество контактов гостей с персоналом гостиницы приходится на служащих Front office, то при соответствующей подготовке они могут оказать существенное влияние на увеличение доходов гостиницы. Для этого проводят специальное обучение работников front office: правильно улыбаться, вести беседу с самым трудным клиентом и по телефону, избегать нежелательных жестов и поз и т.д. Клерк службы приема должен уметь вовремя предложить клиенту дополнительные услуги, заказать ему столик в ресторане, предложить лучший, но более дорогой номер, при выписке зарезервировать номер на следующий визит и т.д. Особенно ценятся клерки с хорошей памятью на лица и фамилии: клиент чувствует себя польщенным, когда к нему обращаются по фамилии, а не по номеру занимаемой им комнаты.

Для вышестоящего руководства отеля служба размещения представляет ежедневные отчеты о коэффициенте загрузки (по номерам и кроватям) и о фактической средней цене за номер (и за кровать). Кроме того, отражаются полученные за день доходы, произведенные бронирования и аннуляции. Также важна информация о проживающих гостях (особенно VIP категории). Часто разрабатывается прогноз состояния дел на ближайшее будущее.

В последнее время отмечены попытки автоматизировать службу приема до такой степени, чтобы отказаться от персонала: клиент вставляет кредитную карточку и на экране компьютера выбирает номер из имеющихся свободных и автоматически получает ключ от номера.

В больших отелях информационная служба занимает отдельное окно стойки приема. В ней можно получить всю информацию об отеле, проводимых в нем мероприятиях, гостях, достопримечательностях города, транспорте и т.п.

В последнее время во многих отелях очень осторожно относятся к информации о проживающих в гостинице. На вопрос клиента, живет ли у Вас господин..., отвечают: “Мы посмотрим, оставьте Ваш телефон. Если этот господин действительно живет у нас, мы ему передадим, что Вы спрашивали, и он Вам позвонит”. Такой подход позволяет оградить клиентов отеля от скандалов ревнивых супругов и от посягательств разного рода криминальных элементов.

Служба приема также занимается разрешением конфликтных ситуаций, возникающих между отелем и некоторыми постояльцами. Если клиент не платит, то в принципе отель может задержать багаж гостя и даже конфисковать и продать его. Однако арест багажа — это скорее шантаж гостя, а не реальный способ получения денег (уж больно это хлопотное дело). Если имуществу гостя нанесен ущерб, отель в принципе возмещает его, но обычно в ограниченном размере. Как правило, отель не отвечает за сохранность автомобиля (если только он не оставлен на охраняемой стоянке), животных, ценности, не сданные в сейф отеля. За утраченные или поврежденные вещи клиента размер возмещения также ограничен. Например, в Великобритании это не более 50 фунтов за предмет и 100 фунтов одному клиенту.

 

Служба обслуживания гостей

Служба обслуживания гостей является либо самостоятельным подразделением, либо входит в службу Front office. Персонал этой службы работает с клиентами в постоянном контакте и выполняет функции, связанные с обслуживанием. Возглавляет службу обслуживания менеджер, которому подчинены швейцары (doorman), коридорные пажи (bell man), подносчики багажа (porter), лифтеры, консьержи, курьеры, водители. Иногда работу этой службы координируют консьержи.

Работа этой службы несложная, но важная. Швейцар встречает гостя, открывает дверь, вызывает такси, руководит парковкой, помогает гостю разгрузиться, охраняет багаж и передает его подносчикам багажа, которые вносят его в гостиницу и дальше разносят по номерам. Швейцар также должен помочь гостю сориентироваться в городе, знать его основные достопримечательности и т. п.

Паж (bellman) или коридорный сопровождает гостя в номер, несет его ручной багаж, открывает номер, проверяет его готовность, объясняет гостю правила пользования оборудованием номера, а также разносит по номерам корреспонденцию и выполняет другие функции посыльного. Кроме того, паж — это глаза и уши директора: он должен докладывать “наверх” все замеченные им подозрительные случаи.

Множество важных услуг выполняют консьержи. Их можно увидеть за специальным столиком в вестибюле либо на этажах. До определенного времени консьержи небыли служащими гостиниц. Это были независимые предприниматели, покупающие право оказывать услуги клиентам гостиниц.

К наиболее типичным услугам, оказываемым консьержами относятся:

— приобретение и доставка билетов в театр;

— заказ столика в городских ресторанах;

— заказ и доставка билетов на различный транспорт;

— резервирование мест в различные косметические салоны;

— предоставление информации о достопримечательностях и интересных событиях, происходящие в месте пребывания гостей.

— помощь в экстренных случаях.

— выполнение личных поручений клиентов.

Квалифицированный консьерж может в Риме устроить аудиенцию у Папы, в Париже — отправить клиента в кругосветное путешествие, в Нью-Йорке — достать билеты на самый модный мюзикл. О важности функции, выполняемых консьержами, свидетельствует создание профессиональной организации консьержей UPPGH (Union Proffiessionalle des Portiers des Grand Hotels). В эту организацию входят около 4000 человек со всего мира.

У Front office должны быть налаженные контакты с такими партнерами по сервису, как экскурсионные бюро, фирмы по прокату автомобилей, туристические агентства и т. п.

 

Инженерная служба

Современная гостиница до предела насыщена сложным инженерным оборудованием (скоростные лифты, система кондиционирования, отопления, водоснабжения и канализации, электрическое (большой мощности) и газовое оборудование кухни, кабельное телевидение, компьютеры и т.д.).

Естественно, гостиница не может позволить себе содержать полный штат инженерно-технических работников для обслуживания и ремонта всего оборудования. Обычно гостиница заключает договоры со специализированными фирмами, которые и осуществляют его обслуживание и ремонт. Служба главного инженера имеет относительно небольшой штат сотрудников, желательно универсалов, способных устранить несложные неисправности сантехнического и электрооборудования и осуществлять грамотную эксплуатацию всего оборудования.

Инженерная служба также может иметь в своем составе мастерскую по ремонту мебели, ковров, а также службу, проводящую ремонт номеров (малярные, сантехнические работы). Служба главного инженера также осуществляет контроль за расходованием воды, электроэнергии, газа. Все работы, выполняемые этой службой, регистрируются в специальном журнале.

Важная задача инженерной службы — обеспечение пожарной безопасности. Пожар — довольно распространенное явление в гостиничном бизнесе. Основные причины пожара в отеле: курильщики, неисправное электро- и кухонное оборудование, камины, химикалии на складе, возгорание мусора. Система пожарной безопасности включает в себя систему пожарной сигнализации во всех помещениях отеля, средства пожаротушения (пожарные рукава, огнетушители и т.д.), средства эвакуации (пожарные лестницы), а также регулярные мероприятия по обучению персонала. Все номера необходимо обеспечить схемами эвакуации при пожаре. Все сотрудники отеля должны твердо знать свои действия в случае пожара. Первое, что должен делать любой сотрудник при обнаружении пожара — нажать кнопку пожарной сигнализации. Далее действия по регламенту: кто-то тушит, кто-то эвакуирует постояльцев. Во всех случаях нужно сохранять спокойствие, не создавать панику, не бежать, а идти, не по<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.