Компоненты творческих способностей личности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Компоненты творческих способностей личности

2019-12-27 275
Компоненты творческих способностей личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неравенство творческих способностей студентов в учебно-творческой де­ятельности известно каждому педагогу. Однако на вопрос: «Что такое творческие способности?» — не только у педагогов, но и у психологов нет единого ответа. При анализе способностей необходимо, хотя еще недостаточно, учитывать и изучать со­четания отдельных свойств личности (например, нравственных, интеллектуальных, волевых и креативных), так как их взаимообусловленность характеризует неповто­римость, индивидуальные особенности проявления творческих способностей лич­ности.

Анализируя компонентный состав творческих способностей студентов вузов, можно выделить мотивационно-творческую активность и направленность личнос­ти как один из важнейших блоков их творческих способностей.

Из зарубежных работ по теории мотивации, учитывающих потребности лич­ности в творчестве, интерес представляют работы А. Маслоу В его теории выделяют­ся пять уровней мотивации поведения и соответствующих потребностей личности:

• физиологических (в пище, одежде, отдыхе и т. д.);

• в безопасности, защите от насилия и угроз;

• в общении, привязанности и любви;

• в уважении, высокой самооценке, в самостоятельности, в успехе, престиже, добром имени;

• в самовыражении, в реализации своих задатков, способностей и талантов, потребность в творчестве.

Кроме того, А. Маслоу выделил еще три, как он назвал, «высшие потребнос­ти: любознательность, потребность в осмыслении окружающего, эстетическая пот­ребность — в красоте, симметрии, порядке и простоте». Элементарный анализ пока­зывает, что не только первые потребности, но и потребности третьего, четвертого и пятого уровней следует учитывать в объяснении причин творческих достижений и развития способностей студентов.

Я.А. Пономарев, обобщая, анализируя качества творческой личности, кото­рые вычленяются, например, в работах современных зарубежных исследователей по проблеме психологии научного творчества, приводит следующий перечень спо­собностей, которые необходимы для творческой работы: «Незаурядная энергия, на­стойчивость, изобретательность. Познавательные способности. Честность, прямо­та, непосредственность. Стремление к обладанию фактами. Стремление к облада­нию закономерностями. Стремление к открытиям. Информационные способности. Ловкость, экспериментальное мастерство. Гибкость, способность легко приспосаб­ливаться к новым фактам и обстоятельствам. Упорство, настойчивость. Независи­мость. Способность определить ценность явлений и выводов. Способность к со­трудничеству. Интуиция. Стремление к развитию и духовному росту. Способность удивляться, приходить в замешательство в столкновении с новым и необычным.

Способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе ясный отчет о ее состоянии. Спонтанность, гибкость, непосредственность. Адаптивная гибкость. Оригинальность. Дивергентное мышление. Способность к быстрому приобретению новых знаний. Восприимчивость ("открытость") по отношению к

52


Вестник 1

новому опыту. Способность легко преодолевать умственные границы и перегород­ки. Способность уступать, отказываться от своих теорий. Способность "рождаться каждый раз заново". Способность отбрасывать несущественное и второстепенное. Способность к тяжелому и упорному труду. Способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу. Способность к разложению, к анализу. Способ­ность к комбинированию. Способность к дифференцированию. Способность к са­мовыражению. Внутренняя зрелость. Скептицизм. Смелость. Мужество. Вкус к вре­менному беспорядку, хаосу. Стремление подолгу оставаться одному. Подчеркивание своего "Я". Уверенность в условиях неопределенности».

И хотя перечень выделенных качеств творческой личности представляет оп­ределенный интерес, однако бросается в глаза исключительная многоплановость, иерархическая неувязка некоторых компонентов. В работах зарубежных ученых в структуре творческих способностей чаще всего акцентируется внимание на креа­тивные качества личности и, по существу, игнорируются мировоззренческие, мо­рально-этические качества личности.

Действительно, мировоззренческие компоненты в структуре любых, в том числе и творческих способностей, выполняют важные функции: они определяют позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов, характери­зуют ценностные ориентации, установки отношения личности к соответствующему виду деятельности. Мировоззрение личности, с одной стороны, задает стратегию творческой деятельности, с другой — служит надежным регулятивом и критерием в оценке ее результатов.

Моральные качества творческой личности в структуре способностей также выполняют важную специфическую функцию. Они характеризуют нравственные нормы и идеалы личности, моральные чувства и потребности, которые выполняют важные регулятивные функции в целостном процессе функционирования и разви­тия творческих способностей.

В связи с этим примечателен опыт изучения и диагностики творческих спо­собностей студентов ГИТИСа, нашедшего отражение в работах Е.С. Шангиной и А.Л. Грайсмана. Так, в работе Е.С. Шангиной на материале анализа независимых характеристик, которые применялись в ГИТИСе им. А.В. Луначарского в исследо­вании режиссерской одаренности и ее творческого потенциала предварительные данные выявили следующие общие и предварительные признаки:

• наличие активной жизненной позиции, мировоззрения;

• богатство человеческой личности, своеобразие индивидуальности;

• способность образного восприятия и осмысления мира;

• развитое воображение и фантазия;

• способность мыслить действительными категориями;

• пространственно-временное видение, чувство композиции;

• новизна художественной информации;

• наличие творческой воли;

• увлечение будущей профессией, любовь к искусству, целеустремленность. Необходимо подчеркнуть, что «мировоззрение» является одним из первых и

важнейших компонентов творческого потенциала будущего режиссера. И мы соли­дарны с Е.С. Шангиной в том, что «мировоззрение художника — определяющий фактор в искусстве, и недостаток его может свести всю творческую деятельность ху­дожника к нулю».

Обобщая вышеизложенное, а так же другие материалы отечественной и за-

53


Вестник 1

рубежной литературы по проблеме творчества применительно к учебно-творческой деятельности, можно выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) твор­ческих способностей студента:

• мировоззренческие позиции личности;

• нравственные свойства личности;

• мотивационно-творческая активность и направленность личности;

• эвристические, интуитивные способности личности;

• интеллектуально-логические способности личности;

• эстетические качества личности;

• коммуникативно-творческие особенности личности;

• способности личности к самоуправлению.

Традиционная педагогика рассматривала личность учащегося, студента как объект обучения. Однако процесс воспитания творческих способностей личнос­ти только тогда достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс самовоспитания личности. Поэтому и педагогу, и студенту важно знать и использовать закономерности, принципы и правила самовоспитания творческих способностей.

Таким образом, для самовоспитания личности в целях развития своих при­родных задатков, включая формирование творческих способностей, требуется целе­направленная активность и созидательная деятельность, прежде всего, самой лич­ности, основанной на научном знании определенных законов, принципов и пра­вил. В реальной же практике обучения у студентов в вузе овладевание принципами и правилами самовоспитания преимущественно идет стихийно и, как следствие, крайне медленно и неэффективно. Вместе с тем они могут и должны быть предме­том целенаправленного изучения и овладения.

Как справедливо отметил советский психолог Б.С. Алякринский: «Молодежь должна знать, что способность, талант не падают с неба, что только труд упорный, ежедневный, настойчивый обеспечивает подлинный прогресс, настоящий значи­тельный успех, но она должна знать не только это, она должна быть знакома с при­нципами воспитания способностей, таланта».

Принцип необходимости саморазвития человека, его личности вытекает из закономерности, сформулированной И.П. Павловым: «Человек... система, в вы­сшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая». Принципы саморазвития как регуляти-вы деятельности характерны для выдающейся творческой личности. Они тесно свя­заны и детерминированы целью и смыслом всей жизни человека.

Смысл человеческой жизни не исчерпывается самосовершенствованием, но несомненно то, что это — центральная задача и основа жизнедеятельности каждой творческой личности: надо непрерывно и ежедневно самосовершенствоваться, что­бы творчески созидать себя и окружающий мир.

Литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Издательство Ка­занского университета. — 1988. — С. 233.

2. Maslow AN Motivation and personality // Under the g. of Murphy С N. У—Harper.—1959. - V XTV—411 p.

3. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика.— А.: Педагогика.— 1976.

4. Шангина Е. Проблема диагностики художественных способностей и творческого потенциала бу­дущих студентов // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов.— М.: ГИТИС-1984.-С. 123.

5. Алякринский Б.С. О таланте и способностях.— М.: Знамя. — 1971. — С. 5.

54


Вестник 1

Новикова Л. В.,

старший преподаватель кафедры декоративного искусства МГПУ (г. Москва)

ДИЗАЙН - ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ СРЕДЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Художественное, в том числе и дизайнерское образование сегодня, в связи с коренными изменениями социально-политической структуры нашего общества, является весьма актуальным. Оно крайне необходимо для развития нашей экономи­ки, рыночных отношений и производства конкурентоспособной продукции. Одно­временно развиваясь, оно усложняется, соединяя в себе различные области знаний; эстетику, эргономику, экологию, технику, технологию, бионику и др. Все это требует изменения в узкоспециализированном подходе к обучению художественным дис­циплинам.

Специальная подготовка преследует главную цель, решение задачи постав­ленной государственным образовательным стандартом; формирование специалиста широкого профиля с учетом местных региональных условий, материальной базы, личных возможностей и способностей обучаемых. Подготовка специалиста, умею­щего соединить свои знания по изобразительному и декоративно-прикладному ис­кусству, практические умения и навыки работы с различными конструкционными материалами, технической графикой и другими дисциплинами, которые вбирают в себя дизайн, вполне посильна и успешно осуществляется на художественно-графи­ческих и родственных им факультетах высших учебных заведений.

Курс обучения строится так, чтобы полученные знания были использованы с максимальным эффектом. Первоначальные навыки в дизайне необходимы не только тем, кто в будущем избирает дизайн как сферу деятельности, но и будет способство­вать развитию склонности к творческому труду в любых профессионально-художес­твенных сферах. Подготовка по основам дизайна, учитывая ее объем, естественно, не может охватывать все многообразие рассматриваемого предмета, всех ситуаций и объектов проектирования, а дает общую методическую основу. Она учит в процессе работы над формой — объектом — средой решать проектные задачи и добиваться соответствия представлению о пользе, красоте и комфорте данного объекта. Дизайн рассматривается как система закономерностей и принципов формообразования и организации среды и как развивающийся творческий процесс.

В целом процесс обучения нацелен на помощь в успешном освоении зако­нов формообразования, на поиск взаимосвязи содержания и формы проектируемо­го объекта, на его целостность и гармоничность, то есть на активное использова­ние всех закономерностей и средств композиции. Практические работы, клаузуры, учебное проектирование — в процессе занятий по своему характеру и методике мак­симально нацелены на творческое развитие личности.

Профессиональная подготовка сочетается с другими, как специальными, так и общеобразовательными дисциплинами: историей искусств, историей дизайна, науки и техники, теорией и методологией дизайна, перспективой и технической графикой, основами декоративно-прикладного искусства, рисунком, живописью, практической работой в мастерских с различными конструкционными материала­ми и так далее — что позволяет решать основные задачи по подготовке специалиста: обучение теоретическим знаниям, практическим навыкам и умениям в области ди-


Вестник 1

зайна, развитие образного мышления, глубинно-пространственного видения, твор­ческой активности, формирование эстетического вкуса, знакомство с традициями и направлениями отечественного и зарубежного декоративного искусства и дизайна. Одновременно подготовка специалиста рассматривается как процесс, включающий в себя «особый метод художественного конструирования».

Специалист, работая в области дизайна, должен найти, научно обоснованный, правильный подход к оценки и созданию мира вещей, их удобству, красоте, функ­циональности и тому подобное; он должен избежать привлекательной возможнос­ти по «художественному оформлению» объекта, а опираться на профессиональные, глубокие знания важнейших элементов композиции. Он должен владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объемно-пространственных структур, тектонике, умением использовать ритм и ритмометрический ряд, масштаб и масштабность, цвет, свет, текстуру и фактуру ис­пользуемого материала и многое другое. Одновременно он опирается на опыт, зна­ния и мастерство других специалистов, без учета которых невозможно правильно решить проблему взаимодействия и взаимосвязей человек — среда. Следовательно, понятие красота — это отражение сложного, многопланового процесса творческой деятельности дизайнера, создающего эту среду. Овладение теоретическими знания­ми и практическими навыками направлено на обучение студентов принципам авто­рского дизайна, творчески мыслящих и владеющих секретами профессионального мастерства. Процесс развития у студентов интереса к созданию собственных ком­позиций, к культуре подачи, к самоорганизации творческого процесса, раскрепо­щенности и неординарности мышления — все это повысит способность обучаемого в новых условиях конкурировать на рынке творческого труда.

Следовательно, развитие творческих способностей и потребностей, форми­рование самоутверждение специалиста как оригинальной творческой личности яв­ляется центральной задачей педагогических коллективов факультетов. Это в полной мере соответствует формулировке дизайнерской деятельности сделанной на Гене­ральной ассамблее ИКСИДа в Лондоне еще в 1969 году. Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Достижение этой цели возможно в результате функционального единства в процессе создания данной среды: полезности, красоты и удобства, входящих в нее предметов, выполненных на базе прогрессивных технологий с учетом всех научных разработок в области дизайна. Решение этих задач и является основой современных требований, предъявляемых к дизайну и тем, кто непосредственно занят этой худо­жественно-творческой деятельностью.

Рассмотрев лишь некоторые аспекты, связанные с процессом проектирова­ния и создания предметно-пространственной среды можно с уверенностью утверж­дать, что в дизайне, как и во всяком другом художественном творчестве, поисковый процесс обусловлен интуитивно-эмоциональным и логически-научным мышлени­ем. Это накладывает особый, индивидуальный отпечаток на творческий процесс, с одной стороны, и предопределяет необходимость знаний объективных законов и принципов композиции предметно-пространственной среды — с другой.

56


Вестник 1

Новикова Л. В.,

старший преподаватель факультета

изобразительных искусств

и дизайна МГПУ (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Основная задача современной педагогики, решающей задачу модернизации российского образования, вырастить не просто грамотного человека, а интеллекту­ально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах зна­ния и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Успешное выполне­ние поставленных задач возможно лишь при творческом подходе, опирающемся на интеграцию различных научно-теоретических знаний теорией и историей изучае­мых предметов.

Поиск новых путей обучения, нацеленных на развитие творческого потен­циала личности, привел к включению в образовательный процесс дисциплин, ин­тегрирующих в себе как материальную, так и духовную культуру. Одним из таких предметов стал курс основ дизайна, в котором объединены различные формы обще­ственной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окру­жающему миру, предметной среде и самой себе.

Дизайн, образование на всем протяжении своего становления и развития яв­лялось убедительным примером творческого совершенствования личности, так как требовало от обучаемого не формального познания теории, а реального использова­ния знаний для создания социально-значимого, необходимого обществу продукта в выбранной им сфере деятельности. Сегодня очевидно уже всем, что знания в об­ласти дизайна необходимы в любой работе, они всеобщи и эффективны, они поз­воляют сделать любую деятельность человека конкурентоспособной, так же труд­но переоценить их роль для становления духовного мира человека и раскрытия его творческого потенциала.

Одновременно, использование научно-теоретических основ дизайна во всех видах учебной деятельности (дизайн-педагогика) значительно повышает ее качес­тво и эффективность. Начиная с правильной организации рабочего места, которое должно не только отвечать требованиям технической эстетики, эргономики, возрас­тной физиологии, инженерной психологии и так далее, но и воспитывать культуру деятельности, повышать ее качество, прививать уважение и любовь к труду, разви­вать творческую активность, укреплять обучаемого духовно, физически и эстети­чески, воспитывать социально активную личность.

Широкое понимание дизайн-образования сегодня позволяет утверждать не­обходимость его изучения. Это обусловлено целым рядом диалектически взаимо­связанных между собой причин социокультурного характера. Базируясь на тради­циях декоративно-прикладного и народного творчества, высокого ремесла и про­мышленного искусства художественно-конструкторская, проектная, дизайнерская деятельность позволяет раскрыться индивидуальности, что соответствует современ­ным требованиям личностно-ориентированного обучения, обогатиться духовно, способствует восприятию и преобразованию окружающей среды по «законам кра­соты». Художественное проектирование любого объекта требует умений рисовать, чертить, моделировать и макетировать из бумаги, картона, лепить из глины и плас-


Вестник 1

тилина. Следовательно, «Основы дизайна» являются интегративным курсом позволяю­щим формировать и развивать творческий потенциал личности обучаемого.

Организация работы, направленной на расширение учебно-воспитательных задач, углубление общенаучных и специальных знаний, позволяет развивать обуча­емых умственно и физически, воспитывать инициативу, самостоятельность и твор­ческое отношение к труду, социальной деятельности.

Сегодня одним из перспективных методов обучения принято считать проек­тный метод, который формирует у обучаемых умение всестороннего анализа ситуа­ции, преобразования ее и просчет дальнейших действий. Проектный метод наибо­лее эффективен на занятиях по дизайну. Освоение основ дизайна формирует:

—социальную активность и творческое мышление;

—умение на основе анализа предполагать и проектировать результат своей деятельности, используя метод эскизирования и технического рисования;

—уважение и любовь к труду, продуктам его деятельности и людям, создаю­щим материальные и духовные ценности;

—понимание необходимости и значимости создаваемого объекта, опираясь на критерии дизайнерской оценки, это: форма, функция, конструкция, экономика, экология, эргономика, эстетика.

Следовательно, основными развивающими и учебно-воспитательными зада­чами предмета, являются:

—ознакомление обучаемых, на конкретно историческом материале, с дизай­ном, как специфической художественно-творческой, проектно-конструкторской деятельностью, активно влияющей на социально-экономическое развитие обще­ства, путем создания конкурентоспособной продукции;

—повышение графической грамотности, способствующей формированию технического мышления и пространственных представлений, творческого вообра­жения, художественно-конструкторских способностей;

—совершенствование эстетического и трудового воспитания, формирование вкуса, развитие умений и навыков в художественном конструировании через состав­ление рисунков, эскизов, чертежей, проектов, макетов, моделей и т.п.

Решение этих задач показывает необходимость изучения основ дизайна на разных уровнях, в школе, в системе дополнительного образования, в среднем спе­циальном и высшем профессиональном образовании.

Изучение основ дизайна помогает обучаемым выразить графическими средс­твами свое восприятие окружающей предметной среды, укрепляет связи данного курса с другими учебными предметами, сообщает сведения из истории развития художественного конструирования, эргономики, экологии, технической графики. Изучение данного предмета позволяет умело пользоваться приемами проектной графики традиционным способом и с использованием современных ЭВМ, с целью иллюстрирования творческих замыслов. Учит проводить художественно-конструк­торский анализ и синтез различных изделий по модельной схеме, использовать фор­мообразующие факторы в процессе художественного конструирования простейших предметов труда и быта.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что обучение дизайну позволяет активизировать творческий процесс. Развитие обучаемых, опирающиеся на науч­но-теоретическую базу художественного проектирования, помогает формированию таких качеств личности как: трудолюбие, целеустремленность, вдумчивость, внима­тельность и др.

58


Вестник 1

Вышеизложенное убеждает нас в правильности того, что в настоящее время основы дизайна внесены в экспериментальные учебные программы по изобрази­тельному искусству в 1—9-х классах [1, 2] и по технологии в 10—11-х классах [3], изучаются в системе дополнительного образования, в профессиональном и высшем профессиональном образовании.

Изучение данного предмета в специализированных школах и в системе до­полнительного образования направлено прежде всего на общее развитие учащихся. Оно является прекрасным иллюстрированным дополнением к школьным курсам истории, физики, анатомии, черчения. Ребята учатся анализировать окружающую их предметную среду, что формирует их эстетический вкус, приобщает к творчест­ву. Они учатся давать аргументированную оценку качества вещи, познают сложную науку восприятия художественной, эстетической сущности предметного мира. Дис­циплина знакомит школьников на основе исторического развития дизайна с неко­торыми особенностями художественного конструирования, предлагает выполнение отдельных практических заданий, вводит в мир восприятия эстетических и техни­ческих начал. Через эволюцию познания предметного мира прошлых лет дизайн по­могает ориентироваться и в проблемах сегодняшнего дня.

В профессиональной и высшей школе основы дизайна как вид проектной деятельности учит планировать, анализировать и организовывать свою работу, что помогает становлению профессионального мастерства. Учитель изобразительно­го искусства, работая в школе, одновременно является основным специалистом и главным консультантом администрации школы в вопросах художественного об­разования, эстетического воспитания и художественно-эстетической организации среды.

Курс основ дизайна, многоплановость его возможностей, позволяет в процес­се обучения создать целостную картину знаний, усилить эмоциональную окраску учебного процесса, активизировать творческий потенциал, изменить мотивацию в обучении, вызвать потребность в самообразовании и самоусовершенствовании, развить положительные качества личности.

Знакомя обучаемого с предметным миром в контексте исторического разви­тия, программа предполагает ориентацию культуры на человека. Она направлена на формирование личности свободной, инициативной, с чувством долга и достоинс­тва, опирающейся на мировой опыт развития культуры и искусства, науки, техники и образования.

Используемая литература

1. Программы средней общеобразовательной школы. Техническая графика и основы дизайна. 89

—классы. Под. Руководством проф. Катхановой Ю.Ф. — М.: Просвещение, 1990. — 13 с.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1—9 классы. /Разр. д-р

пед., наук B.C. Кузин, д-р пед. Наук Н.Н. Ростовцев, д-р пед наук Е.В. Шорохов и др. — М.: Агра, 1996.

3. Экспериментальная программа образовательной области «Технология» Науч. рук. д-р физ-мат.
наук, профессор МПГУ Ю.Л. Хатунцев; членкор РАО, д-р. пед. наук Брянского пединститута
(БПГИ) В.Д. Симоненко. - М., 1994.

59


Вестник 1

Пилюгин Р. В.,

старший преподаватель кафедры декоративного искусства МГПУ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ

Основное влияние на развитие личности оказывает воспитание и обучение.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого студента, как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совер­шенствования нравственных и творческих сил этого человека. При организации дифференцированного подхода к обучению необходимо учитывать активное влия­ние обучения на развитие интеллекта, воли, эмоций, потребностей личности, если оно ведется на должном уровне, трудности побуждают студентов к рассуждениям, к решению проблемных задач, протекающих в достаточно быстром темпе.

Эффективность базового образования в значительной мере зависит от степе­ни проявления творческого саморазвития студента и его потребности в творческой самореализации. Особое место в профессиональной подготовке будущего специа­листа в вузе занимает такая дисциплина, как проектирование среды. Это творческая деятельность, объединяющая в процессе работы достижения различных областей человеческой деятельности — искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии — и направленная на создание эстетически совершенных и высокока­чественных серийных и уникальных изделий.

Данная дисциплина формирует определенное мироощущение за счет озна­комления с существующим опытом в этом виде деятельности, а также знакомит с различными технологиями и методами проектирования среды.

Повсеместно бытовавшее мнение о том, что студента надо вооружить лишь графическими навыками практического проектирования уступает современным концепциям прогрессивных школ дизайна, утверждающих, что на разных этапах обучения студент развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в архи­тектурной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия. Художественно-композиционные до­стоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следует, что в высшем образовании необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать студенту культуру рисования и черчения. Именно по этим причинам освоение проектно-дизайнерской графики оказывает активное воздействие на процесс обучения бедующего специалиста, так как исполняя любое графическое задание студенты постепенно приобретают основ­ное качество, отличающее специалиста — профессионализм.

Освоение проектной графики помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств художественной выра­зительности творческих замыслов.

При этом эффективность обучения зависит от того, сможет ли преподаватель заинтересовать студента этим видом учебной работы, развить воображение, спо­собность к восприятию художественных образов, зрительную и образную память, эмоциональное отношение к этому виду деятельности, работоспособность и другие


Вестник 1

качества личности.

В настоящее время в развитии отечественного образования наметился пере­ход от предметно-центрированного образования при подготовке будущих специа­листов к личностно-ориентированной подготовке с приоритетом развития их твор­ческой деятельности (А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А. Маслоу и др.). Однако, как показывает педагогическая теория и практика профессионального образова­ния, сегодня по-прежнему сохраняются противоречия между потребностью обще­ства в творческом развитии, самореализации личности будущего специалиста в об­ласти профессиональной деятельности и недостаточным вниманием современной высшей школы к данной проблеме; существующей типовой системой подготовки студентов и их стремлением к индивидуально-творческому характеру деятельности, самообразованию, самореализации; поточной системой обучения, не развивающей рефлексивные способности студентов, и современными требованиями личност-но-ориентированного подхода к организации педагогического процесса в высшей школе.

Основным приоритетом педагогической деятельности является целенаправ­ленное, систематическое и результативное содействие в становлении творческой личности студента с целью ее максимального развития и подготовки к выполнению профессиональных функций. В этом направлении эффективность подготовки буду­щих специалистов в полной мере зависит от развития у них способностей творчес­ки преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности в решении практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию, то есть, в конечном счете, к самореализации. Поэтому изучение механизмов и теорети­ческое обоснование условий самореализации студентов в проектной деятельности представляется для педагогической науки одним из приоритетных направлений.

61


Вестник 1

Рощин СП.,

доцент кафедры Ьисунка и живописи Московского городского педагогического университета (МГПУ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Занятия художественным творчеством требуют от личности мобилизации всех ее интеллектуальных возможностей, определенной склонности (таланта) к этой де­ятельности и целеустремленности к достижению целей. Рождению произведения художественного творчества сопутствует тайна, начало которой находится в сфере духовной, чувственной жизни человека. Началом, первым побудительным импуль­сом к творчеству служит потребность в нем. Стремление человека к творчеству зало­жено в нем в соответствии со смыслом его рождения. В зависимости от базовых ми­ровоззренческих позиций (идеализм или материализм) объясняются разные начала этой потребности. Главная задача, которая стоит перед наукой о воспитании и обра­зовании — это «вытащить», разбудить и развить творческий потенциал человека.

Говоря о творческом потенциале человека необходимо иметь некоторые пред­ставления о его интеллектуальных возможностях. Современные исследования чело­веческого мозга показали, что его природные возможности гораздо больше наших представлений об этом. При сравнении нашего мозга с компьютером, окажется, что он будет намного многомернее самого мощного из них. Если он будет усваивать до конца наших дней, не переставая, семь фактов в секунду, на что он способен, то в нем все равно останется место для новой информации.

Многие считают, что с возрастом мы теряем существенную часть клеток мозга и поэтому умственные возможности человека снижаются. На самом деле интеллект человека совершенствуется, со временем он способен образовывать все новые связи. Если наш мозг не портить вредными привычками, а обращаться с ним правильно, то с возрастом он станет совершеннее. Накопление информации происходит как на сознательном, так и бессознательном уровне, поэтому процессы мышления могут развиваться и становиться эффективнее. Потери же нейронов совершенно несущес­твенны по отношению к их общему запасу. Естественно, что это происходит только при наличии воли и хорошего общего физического состояния человека.

По утверждению известного американского нейрофизиолога и фармаколога доктора Кендес Перт интеллект человека располагается не только в мозгу, но и в клетках по всему телу. Таким образом, все умственные процессы связаны самым тес­ным образом с физиологией, развитием и жизнедеятельностью человека. Далее надо сказать, что наш мозг абсолютно уникален. Нет идентичных людей, нет одинаковых умственных возможностей и творческого потенциала. Каждый из нас уникальная личность.

Наконец, П.К. Анохин доказал в своих исследованиях, что мозг человека способен одновременно создавать громадное количество мыслительных моделей и каждый из нас от рождения одарен фактически неограниченным интеллектуальным потенциалом. П.К. Анохин сравнивал мозг человека с многомерным, полифоничес­ким музыкальным инструментом, который способен играть одновременно множес­тво различных мелодий.

Все приведенное выше, очень сжато, но убедительно доказывает, что каждый человек обладает от рождения громадным богатством, принадлежащим только ему,


Вестник 1

и только он может использовать свои потенциальные возможности. Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем ни один человек не смог и не сможет полностью ис­пользовать свой умственный потенциал, но то на сколько он его использует отлича­ет гения от лодыря.

Значит ли это, что люди от рождения равны и находятся в одинаковых усло­виях для реализации своего творческого потенциала. Естественно нет. Прежде все­го, как отмечалось выше, умственные процессы тесно связаны с физиологическими основами нашего тела и, во-вторых, зависят от факторов, влияющих на развитие организма. Ученые считают, что генетически обусловленная составляющая интел­лекта около 48% от его общей величины. Остальное — продукт социальных условий и обучения.

Существенное влияние на развитие экспериментальной психологии послу­жила концепция интеллекта, разработанная французским психологом Альфредом Бине (1857-1911). А. Бине разработал тесты, нацеленные на измерение коэффици­ента интеллектуальности, позднее названные (IQ), которые позволяли измерять процессы понимания информации, логического мышления и оценочного сужде­ния. В настоящее время такое понимание коэффициента интеллектуальности н<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.