Пословицы и поговорки как качественный метод диагностики отношения избирателей к власти — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Пословицы и поговорки как качественный метод диагностики отношения избирателей к власти

2020-02-15 134
Пословицы и поговорки как качественный метод диагностики отношения избирателей к власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве материала для качественной диагностики ситуации могут использоваться, например, пословицы и поговорки. По В. И. Далю пословица — «это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение…», поговорка — «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения… это одна первая половина пословицы». Используемые в повседневной жизни пословицы и поговорки выражают установки (суждения) личности по отношению к различным событиям, которые нормативны для той или иной субкультуры.

Диагностика через пословицы и поговорки используется при изучении организационной культуры для оценки отношения персонала к организации в целом, к руководству, к коллегам, к труду, к изменениям, к будущему организации и т. п. Изменение языка организации в период организационных перемен предполагает расширение спектра пословиц, соответствующих стратегии изменений.

Во время выборов изучение наиболее часто употребляемых на территории пословиц позволяет, с одной стороны, лучше понять культуру территории, а, с другой, понять отношение к власти и ожидания от нее.

Сбор подобного материала может проводиться как целенаправленно (открытый вопрос в анкете, просьба ассоциативно назвать подходящие к политику или выборам поговорки в ходе фокус-групп и т. п.), так и побочно (фиксация пословиц и поговорок, используемых в свободных высказываниях избирателей и в газетных текстах).

По нашему опыту, позитивное отношение к политику, к власти коррелирует с упоминанием следующих пословиц:

  • «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — употребляется как оправдание в случае ошибки, как совет не бояться неудач в начинаемой работе.
  • «Взялся за гуж не говори, что не дюж» — фиксируется ожидание ответственного поведения, надежда, что кандидат справится, столкнувшись с трудностями.
  • «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — ассоциируется с ожиданием умеренных, обоснованных изменений, с рачительным отношением к бюджету. Респонденты, как правило, ориентируются на имидж кандидата «хозяйственника». Обычно это респонденты, постоянно участвующие в выборах.
  • «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» — выражается установка на то, что лучше реально обладать немногим, чем стремиться к чему-то большему, лучшему, но труднодостижимому. В аудиториях, где преобладают респонденты с указанной установкой, целесообразнее говорить о конкретных, уже сделанных либо начатых делах, чем о грандиозных планах на будущее.
  • «Терпение и труд все перетрут» — выражается убеждение, что старание и упорная работа приносят успех. Пословица сопряжена с ожиданием от кандидата упорной работы и как бы ободряет его перед предстоящей нелегкой работой. Понятно, что эти респонденты выбирают имидж «хозяйственника».
  • «Ласковое теля двух маток сосет» — респонденты считают, что человек, который относится с заботой и вниманием к окружающим, получает в ответ помощь и поддержку. Особенно часто воспроизводится избирателями, ориентированными на проявление в имидже кандидата роли заботливого родителя. Как правило, эти респонденты делают свой выбор заранее и не склонны его изменять. Довольно часто эта пословица сочетается с упоминавшейся выше пословицей «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
  • «За одного битого двух небитых дают» — как правило, ассоциируется с кандидатом, имеющим опыт, сочетается с пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
  • «Без труда не вынешь и рыбки из пруда» — респонденты признают, что ничего нельзя достичь без усилий, без старания. Эти избиратели с уважением относятся к власти, признают, что управлять городским или региональным (а уж тем более государственным) хозяйством — это сложный труд.

Негативное отношение к кандидату, власти ассоциируется со следующими пословицами:

  • «Гусь свинье не товарищ» — подчеркивается, что у людей разных по социальному статусу не может быть ничего общего. В персональном опыте носителей таких суждений обычно имели место встречи с чиновниками-хамами, в результате которых единичное впечатление переносится далее на всех представителей власти.
  • «Ворон ворону глаз не выклюет» — выражает общую негативную установку к власть предержащим и убеждение, что люди одного социального «клана» — чиновники, представители различных ветвей и инстанций власти, — не будут ссориться, а будут покрывать друг друга. Данная пословица преобладает среди лиц, которые не собирались принимать участие в выборах либо собирались голосовать за кандидатов — представителей силовых структур.
  • «Вор у вора дубинку украл» (аналог: «На воре и шапка горит») — смысл пословицы: пострадавший от мошенничества сам нечист на руку. Так выражается скептическое отношение к жалобам одного кандидата на другого. Как правило, коррелирует с установкой голосовать против всех.
  • «Старого воробья на мякине не проведешь» — выражается сомнение, недоверие к словам, программам кандидата. По опыту, наиболее часто использовалось той частью респондентов, кто в свое время голосовал за ЛДПР (В. В. Жириновского).
  • «Рыба гниет с головы» — респонденты считают, что распад, разложение начинается, прежде всего, с лидеров, начальников, с власти. Как правило, респонденты часто говорят о коррупции, негативно настроены по отношению ко всем кандидатам и уверены, что ничего изменить нельзя. Преобладает установка на пассивный протест: «На выборы не пойду!»
  • «В тихом омуте черти водятся» — как правило, ассоциируется у респондентов с кандидатами, обладающими нечетким, неявно выраженным имиджем, выступающими перед аудиторией в закрытой позиции.
  • «Ломать — не строить» — так обычно оцениваются программы, либо выступления кандидатов, предлагающих радикальные перемены, и сочетается с приведенной выше пословицей «Семь раз отмерь…». В целом, к участию в выборах респонденты относятся позитивно.
  • «Против лома нет приема» — невозможно, бесполезно противостоять силе, власти. Часто служит оправданием позиции смирения, намерения голосовать «как все». Сочетается иногда с пословицей «На безрыбье и рак рыба», что тоже служит как бы оправданием вынужденной неразборчивости.
  • «Видит свинья молоко да рыло коротко» — выражает скепсис по отношению к кандидату, который проиграл уже несколько выборов.
  • «Сытый голодного не разумеет» — часто используется по отношению к кандидатам-предпринимателям, либо к власти в целом. Выражает скепсис к программам, не отвечающим актуальным запросам избирателей.
  • «Плохому танцору и штаны мешают» — употребляется по отношению к кандидатам, которые ищут причины своих неудач в избирательной кампании во внешних обстоятельствах, кто постоянно судится, выступает с обличениями по телевидению.

Классифицированный массив подобных высказываний в сочетании с другими, в том числе более формализованными данными позволяет получить дополнительные нюансировки при диагностике ситуации и имиджа кандидатов, а также помогает определить адекватную стилистику речевых выступлений кандидата.

Оживший миф

Сказанное еще раз подтверждает необходимость гибкого планирования кампании. Невозможно сначала построить имидж, а затем, собственно, провести кампанию. Строительство имиджа кандидата идет на всем протяжении кампании, и это встречный процесс — от избирателя к кандидату и от кандидата к избирателю. В процессе этого встречного движения и разыгрывается тот миф, мифологема, которая как бы подспудно лежит в глубинах коллективной психики. В этом смысле предвыборная кампания представляет собой оживший на время миф, разыгрываемый мифологический сюжет. Чем напряженнее кампания, чем существеннее выбор, тем больше в нем мифологического. Именно актуализация мифа вызывает к жизни ту энергетику, которая питает кампанию, и придает ей тот элемент не-обычности, не-повседневности, «особости», который ей свойствен.

Следует оговориться, что, прикасаясь к глубинным пластам, мы вызываем к жизни энергию, которая может выйти из-под контроля. В этом состоит смысл завершающего этапа кампании, момента выборов, функция которого — ограничить, задать предел, дать возможность отреагировать всплывшие эмоции, пропустить в повседневную жизнь лишь необходимую часть поднятой из глубин энергии.

Ритуал голосования

Поэтому момент голосования является наиболее ритуализированным элементом кампании, и праздничная атмосфера есть необходимый компонент этого ритуала. Активность избирателей во многом зависит от того, насколько подготовлено это ритуальное завершение. Можно даже сказать, что активность избирателей, готовность к выбору напрямую связаны с тем, насколько подготовлена ситуация отреагирования эмоций на финише. При этом праздник не столько мотивирует избирателей принять участие в голосовании, сколько создает ситуацию, благоприятную для проявления активности, как бы дает избирателю «разрешение» на активность.

Понятие ритуала завершает цепочку тех ассоциаций, которые кажутся нам существенными как в плане теоретического понимания сущности предвыборных кампаний, так и в плане конкретной практики их сопровождения: управляемый социальный конфликт — социальная игра — короткоживущая самоорганизующаяся система — особое состояние сознания — диалог — выбор — архетип — миф — ритуал. Эти понятия задают поле вторичных ассоциаций и тем самым помещают понятие предвыборной кампании в широкий культурологический контекст.

Далее мы рассмотрим каждую цепь ассоциаций, каждую новую систему связей более глубоко. Сформированный круг понятий-ассоциаций станет для нас инструментом более углубленного анализа хода предвыборных кампаний и разработки технологий их сопровождения. Мы последовательно рассмотрим структуру и динамику, формальную сторону предвыборных кампаний, а также их содержательный аспект.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.