Ловкачи (переправа маятником) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ловкачи (переправа маятником)

2020-01-13 127
Ловкачи (переправа маятником) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра тренирует ловкость, силу рук. Проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – «берега ручья».

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через ручей и опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».

Когда все участники выполнят задачу, можно отодвинуть границы «берегов» на 10–12 см дальше от плоскости каната – сделать «ручей» пошире и вновь начинать соревнования.

Правила:

  1. За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а за «намокание одежды» получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист «тонет».
  2. Победителем на «переправе» будет тот, кто ни разу «не намок» в «ручье».

 

Переправа рюкзаков (маятник с упором)

Соревнования удобно проводить на лугу или на песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Оборудование: заостренный шест длиной 3–5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных не в одной плоскости); толстая веревка длиной в пять раз больше длины шеста; рюкзак, заполненный условным туристским снаряжением; карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие «берега реки». Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между «берегами» надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15–20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линий «берегов» на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки высотой 0,5 м, на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных берегах у рогулек. У первого – рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест – маятник. По команде судьи «Начали!» он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда он займет вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном «берегу».

Судья засекает время финиша в момент, когда второй участник отцепит от рогатин рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней – остальные.

Победитель определяется по затраченному времени.

Правила:

  1. Участникам нельзя заступать ногами за линию «берега», а перемещаться вдоль нее в стороны можно.
  2. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено).
  3. При падении шеста или рюкзака команда выбывает из игры.

 

Бег по «лесу»

Это упражнение тренирует ловкость, глазомер, развивает чувство пространства. Проводить его можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях – во дворе школы, на спортплощадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были две-три высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которых можно натянуть веревку.

Оборудование: между двумя или тремя деревьями на высоте не менее 2-х метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешивают деревянные рейки (палки, сучья) так, чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м. Количество реек зависит от длины основной веревки (10–20–30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход.

Задача каждого участника – как можно быстрее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех переходах между рейками, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их.

Упражнение можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой, зажженную свечу.

Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение: качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, разлил воду, погасла свеча – надо договориться заранее.

 

Через «лесной бурелом»

Имитация преодоления участка леса с буреломом дает полезную нагрузку мышцам бедра, голени, позволит потренировать ловкость, глазомер, координацию движений – качества, необходимые туристу-пешеходнику и лыжнику.

Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев деревьев и другого подручного материала.

Участок тропы длиной 10–20 м надо перегородить поперечными перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой на 25–40 см (ниже колен) или на 45–60 см (выше колен). Туристы должны по очереди преодолеть этот участок тропы, кто быстрее, перешагивая через поперечные перекладины и ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесие.

Результаты оценивают по показаниям секундомера.

Варианты с усложнением: переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаком на плечах, с котелком воды в руке.

Правила:

  1. Если участник сбил хотя бы одну перекладину, он выбывает из зачета. Можно договориться о системе трех попыток.

 

Следопыты

Игра проводится в лесу. Она тренирует наблюдательность, умение коллективно действовать и преодолевать естественные препятствия. Участники игры делятся на две равные команды по 5–10 человек. В каждой команде выбирается капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды.

Оборудование. Необходимо заранее подготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух разных цветов (зеленый цвет не применять), которые надо разбросать в лесу по двум разным маршрутам от одного места старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук.

Кроме того, нужно приготовить для финиша яркий флажок (вымпел, ленту и т.д.).

Пока команды заняты каким-либо делом на поляне в районе старта, руководитель с помощником уходят маркировать первый маршрут. Они двигаются, петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья и на сучьях и земле через равное количество шагов оставляя свои бумажки. Помощник затем остается на финише, оборудуя его, прикрепив флажок на сучке дерева на высоте 2–3 м, а затем сам маскируется поблизости от него. Руководитель идет обратно от финиша к старту, уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку второго цвета.

Маршруты должны быть расположены так, чтобы со старта команды расходились в разные стороны друг от друга, а затем уже шли параллельно в сторону финиша.

Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию – кому какой цвет достанется. Задача каждой команды – быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.

Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью, шеренгой для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрули (разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять с дерева флажок.

Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна быть равна половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Усложненный вариант игры для старших школьников можно создать не только за счет удлинения маршрутов, но и за счет построения маршрутов в форме «восьмерки», или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах – места, где маркировку придется поискать в радиусе 20–30 или 50 м.

Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно (под корни, в мох, дупла, кучи хвороста), не следует, так как это приведет к большой затяжке игры.

 

Кросс «гусениц»

Это забавное соревнование можно провести на песчаном пляже, на площадке, покрытой рыхлым песком, или на ровном чистом лугу. Оно тренирует координацию движений, развивает гибкость, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.

Оборудование: на песке с помощью веревки прочерчивают окружность радиусом 5–10 м, в центре которой ставится приз – миска с конфетами, орехами, яблоками и т.д. Сверху приз прикрывается салфеткой. А на лугу можно шнуром или шагами отмерить от центра несколько равных радиусов (по количеству участников) и концы их обозначить веточками, флажками.

Участники ложатся на живот на исходную позицию – за окружностью в разных точках, каждый – головой к центру круга. Помощники судьи связывают им руки за спиной и ноги у щиколотки. После команды «Марш!» все устремляются к центру, чтобы захватить приз. Каждый стремится достичь центра раньше других, и тот, кто «пришел» первым, должен, захватив салфетку зубами, откинуть ее в сторону.

Правила:

  1. Разрешается любой способ передвижения: перекатом с боку на бок, на боку, отталкиваясь от земли коленями, кульбитом, скачками на коленях или ногах и т.д.
  2. Не разрешается телом сбивать (отшвыривать) миску с места.

 

Водоносы

Эти соревнования в лазаньи по склону и в беге тренируют ловкость, силу, координацию движений и скоростную выносливость. Соревнования надо проводить на берегу ручья, реки, озера, моря, где имеется достаточно высокий и крутой откос берега (обрыв, дюна, стенка песчаного карьера). Они проводятся между командами в составе от трех до семи человек. Команд может быть несколько. Все зависит от условий местности и наличия снаряжения.

На верхней бровке берегового откоса устанавливают пустые ведра по количеству участвующих команд. Команды выстраиваются в шеренгу у своих ведер, в руках у каждого участника – по кружке или котелку. Суммарный объем посуды должен быть одинаков для всех команд.

По сигналу «Марш!» все быстро спускаются вниз, черпают кружками воду из реки и поднимаются вверх, чтобы вылить ее в свои ведра. Затем вновь бегут вниз за водой. Побеждает та команда, которая быстрее других наполнит свое ведро до установленной отметки. За наполнением ведер должен следить судья.

Правила:

  1. Запрещается передача кружек и котелков с водой по цепочке, каждый член команды должен свою кружку с водой донести до ведра сам.
  2. Выбор пути подъема участников определяет капитан каждой команды. Запрещается загораживать проход, толкать противника, выбивать у него кружку с водой из рук.

 

Туристическая эстафета

Один из вариантов проведения спортивного праздника для подростков.

Туристские этапы

1. Старт. Проверка снаряжения

Команда выходит на старт за 10 минут. Судьи проверяют необходимое снаряжение, знание правил безопасности в лесу и выдают карту с нарисованной дистанцией и ЗМК.

2. Бивак, укладка рюкзака, установка палатки

Команда на этапе самостоятельно распределяет обязанности по укладке рюкзака, снятию и установке палатки. Для укладки рюкзака необходимо выбрать самые нужные (на усмотрение участников) предметы из числа предоставленных судьями и правильно уложить в рюкзак. Например: спальник и коврик надо взять обязательно, они укладываются под спину, а фен, утюг и большую подушку брать не нужно. Заранее установленную палатку надо снять и установить на место. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков. Количество участников данного этапа определяет сама команда. При снятии палатки судья проверяет организованность команды при установке, правильность и быстроту (кроме детей 9-10 лет, где скорость не главное). Уточним: палатка, рюкзак и все предметы для укладки рюкзака судейские, команды их не приносят и не уносят.

3. Параллельная переправа

Технически сложный этап, так как приходится преодолевать препятствие без специального оборудования (без организации самостраховки), поэтому следует организовывать его не очень длинным, примерно 8–10 м на ровной поверхности и не очень высоко от земли (нижние перила – на высоте 0,7–1 м и верхние перила – на уровне груди). Задача участника – переправиться по параллельной переправе на другую сторону. Передвигаться необходимо приставными шагами, стоя на нижней перильной веревке, держась за верхнюю. Судья (физрук) обязательно страхует каждого участника. В зачет идут результаты команды, состоящей из пяти мальчиков и пяти девочек отряда. Им выставляются штрафные баллы, их оценивают судьи на этапе. Прохождение этапа остальными участниками не является обязательным, но рекомендуется для выполнения. На данном этапе возможны штрафы: двое на веревке, заступ за контрольную линию (спрыгнул с перил, не зайдя в безопасную зону), срыв (ноги сорвались с перил, и участник повис только на руках).

4. Бревно с перилами

Бревно, над которым навешивают перила, желательно сделать длиной до 5–7 м. Участники по очереди проходят по нему, держась за перильную веревку. Задача участников, их количество, страховка, судейство – как на этапе «Параллельная переправа».

5. Топография, краеведение, азимут

Для определения топознаков команде дается пять или более карточек со знаками. Целесообразно выполнение задания поручить двум-трем участникам из отряда. Еще двое уходят на определение азимута. Если у команды по каким-то причинам нет компаса, на этапе должен находиться судейский компас. Оставшиеся участники отвечают судье на вопросы по краеведению. При составлении заданий обязательно следует учитывать возрастные возможности детей.

6. Транспортировка пострадавшего

Команда на этапе выполняет задания судьи по оказанию первой доврачебной помощи и транспортирует пострадавшего. На этот этап следует поставить судью из медицинского персонала школы. Обычно для оказания помощи предлагаются следующие условные травмы: переломы конечностей, травмы позвоночника, кровотечение, обработка ран. После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках, сделанных из подручных средств (жердей и курток). При планировании переноски пострадавшего следует предусмотреть прохождение данного этапа на местности с неровным рельефом, чтобы сформировать навыки переноски в любых условиях. Пока юноши переносят пострадавшего по указанному маршруту, девушки отвечают на вопросы судьи о первой доврачебной помощи.

7. Гать (преодоление «заболоченного» участка по кладям из жердей)

Команде из четырех мальчиков и четырех девочек необходимо по кладям из жердей пройти «заболоченный» участок. Границы участка маркируются. На этапе устанавливаются до 5–6 опор, имитирующих кочки и сухие островки. Команде выдается 8 жердей. Расстояние между опорами – 2,5 м, длина жердей – до 3 м. Участники могут проходить заболоченный участок, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На одной опоре могут находиться не более двух участников. Судьи дают штрафные очки за заступы в опасную зону, падение в «болото».

8. Маятник

Команда из пяти мальчиков и пяти девочек преодолевает условный завал способом «маятник». Условный завал делается через небольшую канаву, границы маркируются. Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. Для удобства захвата веревки на ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного возраста. Возможные штрафы: заступ за контрольную линию, срыв – касание двумя ногами земли в опасной зоне.

9. Финиш

На финише команда сдает свою карту и ЗМК, в которых судьями указано количество штрафных очков на каждом этапе. Главный секретарь сразу подсчитывает штрафные баллы и ведет предварительный протокол, своевременно объявляя по громкой связи лидеров соревнований. Итоговый протокол вывешивается после подсчета и проверки всех результатов. Награждение победителей проводится на лагерной линейке. При подготовке и организации соревнований надо помнить, что мероприятие должно решать задачи, направленные не только на получение знаний, умений по туристскому многоборью и необходимых туристских навыков, но и на воспитание морально-волевых качеств и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Лишь такая совместная работа детей и вожатых может помочь в достижении поставленных целей по обучению и оздоровлению детей.

Викторина по туризму

Вступление

Будет поход – будет костер!

С МЕЧТОЙ И ПЕСНЕЙ ПОД ГИТАРУ

А вы умеете мечтать? Тогда представьте себе такую картину.

«Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей.

Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он не сравним с домашним чаем!

А костер все горит. Кажется, что он чего-то требует от людей. Он призывает не отступать от традиций. «Где песня?» – потрескивают сучья. «Где песня?» – веером разлетаются искры.

Вот она, песня...

Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос. Потом ее подхватил второй, третий. И вот уже поют все. Поют спокойно, задумчиво, нежно...

...Затих костер. Он тоже слушает песню. Со всех сторон нас обступили деревья. Они кажутся огромными колоннами, поддерживающими ночное небо. Прямо над нами звезды. Тихие, далекие звезды...»

Эти слова принадлежат поэту Роберту Рождественскому. Они показывают лишь кусочек туристских будней, связанных с огнем, костром.


Какая растопка – лучшая?

Но огонь может быть и очень опасным, если человек теряет над ним контроль. Многие пожары возникают из-за несоблюдения правил поведения в лесу, особенно когда дело приходится иметь с костром.

При разведении костра большое значение имеет правильный выбор дров и растопки. Дрова можно условно разделить на три вида: сухостой, валежник, живые деревья.

Самым лучшим топливом является сухостой, т.е. деревья, высохшие на корню, – они содержат наименьшее количество влаги. Среди сухостоя прежде всего нужно выбирать сосну и елку. Совершенно не годится для костра береза, погибшая на корню, так как под толстой корой она не высыхает, а гниет.

Валежник не всегда годится для костра. В затяжное ненастье он полностью намокает и плохо горит.

В редких случаях используют для костра живые деревья. Во-первых, их не рекомендуется рубить из экологических соображений, во-вторых, они пронизаны живительными соками и плохо горят. В крайнем случае, при необходимости, их лучше очень мелко наколоть.

В качестве растопки можно использовать бересту (не от живых деревьев), «паутинку» (нижние тонкие, высохшие веточки хвойных пород). В дождливую погоду приходится применять специальные средства (сухой спирт, кусочек свечи и т.д.) или добывать растопку из середины сухостойного дерева. В затяжное ненастье даже сухостойные деревья напитываются влагой. Поэтому приходится рубить сухостойное дерево, отпиливать от него чурку, чурку колоть на поленья и из середины щепать тонкие лучинки, пригодные для растопки.

В сильный ливень эти работы и разведение костра приходится делать под целлофановой пленкой.


Какие костры бывают?

Костры можно условно классифицировать по конструкции.

«Колодец» обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья равномерно горят по всей длине. Такой костер удобен для одновременного приготовления пищи в нескольких посудинах.

«Шалашик». При такой конструкции костра дрова выгорают в основном в своей верхней части, пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот костер выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре.

«Звездный» и «Таежный» чаще всего используют при ночевке людей у костра.

Но прежде чем развести любой костер, нужно приготовить необходимое количество растопки и необходимое на первое время количество дров.

Опытный турист не отойдет от костра, пока не разгорятся сучья в полтора-два пальца толщиной.

Природа не должна страдать Место для костра выберите такое, чтобы как можно меньше страдала природа: не обгорали кроны деревьев и их корни. При многократных походах в одну и ту же местность следует использовать старые костровища и не разводить новых.

Правильным будет, если место для костра вы подготовите специально: лопатой или топором уберете дерн и этим же дерном обложите место будущего костра. Дерн кладут травой вниз. После того как группа решит двинуться дальше, костер нужно затушить. Его можно залить водой или засыпать землей, но перед этим обязательно разворошить.

Одно правило надо запомнить твердо: нельзя ни при какой погоде разводить костры на торфяниках.


Чтобы костер был удачным

Те ребята, которые отвечают за подготовку костра, должны найти сухостойное дерево, обойти его кругом и определить естественный наклон дерева. Валить дерево нужно в сторону этого наклона (учитывается также одностороннее положение веток). При этом дерево, конечно же, надо выбирать по силам, чтобы можно было уверенно с ним справиться. Можно поискать в лесу и отдельные бревнышки, которые найдутся обязательно, а также собрать сухие ветки. Именно так, как правило, и поступают туристы, которые заботятся о сохранности природы.

Но если случилось, что для костра все-таки приходится распиливать дерево или разрубать на чурки, а чурки колоть на поленья, то не забывайте про осторожность при работе с пилой или топором. Ведь от соблюдения правил безопасности главным образом будет зависеть «настроение» походного костра.

ОТДЫХ НА ПРИВАЛЕ: ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ

 

Викторины

Викторина по ориентированию

1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?

2. В какое время солнце находится на юге по нашим часам?

3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?

4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную – южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.

5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить север таким образом в лесу?

6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова: с одной стороны, она грубее, с другой – эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?

7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?

8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление.

9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север?

10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. Как еще можно определить направление «север-юг»?


Викторина «О костре»

1. Знаете ли вы, почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?

2. Мы начинаем разжигать костер с помощью мелких щепок, хвороста, сухих веток ели – они лучше горят. Почему?

3. Знаете ли вы, что такое пламя костра? Похоже ли оно на светящуюся нить электролампы?

4. Если погода тихая, то пламя и дым костра поднимаются вверх. Что тянет их от земли?

5. Вы, конечно, слышали, что костер потрескивает. А почему?

6. Не раз случается, что искра от костра прожигает одежду туриста. Но что представляют из себя искры костра? Не такие же ли они, как искры, которые проскакивают при разрывах электрических проводов?

7. Дым костра поднимается очень высоко над землей. Этой особенностью пользуются для подачи сигналов бедствия. А что такое дым?

8. Над самым костром дым поднимается ровным столбом, но на некоторой высоте он начинает клубиться кудрявыми шапками. Что образует клубы?

9. В костре все время приходится подкладывать дрова, так как они сгорают. Где же вещество, сгорающее в огне?

10. Когда костер погаснет, воздух над кострищем столбом поднимается вверх. Посмотрите на какой-нибудь предмет сквозь этот теплый поток. Вы заметите, что предмет словно дрожит. Объясните это явление.

 

Ответы

Ответы к викторине по ориентированию

1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня.

2. Около 13 часов. В 1930 г. стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед.

3. Около 7 часов солнце бывает на востоке; около 10 часов – на юго-востоке; около 13 часов – на юге; около 16 часов – на юго-западе; около 19 часов – на западе.

4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; трава, расположенная с южной стороны, желтеет быстрее, чем расположенная с северной.

5. Нет, в чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.

6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне. На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.

7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).

8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.

9. На открытой лесной поляне ягоды и фрукты в период созревания приобретают раньше окраску с южной стороны. Значит, север будет с противоположной стороны.

10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям:

а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг;

б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес – в январе;

в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи;

г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса;

д) созвездия Лебедя и Орла на юге примерно в течение июля и августа около полуночи;

е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи.


Ответы к викторине «О костре»

1. При сырых дровах, в которых много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение воды. Потому сам процесс горения происходит слабее. Мешает также пар, окутывающий дрова при высыхании.

2. Чем тоньше растопка, тем больше поверхность возгорания. Горение происходит именно на поверхности, и, значит, увеличивая ее, мы облегчаем горение. Нагревается измельченная растопка легче, чем большие дрова при высыхании.

3. Языки пламени представляют собой потоки газов, продуктов горения, раскаленных настолько сильно, что они сами излучают свет. Всякое тело, нагретое до очень высокой температуры, светится. Этим пламя костра похоже на светящуюся нить электрической лампочки.

4. Иногда говорят, что теплый воздух легче холодного и сам собой поднимается. Это неверно. Теплый воздух, хотя он и легче холодного, не может подниматься, так как он все-таки имеет вес. Его вытесняет окружающий воздух, более холодный и опускающийся под действием тяжести, значит, если бы не было тяжести, теплый воздух не поднимался бы вверх.

5. Вода и смола, заполняющие полости в древесине, при нагревании превращаются в пар. Накапливаясь в большом количестве и не имея выхода, пар с силой разрывает стенки полостей, производя потрескивающий звук.

6. Общее у искр костра и электрических – только название. Электрические искры – это частицы воздуха и паров металла, раскаленные током. Искры же костра – просто крошечные угольки, отрывающиеся от горящего дерева.

7. Дым – это частицы твердого вещества, несгоревшего топлива. Частицы эти очень маленькие, они в тысячу раз меньше пылинок. Дымовые частицы настолько легки, что поддерживаются потоками воздуха над землей и всегда находятся в движении.

8. Струя поднимающегося над костром воздуха тормозится трением об окружающие ее воздушные слои. Наружные части струи замедляют свое движение, середина же продолжает двигаться быстро. Поток воздуха завихряется и, скручиваясь, образует бесформенные клубы.

9. Сгорает топливо, но не вещество, из которого оно состоит. Часть вещества остается на земле в виде золы, часть же переходит в газообразное состояние и рассеивается в атмосфере.

10. Дрожание вызывается тем, что теплый воздух менее плотен, чем холодный. Лучи света, попадая на наш глаз, проходят сквозь этот менее плотный воздушный поток. При переходе из менее плотной среды в более плотную или наоборот лучи света преломляются, изменяя свое направление, теплые струи над костром систематически колышутся. Колеблются с ними и световые лучи, это и дает впечатление дрожания видимых предметов.

Кругосветка-многоцветка

Приведенная ниже игра со спортивно-туристической направленностью поможет детям научиться элементарным навыкам ориентирования на местности, испытать не только свои физические возможности, но и качества, необходимые настоящему туристу, – находчивость, наблюдательность, взаимопомощь. Игра может быть творчески расширена и дополнена новыми интересными заданиями и соревновательными элементами с учетом возрастных возможностей и физической подготовки участников Участвуют две команды по 8–10 человек. Число мальчиков и девочек одинаковое. Команды выбирают себе название. Игра проводится на пересеченной местности по замкнутому маршруту протяженностью 1–2 км. Для игры нужны бумага, карандаш, палка длиной 1–1,5 м (используя которую можно измерять высоту местных предметов), рулетка, веревка с отметками или угломер для измерения расстояний, цветные талоны (красные, синие и желтые, по 20–30 штук каждого цвета), 5 конвертов.


Выделяются 3–4 посредника и помощник руководителя. Общая схема игры показана на рисунке.

Игра состоит из трех частей, в каждой из которых команды получают по два задания. Их выполняют все игроки. Перед игрой командам вручают конверты. В ходе игры в них складываются талоны, полученные от руководителя за выполнение заданий. При подсчете талонов в конце игры определяется победитель.

Игра проводится в такой последовательности.


Часть первая

Задание первое. Место старта кругосветки – одиноко стоящее дерево. Команды располагаются в 100–200 м от него. Одна команда (звено) слева от руководителя, другая – справа. «Сколько метров до того дерева? – спрашивает руководитель. – Пусть каждый напишет на листке, сколько метров и шагов до дерева, укажет свою фамилию и сдаст листок мне». Затем руководитель раскладывает полученные бумажки в порядке от меньшей до большей цифры, и все начинают, двигаясь к дереву, измерять расстояние шагами. Игрок останавливается, пройдя столько шагов, сколько указал в листке (руководитель проверяет), остальные идут дальше. Каждому игроку, закончившему продвижение, руководитель тут же вручает талон соответствующего цвета: желтого, если игрок ошибся более чем на 15 м, синего – менее чем на 10 м, красного – менее чем на 5 м.

Задание второе. Руководитель задает вопрос: «Какова высота дерева, до которого дошли участники?». Каждая команда, разделившись на две подгруппы, измеряет высоту дерева с помощью палки или другим способом. Сведения сдаются руководителю. Оценка определяется цветными талонами: при расхождении более чем 6 м дается желтый талон; до 4 м – синий; до 2 м – красный.


Часть вторая

Звеньевому предлагается расставить игроков своей команды по маршруту кругосветки (отмеченному флажками, бумажными ленточками) так, чтобы каждый пробегал посильный для него отрезок пути (например, под уклон 150 м бежит девочка, в горку 100 м – мальчик и т.п.). Число этапов кругосветки равно количеству игроков в командах, длина же этапа устанавливается для каждого звеньевым. Таким образом, места передачи эстафетной палочки в двух командах могут не совпадать, хотя общая протяженность маршрута одинакова и проходит по единому кольцу. Расставив игроков, звеньевой возвращается к месту старта и начинает бег первым; посредники занимают места в дальних точках маршрута (чтобы бегущие не срезали пути). Затем дается сигнал (горн, свисток) к началу эстафеты.

Задание первое. Каждый игрок должен максимально быстро преодолеть свой отрезок и передать палочку следующему игроку команды.

Задание второе. Наблюдать за рельефом, растительностью, местными предметами, сделать запись. Красные талоны получает команда, быстрее закончившая бег по дистанции и представившая запись наиболее подробных наблюдений. Синие талоны вручаются команде, закончившей эстафету с опозданием не более чем на 30 секунд и представившей недостаточно полные наблюдения. За худшие показатели вручается талон желтого цвета.


Часть третья

Собравшись у места старта – финиша, команды коллективно пишут и сдают руководителю ответы на следующие вопросы: 1. Как измерить скорость течения реки? 2. Как измерить глубину оврага? Ответы оцениваются цветными талонами по усмотрению руководителя.

По окончании третьей части игры из конвертов обеих команд извлекаются все талоны, полученные в ходе игры. Каждый талон оценивается очками: красный – 5 очков, синий – 3 очка, желтый – 1 очко.

Выигрывает кругосветку-многоцветку команда, набравшая наибольшую сумму очков.

Законы туристской группы

Какой ребенок не любит походы? Нет таких детей! И этой любовью стоит воспользоваться. Потому что поход – это активная жизнь на свежем воздухе, глоток романтики, воспитание самостоятельности и новые знания, которые дети получают о природе и о себе самих. Однако поход – занятие повышенного риска, и взрослые, чтобы не подвергать детей опасности, должны хорошо знать правила туристской жизни Существует несколько простейших правил, которых следует придерживаться всем туристским группам.

Приведем несколько обязательных:

  • если вы не вполне уверены в своих силах, качестве снаряжения, не знаете прогноза погоды на ближайшие дни, лучше отложите поход;
  • не отправляйтесь в рискованное путешествие, не научившись разводить костер в самых неблагоприятных условиях, не соорудив несколько «учебных» убежищ, не переночевав в них;
  • недопустимо отправляться в поход, не проверив с<

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.