Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-12-19 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Значение столыпинской реформы
Революционная ситуация в России в 1905—1907 гг. породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание системы земледелия с господством крепких хозяев (кулаков, фермеров — каждая политическая доктрина называет их по-своему).
По своей глубине, масштабности, системности, содержательности и последствиям проект реформы, осуществленный Столыпиным, стоит в одном ряду с начинаниями Петра I, Александра II, Октябрьской революцией 1917 г. Это была действительно великая аграрная реформа в великой стране.
Все то, что произошло в России в 1990-е гг. и происходит в настоящее время, является только карикатурой на реформы и ни в какое сравнение с проектом Столыпина идти не может.
Исключительно важное значение реформаторы уделяли правовому и финансовому обеспечению преобразований, мерам по защите интересов новых собственников и недопущению обезземеливания крестьян, хорошо понимая и возможные последствия этой угрозы.
Задачи новой реформы решались не за счет помещичьих земель, а путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь, где были огромные массивы неосвоенных земель.
Переселенческое дело в России было начато до столыпинской реформы и было связано с постройкой Сибирской железной дороги. Столыпинская же реформа имела иную цель — устранение малоземелья крестьян за счет освоения новых земель.
Другой стороной столыпинской политики было совершенствование правоотношений по землеустройству: внося изменения в размеры землевладения и агрокультурную сторону крестьянского хозяйства, правительство стремилось устранить преграды для развития крестьянского хозяйства и повысить производительность и интенсификацию. В основе указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., закона от 14 июня 1910 г., Положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. лежала индивидуализация крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.
|
Указанными нормативными актами определялся статус двух групп: обществ и селений, не производивших общих переделов земель; обществ и селений, производивших общие переделы.
Землеустроительная политика преследовала две основные цели: формирование хуторских хозяйств как наиболее удачной для хозяйствования формы размещения угодий и сосредоточение истощенных земель, являющихся собственностью многих крестьян, в руках немногих экономически сильных крестьян-фермеров. Техническая и процессуальная сторона перехода к отрубному и хуторскому земледелию была закреплена в Положении о землеустройстве от 29 мая 1911 г.
Проведение данной землеустроительной политики осложнялось:
◊ несовершенством содержания правового регулирования и перегибами, допускаемыми исполнителями на местах;
◊ землеустроители порой насильно заставляли крестьян переселяться на хутора; скупка земель в некоторых местностях начинала принимать угрожающие размеры и т.п.
Особенности Столыпинской реформы
В результате Столыпинской реформы в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. Кроме того, существовали многочисленные формы собственности, введенные еще в прошлых веках.
Нормы земельного права, регулировавшие в России землевладение и землепользование, были весьма пестры и разнообразны, разбросаны в разных частях Свода законов Российской империи, что объяснялось различием прав на землю в зависимости от характера вещного объекта, их субъектов, способов владения, направлений государственной политики в изменяющихся условиях.
|
В период столыпинской аграрной реформы окончательно сложился и устоялся до октябрьского переворота 1917 г. следующий режим земельного строя.
1. Государственные земли. Это земли, определенные законом, как все имущество, не принадлежащее никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворцовому ведомству, ни установлениям (казенные земли, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные реки и их берега).
Земли, имевшие стратегическое и военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли быть предметом товарного оборота.
Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли были включены в состав государственных земель.
Удельные имения были созданы по указу Павла I «Об учреждении императорской фамилии», по которому огромные земельные массивы были переданы в собственность царской фамилии и впоследствии увеличивались за счет государственных имуществ.
В ст. 412 указанного тома Свода законов Российской империи называется дворцовое имущество: «Имущества, приписанные к содержанию различных дворцов императорского дома...». Дворцовое имущество было двоякого рода:
а) государственное — имения Царскосельское, Петергофское, Таицкое и др., принадлежащие царствующему императору, не могли быть завещаемы, разделяемы или подлежащими другим видам отчуждения;
б) личная собственность особ императорского дома — дворцовое имущество: Павловское, Гатчинское, Бородинское и др. — могло быть завещаемо и делимо по частям.
2. Монастырские земли. Православному духовенству отводились лучшие земли в увеличенном размере. Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения, как покупкой, так и через дар или завещания от частных лиц.
Правовой режим церковных и монастырских земель и источники их образования почти не отличались друг от друга.
3. Майоратные земли. Их правовой институт утвердился в России в XIX в.:
а) этот вид землевладения возникал по инициативе царя, который жаловал имения преданным ему сановникам на праве майората (потомственного владения);
б) они не могли дробиться, отчуждаться, закладываться и иным путем уменьшаться;
|
в) имение в целом переходило только к старшему наследнику. С прекращением наследников мужского пола майоратное имение отбиралось в казну.
Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратных имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений. Данное изменение было внесено для расширения крестьянского землевладения.
4. Частновладельческие земли. До столыпинской реформы данное право принадлежало исключительно дворянам-помещикам. Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную землю был признан и крестьянин.
5. Посессионные земли. Особенности их правового режима выражались в наличии ограничений частной собственности, (например, для назначения горнозаводской деятельности).
Субъектами права собственности посессионных земель были владельцы посессионных заводов (имеющих пособие от казны или в людях, или в землях, или в лесах, или в рудниках).
6. Общественные земли. Правовой режим их в законодательстве России не был разработан. Субъектами права собственности были: города и городские общества; дворянские общества; общества сельских обывателей; земства и земские учреждения. Отсутствовало четкое определение того, что нужно понимать под общественными землями.
Возникновение в России земель различных форм собственности и с разнообразным режимом использования привело к выделению в составе российского права особой отрасли — земельного права, которое в работах разных авторов имело различное наименование и содержание.
Внесла свои коррективы в развитие земельного права и первая мировая война. Так, в период со 2 февраля 1915 г. по 8 февраля 1917 г. был издан ряд законов, ограничивавших по политическим мотивам землевладение лиц немецкой, еврейской, польской, австрийской, венгерской и других национальностей.
Анализируя период столыпинской аграрной реформы и период развития земельных отношений до 1917 г., можно сделать вывод о том, что в земельные отношения России проникли, наконец, рыночные отношения.
Новые рыночные отношения в этот период сосуществовали со старыми полукрепостническими, что и обусловило сложности в правовом регулировании земельных отношений, дробность и запутанность земельного законодательства, неразработанность земельного права на теоретическом уровне.
|
Земельные преобразования и землеустройство после Октябрьской революции (1917 г.)
Землеустройство после Октябрьской революции (1917 г.) приобрело новое содержание. Руководитель Советского государства В. И. Ленин понимал, что разрушить помещичье и церковное землевладение и создать опору в деревне, благодаря передаче земель малоимущим крестьянам, можно только с помощью землеустройства. В своей работе «Землеустройство и деревенская беднота», говоря о классовом характере Столыпинского землеустройства, он писал: «Землеустройство помогает только сильным, а голытьбу губит. Землеустройство – это колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных» [80].
Поэтому, начиная с 1917 г., землеустройство становится средством глубоких политических, экономических и аграрных преобразований в России. Его главной задачей являлось проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.
Перед землеустройством была поставлена задача практического осуществления передачи экспроприированных земель в пользование трудового крестьянства.
Одним из важнейших положений Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена в стране права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. По Декрету о земле крестьянство получило более 150 млн га угодий, а также помещичий инвентарь, скот, постройки. Крестьяне были освобождены от ежегодных арендных платежей, достигавших 700 млн руб. Была ликвидирована огромная задолженность крестьян Крестьянскому поземельному банку, которая в 1914 г. исчислялась суммой в 1326 млн рублей. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную, как решено будет в отдельных селениях и поселках [81].
В крайне сложных условиях первых послереволюционных лет были подготовлены и изданы нормативные акты, в которых получили дальнейшее развитие основные положения Декрета о земле. Среди них важнейшее значение имеет Декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., а также Положение о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919 г.
После уравнительного распределения земель, произошедшего в ходе революции 1917 г., значительно усилились неустроенность крестьянского хозяйства, были разрушены хозяйственные связи, усугубились недостатки землевладения (чересполосица, дальноземелье и т. п.). Поэтому главное требование названных выше законов заключалось в сведении чересполосной земли к одному месту и ликвидации «распыленности» земельных массивов. Отводы и выделы земель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться путем обмена соответствующих земель чересполосность, вклинивание или вкрапливание посторонних участков, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения земель.
Основные землеустроительные силы были сосредоточены на волостных отводах, разверстаниях их и на уничтожении дальноземелья и чересполосицы. Надо было закрепить в натуре между селами и деревнями конфискованные помещичьи, казенные, удельные, монастырские и церковные земли, устранив при этом и недостатки в землепользовании.
Основные виды и объемы землеустроительных работ, выполненных в 1919-1920 гг., показаны в таблице 7.
Из таблицы видно, что в 1919 г. землеустроительные работы были выполнены на площади 21,0 млн га (19254042 десятинах), а в 1920 г. – на 23,7 млн га (21733980 десятинах).
Планы землеустроительных работ на 1919 г. намечали охватить территорию в 45 млн десятин. S этих планах, прежде всего, предусматривался отвод земель совхозам и коллективным хозяйствам, государственным учреждениям и предприятиям. Предполагалось приступить к отводу земель волостям и разверстанию земель между отдельными сельскохозяйственными объединениями.
Но для выполнения запроектированных работ не было ни достаточного количества специалистов, ни геодезических инструментов, ни планово-картографического материала. Столь грандиозных масштабов работ дореволюционная Россия никогда не знала. Поэтому объем выполненных в 1919 г. землеустроительных работ оказался меньшим, чем было запроектировано.
В Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию была поставлена задача: способствовать обобществлению единоличного землепользовании. В связи с решением этой задачи в России за период с 1918 по 1921 гг. число коммун возросло с 975 до 3313, сельскохозяйственных артелей – с 604 до 10185, товариществ по совместной обработке земли – с 622 (в 1919 году) до 2514. В1921 г. всего было коллективизировано 227,9 тыс. крестьянских дворов (около 1%) а земельная площадь обобществленных хозяйств составляла 1 млн 223,4 тыс. десятин. За период с 1918 по 1921 гг. возросло и число совхозов: с 3101 до 4391, их общая площадь превысила 2 млн десятин. В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.
После февральской революции постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были учреждены земельные комитеты «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер». Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный комитет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организаций, местной администрации. Существовали земельные комитеты недолго. Летом 1917 г. землеустройство превратилось в массовый стихийный захват крестьянством помещичьих земель, скота и инвентаря.
В связи с предпринятой советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью постановлением Народного комиссариата юстиции от 11 декабря 1917 г. было перед* но в ведение Народного комиссариата земледелия, созданного на базе бывшего Министерства земледелия {82J.
Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения – Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ – были при передаче управления в Наркомзем выделены и переданы в Народный комиссариат просвещения.
Из-за несоответствия устройства и порядка деятельности Управления межевой частью новым условиям названное управление приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вместо него для объединения и направления деятельности местных межевых учреждений и землемерных организаций образован Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО).
Подбор основного рабочего персонала отдела, преимущественно из межевых инженеров, был завершен во второй половине февраля 1918 г. С этого времени предварительная разработка и последующее осуществление мер по организации землеустройства фактически сосредоточились в ЦЗТО под руководством коллегам Наркомзема и Главного земельного совета (ликвидированного 9 августа 1918 г. постановлением коллегии Наркомзема).
На Наркомзем правительство возложило задачи по осуществлению земельной реформы в связи с национализацией земли, поэтому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовал также отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимущественно проведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее возможности колонизации (переселения).
В декабре 1918 г. состоялся Первый всероссийский съезд земельных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и выработан проект положения о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденный 14 февраля 1919г.
Уже 3 мая 1919 г. для осуществления намеченного и организации социалистического землеустройства при Наркомземе образован Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). Во главе отдела стоял заведующий и коллегия в составе руководящих работников отдела. 10 мая 1919 г. Наркомземом было также утверждено Положение о земельных отделах губернских, уездных и волостных исполкомов, которое определило структуру землеустроительных органов на местах.
Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства.
Подотделы землеустройства разделялись на отделение землеустройства, землемерно-техническую часть, земельно-учетное и переселенческое отделение, открываемое по мере необходимости.
В уездах землеустройство осуществлялось уездными земельными отделами исполкомов со структурой, аналогичной губземотделам. Исполнительным органом уездного земельного отдела являлся подотдел землеустройства.
|
Декрет о земле
26 октября 1917 г.
Основу. Декрета о земле, написанного В.И. Лениным, составили 242 накала местных Советов крестьянских депутатов, опубликованные 19 августа 1917 г. в № 88 газеты "Известия Всероссийского Совета Крестьянских депутатов". Был принят на втором заседании од да Советов в ночь с 26 на 27 октября. Впервые декрет был опубликован 28 октября 1917 г. в газетах "Правда" (№ 171) и "Известия ЦИК" (№ 209)
1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов - и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного собрания.
3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие имения подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
4. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен послужить следующий крестьянский наказ...
О земле
Вопрос о земле во всем его объеме может быть разрешен только Всенародным Учредительным собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть
1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля может быть ни продаваема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким -либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная как нотная, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней <...>
2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления
3. Земельные участки с высококультурными хозяйствами... не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская и сельская земля с домашними садами и огородами остается в пользовании настоящих владельцев, причем, размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком.
4. Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины в зависимости от величины и значения их. Вопросы о выкупе подлежат рассмотрению Учредительного собрания.
5. Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый переходит в исключительное пользование государства или общины в зависимости от величины и значения их без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
6. Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.
<...> Земледельцы вследствие старости и инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7. Землепользование должно быть уравнительным, то есть земли распределяются между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой потребительной форме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общественная, артельная...
При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем имущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.
Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорация (коренные улучшения, поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд должны быть оплачены.
Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточен для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. должно взять на себя государство.
Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общин, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию или по соглашению.
Все содержавшееся в этом наказе как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами Крестьянских Депутатов.
Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С, 133-135.
Основной закон о социализации земли 27 января (9 февраля) 1918 г. |
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!