Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-12-27 | 152 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Особая роль упражнений заключается в том, что происходит не просто закрепление знаний, а вырабатываются умения и навыки.
В разработке системы упражнений первостепенное значение имеет поэтапное формирование умений и навыков:
— подготовительные упражнения (теоретическое освоение объективной зако
номерности природы, проба и выработка простых умений);
—кратковременные тренировочные упражнения, вырабатывают умения и пластические навыки;
—длительные тренировочные упражнения — доводят навыки до степени интеллектуальных умений, когда эта задача реализуется без напоминания педагога.
XI. С помощью упражнений можно легко осуществлять контроль над уровнем
знаний, умений и навыков.
С помощью контрольных упражнений учитель способен проконтролировать степень усвоения пройденного материала учащимися и приучить учеников к самоконтролю. В том случае, когда ученик сам оценивает степень и верность руководства теорией при выполнении практических заданий для более прочного освоения нового материала необходимо выполнить серию упражнений.:
Обучающие упражнения
Закрепительно-
тренировочные
упражнения
Контрольные упражнения
Вестник № 1
Данная цепочка упражнений составляет необходимый минимум для освоения нового материала. Данные три вида упражнений выполняются именно в такой последовательности. При отсутствии или нарушении данной цепи нарушается последовательность действий и логика обучения. Данная система упражнений позволяет научить чему-либо, закрепить полученные знания и умения, развить умение до состояния навыка, проконтролировать степень освоения материала. Данная цепочка упражнений может быть дополнена и расширенна другими видами упражнений: демонстрационно-иллюстративными, развивающими, вспомогательными. Местоположение этих упражнений в системе обучения будет зависеть от изучаемого материала и цели их использования. Например, демонстрационно-иллюстративные упражнения могут применяться в процессе объяснения нового материала учителем, в процессе опроса по изучаемой теме, в качестве ответа учащегося, в процессе освоения изучаемого материала на практике, по сути дела в качестве обучающего упражнения. Развивающие упражнения всегда будут занимать место после закрепитель-но-тренировочных, так как предполагают наличие определенных навыков ведения работы в изучаемой области. Аналитические упражнения могут занимать место как перед, так и после обучающих упражнений. А также перед контрольными упражнениями или в качестве контрольных упражнений, в зависимости от цели их выполнения. Например, аналитические упражнения могут быть использованы учителем в процессе объяснения нового материала или учениками в процессе ответа, в качестве анализа натуры, работ великих художников, студентов и учащихся художественных вузов, школ и классов, сопоставления, например, натуры и ее изображения, теории и ее практического воплощения. В случае использования аналитического упражнения в качестве самоанализа данный вид упражнения может быть использован в качестве промежуточного или завершающего анализа ведения работы по рисунку и живописи.
|
Обучающие упражнения
Демонстрационно-иллюстративные упоажнения
Аналитические
упражнения (анализ
натуры, работ или
сопоставление)
Закрепительно-тренировочные упражнения
Развивающие упражнения
Аналитические упражнения (самоанализ)
Контрольные упражнения
Вестник № 1
Напоминаем, что разделение упражнений по видам является условным, так как большинство упражнений является одновременно и развивающими, и обучающими, и закрепительно-тренировочными.
|
В основу системы упражнений должен быть положен принцип от простого к слож ному. Например, тема «Перспективное построение куба». Г.В. Беда предлагает провести следующий ряд упражнений:
1. сделать зарисовки с проволочных моделей геометрических тел, поставленных в различное положение по отношению к горизонту;
2. нарисовать с натуры гипсовый куб, призму, пирамиду в разных положениях по отношению к линии горизонта;
3. провести перспективное рисование предметов домашнего обихода, близких к форме куба и призмы;
4. нарисовать по памяти куб и другие предметы в различных положениях.
По третьему пункту основной целью учебно-творческих работ является комплексное применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и, в частности, в процессе выполнения упражнений. И в этом тоже нужна тренировка. Например для того, чтобы научить детей писать натюрморт в технике лессировка — не достаточно сделать это один раз. Чтобы в полной мере освоить данную тему, необходимо знания, умения и навык в данной области закрепить не единожды на разных уровнях обучения.
Форма упражнений. Упражняться можно как в устной, так и в письменной форме. Например, анализ конструкции любого предмета с последующим трехмерным изображением невозможен без понимания его формообразования и умения мысленно расчленить предмет на составляющие. Без умения в устной форме производить анализ формы предмета нецелесообразно приступать к ее графическому изображению. Иначе произойдет копирование натуры на уровне внешнего сходства. Изображение будет двухмерным. Без умения производить анализ тоновых отношений в рисунке или цвето—тоновых в живописи не возможна грамотная работа над изображением и его соответствие натуре и т.д. То есть учитель должен на уроках изобразительного искусства с помощью упражнений в устной форме приучать детей размышлять над поставленной учебной задачей, анализировать натуру и свою работу, уметь находить ошибки и способы их устранения. То есть работать не бездумно копируя натуру, а постоянно находясь в процессе диалога с самим собой. Мысленно задавать самому себе вопросы и отвечать на них. Упражнения в устной форме — это ступенька к пониманию темы. С их помощью учитель может закрепить знания ученика по новому материалу, проверить уровень понимания изучаемой темы, закрепить навыки, и проконтролировать степень усвоения. О письменной форме упражнений более подробно изложено выше. Единственное, на чем мы хотим заострить внимание, так это на том, что устная форма упражнений должна предшествовать письменной и по необходимости чередоваться с ней.
|
Место упражнений в учебном процессе. Упражнения можно выполнять в начале, середине или конце урока. Место упражнений в учебном процессе на уроке зависит от вида упражнения, от цели и задач, которые решает учитель с их помощью. Например, их можно выполнять до, в процессе или после изложения теоретического материала. Например, в ряде случаев упражнения могут предшествовать изложению теоретического материала. Такой метод раскрывает перед детьми возможности самостоятельно анализировать натуру, делать теоретические выводы, формулировать их. На уроке рисунка в 6 классе в пленэрных условиях ребята могут
26
Вестник № 1
наблюдать законы линейной перспективы. Перед тем как приступить к их теоретическому изучению, можно попросить учеников сделать линейную зарисовку пейзажа с натуры, опираясь только на визуальную картинку. Последующий совместный анализ работ, логическое размышление над увиденным в свете изучения темы «Законы линейной перспективы» даст детям возможность самостоятельно сформулировать теоретически то, что они сделали практически. При изучении темы «Особенности изображения предметов, расположенных против источника освещения» в 8 классе так же целесообразно применить аналитическое упражнение перед изложением теоретического материала. Произвести в устной форме сравнительный анализ двух натурных постановок, расположенных в различном положении относительно источника освещения. То есть дать возможность ребятам самостоятельно увидеть разницу и сформулировать особенности освещения против источника освещения.
При изучении в 6 классе на уроках рисунка темы «Изобразительные средства» упражнения, демонстрирующие возможности карандаша, а также использование различных типов линий в целях передачи глубины пространства на плоскости листа лучше выполнять в процессе изложения материала одновременно с учениками. Иллюстрируя применение теории на практике в процессе изложения нового материала, и одновременно обучая данным приемам учеников.
|
В 6 классе на уроках живописи при изучении темы «Воздушная перспектива в натюрморте» для учителя логичнее вначале изложить материал, наглядно демонстрируя законы воздушной перспективы с помощью специального прибора, а также активно используя хорошо продуманный визуальный ряд (иллюстрации работ художников, студенческие и детские работы), а уже потом совместно с детьми выполнить упражнение, показывая практическое применение теории.
Количество упражнений в учебном процессе. Количество упражнений в учебном процессе вообще и на уроке в частности напрямую зависит в первую очередь от возраста учащихся, во вторую — от темы изучения. Г.В. Беда в пособии «Основы изобразительной грамоты» особое внимание обращает на количество упражнений. На то, что количество выполненных упражнений на прямую влияет на качество работы, уверенность в своих знаниях, умениях и навыках по изучаемой теме, на развитие определенных способностей. Например, на развитие глазомера, навыков владения карандашом и т.д. То есть качество осваиваемого материала, с его точки зрения, напрямую зависит от количества выполненных упражнений. Трудно не согласиться. Но учителю следует помнить об особенностях среднего школьного возраста учащихся 6—9 классов, о которых идет речь в данном случае. Дети 6—7 классов нетерпеливы, не готовы к длительной, монотонной работе. Их притягивает все новое и неизведанное. Развитие детей данного возраста чаще происходит «вширь», а не «в глубину». Они торопят события и часто в своих стремлениях забегают вперед. Например, очень часто ученики 6 класса не смотря на запрет рисовать складки, стремятся запечатлеть их в своих работах. При планировании уроков необходимо учитывать нестабильность интересов этого возраста, невысокий уровень целеустремленности в достижении поставленных целей, слабо развитое критическое отношение к своей деятельности. Именно поэтому многие учащиеся данного возраста довольствуются в работе малым. Учащиеся 8—9 классов обладают большей усидчивостью, целеустремленностью, упорством на пути достижения к поставленной цели. Они способны на более длительную работу в заданном направлении. Но при этом, в силу своего психофизиологического развития, не готовы к длительной, монотонной работе в одном направлении. Исходя из вышеизложенного можно сделать
27
Вестник № 1
вывод: в 6—9 классах необходимо строго следить за количеством упражнений на уроке и в учебном процессе вообще. Не следует забывать, что упражнения служат подготови тельным этапом к самостоятельному выполнению учебно-творческих работ. Излишне длительный период подготовки ведет к потере интереса к изучаемой теме, к усталос ти, ослаблению внимания и расхолаживанию ребят, уводит от осознания задач обуче ния. Достижение основной цели — комплексного применения знаний, умений и навыков в учебно-творческой работе по заданной теме становится недостижимо далеким. Что, в свою очередь, приводит к низкому качеству освоения материала.
|
Вместе с тем количество упражнений не должно быть необоснованно малым, нарушающим логику обучения. Форсирование событий также приводит к низкому качеству освоения материала.
Подбор и создание системы упражнений является делом сложным, требующий от учителя определенного уровня знаний в данной области и опыта работы.
Упражнения должны применяться рационально. Они не должны становиться для учителя самоцелью. Они должны гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения. Являться его важной, но не главной составляющей. Упражнения должны применяться учителем в качестве тонкого инструмента, с помощью которого учитель может обучать, направлять и корректировать работу своих учеников в заданном направлении. Учитель сам должен определять место, время проведения и содержание упражнений.
Время выполнения упражнения. Упражнения могут быть короткими и длинными. От 2—3 минут до 1—3 часов. С целью усиления внутрипредметных связей можно отрабатывать навыки с помощью упражнений почти на каждом уроке. Можно использовать пятиминутные задания упражнения, как практические, так и устные. Как на уроках русского языка, математики и т.д. Например, изучая предложение Леонардо да Винчи осуществлять построение изображаемых объектов в геометрических фигурах, можно на протяжении многих уроков (лет) предлагать ребятам проанализировать устно из каких геометрических тел состоит тот или иной объект изображения или продемонстрировать это с помощью краткосрочного наброска. С течением времени объекты изображения будут меняться от простых к сложным. В 6 классе ими будут простые предметы быта. В 7—8 классах, предметы быта сложной формы, животные, человек. В 9 классе — голова и фигуры человека и т.д.
В свою очередь, упражнение к теме «Мимика лица» в 7 классе, направленное на изучение и практическое использование мимических схем, рассчитано на 3 часа.
28
Вестник № 1
Кондакова B. C., Ломизе И. Е.
«ПОТАЛА» 1939 ГОДА- ПОИСК АТРИБУЦИИ (О ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЕ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ)
Изучению живописного наследия Николая Рериха посвящена обширная литера тура. Рассмотрены и проанализированы различные аспекты его творческих интересов. Особое внимание уделено картинам, созданным по материалам и впечатлениям транс гималайской экспедиции. Сделаны попытки изучения творческого метода художника, но, к сожалению, их мало. Казалось бы, экспертиза живописных работ Н. Рериха не должна представлять особых трудностей. Например, произведение «Потала», датиро ванное 1939 годом. Авторство Николая Рериха ранее как будто не вызывало сомнений, и все же...
Период середины 1930-х — 1940-х годов явился одним из наиболее драматичных в жизни семьи Рерихов, которая не имела возможности вернуться в охваченную войной Россию. Оказавшись к тому же по сути дела вне закона в США — «родине» наиболее значимых рекордов Н.К. Рериха в деле сближения СССР и США через проведение совместных художественно-культурных мероприятий, Рерихи продолжали жить в Индии и поддерживать контакты с друзьями и единомышленниками из Индии, Европы и США. Однако уже в конце 1930-х годов в письмах Е.И. Рерих знакомым в Европу нередко говорит о возникавших финансовых затруднениях как для членов семьи, так и в плане продолжения той плодотворной творческой и исследовательской работы в долине Кулу, которая была начата ими сразу по окончании Центрально-азиатской экспедиции в 1929 году. Например, в письмах от 1935 года Елена Рерих с горечью отмечает: «Все мы должны зарабатывать свой кусок хлеба... Мы... работаем на пределе нужды и возможностей» (24.09.35).
Именно к этому периоду относится создание предмета настоящего исследования — «Лхаса. Потала» (1939) Холст, темпера, 91,5 х 152,5.
Итак, при первом взгляде на картину «Потала» (ил. 1) возникло два взаимоисключающих импульса — Рерих и «не совсем» Рерих (подразумевая Николая Рериха). Чуждыми его почерку выглядит двухъярусная композиция и графическая жесткость, почти фотографичность всего изображения — в особенности дворцовых построек и дальних гор. Почти одновременно с этими наблюдениями приходит еще одна мысль: картина, несомненно, связана с «рериховским гнездом» не только тематически, но и рядом приемов письма, что подтверждается даже при беглом осмотре.
«Потала» написана темперой на тонком мелкозернистом сероватом холсте плотного прямого плетения, экранирована тонкой тканью, похожей на бязь. Тип основы чрезвычайно характерен для работ, происходящих из дома Рерихов. О том же говорит сама живопись, а именно специфика шершавой поверхности картины. К тому же на перекладине авторского подрамника нанесена слева надпись на санскрите: «Потала. Дворец далай-ламы» (ил. 2), справа — цифра 10 в прямоугольнике, то есть зашифрованный год — 1939, далее латиницей: «Potala. N. Roerich» (ил. 3). Со стороны живописи в левом нижнем углу картины — монограмма Николая Рериха (ил. 5), по способу нанесения и начертанию не вызывающая сомнений в подлинности.
Прежде чем перейти к подробному изложению результатов всестороннего исследования данного произведения, скажем о провенансе. Из Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке сообщили, что картина с таким названием была в том же
29
Вестник № 1
1939 году «продана автором [то есть Рерихом] Чарлзу Крейну (Charles Crane)». Известно также, что до 1973 года эта картина находилась в семье Крейнов и переходила по наследству1. (Имя Николая Рериха в этом документе названо не было).
Чарлз Крейн был известной фигурой не только в политических, но и художественных кругах Америки. В том числе во время проведения в 1924 году в Нью-Йорке выставки русских и советских мастеров, организованной И. Грабарем, именно Крейн становится главным меценатом, вложившим в нее значительные средства. Вообще надо сказать о том, что Крейн играл заметную роль в деле так называемого «продвижения» русского искусства в США. Например, в ходе своих многочисленных визитов в Россию, а затем и в СССР дипломат нередко заказывал русским мастерам картины на определенную тему2. К тому же большое значение в деле осуществления Николаем Рерихом ряда международных научных проектов имела поддержка влиятельных лиц в политической жизни США — Франклина Рузвельта и Чарлза Крейна.
Казалось бы, происхождение картины из собрания Крэйна исключает сомнения в авторстве Николая Рериха, и все-таки они остались. «Потала» написана в манере, несколько несвойственной художественному почерку Николая Рериха, для произведений которого характерным является ощущение свободы при внешней лаконичности форм и очертаний, спокойное величие и эпичность изображаемого. Данное произведение, напротив, отличает жесткость и дробное перечисление второстепенных деталей при передаче архитектуры резиденции далай-ламы, показательное более для архитектора, нежели живописца. Общий композиционный и цветовой строй произведения напряженный и даже драматичный благодаря выбранному ракурсу, при котором дворец как бы «притаился» в окружении гор, а также — несколько мрачной оранжево-багровой гамме.
Продолжали смущать стилистические особенности полотна, двухъярусность композиции, суховатая графичность архитектуры, непривычное развитие пространства. Одна из особенностей пространственного построения композиций в работах Николая Рериха в том, что он оставляет пустым первый план, срезая его нижним краем картины. Создается своеобразный порог, лишь переступив который мы попадаем в «срединное пространство», плавно перетекающее в глубокие дали, замкнутые горами. Эта особенность художественного мышления Николая Рериха подмечена А.Д. Алехиным, изучившим метод работы художника. Алехин пишет: «Большинство работ Рериха начинается как бы со второго плана; первый же план словно остается за нижней рамой картины. Это позволяет художнику избежать показа многочисленных подробностей, добиться большей обобщенности изображения, достичь впечатления эпичности»3.
Иной подход к передаче пространства мы видим в картине «Потала». Вдоль подножия горы сразу от нижнего края картины по диагонали вглубь уходит плотная застройка узкой улочки разновеликими и разнохарактерными постройками, прочитывается даже планировка некоторых из них. Множество лестничных сходов
1 В 1973 году владелицей картины являлась Рут Вейд Ши, мать жены Чарлза Крейна. Точные
сведения о дальнейшей судьбе картины нам не известны, кроме того, затем она побывала в ряде час
тных коллекций в Соединенных Штатах и России.
2 Так, в начале 1920-х годов в США Николаем Рерихом для него было написано несколько
произведений, в том числе «Ростов Великий» (1922). Так называемая «русская» коллекция Чарлза
Крейна, дипломата и посла США в СССР и Турцию, весьма разнообразная по своему составу (от
произведений В. Верещагина, И. Билибина, Ф. Малявина и Н. Рериха до икон и кузнецовского фар
фора) была представлена на аукционе Кристис в ноябре 2005 года.
3 Алехин АД. Творческий метод Н.К Рериха // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник
статей. М., 1978, С. 56.
Вестник № 1
соединяют их с грандиозным комплексом дворцовых сооружений. Сложный ритм лестничных маршей, соотнесенных с рельефом местности, как бы возносит жилище далай-ламы над миром простых смертных. Горы, замыкающие композицию, служат условным фоном этой величественной постройке. То есть в произведении присутствуют не только загруженность первого плана, но дробность изображения, вообще чуждые художественному мышлению Николая Рериха. В колористическом решении «Поталы» использованы цвета, каждый из которых (в отдельности) возможны в палитре Николая Константиновича. Но взятые в иных соотношениях и ином тональном развитии они создают не свойственный работам мастера эмоциональный настрой. Преобладающие в «Потале» горячие сиренево-оранжево-коричневатые тона первого и среднего планов противопоставлены холодному голубому цвету далеких гор и желтизне узкой полосы неба. Оттенки оранжевых гор за дворцом создают эффект свечения, исходящего от темной мрачноватой громады. Этот цветовой и «тепловой» контраст создает напряженную атмосферу в поле картины. От нее веет тревожным, тяжелым, подавляющим величием. Подобное настроение несовместимо с оптимистическим мироощущением Н. Рериха. Тем более что известна другая картина Николая Рериха, изображающая этот же дворец, но с противоположной стороны и проникнутая иным настроением («Лхаса», 1942).
Логически рассуждая, понимаешь, что полотно, происходящее из дома Рерихов, создано либо Николаем, либо Святославом, либо является их совместной работой. В последнем предположении нет ничего невероятного, поскольку, как отмечалось выше, Святослав помогал отцу в оформлении спектаклей. Так, один из исследователей наследия Н. Рериха, автор монографии С. Тюляев пишет о том, что в начале 1920-х годов: «Николай Константинович создал много постановок русского цикла для Чикагской оперы, и Святослав Николаевич помогал отцу делать декорации и эскизы костюмов»1. У отца и сына был опыт совместной работы в области театрального искусства, что делает вероятным соавторство и в станковой живописи. К тому же Святослав Рерих, несомненно, испытал влияние живописного почерка отца, вероятно даже подражал ему, хотя, может быть, и не вполне осознанно. Впрочем, и сам Святослав Николаевич говорил, «...что он привык непроизвольно мыслить в русле убеждений Николая Константиновича, и то, что было у него общего в искусстве с отцом, сделалось частью его собственной природы»2.
Несомненное влияние на становление С. Рериха как художника оказало наблюдение работы Николая Константиновича. Одновременно с живописью С. Рерих увлекался сценографией, историей искусства, позднее, в годы пребывания в США, изучал архитектуру в Колумбийском и Гарвардском университетах. С. Рерих также принимал участие в работе Н.К. Рериха над декорациями к оперным постановкам в Лондоне, а затем и в Чикаго.
В 1931 году, по окончании учебы Святослав Рерих переезжает в Индию. В 1936—1937годах состоялись первые персональные выставки С. Рериха в Индии, а в конце 1930-х — 1941 годах — еще несколько передвижных выставок по городам
1 Тюляев С. Святослав Рерих. М. 1977, С. 7.
Однако другой исследователь творчества Н.К. Рериха, Е. Яковлева, также упоминает этот факт, не называя конкретных работ Святослава в области театрально-декорационного творчества. Так, Е. Яковлева говорит о том, что в некоторых работах Николая Рериха 1919 — начала 1920-х годов наблюдаются несвойственные его творческому почерку черты, среди которых упоминается эскиз «Палаты Голицына» к «Хованщине» (1919, Ковент-Гарден, Лондон). См.: Е.Яковлева. Театрально-декорационное творчество Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996, С. 89; С.Н. Рерих. Каталог. М.: Советский художник, 1974.
2 Там же, С. 9.
Вестник № 1
Индии, а также в Соединенных Штатах Америки (Чикаго). В эти годы он продолжал много писать серии этюдов, в основном с натуры. Во второй половине 1930-х годов у Святослава появляется много полотен, посвященных жизни индийского народа. Однако излюбленными жанрами являются портрет и пейзаж. Особое место в творчестве С. Рериха занимают пейзажи с характерным выбором неожиданных ракурсов (как правило, с высоты птичьего полета) и контрастной палитрой. В пейзажах нередко присутствуют архитектурные строения: храмы и простые деревенские хижины, укрытые в зелени лесов на склонах долины Кулу. Многие произведения исполнены сложных ритмов в форме облаков и силуэтов горных вершин, подчеркнутых характерным для дальнейшего творчества художника ритмическим сопоставлением цветовых плоскостей. Именно в Индии, с которой его жизнь оказалась связанной с 1930-х годов, наиболее четко определяются художественные пристрастия художника.
В картинах раннего этапа так называемого «восточного» периода показательным, в ряде случаев, становится использование приемов, являющихся более характерными для творчества Н.К. Рериха. Обращают на себя внимание применение локального цвета, стремление к воплощению философских концепций в так называемых «программных» произведениях — когда одно из них является смысловым продолжением предыдущего; а также тяготение к монументальным композиционным решениям. Вместе с тем произведения СИ. Рериха отличает жесткий, по-чертежному, выверенный рисунок в отличие от легкой и пластичной линии в работах отца, а также контрастная цветовая гамма, построенная на сочетании теплых охристых, зеленых и глубоких лиловых тонов1.
Основной техникой к этому времени, так же как в творчестве Николая Рериха, становится темперная живопись по холсту и картону (реже — по оргалиту).
Сказанное выше позволяет нам объяснить все живописно-пластические несоответствия почерку Николая в картине «Потала» участием его сына. Этим объясняются также отмеченные выше особенности пространственно-композиционного решения, повышенная роль линии и эмоциональный настрой картины, выраженный через линейный ритм и цветовую гамму композиции.
Если «Потала» — произведение, созданное при участии Святослава Николаевича, то он, несомненно, использовал в своей работе фотографию дворца далай-ламы. Подтверждение тому находим в современных фотографиях этого архитектурного комплекса, сохранившего старые дома и планировку улицы у подножия магической горы (ил.). Отсюда архитектурная точность прорисовки всех построек. А повышенная роль линии в образном и живописном строе картины показывает отношение художника-архитектора к линии как конструктивному элементу. Эмоциональная насыщенность исследуемой картины, о чем говорилось выше, связана и с индийской эстетикой, и с представлениями Рерихов о необходимости «передать общий синтез, не только того, что вы видите, но и того, что ощущаете, то, что вы восприняли с самого начала»2.
Несмотря на отмеченное стилистическое несоответствие «Поталы» работам Николая Рериха, его авторство в картине предстояло проверить и на технологическом уровне. К этому обязывало наличие его монограммы и длительное бытование картины с подобной атрибуцией.
Структура живописи без грунта от подготовительного рисунка до завершаю-
1 В Индии творчество С.Н. Рериха получило большое признание, поэтому его произведения
считаются национальным достоянием и входят в собрания целого ряда музеев. В 1961 году прави
тельство Индии наградило Святослава Рериха высоким гражданским орденом Падма Бхушан.
2 Там же, С. 245.
Вестник № 1
щих мазков имеет свои «за» и «против» заявленного авторства Николая Рериха.
Вся композиция тщательно нарисована кистью, темной краской. Отсюда возникает суховатая графичность изображения. Самодовлеющая роль линейно-графического начала усилена одноцветными, длинными мазками, подчеркивающими сложность рельефа гор первого плана (ил.). В картинах Рериха-отца рисунок органично сочетается с собственно живописной тканью, взаимодействуя с красочным слоем и уточняющим рисунком поверх него (ил.). Это отметил и А.Д. Алехин, анализировавший метод работы Николая Рериха: «Тонко чувствуя красоту линий, Рерих умел прекрасно сочетать ее с общим тоновым и цветовым строем композиции»1.
В картине «Потала» рисунок выполняет свою основную функцию — строит композицию. То есть, с точки зрения почерковых признаков подготовительный рисунок в исследуемой композиции противоречит авторству Николая Рериха. Однако в полном соответствии с его приемами письма ведется работа красками. Картина не имеет подмалевка, хотя некоторые изобразительные элементы написаны в два — три слоя. Внимательный анализ фактуры живописной поверхности картины и тут выявляет ряд отличий. Наиболее очевидны они там, где завершающие мазки нанесены мягкой кистью жидкой, но не текучей краской. Их равномерная плотность по всей длине, гладкая поверхность и удивительная прямолинейность вступает в противоречие с общим характером поверхности и не находит аналогий в многочисленных образцах почерка Николая Рериха.
Так же как изучение структуры красочного слоя и особенностей фактуры живописной поверхности, рентгенографическое исследование «Поталы» не дало однозначных результатов. Анализ эталонного ряда рентгенограмм с работ Николая Рериха 1920-х — 1940-х годов, написанных темперой на холсте (как и «Потала»), позволяет говорить о постоянстве живописного почерка художника. Всем им свойственна неяркая рентгеновская светотень, слабая выраженность мазка и наличие темного контура в касаниях предмет — фон. Моделировка формы ведется жидкой краской как бы впитавшейся в холст и едва уловимым увеличением плотности краски в моделировке объема. Вариант моделировки формы — по жидкой прописке наносится «сухая» краска, неравномерно цепляющаяся за неровности основы, местами буквально скользя ее гребешками.
При сравнении эталонного ряда с рентгенограммами картины «Потала» имеем совпадение в виде темных контуров на границе предмет — фон и приемов работы с «сухими» протяжками краски. Но есть и отличия — яркая контрастная светотень, что связано с более высокой рентгеновской плотностью живописи, чем это свойственно работам Николая Рериха.
Итак, стилистическое и технологическое исследование картины «Потала» не привело к утверждению авторства Николая Рериха или его отрицанию. Результаты комплекса проведенных работ балансируют между тем и другим. В частности известен портрет Николая Рериха на фоне строения, полностью повторяющего архитектуру дворца Поталы, написанный сыном в 1932 году Иконография этой картины из частного собрания в США (Темпера, холст 124x153), особенно ее суховатая документальность в передаче архитектуры идентична исследуемому полотну.
Сравнительный анализ ряда произведений С.Н. Рериха на предмет идентифи
кации художественного почерка с вышеозначенным образцом проводился на основе
изучения экспонатов из собрания Государственного музея Востока, время создания ко
торых максимально приближено к рассматриваемому периоду (1935—1943 годы):
_____ «Храм Трипуры» (1937 г., Масло, холст. 60,7x91. № 9551П), «Дамодар Кунд»
1 Там же, С. 58.
Вестник № 1
(1943 г., Темпера, холст. 138x87. № 9580П), «Наггар. Кулу» (1938 г., Тепера, холст. 60,5x91. № 9587П). И, наконец, одно из произведений, задействованных в работе, относится к более позднему периоду — «Лахул Карданг» (1974 г., Темпера, холст. 91,5x61. №9555П).
В архитектурно-пейзажных композициях кисти Рериха-сына очевидны «фамильные» приемы письма, быть может, несколько жестче использованные (ил. 30-31). При внешнем сходстве они имеют внутреннее различие, выявляемое при инструментальном исследовании живописи. Явственнее всего оно выступает на рентгенограммах.
Как уже отмечалось, рентгенограммы картины «Потала» отличаются от эталонных материалов, характеризующих почерк Николая Рериха, повышенной контрастностью — ярче свет, глубже тень. Именно этими качествами обладают рентгенограммы произведений Святослава «Дамодар Кунд» 1943 года и «Лахул. Карданг» 1974 года (ил. 32-33 — рентгенограммы). Они написаны с интервалом в 30 лет и говорят о постоянстве приемов письма. Следовательно, их сходство с рентгенограммами нельзя считать случайностью. Есть еще один ранее не замеченный признак. Многослойная «сухая» кладка краски создает эффект осыпей, хорошо видимый на рентгенограммах. Аналогичный эффект есть и в картине «Яки» 1935 года (ил. 34-35). Ни с чем похожим в работах Рериха—отца нам встречаться не приходилось.
К сожалению, технологические особенности живописи Святослава Рериха почти не изучены, а эталонная база минимальна, что также не позволяет делать вывод об авторстве этого художника в картине «Потала».
34
Вестник № 1
Кондакова Е.
АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ НИКОЛАЯ РЕРИХА: 1920-1923 ГОДЫ
Предметом статьи является так называемый «американский» период в творчестве Николая Константиновича Рериха (1874—1947), русского художника, ученого, писателя и мыслителя нового религиозно-философского направления начала XX столетия. Период фактического пребывания Николая Константиновича Рериха в США с декабря 1920 по май 1923 года, был необыкновенно насыщен событиями и достижениями. Именно в эти годы Н. Рерих выдвинул принципиально важный тезис о «единой культуре», позволивший во многом по-новому осмыслить многовековой духовно-нравственный и художественный опыт цивилизаций Востока и Запада, и, в результате, определивший направление дальнейшей деятельности. Наиболее важные достижения этого этапа находятся в сфере изобразительного творчества и просветительской деятельности Николая Рериха.
В многочисленных на сегодняшний день монографиях и статьях творчество Н. Рериха, как правило, рассматривается в связи с тремя крупными темами, а именно: «Рерих и Россия», «Рерих и Восток», а также «Рерих и театр». Все три направления анализа материала логически взаимосвязаны, поскольку тема Древней Руси и мир восточных преданий являлись лейтмотивами значительного числа произведений мастера как в области живописи, так и в театрально-декорационном творчестве. По сравнению с широкой степенью изученности так называемого «русского» (1897—1916) и «восточного» (1923—1947) периодов, «американский» период (1920—1923) до сих пор недостаточно рассмотрен, поскольку не являлся самостоятельным предметом исследования в отечественномискусствознании.
Как один из многих русских художников, оказавшихся в те годы за границей, Н. Рерих поддерживал контакты с представителями русского зарубежья, разде
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!