Характеристика особенностей развития детей с ЗПР — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Характеристика особенностей развития детей с ЗПР

2020-01-13 119
Характеристика особенностей развития детей с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Целевой раздел

Пояснительная записка…………………..…………………..……….……………. 3

Нормативные документы…………………………………………………………... 3

Цель и задачи рабочей программы.…………………………………………….…. 4

Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающей работы……. 4

Характеристика особенностей детей с ЗПР………………………………………. 6

Особенности организации образовательного процесса……………..…………….7

Планируемые результаты освоения рабочей программы ……………………...... 8

Содержательный раздел

 Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие»………………………………………………………. 11

- Ознакомление с окружающим миром..……………………………………..….. 11

- Формирование элементарных математических представлений……..……..….16

Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательной области

«Речевое развитие » ………………………….……..……………………………… 22

- Развитие фонематического восприятия……………………………………….. 22 - Развитие связной речи ………………………………………………………….. 27

- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы……………………………..…………………………………………... 32

Организационный раздел

Формы организации коррекционно-образовательного процесса……………… 33

Условия реализации программы…………………………………………............. 35

Литература ………………………………………………………………………... 37

Приложение

 

 

Пояснительная записка:

Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности в коррекционной группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации дошкольника с интеллектуальными нарушениями в социуме.

Это достигается за счет модификации используемых программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данной группы, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного учреждения с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и Основной адаптированной образовательной программой МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 200».

Разработана в соответствии с образовательными запросами родителей воспитанников с «особыми» образовательными потребностями.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую решение задач дошкольного учреждения: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Основой для разработки данной рабочей программы явились:

- Основная дошкольная образовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.,

- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, Е.А. Логиновой

В рабочей программе представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе обучения детей данной категории, определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.

  

Данная программа разработана для осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет) с задержкой с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –познавательному и речевому.

 

Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:

Основная цель рабочей программы – формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- на основе мониторинга определять пути профилактики и коррекции психических нарушений;

- расширять кругозор детей, развивать у детей психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;

- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать целостную картину мира;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

- развивать элементарные математические представления, создавать условия для использования полученных знаний в самостоятельной деятельности;

- систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы в соответствии с программным содержанием, внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

  1. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд специфических принципов коррекционной работы:

1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.  

2. Принцип развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.

4. Деятельностный принцип связан с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе.

5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения.

6. Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования.

7. Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.

   

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Детьми старшей группы с ЗПР

Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

- Уметь поместить и найти предмет по словесному ука­занию педагога;

- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

- Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

- Создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, ве­личине) по аналогии;

- Употреблять слова, обозначающие изученные свой­ства (цвет, форму, величину) и расположение предме­тов в пространстве, в активной речи.

- Сравнивать два предмета по цвету, форме, назначению;

- Различать и называть круг, квадрат, треугольник; знать их характерные отличия.

- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

- Распределять п предметы (их изображения) на группы по родовому признаку; называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами;

- Правильно называть времена года, их последователь­ность, части суток;

- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных явлениях;

- Уметь устанавливать количественные и качественные отношения между предметами;

- Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посу­де; домашних и диких животных, предметов сада и огорода; транспорту; профессий людей;

- Знать название своего города. Называть его главную улицу и площадь;

- Соблюдать правила поведения на улице и в других об­щественных местах;

- Соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

- Правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, знать их отличительные признаки;

- Узнавать и называть буквы, которые обозначают изучен­ные звуки.

- Составляет рассказ по картине, пересказ текста с опорой на картины-опоры, план.

 

Метапредметные результаты:

- Способен организовывать свою учебно-познавательную деятельность и владеет следующими навыками: постановка учебной деятельности, планирование, прогнозирование, самоконтроль и самооценка.

- Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, осознаёт поставленные задачи и выбирает способ их решения; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; устанавливает причинно-следственные связи.

- Осуществляет продуктивное общение в совместной деятельности с педагогом и со сверстниками, участвует в общей беседе, задаёт вопросы, умеет выражать свои мысли, соблюдает правила речевого поведения.

Личностные результаты:

- Положительно относится к учению, к познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признаёт для себя общепринятые моральные нормы, способен к самооценке своих действий, поступков; проявляет интерес и уважение к своей стране; готов поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Программный материал образовательной области «Познавательное развитие» реализуется в следующих разделах:

1. Ознакомление с окружающим миром.

2. Формирование элементарных математических представлений.

 

Раздел программы:

Содержание коррекционной работы

Сентябрь

Октябрь

1. Что нам осень подарила (овощи).

2. Фрукты на нашем столе.

3. Во саду ли, в огороде (овощи – фрукты).

4. В гостях у осени.

5. Игрушки.

Ноябрь

1. Столовая и кухонная посуда.

2. Аукцион посуды (чайная посуда)

3. Мебель.

4. Поздняя осень.

5. На птичьем дворе (домашние птицы).

Декабрь

1. Домашние животные.

2. Дикие животные.

3. Домашние и дикие животные.

4. Зима. Новый год.

Январь

Февраль

1. Одежда. Головные уборы.

2. Обувь.

3. Защитники Отечества.

4. Зима. Зимующие птицы.

Март

1. Март. Начало весны.

2. Международный женский день.

3. Семья.

4. Возвращение перелетных птиц.

Апрель

1. Мой дом

2. Мой город. Россия. Москва

3– 4. Профессии.

Май

1. 9 Мая – День Победы.

2. Насекомые

3. Лето

Содержание коррекционной работы

Сентябрь

Октябрь

1. Знакомство с образованием и составом числа 2

  Признаки предметов.

2. Понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте».

  Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между»)

3. Закрепление понятий «больше- меньше».

  Сравнение предметов по одному – двум признакам.

4. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

   Понятия «правое», «левое».

Ноябрь

1. Понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте».

Пространственные понятия.

2. Счет в прямом (до 3) и обратном (от 3) порядке.

Геометрическая фигура – квадрат.

3. Понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине».

Образование числа 4, знакомство с цифрой 4

4. Понятия «больше», «меньше».

Понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Декабрь

1. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

Цифра 0.

2. Закрепление понятий «больше», «меньше».

Уравнивание групп предметов.

3. Повторение образования и состава числа 4.

Геометрическая фигура – треугольник.

4. Повторение.

Январь

Февраль

1. Практическое знакомство с составом числа 5.

Понятие «пара».

2. Числовой ряд до 6, образование числа 6.

Части суток, их последовательность.

3. Числовой ряд до 7, образование числа 7.

Сравнение множеств.

4. Образование числа 8.

Равенство и неравенство (+1, -1), сравнение количества.

Март

1. Числовой ряд до 8.

Геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник

2. Образование числа 9.

Сравнение множеств.

3. Числовой ряд до 9.

Повторение.

4. Образование числа 10.

Повторение.

Апрель

1. Соотнесение числа и количества.

Повторение.

2. Выделение количества, большего, чем названное число, на 1.

Повторение.

3. Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Повторение.

4. Выделение количества, большего или меньшего, чем названное число, на 1.

Повторение.

Май

1. Повторение состава чисел 2 и 3.

2. Обобщающие занятия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения средствами родного языка.

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» реализуется в следующих разделах:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие связной речи.

Раздел программы:

Содержание коррекционной работы

Сентябрь

Октябрь

1. Звук.

2. Гласные звуки.

3. Согласные звуки. Слог.

4. Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных с опорой на условно-графическую схему.

1. Звуковой анализ слова. Знакомство с предложением.

Ноябрь

1. Звуки и буквы А.

2. Звук и буква У.

3. Звук и буква О.

4. Звук и буква ы.

5. Звук и буквы А, У, О, ы

Декабрь

1. Звук и буква И.

2. Дифференциация «и» - «ы».

3. Звук и буква М.

4. Звук и буква Н.

Январь

Февраль

1. Звук и буква В.

2. Различение твердых и мягких согласных звуков н – нь, м – мь, в – вь.

3. Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные.

4. Звук и буква К.

Март

1. Звук и буква П.

2. Звуки и буквы Т.

3. Звуковой диктант.

4. Звуковой анализ слов изученных структур.

Апрель

1. Звук и буква С.

2. Звук и буква С.

3. Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных.

4. Звуковой диктант.

Май

1. Звук и буква Г.

2. Дифференциация «к» - «г».

3. Повторение изученных звуков и букв.

Развитие связной речи

В процессе работы по развитию связной речи дети осваивают умение целенаправленно описывать какой-либо предмет, явление, событие, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные названия предметов, их признаков, действий, указывать место и время события. Дошкольники учатся успешно передавать последовательность реальных действий, сюжета услышанных сказок, рассказов, устанавливать причинно-следственные связи в серии сюжетных картин (с опорой на наглядность, план, образец и без опоры).

Содержанием обучения является также работа по формированию умения детей говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные ответы на вопросы педагога о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности.

Особое внимание обращается на формирование элементарной культуры речевого поведения: умение слушать педагога и сверстников внимательно и доброжелательно относиться к их рассказам и ответам.

 

Цель раздела: формирование способности к целостному смысловому высказыванию, развитие речевое творчество детей и выразительность речи.

Задачи:

- активизировать и расширять словарный запас детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире;

- развивать способность к восприятию текста как смыслового и содержательного единства;

- знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, сказками, историями), обучая разыгрыванию их содержания по ролям;

- учить (по плану, схеме и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимся действием;

- формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.

 

Рабочая программа предполагает использование регионального компонента через решение следующих задач:

- формировать у ребенка определенного отношения к родному краю (флора и фауна Дальнего востока, достопримечательности Хабаровского края, г. Хабаровска);

- формировать представления о быте и труде коренных народов Дальнего Востока и т.д.

Региональный компонент реализуется при изучении следующих тем: «Перелетные и зимующие птицы», «Что нам осень подарила», «Флора и фауна дальневосточной тайги», «Времена года», «Сад и огород», «Мой город», «Наш край».

 

Сопутствующими формами НОД являются:

- игры (словесные, театрализованные);

- чтение стихов, сказок, литературных текстов с обсуждением их содержания;

- тематические экскурсии;

- прослушивание музыкальных произведений;

- рассматривание иллюстраций, картин знаменитых художников;

- просмотр мультимедийных учебно-методических пособий.

 

Учебно-тематический план

По развитию связной речи

Содержание коррекционной работы

По развитию связной речи

Сентябрь

Октябрь

1. Составление описательного рассказа об овощах с опорой на сенсорные анализаторы.

2. Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на сенсорные анализаторы.

3. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.

4. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски.

5. Составление рассказа «Мы играли» по демонстрируемым действиям.

Ноябрь

1. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

2. Составление рассказа «Упала чашка» по серии сюжетных картин.

3. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

4. Составление рассказа - описания об осени с опорой на картинно-графический план.

5. Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба» (с элементами драматизации).

Декабрь

1. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок».

2. Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.).

3. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

4. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Январь

Февраль

1. Составление описательного рассказа об одежде с использованием схемы.

2. Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.

3. Составление рассказа «Границы Родины на замке» по серии сюжетных картин.

4. Составление описательного рассказа о перелетных птицах с использованием схемы.

Март

1. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

2. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

3. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

4. Составление описательного рассказа о перелетных птицах по палну-схеме.

Апрель

1. Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома», с придумыванием начала рассказа Звук и буква С.

2. Пересказ русской народной сказки «Теремок» с элементами драматизации.

3. Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам о профессиях.

4. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Май

1. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».

2. Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

3. Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Формы организации коррекционно-образовательного процесса

Выполнение образовательной программы и учебного плана ДОУ в полном объеме обеспечивается сеткой (расписанием) непосредственно образовательной деятельности.

Сетка НОД

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

2. Художественное творчество – рисование.

3. Физическая культура

ВТОРНИК

1.Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений)

2. Музыкальное

3. Физическая культура (на улице)

 СРЕДА

1. Речевое развитие (Развитие фонематического воприятия)

2. Художественное творчество – лепка/аппликация

3. Музыкальное

 ЧЕТВЕРГ

1. Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений)

2. Ручной труд/конструирование

3. Физическая культура

ПЯТНИЦА

1. Речевое развитие (Развитие связной речи).

2. Занятие с психологом.

3. Музыкальное

 

День

Недели

Коррекционно-развивающая

Работа

Методическое

Время

Всего

групповая мини групповая индивидуальная ПН - 9.00 – 9.25 9.35 – 10.00 10.10 – 12.30 50 мин 4 часа ВТ - 9.00 – 9.25 9.35 – 10.00 10.10 – 12.30 50 мин 4 часа СР - 9.00 – 9.25 9.35 – 10.00 10.10 – 12.30 50 мин 4 часа ЧТ - 9.00 – 9.25 9.35 – 10.00 10.10 – 12.30 50 мин 4 часа ПТ - 15.00 – 15.25 15.35 – 16.00 16.10 – 18.30 1ч.30 мин. 4 часа Всего - 4 часа 10 мин 11 ч 40 мин 4 ч 10 мин 20 ч.

 

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и микрогрупповые.

Деление детей на микрогруппы осуществляется с учетом результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года.

Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания непосредственно образовательной деятельности. Выбор формы организации детей определяется ее целями и задачами.

Требования к структуре НОД:

ü Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

ü Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы.

ü Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала на каждом этапе.

ü Большая информационная емкость учебного материала.

ü Систематичность и доступность изложения материала.

ü Необходимость соблюдения временных рамок.

 

Содержание

Целевой раздел

Пояснительная записка…………………..…………………..……….……………. 3

Нормативные документы…………………………………………………………... 3

Цель и задачи рабочей программы.…………………………………………….…. 4

Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающей работы……. 4

Характеристика особенностей детей с ЗПР………………………………………. 6

Особенности организации образовательного процесса……………..…………….7

Планируемые результаты освоения рабочей программы ……………………...... 8

Содержательный раздел

 Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие»………………………………………………………. 11

- Ознакомление с окружающим миром..……………………………………..….. 11

- Формирование элементарных математических представлений……..……..….16

Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательной области

«Речевое развитие » ………………………….……..……………………………… 22

- Развитие фонематического восприятия……………………………………….. 22 - Развитие связной речи ………………………………………………………….. 27

- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы……………………………..…………………………………………... 32

Организационный раздел

Формы организации коррекционно-образовательного процесса……………… 33

Условия реализации программы…………………………………………............. 35

Литература ………………………………………………………………………... 37

Приложение

 

 

Пояснительная записка:

Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности в коррекционной группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации дошкольника с интеллектуальными нарушениями в социуме.

Это достигается за счет модификации используемых программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данной группы, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного учреждения с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и Основной адаптированной образовательной программой МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 200».

Разработана в соответствии с образовательными запросами родителей воспитанников с «особыми» образовательными потребностями.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую решение задач дошкольного учреждения: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Основой для разработки данной рабочей программы явились:

- Основная дошкольная образовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.,

- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, Е.А. Логиновой

В рабочей программе представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе обучения детей данной категории, определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.

  

Данная программа разработана для осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет) с задержкой с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –познавательному и речевому.

 

Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:

Основная цель рабочей программы – формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- на основе мониторинга определять пути профилактики и коррекции психических нарушений;

- расширять кругозор детей, развивать у детей психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;

- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать целостную картину мира;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

- развивать элементарные математические представления, создавать условия для использования полученных знаний в самостоятельной деятельности;

- систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы в соответствии с программным содержанием, внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

  1. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд специфических принципов коррекционной работы:

1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.  

2. Принцип развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.

4. Деятельностный принцип связан с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе.

5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения.

6. Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования.

7. Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.

   

Характеристика особенностей развития детей с ЗПР

При разработке программы учитывался контингент группы.

В группе 17 детей: 15 мальчиков и 2 девочки. Группу посещают дети шестого года жизни с диагнозом: задержкой психического развития.

Вариативность отклонений в развитии воспитанников группы имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью, до «педагогической запущенности» или легких форм проявлений социальной дезадаптации. Уровень психофизического состояния и интеллектуальных нарушений воспитанников группы представлен в Приложении 1.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, формирования коммуникативных навыков, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.

Дети с ЗПР это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическо<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.385 с.