Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-12-27 | 148 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вестник
Московского государственного областного университета
Серия
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ
ИСКУССТВУ»
№1
Москва
Издательство МГОУ
2007
Вестник
ШТРИХОВАЯ
ХАОТИЧНАЯ
НАПРЯЖЕННАЯ
ПОРЫВИСТАЯ
ПЛАВНАЯ
СОЧЕТАНИЕ ПРОВОЛОЧНОЙ СО
сложной
НАЩУПЫВАЮЩЕЙ
ПО ФОРМЕ
ПЛАСТИЧНАЯ
КОМБИНИРОВАННАЯ
СЛОЖНАЯ НАЩУПЫВАЮЩАЯ
ВАЛЕРНАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАСТИКА
ВАЛЕРНАЯ
Умение выдерживать точное направление линий также касается и уроков чистописания, на которых ученики должны следовать наклонным и горизонтальным направлениям при изображении букв.
Наблюдения за продуктами изобразительной деятельности детей, выполненных в домашних условиях, на школьных уроках, в условиях специальных занятий, показывают целесообразность выявления следующих характерных признаков линии.
Проволочная линия. Мало осознанные движения руки, держащей карандаш, переходящие в сознательные действия рисующего.
Проволочную линию можно рассматривать в трех различных уровнях:
■1-й уровень — линия «жесткая», оставляющая глубокий след на бумаге, стиранию ластиком фактически не подлежит. Такой тип линии самый примитивный, соответствует неразвитым двигательным навыкам руки;
■2-й уровень — линия «легкая», иногда неуверенная, тем не менее эта линия может уточняться, что является важным моментом в изобразительной деятельности детей;
■3-й уровень — линия «мягкая», выразительная, на всем своем безотрывном протяжении отличается ровным нажимом, изображение четкое, может быть подвергнуто уточнению с помощью ластика.
|
Сочетание проволочной линии со сложной нащупывающей. Постепенный переход к сознательным, логическим действиям рисующего.
Вестник № 1
Сложная нащупывающая линия может рассматриваться в трех качественных уровнях, применительно как в изобразительной деятельности на обычных уроках изобразительного искусства, так и в специальной подготовке будущих художников:
■низкий — линия неуверенная, со значительными отклонениями от выбранного построения — движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 1,5—5 миллиметров;
■средний — линия достаточно точно обозначающая построение изображения - движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 0,5—1,5 миллиметров;
■высокий — линия очень точно обозначающая построение изображения — движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 0,3—0,5 миллиметров.
ТТТт риховая линия. Спонтанные действия рисующего, переходящие в сознательные, а в последствие доведенные до автоматизма:
■низкий — штриховые линии хаотично заполняют пространство обозначенного контура, иногда заходя за его пределы. Штрихи не полностью заполняют контур изображения;
■средний — штриховые линии аккуратно заполняют обозначенный контур. Штрихи ложатся в одном направлении;
■высокий — штрихи ложатся по форме, комбинируются по направлениям (например, форма кринки обозначается сочетанием овальных штрихов по ширине предмета и по его высоте). Наивысший уровень владения штриховой линией, когда эта линия наделяется переменным нажимом, то есть валером.
Валерная линия. Спонтанная, неосознанная. Наличие этих плавных линий в рисунках, наделенных различным нажимом карандаша, направлены на достижение выразительности изображения.
Способность проводить правильно вертикальные и горизонтальные линии. Спонтанные действия, переходящие в сознательные:
|
■низкий — линии в горизонтальных и вертикальных направлениях имеют значительные отклонения — до 1-2 сантиметров;
■средний — линии в горизонтальных и вертикальных направлениях имеют незначительные, но все же заметные отклонения;
■высокий — линии точно выдерживают заданные направления.
Таблица № 1. Линия в рисунке
Возраст | 3—5 лет | 5—6 лет | 6—7 лет 1 класс | 7—8 лет 2 класс | 8-9 лет 3 класс | 9-10 лет 4 класс | 10-11 лет 5 класс | 11—12лет 6 класс | ||||||||||||||||
Общее количество | 52-100% | 78 - 100% | 243 - 100% | 236 - 100% | 248 - 100% | 254 - 100% | 243 - 100% | 239 - 100% | ||||||||||||||||
Уровень | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Проволочная «жесткая» | 46 | 25 | 36 | 5 | 1 | |||||||||||||||||||
89 | 32 | 15 | 2 | 0,5 | - | - | - | |||||||||||||||||
Проволочная «легкая» | 4 | 3 | 19 | 24 | 19 | 15 | 5 | 5 | ||||||||||||||||
7 | 4 | 8 | 10 | 7,5 | 6 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Проволочная «мягкая» | 2 | 50 | 175 | 186 | 151 | 109 | 90 | 57 | ||||||||||||||||
4 | 64 | 72 | 79 | 61 | 43 | 37 | 24 | |||||||||||||||||
Сочетание проволочной со сложной нащупывающей |
|
| 13 | 17 | 68 | 114 | 129 | 151 | ||||||||||||||||
|
| 5 | 7 | 27 | 45 | 53 | 64 | |||||||||||||||||
Сложная нащупывающая | 3 | 1 | - | 5 | 3 | 1 | 6 | 8 | 2 | 5 | 7 | 7 | 5 | 11 | 9 | |||||||||
1,5 | 0,5 | - | 2 | 1,5 | 0,5 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3,5 |
18
Вестник № 1
Штриховая линия | 45 | 7 | - | 62 | 16 | - | 187 | 56 | - | 160 | 73 | 3 | 90 | 153 | 5 | 66 | 183 | 5 | 24 | 214 | 5 | 14 | 217 | 8 |
87 | 13 | - | 79 | 21 | - | 77 | 23 | - | 68 | 31 | 1 | 36 | 62 | 2 | 26 | 72 | 2 | 10 | 88 | 2 | 6 | 91 | 3 | |
Банерная | 32* | - | - | - | 3 | 4 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
54* | - | - | - | 1Д | 1,4 | 1,3 | 1,5 | |||||||||||||||||
Направление линии | 52 | - | - | 62 | 14 | 2 | 159 | 57 | 27 | 130 | 73 | 33 | 69 | 139 | 40 | 53 | 155 | 46 | 31 | 156 | 56 | 26 | 148 | 65 |
100 | - | - | 79 | 18 | 3 | 66 | 23 | 11 | 55 | 31 | 14 | 28 | 56 | 16 | 21 | 61 | 18 | 13 | 64 | 23 | 11 | 62 | 27 | |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
«Жесткая» проволочная линия характерна для рисунков дошкольников 3—5 лет (89%), значительно сокращается в старшем дошкольном возрасте и почти исчезает в младшем школьном возрасте. Объясняется это совершенствованием двигательных навыков руки ребенка.
|
«Легкая» проволочная линия в констатирующем эксперименте у детей дошкольного возраста в рисунках наблюдалась достаточно редко. И это проявление в основном было связано с определенной нерешительностью детей, боязнью «испортить» лист бумаги. У детей начальных классов эта линия в рисунках уже занимала значительное место, что говорило уже не столько о нерешительности ребенка, сколько о необходимости иметь возможность исправить изображение, воспользовавшись ластиком. Выделение этого параметра нам представлялось важным для дальнейшей организации обучающего эксперимента.
«Мягкая» проволочная линия, начиная с рисунков детей дошкольного возраста, быстро распространяется в рисунках детей младших классов. В наших экспериментах пик проявления этой линии пришелся на детей вторых классов. В спонтанной изобразительной деятельности эта линия наилучшим образом способствует удовлетворению замысла ребенка. Она выразительная и четкая. Рисунок, выполненный ею, отличается ясностью и законченностью. В то же время эта линия, и соответственно изображение, часто подвергается уточнению с помощью ластика. К среднему школьному возрасту эта линия постепенно уступает место более качественному характеру линии — сочетанию проволочной линии со сложной нащупывающей.
Отдельные предметы изображения, которые не представляют для ребенка особых трудностей воспроизведения, выполняются «мягкой» проволочной, безотрывной линией. Но там, где возникают проблемы — трудно правильно провести линии в данном направлении, например, горизонтальную линию, не поворачивая листа бумаги, или не совсем ясно как изобразить предмет, появляется сложная нащупывающая линия. «Жесткая» проволочная линия из подобного сочетания уже исключается. Все большее место здесь занимает «легкая» проволочная линия.
Появление сочетания сложной нащупывающей линии с проволочной постоянно увеличивается от класса к классу.
В то же время у отдельных школьников рисунки начинают выстраиваться с помощью сложной нащупывающей линии. Особенно это характерно в тех случаях, когда учитель-предметник ставит специальные задания на выполнение изображений с натуры — гипсовые геометрические тела, гипсовые розетки и т.д. Специально поставленная задача на графическое исполнение изображения провоцирует детей на поиски более точного построения рисунка, и соответственно на использование нащупывающей линии. И здесь начинают проявляться характерные индивидуальные особенности детей, при которых для одних проведение таких линий представляет определенные трудности и качество таких линий достаточно низкое, а для других — движения линий более правильные и четкие. Особенно различия в качественных уровнях сложной нащупывающей линии, обнаруживаются на специальных заняти-
|
19
Вестник № 1
ях рисунком в классах с углубленным изучением предметов изобразительного цикла или в детских художественных школах.
Эта же проблема существенна и в профессиональной подготовке художников. Хорошо известно, что навыки в свободном владении карандашом или другими графическими материалами, должны постоянно подкрепляться каждодневными набросками и зарисовками.
Штриховая линия от возраста к возрасту приобретает все более аккуратные способы реализации. Штрихи все меньше заходят за контур изображения и более плотно заполняют заданный контур. Заметно улучшение способов использования штрихов — от хаотичных к движению по форме. Но следует отметить, что этот процесс на практике связан исключительно со спонтанными проявлениями ребенка в изобразительной деятельности, по крайней мере до тех пор, пока ребенком не займется учитель-предметник. Поэтому прогресс в этом направлении явно недостаточный.
Валерная линия в рисунках, выполненных на уроках изобразительного искусства обнаруживались крайне редко и только в тех случаях, когда ребенок делал очень быстрые изображения.
Направлению линий на занятиях и уроках изобразительным искусством придается крайне мало внимания. И здесь ребенок также предоставлен сам себе и прогресс очень незначительный.
Результаты наблюдений указывают на явные недостатки в работе педагогов и учителей изобразительного искусства, которые совершенно не придают значения характеру линии в рисунках детей. Чисто графическим навыкам уделяется очень мало внимания. В начальных классах почти не встречаются задания по рисунку. В 5—6- классах, где такие уроки включены в программу, но они практически игнорируются учителями.
Линия не только основа любого изображения — характер этой линии имеет существенное значение в выразительном построении композиции. Возрастные изменения ребенка отражаются и в характере используемой им линии в рисунке. Насколько сознание включено в изобразительный процесс, насколько оно управляет движением руки, насколько оно опережает это движение.
|
На занятиях с детьми, особенно когда это касается рисунка как такового, фактически отсутствует так называемый «натуральный» метод, основу которого составляют быстрые наброски и зарисовки. Гибкость руки, острота восприятия на таких занятиях совершенно не развиваются. Рисунку и линии, которая выстраивает рисунок, как основе живописных и декоративных композиций, учителями на уроках изобразительного искусства не придается особого значения.
Совершенствование в использовании линии в рисунке обнаруживает определенные переходы в процессах изобразительной деятельности детей.
Так, проволочная линия, «жесткая», в основе которой лежат еще очень неосознанные психические процессы, постепенно заменяется «легкой» и «мягкой», предполагающей некоторое целенаправленное действие, в основе которого все больше обнаруживается некоторый внутренний план действий.
Сочетание проволочной со сложной нащупывающей линией еще больше обнаруживает выше указанные тенденции. Появление сложной нащупывающей линии в рисунке указывает на переход в плоскость логического подхода в процессах изобразительной деятельности начинающего художника.
Штриховая линия в рисунках дошкольников — своеобразная раскраска, ее использование основано на ярко выраженных эмоциональных процессах. Постепенно ее использование наполняется определенной логикой подчинения смыслу
20
Вестник № 1
и форме предметов. Однако совершенствование технических приемов в овладении штриховой линией переводит рисующего в плоскость творческого состояния, при котором он не заботится об «аккуратности» штриха, а использует его как некое выразительное средство изображения. Штрих может наполняться своеобразным вале-ром, в котором много неповторимости и внешней случайности, который и составляет творческую основу изображения. Действия художника здесь приобретают «осмысленную» легкость, освобожденную от логической направленности, придающее изображению неповторимую индивидуальность и яркость.
Валерная линия обнаруживается во многих каракулях. Линии эти крайне случайные, неосознанные. Впоследствии такие линии исчезают и появляются только в отдельных изображениях набросочного характера.
На наш взгляд, использование валерной линии может шире представить возможности изобразительной деятельности ребенка. Научить ребенка более гибко использовать изобразительные навыки для быстрого фиксирования предметов окружающей действительности.
Правильное проведение вертикальных и горизонтальных линий явно обнаруживает тенденции перехода от неосознанных действий к сознательным, а затем, в силу совершенствования технических навыков, эти действия могут обрести ту легкость, при которой художник уже не думает о том, как у него могут получиться изображения этих линий.
Литература
1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 508 с.
2. Графика Нади Рушевой. Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1976. — 120 с, ил.
3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.
4. Киреенко В.И. Наблюдения над использованием вертикали и горизонтали в детских рисунках/ Психология рисунка и живописи. - М.: АПН РСФСР. - 1954. - С. 59-68.
5. Киреенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-304 с.
6. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АГАР, 1997. — 304 с, ил.
7. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965. — 214 с.
8. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. — М.: Искусство, 1952. — 592 с.
21
Вестник № 1
Кармазина М. В.,
аспирант кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ
РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА
Специфика предметов «Живопись» и «Рисунок» заключается в том, что данные предметы включают в себя два основных вида работы: упражнения и учебно-творческие задания. Оба вида работы тесно взаимосвязаны между собой.
Упражнения и учебно-творческие работы во многих случаях до сих пор не являются звеньями в одной цепи образовательной системы. Между тем от реализации целей и задач каждого из этих видов работ во многом может зависеть успех всего образовательного процесса. Их объединяет общая цель. И упражнения и учебно-творческие работы призваны обеспечить усвоение материала на теоретическом и практическом уровне. Но их роли на пути реализации данной цели различны.
■ Основная роль упражнений заключается в подготовке учащихся к самостоятельному выполнению учебно-творческих заданий. Значит, упражнения носят вспомогательный характер.
■ Основная роль учебно-творческих работ заключается в обобщении пройденного материала по изучаемой теме. То есть учебно-творческие работы это конечный результат освоения изучаемой темы. Его апофеоз.
Макаровская И. В.,
аспирантка кафедры декоративного искусства МП ГУ
Литература
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Издательство Казанского университета. — 1988. — С. 233.
2. Maslow AN Motivation and personality // Under the g. of Murphy С N. У—Harper.—1959. - V XTV—411 p.
3. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика.— А.: Педагогика.— 1976.
4. Шангина Е. Проблема диагностики художественных способностей и творческого потенциала будущих студентов // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов.— М.: ГИТИС-1984.-С. 123.
5. Алякринский Б.С. О таланте и способностях.— М.: Знамя. — 1971. — С. 5.
54
Вестник № 1
Новикова Л. В.,
старший преподаватель кафедры декоративного искусства МГПУ (г. Москва)
ДИЗАЙН - ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ СРЕДЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Художественное, в том числе и дизайнерское образование сегодня, в связи с коренными изменениями социально-политической структуры нашего общества, является весьма актуальным. Оно крайне необходимо для развития нашей экономики, рыночных отношений и производства конкурентоспособной продукции. Одновременно развиваясь, оно усложняется, соединяя в себе различные области знаний; эстетику, эргономику, экологию, технику, технологию, бионику и др. Все это требует изменения в узкоспециализированном подходе к обучению художественным дисциплинам.
Специальная подготовка преследует главную цель, решение задачи поставленной государственным образовательным стандартом; формирование специалиста широкого профиля с учетом местных региональных условий, материальной базы, личных возможностей и способностей обучаемых. Подготовка специалиста, умеющего соединить свои знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, практические умения и навыки работы с различными конструкционными материалами, технической графикой и другими дисциплинами, которые вбирают в себя дизайн, вполне посильна и успешно осуществляется на художественно-графических и родственных им факультетах высших учебных заведений.
Курс обучения строится так, чтобы полученные знания были использованы с максимальным эффектом. Первоначальные навыки в дизайне необходимы не только тем, кто в будущем избирает дизайн как сферу деятельности, но и будет способствовать развитию склонности к творческому труду в любых профессионально-художественных сферах. Подготовка по основам дизайна, учитывая ее объем, естественно, не может охватывать все многообразие рассматриваемого предмета, всех ситуаций и объектов проектирования, а дает общую методическую основу. Она учит в процессе работы над формой — объектом — средой решать проектные задачи и добиваться соответствия представлению о пользе, красоте и комфорте данного объекта. Дизайн рассматривается как система закономерностей и принципов формообразования и организации среды и как развивающийся творческий процесс.
В целом процесс обучения нацелен на помощь в успешном освоении законов формообразования, на поиск взаимосвязи содержания и формы проектируемого объекта, на его целостность и гармоничность, то есть на активное использование всех закономерностей и средств композиции. Практические работы, клаузуры, учебное проектирование — в процессе занятий по своему характеру и методике максимально нацелены на творческое развитие личности.
Профессиональная подготовка сочетается с другими, как специальными, так и общеобразовательными дисциплинами: историей искусств, историей дизайна, науки и техники, теорией и методологией дизайна, перспективой и технической графикой, основами декоративно-прикладного искусства, рисунком, живописью, практической работой в мастерских с различными конструкционными материалами и так далее — что позволяет решать основные задачи по подготовке специалиста: обучение теоретическим знаниям, практическим навыкам и умениям в области ди-
Вестник № 1
зайна, развитие образного мышления, глубинно-пространственного видения, творческой активности, формирование эстетического вкуса, знакомство с традициями и направлениями отечественного и зарубежного декоративного искусства и дизайна. Одновременно подготовка специалиста рассматривается как процесс, включающий в себя «особый метод художественного конструирования».
Специалист, работая в области дизайна, должен найти, научно обоснованный, правильный подход к оценки и созданию мира вещей, их удобству, красоте, функциональности и тому подобное; он должен избежать привлекательной возможности по «художественному оформлению» объекта, а опираться на профессиональные, глубокие знания важнейших элементов композиции. Он должен владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объемно-пространственных структур, тектонике, умением использовать ритм и ритмометрический ряд, масштаб и масштабность, цвет, свет, текстуру и фактуру используемого материала и многое другое. Одновременно он опирается на опыт, знания и мастерство других специалистов, без учета которых невозможно правильно решить проблему взаимодействия и взаимосвязей человек — среда. Следовательно, понятие красота — это отражение сложного, многопланового процесса творческой деятельности дизайнера, создающего эту среду. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками направлено на обучение студентов принципам авторского дизайна, творчески мыслящих и владеющих секретами профессионального мастерства. Процесс развития у студентов интереса к созданию собственных композиций, к культуре подачи, к самоорганизации творческого процесса, раскрепощенности и неординарности мышления — все это повысит способность обучаемого в новых условиях конкурировать на рынке творческого труда.
Следовательно, развитие творческих способностей и потребностей, формирование самоутверждение специалиста как оригинальной творческой личности является центральной задачей педагогических коллективов факультетов. Это в полной мере соответствует формулировке дизайнерской деятельности сделанной на Генеральной ассамблее ИКСИДа в Лондоне еще в 1969 году. Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Достижение этой цели возможно в результате функционального единства в процессе создания данной среды: полезности, красоты и удобства, входящих в нее предметов, выполненных на базе прогрессивных технологий с учетом всех научных разработок в области дизайна. Решение этих задач и является основой современных требований, предъявляемых к дизайну и тем, кто непосредственно занят этой художественно-творческой деятельностью.
Рассмотрев лишь некоторые аспекты, связанные с процессом проектирования и создания предметно-пространственной среды можно с уверенностью утверждать, что в дизайне, как и во всяком другом художественном творчестве, поисковый процесс обусловлен интуитивно-эмоциональным и логически-научным мышлением. Это накладывает особый, индивидуальный отпечаток на творческий процесс, с одной стороны, и предопределяет необходимость знаний объективных законов и принципов композиции предметно-пространственной среды — с другой.
56
Вестник № 1
Новикова Л. В.,
старший преподаватель факультета
изобразительных искусств
и дизайна МГПУ (г. Москва)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Основная задача современной педагогики, решающей задачу модернизации российского образования, вырастить не просто грамотного человека, а интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Успешное выполнение поставленных задач возможно лишь при творческом подходе, опирающемся на интеграцию различных научно-теоретических знаний теорией и историей изучаемых предметов.
Поиск новых путей обучения, нацеленных на развитие творческого потенциала личности, привел к включению в образовательный процесс дисциплин, интегрирующих в себе как материальную, так и духовную культуру. Одним из таких предметов стал курс основ дизайна, в котором объединены различные формы общественной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окружающему миру, предметной среде и самой себе.
Дизайн, образование на всем протяжении своего становления и развития являлось убедительным примером творческого совершенствования личности, так как требовало от обучаемого не формального познания теории, а реального использования знаний для создания социально-значимого, необходимого обществу продукта в выбранной им сфере деятельности. Сегодня очевидно уже всем, что знания в области дизайна необходимы в любой работе, они всеобщи и эффективны, они позволяют сделать любую деятельность человека конкурентоспособной, так же трудно переоценить их роль для становления духовного мира человека и раскрытия его творческого потенциала.
Одновременно, использование научно-теоретических основ дизайна во всех видах учебной деятельности (дизайн-педагогика) значительно повышает ее качество и эффективность. Начиная с правильной организации рабочего места, которое должно не только отвечать требованиям технической эстетики, эргономики, возрастной физиологии, инженерной психологии и так далее, но и воспитывать культуру деятельности, повышать ее качество, прививать уважение и любовь к труду, развивать творческую активность, укреплять обучаемого духовно, физически и эстетически, воспитывать социально активную личность.
Широкое понимание дизайн-образования сегодня позволяет утверждать необходимость его изучения. Это обусловлено целым рядом диалектически взаимосвязанных между собой причин социокультурного характера. Базируясь на традициях декоративно-прикладного и народного творчества, высокого ремесла и промышленного искусства художественно-конструкторская, проектная, дизайнерская деятельность позволяет раскрыться индивидуальности, что соответствует современным требованиям личностно-ориентированного обучения, обогатиться духовно, способствует восприятию и преобразованию окружающей среды по «законам красоты». Художественное проектирование любого объекта требует умений рисовать, чертить, моделировать и макетировать из бумаги, картона, лепить из глины и плас-
Вестник № 1
тилина. Следовательно, «Основы дизайна» являются интегративным курсом позволяющим формировать и развивать творческий потенциал личности обучаемого.
Организация работы, направленной на расширение учебно-воспитательных задач, углубление общенаучных и специальных знаний, позволяет развивать обучаемых умственно и физически, воспитывать инициативу, самостоятельность и творческое отношение к труду, социальной деятельности.
Сегодня одним из перспективных методов обучения принято считать проектный метод, который формирует у обучаемых умение всестороннего анализа ситуации, преобразования ее и просчет дальнейших действий. Проектный метод наиболее эффективен на занятиях по дизайну. Освоение основ дизайна формирует:
—социальную активность и творческое мышление;
—умение на основе анализа предполагать и проектировать результат своей деятельности, используя метод эскизирования и технического рисования;
—уважение и любовь к труду, продуктам его деятельности и людям, создающим материальные и духовные ценности;
—понимание необходимости и значимости создаваемого объекта, опираясь на критерии дизайнерской оценки, это: форма, функция, конструкция, экономика, экология, эргономика, эстетика.
Следовательно, основными развивающими и учебно-воспитательными задачами предмета, являются:
—ознакомление обучаемых, на конкретно историческом материале, с дизайном, как специфической художественно-творческой, проектно-конструкторской деятельностью, активно влияющей на социально-экономическое развитие общества, путем создания конкурентоспособной продукции;
—повышение графической грамотности, способствующей формированию технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
—совершенствование эстетического и трудового воспитания, формирование вкуса, развитие умений и навыков в художественном конструировании через составление рисунков, эскизов, чертежей, проектов, макетов, моделей и т.п.
Решение этих задач показывает необходимость изучения основ дизайна на разных уровнях, в школе, в системе дополнительного образования, в среднем специальном и высшем профессиональном образовании.
Изучение основ дизайна помогает обучаемым выразить графическими средствами свое восприятие окружающей предметной среды, укрепляет связи данного курса с другими учебными предметами, сообщает сведения из истории развития художественного конструирования, эргономики, экологии, технической графики. Изучение данного предмета позволяет умело пользоваться приемами проектной графики традиционным способом и с использованием современных ЭВМ, с целью иллюстрирования творческих замыслов. Учит проводить художественно-конструкторский анализ и синтез различных изделий по модельной схеме, использовать формообразующие факторы в процессе художественного конструирования простейших предметов труда и быта.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что обучение дизайну позволяет активизировать творческий процесс. Развитие обучаемых, опирающиеся на научно-теоретическую базу художественного проектирования, помогает формированию таких качеств личности как: трудолюбие, целеустремленность, вдумчивость, внимательность и др.
58
Вестник № 1
Вышеизложенное убеждает нас в правильности того, что в настоящее время основы дизайна внесены в экспериментальные учебные программы по изобразительному искусству в 1—9-х классах [1, 2] и по технологии в 10—11-х классах [3], изучаются в системе дополнительного образования, в профессиональном и высшем профессиональном образовании.
Изучение данного предмета в специализированных школах и в системе дополнительного образования направлено прежде всего на общее развитие учащихся. Оно является прекрасным иллюстрированным дополнением к школьным курсам истории, физики, анатомии, черчения. Ребята учатся анализировать окружающую их предметную среду, что формирует их эстетический вкус, приобщает к творчеству. Они учатся давать аргументированную оценку качества вещи, познают сложную науку восприятия художественной, эстетической сущности предметного мира. Дисциплина знакомит школьников на основе исторического развития дизайна с некоторыми особенностями художественного конструирования, предлагает выполнение отдельных практических заданий, вводит в мир восприятия эстетических и технических начал. Через эволюцию познания предметного мира прошлых лет дизайн помогает ориентироваться и в проблемах сегод
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!