Столыпинская аграрная реформа 1906 — 1907 гг. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Столыпинская аграрная реформа 1906 — 1907 гг.

2019-12-19 149
Столыпинская аграрная реформа 1906 — 1907 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение столыпинской реформы

Революционная ситуация в России в 1905—1907 гг. породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание системы земледелия с господством крепких хозяев (кулаков, фермеров — каждая политическая доктрина называет их по-своему).

По своей глубине, масштабности, системности, содержательности и последствиям проект реформы, осуществленный Столыпиным, стоит в одном ряду с начинаниями Петра I, Александра II, Октябрьской революцией 1917 г. Это была действительно великая аграрная реформа в великой стране.

Все то, что произошло в России в 1990-е гг. и происходит в настоящее время, является только карикатурой на реформы и ни в какое сравнение с проектом Столыпина идти не может.

Исключительно важное значение реформаторы уделяли правовому и финансовому обеспечению преобразований, мерам по защите интересов новых собственников и недопущению обезземеливания крестьян, хорошо понимая и возможные последствия этой угрозы.

Задачи новой реформы решались не за счет помещичьих земель, а путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь, где были огромные массивы неосвоенных земель.

Переселенческое дело в России было начато до столыпинской реформы и было связано с постройкой Сибирской железной дороги. Столыпинская же реформа имела иную цель — устранение малоземелья крестьян за счет освоения новых земель.

Другой стороной столыпинской политики было совершенствование правоотношений по землеустройству: внося изменения в размеры землевладения и агрокультурную сторону крестьянского хозяйства, правительство стремилось устранить преграды для развития крестьянского хозяйства и повысить производительность и интенсификацию. В основе указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., закона от 14 июня 1910 г., Положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. лежала индивидуализация крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.

Указанными нормативными актами определялся статус двух групп: обществ и селений, не производивших общих переделов земель; обществ и селений, производивших общие переделы.

Землеустроительная политика преследовала две основные цели: формирование хуторских хозяйств как наиболее удачной для хозяйствования формы размещения угодий и сосредоточение истощенных земель, являющихся собственностью многих крестьян, в руках немногих экономически сильных крестьян-фермеров. Техническая и процес­суальная сторона перехода к отрубному и хуторскому земледелию была закреплена в Положении о землеустройстве от 29 мая 1911 г.

Проведение данной землеустроительной политики осложнялось:

несовершенством содержания правового регулирования и перегибами, допускаемыми исполнителями на местах;

землеустроители порой насильно заставляли крестьян переселяться на хутора; скупка земель в некоторых местностях начинала принимать угрожающие размеры и т.п.

Особенности Столыпинской реформы

В результате Столыпинской реформы в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. Кроме того, существовали многочисленные формы собственности, введенные еще в прошлых веках.

Нормы земельного права, регулировавшие в России землевладение и землепользование, были весьма пестры и разнообразны, разбросаны в разных частях Свода законов Российской империи, что объяснялось различием прав на землю в зависимости от характера вещного объекта, их субъектов, способов владения, направлений государственной политики в изменяющихся условиях.

В период столыпинской аграрной реформы окончательно сложился и устоялся до октябрьского переворота 1917 г. следующий режим земельного строя.

1. Государственные земли. Это земли, определенные законом, как все имущество, не принадлежащее никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворцовому ведомству, ни установлениям (казенные земли, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные реки и их берега).

Земли, имевшие стратегическое и военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли быть предметом товарного оборота.

Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли были включены в состав государственных земель.

Удельные имения были созданы по указу Павла I «Об учреждении императорской фамилии», по которому огромные земельные массивы были переданы в собственность царской фамилии и впоследствии увеличивались за счет государственных имуществ.

В ст. 412 указанного тома Свода законов Российской империи называется дворцовое имущество: «Имущества, приписанные к содержанию различных дворцов императорского дома...». Дворцовое имущество было двоякого рода:

а) государственное — имения Царскосельское, Петергофское, Таицкое и др., принадлежащие царствующему императору, не могли быть завещаемы, разделяемы или подлежащими другим видам отчуждения;

б) личная собственность особ императорского дома — дворцовое имущество: Павловское, Гатчинское, Бородинское и др. — могло быть завещаемо и делимо по частям.

2. Монастырские земли. Православному духовенству отводились лучшие земли в увеличенном размере. Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения, как покупкой, так и через дар или завещания от частных лиц.

Правовой режим церковных и монастырских земель и источники их образования почти не отличались друг от друга.

3. Майоратные земли. Их правовой институт утвердился в России в XIX в.:

а) этот вид землевладения возникал по инициативе царя, который жаловал имения преданным ему сановникам на праве майората (потомственного владения);

б) они не могли дробиться, отчуждаться, закладываться и иным путем уменьшаться;

в) имение в целом переходило только к старшему наследнику. С прекращением наследников мужского пола майоратное имение отбиралось в казну.

Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратных имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений. Данное изменение было внесено для расширения крестьянского землевладения.

4. Частновладельческие земли. До столыпинской реформы данное право принадлежало исключительно дворянам-помещикам. Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную землю был признан и крестьянин.

5. Посессионные земли. Особенности их правового режима выражались в наличии ограничений частной собственности, (например, для назначения горнозаводской деятельности).

Субъектами права собственности посессионных земель были владельцы посессионных заводов (имеющих пособие от казны или в людях, или в землях, или в лесах, или в рудниках).

6. Общественные земли. Правовой режим их в законодательстве России не был разработан. Субъектами права собственности были: города и городские общества; дворянские общества; общества сельских обывателей; земства и земские учреждения. Отсутствовало четкое определение того, что нужно понимать под общественными землями.

Возникновение в России земель различных форм собственности и с разнообразным режимом использования привело к выделению в составе российского права особой отрасли — земельного права, которое в работах разных авторов имело различное наименование и содержание.

Внесла свои коррективы в развитие земельного права и первая мировая война. Так, в период со 2 февраля 1915 г. по 8 февраля 1917 г. был издан ряд законов, ограничивавших по политическим мотивам землевладение лиц немецкой, еврейской, польской, австрийской, венгерской и других национальностей.

Анализируя период столыпинской аграрной реформы и период развития земельных отношений до 1917 г., можно сделать вывод о том, что в земельные отношения России проникли, наконец, рыночные отношения.

Новые рыночные отношения в этот период сосуществовали со старыми полукрепостническими, что и обусловило сложности в правовом регулировании земельных отношений, дробность и запутанность земельного законодательства, неразработанность земельного права на теоретическом уровне.

Земельные преобразования и землеустройство после Октябрьской революции (1917 г.)

Землеустройство после Октябрьской революции (1917 г.) приобрело новое содержание. Руководитель Советского государства В. И. Ленин понимал, что разрушить помещичье и церковное землевладение и создать опору в деревне, благодаря передаче земель малоимущим крестьянам, можно только с помощью землеустройства. В своей работе «Землеустройство и деревенская беднота», говоря о классовом характере Столыпинского землеустройства, он писал: «Землеустройство помогает только сильным, а голытьбу губит. Землеустройство – это колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных» [80].
Поэтому, начиная с 1917 г., землеустройство становится средством глубоких политических, экономических и аграрных преобразований в России. Его главной задачей являлось проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.
Перед землеустройством была поставлена задача практического осуществления передачи экспроприированных земель в пользование трудового крестьянства.
Одним из важнейших положений Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена в стране права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. По Декрету о земле крестьянство получило более 150 млн га угодий, а также помещичий инвентарь, скот, постройки. Крестьяне были освобождены от ежегодных арендных платежей, достигавших 700 млн руб. Была ликвидирована огромная задолженность крестьян Крестьянскому поземельному банку, которая в 1914 г. исчислялась суммой в 1326 млн рублей. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную, как решено будет в отдельных селениях и поселках [81].
В крайне сложных условиях первых послереволюционных лет были подготовлены и изданы нормативные акты, в которых получили дальнейшее развитие основные положения Декрета о земле. Среди них важнейшее значение имеет Декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., а также Положение о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919 г.
После уравнительного распределения земель, произошедшего в ходе революции 1917 г., значительно усилились неустроенность крестьянского хозяйства, были разрушены хозяйственные связи, усугубились недостатки землевладения (чересполосица, дальноземелье и т. п.). Поэтому главное требование названных выше законов заключалось в сведении чересполосной земли к одному месту и ликвидации «распыленности» земельных массивов. Отводы и выделы земель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться путем обмена соответствующих земель чересполосность, вклинивание или вкрапливание посторонних участков, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения земель.
Основные землеустроительные силы были сосредоточены на волостных отводах, разверстаниях их и на уничтожении дальноземелья и чересполосицы. Надо было закрепить в натуре между селами и деревнями конфискованные помещичьи, казенные, удельные, монастырские и церковные земли, устранив при этом и недостатки в землепользовании.
Основные виды и объемы землеустроительных работ, выполненных в 1919-1920 гг., показаны в таблице 7.
Из таблицы видно, что в 1919 г. землеустроительные работы были выполнены на площади 21,0 млн га (19254042 десятинах), а в 1920 г. – на 23,7 млн га (21733980 десятинах).
Планы землеустроительных работ на 1919 г. намечали охватить территорию в 45 млн десятин. S этих планах, прежде всего, предусматривался отвод земель совхозам и коллективным хозяйствам, государственным учреждениям и предприятиям. Предполагалось приступить к отводу земель волостям и разверстанию земель между отдельными сельскохозяйственными объединениями.
Но для выполнения запроектированных работ не было ни достаточного количества специалистов, ни геодезических инструментов, ни планово-картографического материала. Столь грандиозных масштабов работ дореволюционная Россия никогда не знала. Поэтому объем выполненных в 1919 г. землеустроительных работ оказался меньшим, чем было запроектировано.
В Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию была поставлена задача: способствовать обобществлению единоличного землепользовании. В связи с решением этой задачи в России за период с 1918 по 1921 гг. число коммун возросло с 975 до 3313, сельскохозяйственных артелей – с 604 до 10185, товариществ по совместной обработке земли – с 622 (в 1919 году) до 2514. В1921 г. всего было коллективизировано 227,9 тыс. крестьянских дворов (около 1%) а земельная площадь обобществленных хозяйств составляла 1 млн 223,4 тыс. десятин. За период с 1918 по 1921 гг. возросло и число совхозов: с 3101 до 4391, их общая площадь превысила 2 млн десятин. В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.
После февральской революции постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были учреждены земельные комитеты «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер». Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный комитет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организаций, местной администрации. Существовали земельные комитеты недолго. Летом 1917 г. землеустройство превратилось в массовый стихийный захват крестьянством помещичьих земель, скота и инвентаря.
В связи с предпринятой советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью постановлением Народного комиссариата юстиции от 11 декабря 1917 г. было перед* но в ведение Народного комиссариата земледелия, созданного на базе бывшего Министерства земледелия {82J.
Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения – Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ – были при передаче управления в Наркомзем выделены и переданы в Народный комиссариат просвещения.
Из-за несоответствия устройства и порядка деятельности Управления межевой частью новым условиям названное управление приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вместо него для объединения и направления деятельности местных межевых учреждений и землемерных организаций образован Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО).
Подбор основного рабочего персонала отдела, преимущественно из межевых инженеров, был завершен во второй половине февраля 1918 г. С этого времени предварительная разработка и последующее осуществление мер по организации землеустройства фактически сосредоточились в ЦЗТО под руководством коллегам Наркомзема и Главного земельного совета (ликвидированного 9 августа 1918 г. постановлением коллегии Наркомзема).
На Наркомзем правительство возложило задачи по осуществлению земельной реформы в связи с национализацией земли, поэтому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовал также отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимущественно проведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее возможности колонизации (переселения).
В декабре 1918 г. состоялся Первый всероссийский съезд земельных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и выработан проект положения о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденный 14 февраля 1919г.
Уже 3 мая 1919 г. для осуществления намеченного и организации социалистического землеустройства при Наркомземе образован Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). Во главе отдела стоял заведующий и коллегия в составе руководящих работников отдела. 10 мая 1919 г. Наркомземом было также утверждено Положение о земельных отделах губернских, уездных и волостных исполкомов, которое определило структуру землеустроительных органов на местах.
Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства.
Подотделы землеустройства разделялись на отделение землеустройства, землемерно-техническую часть, земельно-учетное и переселенческое отделение, открываемое по мере необходимости.
В уездах землеустройство осуществлялось уездными земельными отделами исполкомов со структурой, аналогичной губземотделам. Исполнительным органом уездного земельного отдела являлся подотдел землеустройства.

Декрет о земле

26 октября 1917 г.

Основу. Декрета о земле, написанного В.И. Лениным, составили 242 накала местных Советов крестьянских депутатов, опубликованные 19 августа 1917 г. в № 88 газеты "Известия Всероссийского Совета Крестьянских депутатов". Был принят на втором заседании од да Советов в ночь с 26 на 27 октября. Впервые декрет был опубликован 28 октября 1917 г. в газетах "Правда" (№ 171) и "Известия ЦИК" (№ 209)

1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов - и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного собрания.

3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие имения подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен послужить следующий крестьянский наказ...

О земле

Вопрос о земле во всем его объеме может быть разрешен только Всенародным Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть

1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля может быть ни продаваема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким -либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная как нотная, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней <...>

2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления

3. Земельные участки с высококультурными хозяйствами... не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская и сельская земля с домашними садами и огородами остается в пользовании настоящих владельцев, причем, размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком.

4. Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины в зависимости от величины и значения их. Вопросы о выкупе подлежат рассмотрению Учредительного собрания.

5. Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый переходит в исключительное пользование государства или общины в зависимости от величины и значения их без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6. Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

<...> Земледельцы вследствие старости и инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7. Землепользование должно быть уравнительным, то есть земли распределяются между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой потребительной форме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общественная, артельная...

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем имущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорация (коренные улучшения, поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточен для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общин, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию или по соглашению.

Все содержавшееся в этом наказе как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами Крестьянских Депутатов.

Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С, 133-135.

Основной закон о социализации земли 27 января (9 февраля) 1918 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.                                                                СТР.                         Раздел I                          407                     Общее положение Ст. 1. Всякая собственность на землю,  недра, воды, леса иживые силы природы в пределах Российской Федеративной СоветскойРеспублики отменяется навсегда. Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отнынепереходит в пользование всего трудового народа. Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, ктообрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особопредусмотренных настоящим законом. Ст. 4. Право пользования землей не может быть ограничено: ниполом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством. Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живымисилами природы предоставляется, в зависимости от их значения,уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти,под контролем последней. Порядок пользования и распоряжениянедрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определенособым законом. Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвыйсельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа изнетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения,земельных отделов: уездного, губернского, областного ифедерального Советов. Ст. 7. Все постройки означенных в ст. 6 хозяйств, а равно 408имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякоговыкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжениеуездного, губернского, областного и федерального Советов. Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящегозакона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего,находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средствк существованию, могут по удостоверению местных судов и земельныхотделов Советской власти, впредь до издания общего закона остраховании неработоспособных граждан, пользоваться правомполучения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размересуществующей солдатской пенсии. Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значениямежду трудящимися ведают сельские, волостные, уездные,губернские, областные, главные и федеральный земельные отделыСоветов, в зависимости от значения этих земель. Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведаютземельные отделы главных и федерального Советов. Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельныхотделов местной и центральной Советской власти, помимосправедливого распределения земель сельскохозяйственного значениясреди трудового земледельческого населения и наиболеепродуктивного использования национальных богатств, входит: а) Создание условий, благоприятствующих роступроизводительных сил страны, в смысле увеличения плодородияземли, поднятия сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятияуровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массахземледельческого населения. б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственногозначения. в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то:садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства,молочного хозяйства и проч. г) Ускорение перехода от малопроизводительных к болеепроизводительным системам полеводства в различных поясах путемравномерного расселения трудящихся земледельцев. д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как болеевыгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйствединоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству. Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должнопроизводиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобыпотребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе кисторически сложившейся системе землепользования, не превышалатрудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и, вто же время, давала бы возможность безбедного существования семье 409земледельца. Ст. 13. Общим и основным источником права на пользованиеземлей сельскохозяйственного значения является личный труд. Крометого, предоставляется органам Советской власти для поднятиясельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственныхобразцовых ферм или опытных и показательных полей) занимать изфонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных,кабинетских и помещичьих) определенные участки земли иобрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этотподчиняется общим нормам рабочего контроля. Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны бытьзастрахованы за счет государства на случай смерти, болезни,увечья, делающих их нетрудоспособными. Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособныечлены их семейств должны быть призреваемы за счет органовСоветской власти. Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно бытьзастраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случайзасухи, градобития и других стихийных бедствий путем взаимногосоветского страхования. Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественногоплодородия лучших участков земли, а также от более выгодного ихрасположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественныенужды в распоряжение органов Советской власти. Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенамимонополизируется органами Советской власти. Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя,должна быть государственной монополией.                        Раздел II           Кто имеет право пользоваться землей Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли дляобщественных и личных надобностей в пределах Российской СоветскойФедеративной Республики могут пользоваться: А) В целях культурно-просветительных. 1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной,областной, губернской, уездной, волостной и сельской). 2. Общественные организации (под контролем и с разрешенияместной Советской власти). Б) Для занятий сельским хозяйством. 3. Сельскохозяйственные коммуны. 4. Сельскохозяйственные товарищества.   5. Сельские общества.                                     410 6. Отдельные семьи и лица. В) С целью застройки. 7. Органы Советской власти. 8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (еслизастройка не является средством извлечения дохода). 9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (сособого разрешения и под контролем Советской власти). Г) Для устройства путей сообщения (передвижения). 10. Органы Советской власти (федеральной, областной,губернской, уездной, волостной и сельской, в зависимости отзначения путей сообщения).                        Раздел III        Порядок предоставления земли в пользование Ст. 21. Земля предоставляется в пользование в первую очередьтем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, адля общественной пользы. Ст. 22. Для занятия земледелием в личных интересахустанавливается следующий порядок землепользования: В первую очередь – безземельное и малоземельное местноеземледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие(батраки) на равных условиях. Во вторую очередь – пришлое, т.е. прибывшее в даннуюместность после опубликования закона о социализации земли,земледельческое население. В третью очередь – неземледельческое население в порядкерегистрации в земельном отделе местной Советской власти. Примечание. При установлении порядка передачи земли впользование предпочтение отдается трудовым сельскохозяйственнымтовариществам перед единоличными хозяйствами. Ст. 23. Для занятия садоводством, огородничеством,пчеловодством, рыболовством, скотоводством, лесоразведением земляпредоставляется в пользование на следующих основаниях: В первую очередь – земля неудобная для земледелия, во вторуюочередь – удобная для земледелия, но по условиям местности болееподходящая для занятия тем или иным сельскохозяйственнымпромыслом. Ст. 24. Под постройку земли в сельских местностях отводятсяпо усмотрению местных Советов и населения. В городах земля отводится в порядке заявлений всоответствующий местный Совет, поскольку стройка не угрожаетнанесением ущерба соседним зданиям и удовлетворяет прочим 411требованиям строительного устава. Примечание. Под постройку общественно-полезных зданий земляотводится вне очереди.                        Раздел IV Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы Ст. 25. Количество земли, отводимой отдельным хозяйствам длязанятия земледелием с целью приобретения средств к существованию,не должно превышать потребительно-трудовой нормы данного пояса,исчисляемой на основаниях, указанных в инструкции, при семприлагаемой.   Инструкция для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения § 1. Вся земледельческая Россия распределяется на такоечисло поясов, сколько различных систем полеводства (переложная,трехпольная, восьмипольная, многопольная, плодосменная и др.)исторически сложилось в данный хозяйственный период. § 2. Для каждого такого земледельческого поясаустанавливается своя особая потребительно-трудовая норма. Внутрипояса она может изменяться в зависимости от климата и отестественного плодородия почвы в каждом угодий отдельно, а равнов зависимости от близости к рынку (городу или железной дороге) идругих условий, имеющих важное местное значение. § 3. Для точного исчисления нормы в каждом поясе в ближайшемвремени должна быть произведена Всероссийскаясельскохозяйственная перепись. Примечание. После проведения в жизнь закона о социализацииземли немедленно производится обмер земли и топографическаясъемка. § 4. Распределение земли на уравнительно-трудовых началахмежду земледельческим населением проводится постепенно поотдельным земледельческим поясам на основаниях, указанных внастоящем законе. Примечание. До полного проведения в жизнь закона осоциализации земли на местах отношения земледельцев регулируютсяземельными отделами Советов, на основании особой инструкции. § 5. При определении потребительно-трудовой нормы дляданного пояса берется норма (среднее по размерам хозяйство)одного из уездов этого пояса (или другой какой-либо равной ему поплощади административно-хозяйственной единицы) с плотностьюнаселения, низшей для этого пояса, и с таким соотношением разныхземельных угодий, которое по мнению местного населения(областного или губернского съезда земельных отделов Советов) 412будет признано наиболее нормальным, т.е. наиболее благоприятнымдля ведения того типа хозяйства, какой преобладает в этом поясе. § 6. При определении среднего ныне существующегокрестьянского землевладения должно сначала принимать во вниманиелишь те земли, которые до 1917 г. находились фактически впользовании у крестьян-тружеников, т.е.  купленные крестьянскимиобществами, товариществами, отдельными лицами, надельные иарендуемые. § 7. Леса, недра и воды не должны входить в расчет при этомисчислении. § 8. Не должны входить в расчет в этом случае и земли всехчастновладельческих нетрудовых хозяйств, находившиеся до этоговремени в фактическом владении и пользовании у казны, частныхбанков, монастырей, уделов, помещиков (кабинетские, церковные),так как из них составляется запасный земельный фонд, из коего ибудут наделяться все безземельные и малоземельные, владеющие внастоящее время наделами ниже существующей крестьянскойпотребительно-трудовой нормы. § 9. При определении всего количества земли, находившегосядо революции 1917 г. в фактическом пользованиикрестьян-тружеников, необходимо исчислить количество ее поугодиям (пахотная, луговая, поемная или заливная и суходольная,выгон, неудобная, усадебная, под огородами, садами). § 10. Такое исчисление необходимо произвести как вабсолютных цифрах, так и в процентах к общему количеству длякаждого отдельного хозяйства, для общины, волости, уезда,губернии, области или всего пояса данной системы полеводства. § 11. При таком определении количества всей земли необходимоустановить качество или емкость каждой типичной пахотной илуговой десятины, путем определения урожайности на десятине тогоили иного из имеющихся в пределах данного пояса, грунта илипочвы, за 10 лет в пудах зернового хлеба или сена. § 12. Одновременно с определением количества и качестваземли необходимо исчислить все население данного пояса, занятоеземледелием, а равно живущее за счет земледелия. § 13. Исчисление населения, занятого в сельском хозяйстве,должно производиться по полу и возрасту и семейному положению длякаждого хозяйства отдельно (уже потом суммируя добытые данные поселам, волостям, уездам, губерниям всего данного пояса). § 14. При переписи населения необходимо определить числорабочих сил и едоков, а поэтому все население разбивается посвоему возрастному составу таким образом:       Нетрудоспособные: Девочки в возрасте до 12 лет Мальчики в возрасте до 12 лет Мужчины в возрасте от 60 лет Женщины в возрасте от 50 лет      Особо отмечаются неработоспособные                   413     по болезни ф

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.