Московского государственного — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Московского государственного

2019-12-27 148
Московского государственного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вестник

Московского государственного областного университета

Серия

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ

ИСКУССТВУ»

№1

Москва

Издательство МГОУ

2007


Вестник

ШТРИХОВАЯ

ХАОТИЧНАЯ


НАПРЯЖЕННАЯ

ПОРЫВИСТАЯ


ПЛАВНАЯ


 


СОЧЕТАНИЕ ПРОВОЛОЧНОЙ СО

сложной

НАЩУПЫВАЮЩЕЙ


ПО ФОРМЕ


ПЛАСТИЧНАЯ


КОМБИНИРОВАННАЯ


                 
   
   




СЛОЖНАЯ НАЩУПЫВАЮЩАЯ


ВАЛЕРНАЯ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАСТИКА


ВАЛЕРНАЯ

Умение выдерживать точное направление линий также касается и уроков чис­тописания, на которых ученики должны следовать наклонным и горизонтальным направлениям при изображении букв.

Наблюдения за продуктами изобразительной деятельности детей, выполненных в домашних условиях, на школьных уроках, в условиях специальных занятий, показы­вают целесообразность выявления следующих характерных признаков линии.

Проволочная линия. Мало осознанные движения руки, держащей карандаш, переходящие в сознательные действия рисующего.

Проволочную линию можно рассматривать в трех различных уровнях:

■1-й уровень — линия «жесткая», оставляющая глубокий след на бумаге, сти­ранию ластиком фактически не подлежит. Такой тип линии самый примитивный, соответствует неразвитым двигательным навыкам руки;

■2-й уровень — линия «легкая», иногда неуверенная, тем не менее эта линия может уточняться, что является важным моментом в изобразительной деятельности детей;

■3-й уровень — линия «мягкая», выразительная, на всем своем безотрывном протяжении отличается ровным нажимом, изображение четкое, может быть под­вергнуто уточнению с помощью ластика.

Сочетание проволочной линии со сложной нащупывающей. Постепенный переход к сознательным, логическим действиям рисующего.


Вестник № 1

Сложная нащупывающая линия может рассматриваться в трех качественных уровнях, применительно как в изобразительной деятельности на обычных уроках изобразительного искусства, так и в специальной подготовке будущих художников:

■низкий — линия неуверенная, со значительными отклонениями от выбран­ного построения — движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 1,5—5 миллиметров;

■средний — линия достаточно точно обозначающая построение изображения - движение штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 0,5—1,5 миллиметров;

■высокий — линия очень точно обозначающая построение изображения — движе­ние штрихов, оставляющих след на бумаге (толщина) в пределах 0,3—0,5 миллиметров.

ТТТт риховая линия. Спонтанные действия рисующего, переходящие в созна­тельные, а в последствие доведенные до автоматизма:

■низкий — штриховые линии хаотично заполняют пространство обозначен­ного контура, иногда заходя за его пределы. Штрихи не полностью заполняют кон­тур изображения;

■средний — штриховые линии аккуратно заполняют обозначенный контур. Штрихи ложатся в одном направлении;

■высокий — штрихи ложатся по форме, комбинируются по направлениям (например, форма кринки обозначается сочетанием овальных штрихов по ширине предмета и по его высоте). Наивысший уровень владения штриховой линией, когда эта линия наделяется переменным нажимом, то есть валером.

Валерная линия. Спонтанная, неосознанная. Наличие этих плавных линий в рисунках, наделенных различным нажимом карандаша, направлены на достижение выразительности изображения.

Способность проводить правильно вертикальные и горизонтальные линии. Спонтанные действия, переходящие в сознательные:

■низкий — линии в горизонтальных и вертикальных направлениях имеют значительные отклонения — до 1-2 сантиметров;

■средний — линии в горизонтальных и вертикальных направлениях имеют незначительные, но все же заметные отклонения;

■высокий — линии точно выдерживают заданные направления.

Таблица № 1. Линия в рисунке

 

 

 

 

 

 

Возраст

3—5 лет

5—6 лет

6—7 лет 1 класс

7—8 лет 2 класс

8-9 лет 3 класс

9-10 лет 4 класс

10-11 лет 5 класс

11—12лет 6 класс

Общее количество

52-100%

78 - 100%

243 - 100%

236 - 100%

248 - 100%

254 - 100%

243 - 100%

239 - 100%

Уровень Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В Н С В
  1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Проволочная «жесткая»

46     25     36     5     1                      
89     32     15     2     0,5     -     -     -    

Проволочная «легкая»

  4     3     19     24     19     15     5     5  
  7     4     8     10     7,5     6     2     2  

Проволочная «мягкая»

    2     50     175     186     151     109     90     57
    4     64     72     79     61     43     37     24

Сочетание проволочной со сложной на­щупывающей

 

 

13

17

68

114

129

151

 

 

5

7

27

45

53

64

Сложная на­щупывающая

                  3 1 - 5 3 1 6 8 2 5 7 7 5 11 9
                  1,5 0,5 - 2 1,5 0,5 2 3 1 2 3 3 2 4 3,5

18


Вестник 1

 

 

 

 

Штриховая линия

45 7 - 62 16 - 187 56 - 160 73 3 90 153 5 66 183 5 24 214 5 14 217 8
87 13 - 79 21 - 77 23 - 68 31 1 36 62 2 26 72 2 10 88 2 6 91 3

Банерная

32*

-

-

-

3

4

3

4

54*

-

-

-

1,4

1,3

1,5

Направление линии

52 - - 62 14 2 159 57 27 130 73 33 69 139 40 53 155 46 31 156 56 26 148 65
100 - - 79 18 3 66 23 11 55 31 14 28 56 16 21 61 18 13 64 23 11 62 27
 

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

«Жесткая» проволочная линия характерна для рисунков дошкольников 3—5 лет (89%), значительно сокращается в старшем дошкольном возрасте и почти ис­чезает в младшем школьном возрасте. Объясняется это совершенствованием двига­тельных навыков руки ребенка.

«Легкая» проволочная линия в констатирующем эксперименте у детей до­школьного возраста в рисунках наблюдалась достаточно редко. И это проявление в основном было связано с определенной нерешительностью детей, боязнью «ис­портить» лист бумаги. У детей начальных классов эта линия в рисунках уже зани­мала значительное место, что говорило уже не столько о нерешительности ребенка, сколько о необходимости иметь возможность исправить изображение, воспользо­вавшись ластиком. Выделение этого параметра нам представлялось важным для дальнейшей организации обучающего эксперимента.

«Мягкая» проволочная линия, начиная с рисунков детей дошкольного возрас­та, быстро распространяется в рисунках детей младших классов. В наших экспери­ментах пик проявления этой линии пришелся на детей вторых классов. В спонтанной изобразительной деятельности эта линия наилучшим образом способствует удовлетво­рению замысла ребенка. Она выразительная и четкая. Рисунок, выполненный ею, от­личается ясностью и законченностью. В то же время эта линия, и соответственно изоб­ражение, часто подвергается уточнению с помощью ластика. К среднему школьному возрасту эта линия постепенно уступает место более качественному характеру линии — сочетанию проволочной линии со сложной нащупывающей.

Отдельные предметы изображения, которые не представляют для ребенка особых трудностей воспроизведения, выполняются «мягкой» проволочной, без­отрывной линией. Но там, где возникают проблемы — трудно правильно провести линии в данном направлении, например, горизонтальную линию, не поворачивая листа бумаги, или не совсем ясно как изобразить предмет, появляется сложная на­щупывающая линия. «Жесткая» проволочная линия из подобного сочетания уже исключается. Все большее место здесь занимает «легкая» проволочная линия.

Появление сочетания сложной нащупывающей линии с проволочной посто­янно увеличивается от класса к классу.

В то же время у отдельных школьников рисунки начинают выстраиваться с помощью сложной нащупывающей линии. Особенно это характерно в тех случаях, когда учитель-предметник ставит специальные задания на выполнение изображе­ний с натуры — гипсовые геометрические тела, гипсовые розетки и т.д. Специально поставленная задача на графическое исполнение изображения провоцирует детей на поиски более точного построения рисунка, и соответственно на использование на­щупывающей линии. И здесь начинают проявляться характерные индивидуальные особенности детей, при которых для одних проведение таких линий представляет определенные трудности и качество таких линий достаточно низкое, а для других — движения линий более правильные и четкие. Особенно различия в качественных уровнях сложной нащупывающей линии, обнаруживаются на специальных заняти-

19


Вестник 1

ях рисунком в классах с углубленным изучением предметов изобразительного цикла или в детских художественных школах.

Эта же проблема существенна и в профессиональной подготовке художни­ков. Хорошо известно, что навыки в свободном владении карандашом или други­ми графическими материалами, должны постоянно подкрепляться каждодневными набросками и зарисовками.

Штриховая линия от возраста к возрасту приобретает все более аккуратные способы реализации. Штрихи все меньше заходят за контур изображения и более плот­но заполняют заданный контур. Заметно улучшение способов использования штрихов — от хаотичных к движению по форме. Но следует отметить, что этот процесс на практике связан исключительно со спонтанными проявлениями ребенка в изобразительной де­ятельности, по крайней мере до тех пор, пока ребенком не займется учитель-предмет­ник. Поэтому прогресс в этом направлении явно недостаточный.

Валерная линия в рисунках, выполненных на уроках изобразительного искус­ства обнаруживались крайне редко и только в тех случаях, когда ребенок делал очень быстрые изображения.

Направлению линий на занятиях и уроках изобразительным искусством при­дается крайне мало внимания. И здесь ребенок также предоставлен сам себе и про­гресс очень незначительный.

Результаты наблюдений указывают на явные недостатки в работе педагогов и учи­телей изобразительного искусства, которые совершенно не придают значения характе­ру линии в рисунках детей. Чисто графическим навыкам уделяется очень мало внима­ния. В начальных классах почти не встречаются задания по рисунку. В 5—6- классах, где такие уроки включены в программу, но они практически игнорируются учителями.

Линия не только основа любого изображения — характер этой линии имеет существенное значение в выразительном построении композиции. Возрастные из­менения ребенка отражаются и в характере используемой им линии в рисунке. На­сколько сознание включено в изобразительный процесс, насколько оно управляет движением руки, насколько оно опережает это движение.

На занятиях с детьми, особенно когда это касается рисунка как такового, фак­тически отсутствует так называемый «натуральный» метод, основу которого состав­ляют быстрые наброски и зарисовки. Гибкость руки, острота восприятия на таких занятиях совершенно не развиваются. Рисунку и линии, которая выстраивает ри­сунок, как основе живописных и декоративных композиций, учителями на уроках изобразительного искусства не придается особого значения.

Совершенствование в использовании линии в рисунке обнаруживает опреде­ленные переходы в процессах изобразительной деятельности детей.

Так, проволочная линия, «жесткая», в основе которой лежат еще очень неосоз­нанные психические процессы, постепенно заменяется «легкой» и «мягкой», пред­полагающей некоторое целенаправленное действие, в основе которого все больше обнаруживается некоторый внутренний план действий.

Сочетание проволочной со сложной нащупывающей линией еще больше об­наруживает выше указанные тенденции. Появление сложной нащупывающей ли­нии в рисунке указывает на переход в плоскость логического подхода в процессах изобразительной деятельности начинающего художника.

Штриховая линия в рисунках дошкольников — своеобразная раскраска, ее использование основано на ярко выраженных эмоциональных процессах. Посте­пенно ее использование наполняется определенной логикой подчинения смыслу

20


Вестник 1

и форме предметов. Однако совершенствование технических приемов в овладении штриховой линией переводит рисующего в плоскость творческого состояния, при котором он не заботится об «аккуратности» штриха, а использует его как некое вы­разительное средство изображения. Штрих может наполняться своеобразным вале-ром, в котором много неповторимости и внешней случайности, который и состав­ляет творческую основу изображения. Действия художника здесь приобретают «ос­мысленную» легкость, освобожденную от логической направленности, придающее изображению неповторимую индивидуальность и яркость.

Валерная линия обнаруживается во многих каракулях. Линии эти крайне слу­чайные, неосознанные. Впоследствии такие линии исчезают и появляются только в отдельных изображениях набросочного характера.

На наш взгляд, использование валерной линии может шире представить воз­можности изобразительной деятельности ребенка. Научить ребенка более гибко ис­пользовать изобразительные навыки для быстрого фиксирования предметов окру­жающей действительности.

Правильное проведение вертикальных и горизонтальных линий явно обна­руживает тенденции перехода от неосознанных действий к сознательным, а затем, в силу совершенствования технических навыков, эти действия могут обрести ту лег­кость, при которой художник уже не думает о том, как у него могут получиться изоб­ражения этих линий.

Литература

1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 508 с.

2. Графика Нади Рушевой. Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1976. — 120 с, ил.

3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.

4. Киреенко В.И. Наблюдения над использованием вертикали и горизонтали в детских рисунках/ Психология рисунка и живописи. - М.: АПН РСФСР. - 1954. - С. 59-68.

5. Киреенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-304 с.

6. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АГАР, 1997. — 304 с, ил.

7. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965. — 214 с.

8. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. — М.: Искусство, 1952. — 592 с.

21


Вестник № 1

Кармазина М. В.,

аспирант кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ

РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

Специфика предметов «Живопись» и «Рисунок» заключается в том, что дан­ные предметы включают в себя два основных вида работы: упражнения и учебно-творческие задания. Оба вида работы тесно взаимосвязаны между собой.

Упражнения и учебно-творческие работы во многих случаях до сих пор не яв­ляются звеньями в одной цепи образовательной системы. Между тем от реализации целей и задач каждого из этих видов работ во многом может зависеть успех всего образовательного процесса. Их объединяет общая цель. И упражнения и учебно-творческие работы призваны обеспечить усвоение материала на теоретическом и практическом уровне. Но их роли на пути реализации данной цели различны.

■ Основная роль упражнений заключается в подготовке учащихся к само­стоятельному выполнению учебно-творческих заданий. Значит, упражнения носят вспомогательный характер.

■ Основная роль учебно-творческих работ заключается в обобщении прой­денного материала по изучаемой теме. То есть учебно-творческие работы это конеч­ный результат освоения изучаемой темы. Его апофеоз.

Макаровская И. В.,

аспирантка кафедры декоративного искусства МП ГУ

Литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Издательство Ка­занского университета. — 1988. — С. 233.

2. Maslow AN Motivation and personality // Under the g. of Murphy С N. У—Harper.—1959. - V XTV—411 p.

3. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика.— А.: Педагогика.— 1976.

4. Шангина Е. Проблема диагностики художественных способностей и творческого потенциала бу­дущих студентов // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов.— М.: ГИТИС-1984.-С. 123.

5. Алякринский Б.С. О таланте и способностях.— М.: Знамя. — 1971. — С. 5.

54


Вестник 1

Новикова Л. В.,

старший преподаватель кафедры декоративного искусства МГПУ (г. Москва)

ДИЗАЙН - ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ СРЕДЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Художественное, в том числе и дизайнерское образование сегодня, в связи с коренными изменениями социально-политической структуры нашего общества, является весьма актуальным. Оно крайне необходимо для развития нашей экономи­ки, рыночных отношений и производства конкурентоспособной продукции. Одно­временно развиваясь, оно усложняется, соединяя в себе различные области знаний; эстетику, эргономику, экологию, технику, технологию, бионику и др. Все это требует изменения в узкоспециализированном подходе к обучению художественным дис­циплинам.

Специальная подготовка преследует главную цель, решение задачи постав­ленной государственным образовательным стандартом; формирование специалиста широкого профиля с учетом местных региональных условий, материальной базы, личных возможностей и способностей обучаемых. Подготовка специалиста, умею­щего соединить свои знания по изобразительному и декоративно-прикладному ис­кусству, практические умения и навыки работы с различными конструкционными материалами, технической графикой и другими дисциплинами, которые вбирают в себя дизайн, вполне посильна и успешно осуществляется на художественно-графи­ческих и родственных им факультетах высших учебных заведений.

Курс обучения строится так, чтобы полученные знания были использованы с максимальным эффектом. Первоначальные навыки в дизайне необходимы не только тем, кто в будущем избирает дизайн как сферу деятельности, но и будет способство­вать развитию склонности к творческому труду в любых профессионально-художес­твенных сферах. Подготовка по основам дизайна, учитывая ее объем, естественно, не может охватывать все многообразие рассматриваемого предмета, всех ситуаций и объектов проектирования, а дает общую методическую основу. Она учит в процессе работы над формой — объектом — средой решать проектные задачи и добиваться соответствия представлению о пользе, красоте и комфорте данного объекта. Дизайн рассматривается как система закономерностей и принципов формообразования и организации среды и как развивающийся творческий процесс.

В целом процесс обучения нацелен на помощь в успешном освоении зако­нов формообразования, на поиск взаимосвязи содержания и формы проектируемо­го объекта, на его целостность и гармоничность, то есть на активное использова­ние всех закономерностей и средств композиции. Практические работы, клаузуры, учебное проектирование — в процессе занятий по своему характеру и методике мак­симально нацелены на творческое развитие личности.

Профессиональная подготовка сочетается с другими, как специальными, так и общеобразовательными дисциплинами: историей искусств, историей дизайна, науки и техники, теорией и методологией дизайна, перспективой и технической графикой, основами декоративно-прикладного искусства, рисунком, живописью, практической работой в мастерских с различными конструкционными материала­ми и так далее — что позволяет решать основные задачи по подготовке специалиста: обучение теоретическим знаниям, практическим навыкам и умениям в области ди-


Вестник 1

зайна, развитие образного мышления, глубинно-пространственного видения, твор­ческой активности, формирование эстетического вкуса, знакомство с традициями и направлениями отечественного и зарубежного декоративного искусства и дизайна. Одновременно подготовка специалиста рассматривается как процесс, включающий в себя «особый метод художественного конструирования».

Специалист, работая в области дизайна, должен найти, научно обоснованный, правильный подход к оценки и созданию мира вещей, их удобству, красоте, функ­циональности и тому подобное; он должен избежать привлекательной возможнос­ти по «художественному оформлению» объекта, а опираться на профессиональные, глубокие знания важнейших элементов композиции. Он должен владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объемно-пространственных структур, тектонике, умением использовать ритм и ритмометрический ряд, масштаб и масштабность, цвет, свет, текстуру и фактуру ис­пользуемого материала и многое другое. Одновременно он опирается на опыт, зна­ния и мастерство других специалистов, без учета которых невозможно правильно решить проблему взаимодействия и взаимосвязей человек — среда. Следовательно, понятие красота — это отражение сложного, многопланового процесса творческой деятельности дизайнера, создающего эту среду. Овладение теоретическими знания­ми и практическими навыками направлено на обучение студентов принципам авто­рского дизайна, творчески мыслящих и владеющих секретами профессионального мастерства. Процесс развития у студентов интереса к созданию собственных ком­позиций, к культуре подачи, к самоорганизации творческого процесса, раскрепо­щенности и неординарности мышления — все это повысит способность обучаемого в новых условиях конкурировать на рынке творческого труда.

Следовательно, развитие творческих способностей и потребностей, форми­рование самоутверждение специалиста как оригинальной творческой личности яв­ляется центральной задачей педагогических коллективов факультетов. Это в полной мере соответствует формулировке дизайнерской деятельности сделанной на Гене­ральной ассамблее ИКСИДа в Лондоне еще в 1969 году. Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Достижение этой цели возможно в результате функционального единства в процессе создания данной среды: полезности, красоты и удобства, входящих в нее предметов, выполненных на базе прогрессивных технологий с учетом всех научных разработок в области дизайна. Решение этих задач и является основой современных требований, предъявляемых к дизайну и тем, кто непосредственно занят этой худо­жественно-творческой деятельностью.

Рассмотрев лишь некоторые аспекты, связанные с процессом проектирова­ния и создания предметно-пространственной среды можно с уверенностью утверж­дать, что в дизайне, как и во всяком другом художественном творчестве, поисковый процесс обусловлен интуитивно-эмоциональным и логически-научным мышлени­ем. Это накладывает особый, индивидуальный отпечаток на творческий процесс, с одной стороны, и предопределяет необходимость знаний объективных законов и принципов композиции предметно-пространственной среды — с другой.

56


Вестник 1

Новикова Л. В.,

старший преподаватель факультета

изобразительных искусств

и дизайна МГПУ (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Основная задача современной педагогики, решающей задачу модернизации российского образования, вырастить не просто грамотного человека, а интеллекту­ально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах зна­ния и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Успешное выполне­ние поставленных задач возможно лишь при творческом подходе, опирающемся на интеграцию различных научно-теоретических знаний теорией и историей изучае­мых предметов.

Поиск новых путей обучения, нацеленных на развитие творческого потен­циала личности, привел к включению в образовательный процесс дисциплин, ин­тегрирующих в себе как материальную, так и духовную культуру. Одним из таких предметов стал курс основ дизайна, в котором объединены различные формы обще­ственной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окру­жающему миру, предметной среде и самой себе.

Дизайн, образование на всем протяжении своего становления и развития яв­лялось убедительным примером творческого совершенствования личности, так как требовало от обучаемого не формального познания теории, а реального использова­ния знаний для создания социально-значимого, необходимого обществу продукта в выбранной им сфере деятельности. Сегодня очевидно уже всем, что знания в об­ласти дизайна необходимы в любой работе, они всеобщи и эффективны, они поз­воляют сделать любую деятельность человека конкурентоспособной, так же труд­но переоценить их роль для становления духовного мира человека и раскрытия его творческого потенциала.

Одновременно, использование научно-теоретических основ дизайна во всех видах учебной деятельности (дизайн-педагогика) значительно повышает ее качес­тво и эффективность. Начиная с правильной организации рабочего места, которое должно не только отвечать требованиям технической эстетики, эргономики, возрас­тной физиологии, инженерной психологии и так далее, но и воспитывать культуру деятельности, повышать ее качество, прививать уважение и любовь к труду, разви­вать творческую активность, укреплять обучаемого духовно, физически и эстети­чески, воспитывать социально активную личность.

Широкое понимание дизайн-образования сегодня позволяет утверждать не­обходимость его изучения. Это обусловлено целым рядом диалектически взаимо­связанных между собой причин социокультурного характера. Базируясь на тради­циях декоративно-прикладного и народного творчества, высокого ремесла и про­мышленного искусства художественно-конструкторская, проектная, дизайнерская деятельность позволяет раскрыться индивидуальности, что соответствует современ­ным требованиям личностно-ориентированного обучения, обогатиться духовно, способствует восприятию и преобразованию окружающей среды по «законам кра­соты». Художественное проектирование любого объекта требует умений рисовать, чертить, моделировать и макетировать из бумаги, картона, лепить из глины и плас-


Вестник 1

тилина. Следовательно, «Основы дизайна» являются интегративным курсом позволяю­щим формировать и развивать творческий потенциал личности обучаемого.

Организация работы, направленной на расширение учебно-воспитательных задач, углубление общенаучных и специальных знаний, позволяет развивать обуча­емых умственно и физически, воспитывать инициативу, самостоятельность и твор­ческое отношение к труду, социальной деятельности.

Сегодня одним из перспективных методов обучения принято считать проек­тный метод, который формирует у обучаемых умение всестороннего анализа ситуа­ции, преобразования ее и просчет дальнейших действий. Проектный метод наибо­лее эффективен на занятиях по дизайну. Освоение основ дизайна формирует:

—социальную активность и творческое мышление;

—умение на основе анализа предполагать и проектировать результат своей деятельности, используя метод эскизирования и технического рисования;

—уважение и любовь к труду, продуктам его деятельности и людям, создаю­щим материальные и духовные ценности;

—понимание необходимости и значимости создаваемого объекта, опираясь на критерии дизайнерской оценки, это: форма, функция, конструкция, экономика, экология, эргономика, эстетика.

Следовательно, основными развивающими и учебно-воспитательными зада­чами предмета, являются:

—ознакомление обучаемых, на конкретно историческом материале, с дизай­ном, как специфической художественно-творческой, проектно-конструкторской деятельностью, активно влияющей на социально-экономическое развитие обще­ства, путем создания конкурентоспособной продукции;

—повышение графической грамотности, способствующей формированию технического мышления и пространственных представлений, творческого вообра­жения, художественно-конструкторских способностей;

—совершенствование эстетического и трудового воспитания, формирование вкуса, развитие умений и навыков в художественном конструировании через состав­ление рисунков, эскизов, чертежей, проектов, макетов, моделей и т.п.

Решение этих задач показывает необходимость изучения основ дизайна на разных уровнях, в школе, в системе дополнительного образования, в среднем спе­циальном и высшем профессиональном образовании.

Изучение основ дизайна помогает обучаемым выразить графическими средс­твами свое восприятие окружающей предметной среды, укрепляет связи данного курса с другими учебными предметами, сообщает сведения из истории развития художественного конструирования, эргономики, экологии, технической графики. Изучение данного предмета позволяет умело пользоваться приемами проектной графики традиционным способом и с использованием современных ЭВМ, с целью иллюстрирования творческих замыслов. Учит проводить художественно-конструк­торский анализ и синтез различных изделий по модельной схеме, использовать фор­мообразующие факторы в процессе художественного конструирования простейших предметов труда и быта.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что обучение дизайну позволяет активизировать творческий процесс. Развитие обучаемых, опирающиеся на науч­но-теоретическую базу художественного проектирования, помогает формированию таких качеств личности как: трудолюбие, целеустремленность, вдумчивость, внима­тельность и др.

58


Вестник 1

Вышеизложенное убеждает нас в правильности того, что в настоящее время основы дизайна внесены в экспериментальные учебные программы по изобрази­тельному искусству в 1—9-х классах [1, 2] и по технологии в 10—11-х классах [3], изучаются в системе дополнительного образования, в профессиональном и высшем профессиональном образовании.

Изучение данного предмета в специализированных школах и в системе до­полнительного образования направлено прежде всего на общее развитие учащихся. Оно является прекрасным иллюстрированным дополнением к школьным курсам истории, физики, анатомии, черчения. Ребята учатся анализировать окружающую их предметную среду, что формирует их эстетический вкус, приобщает к творчест­ву. Они учатся давать аргументированную оценку качества вещи, познают сложную науку восприятия художественной, эстетической сущности предметного мира. Дис­циплина знакомит школьников на основе исторического развития дизайна с неко­торыми особенностями художественного конструирования, предлагает выполнение отдельных практических заданий, вводит в мир восприятия эстетических и техни­ческих начал. Через эволюцию познания предметного мира прошлых лет дизайн по­могает ориентироваться и в проблемах сегод


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.