III. Криминалистическая тактика — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

III. Криминалистическая тактика

2019-12-19 527
III. Криминалистическая тактика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лабораторное занятие по теме «Следственная версия и планирование расследования преступлений» предполагает расследование теоретических вопросов и решения задач.

Вопросы:

1. Понятие и виды следственной версии.

2. Построение следственной версии. Требования, предъявляемые к следственной версии.

3. Проверка следственной версии

4. Понятие, принципы, этапы планирования расследования расследований преступлений.

5. Структура плана расследования по уголовному делу.

Задачи:

1. На месте происшествия в веревочной петле висит труп мужчины лет 50. Носки ботинок расположены на высоте 45 сантиметров от пола, рядом опрокинутый стул. Одежда трупа в полном порядке. На шее под петлей, кроме странгуляционной борозды, повреждений нет. Руки трупа отведены за спину и связаны таким образом, что расстояние между кистями составляет около 10 сантиметров. В кармане одежды обнаружены письма гражданина, адресованные жене, сыновьям, матери, в которых он сообщает о решении покончить жизнь самоубийством.

Построить версии относительно характера произошедшего события.

Какие фактические данные могут быть положены в основу версий?

2.  В районное отделение милиции обратились супруги Дейч с устным заявлением о том, что в своей коммунальной квартире они обнаружили труп соседки Фузеевой (60 лет). Труп лежит в коридоре в 2-х метрах от двери, ведущей в комнату Фузеевой. У трупа был проломлен череп, выбиты зубы, имелось множество синяков и ссадин на лице и теле. Нижняя часть трупа оголена, ноги согнуты в коленях, раздвинуты. Рядом с трупом в луже крови лежит топор и кувалда, а также два золотых зуба и коронка. В зажатом кулаке правой руки обнаружено несколько курчавых волос.

Замки входной двери и дверей, ведущих в комнаты, сорваны и лежат на полу, все двери имеют сильные повреждения. Дверцы платяных шкафов, тумбочек, сервантов в комнатах Фузеевой, Дейч открыты, вещи разбросаны. В комнате Дейч на столе лежат золотые наручные часы, среди разбросанных вещей – деньги в сумме 155 руб. в коридоре на полу и стенах множество следов крови. На лестничной площадке следов крови не обнаружено. Около двери в комнате Фузеевой видны три кровяных следа обуви, напоминающие следы кед 39-41 размера.

Построить версии о характере происшедшего события и о лицах, причастных к убийству Фузеевой.

Какие фактические данные могут быть положены в основу версии?

Источники: 1, 2, 3, 4, 6, 16, 51.

 

I. Методические указания к лабораторным занятиям и самостоятельной работе по тактике осмотра места происшествия

1. Методические указания к лабораторным занятиям

Лабораторные занятия состоят из двух частей. Первое занятие (2 часа) направлено на подготовку к учебному осмотру инсценированного места происшествия и предполагает решение отдельных задач. Последнее занятие: второе и третье (4 часа) направлены на учебный осмотр инсценированного места происшествия.

Теоретическое и практическое усвоение тактики осмотра места происшествия предполагает обязательное повторение положений, содержащихся в ст. 38; 39; 40; 40.1; 58; 60; 164; 166; 168; 170; 176; 177; 178; УПК РФ.

В процессе подготовки к занятиям необходимо понять сущность осмотра места происшествия, его цель, а также отличие от обыска, следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Важным в понимании сущности осмотра места происшествия являются его принципы. Рассматривая цель осмотра места происшествия, необходимо помнить, что данное следственное действие является частью процесса предварительного расследования, цели которого носят более общий характер по отношению к цели осмотра места происшествия.

Особое внимание следует обратить на вопросы подготовки к осмотру места происшествия, которые подробно изложены в справочной литературе.

Общему и детальному осмотру места происшествия соответствуют задачи, методы и тактические приемы осмотра.

Тактические приемы осмотра места происшествия - важный элемент тактики данного следственного действия. Они подробно описаны в учебной, справочной литературе. Следует запомнить не только эти приемы, но и знать какие факторы влияют на их выбор и применение. Усвоению данного вопроса в значительной степени будет способствовать понимание следующих элементов обстановки места происшествия: центр, узел, граница. Необходимо отметить, что данные понятия, наряду с пространственной (вещественной) характеристикой, имеют информационную, которая является определяющей.

Изучая вопрос об инсценировках и их видах, следует усвоить понятие негативного обстоятельства. Данное понятие раскрывается в учебной литературе.

Оформление результатов осмотра места происшествия предполагает составление протокола осмотра места происшествия и оформление различного вида приложений (фототаблиц, планов, схем, копий следов, изъятых с места происшествия предметов и т.д.). Оформление протоколов и приложений требует соблюдения положений ст. 83; 166; 180 УПК РФ.

 

Лабораторное занятие 1

Решение задач

Задача 1

Дежурный районного отделения получил сообщение, что в деревне Сахновка в 200 метрах от собственного дома, около колодца выстрелом из коробина был убит житель деревни Востриков. До прибытия следователя родственники убитого занесли труп в дом. Прибыв на место происшествия, следователь дал указание перенести труп Вострикова обратно на место убийства и приступил к осмотру.

Вопросы

1. Приведите различия между местом происшествия и местом преступления. Какие части деревни следует рассматривать как место преступления и как место происшествия.

2. Оцените действия следователя.

Методические указания для решения задачи 1

При оценки действий следователя следует обратить внимание на положение ст. 180 УПК РФ.

Задача 2

Следователь следственного комитета Пищиков, 28 августа в 17 часов после рыбалки на р.Чулым возвращался на машине домой вместе со своими знакомыми рыбаками. В 10 км от деревни Пасечное Тюхтетского района и на расстоянии 90 км от с.Тюхтет на проселочной дороге они обнаружили труп неизвестного мужчины с признаками огнестрельного ранения в области головы. Рядом с трупом на влажном грунте находились «свежие» следы обуви человека, ведущие в сторону леса. Следователь по телефону сделал сообщение дежурному полиции с.Тюхтет и решил приступить к осмотру места происшествия, чтобы зафиксировать материальные следы преступления до прибытия следственной группы.

Вопросы

1. Определите состав следственной группы.

2. Оцените решение, принятое следователем. Какое решение должен был принять Пищиков.

Методические указания для решения задачи 2

Для определения состава следственной группы необходимо руководствоваться положениями ст. 38; 39; 40; 40.1; 41; 58; 60; 168; 170; 178 УПК РФ.

Задача 3

23 августа в 100 метрах от дорожного полотна трассы «Байкал», рядом с населенным пунктом был обнаружен труп мужчины следами насильственной смерти - проникающими ранениями в области грудной клетки. На расстоянии 10 метров от трупа в сторону трассы «Байкал», на проселочной дороге, идущей параллельно трассе, обнаружен объемный след обуви, направленный носовой частью в сторону «д. Сухая», через 12 метров от следа обуви - окурок сигареты. В 25 метрах от трупа, по направлению к опушке леса, рядом с небольшим стогом сена обнаружены обрывки газеты «Красноярский рабочий», пустая бутылка емкостью 0,5 литра с этикеткой «Водка шушенская», кожура от свежих огурцов.

Во время осмотра места происшествия стояла сухая, солнечная погода с температурой воздуха - +17 С. Время начало осмотра - 12 часов.

Вопросы

1. Составьте план или схему места происшествия, оформите их в виде приложения к протоколу осмотра места происшествия.

2. Какое при осмотре места происшествия имеют его границы? Определите границы места происшествия, укажите границы на плане- схеме места происшествия.

3. Что представляет собой «центр» и «узел» места происшествия? Какие объекты можно рассматривать в качестве «центра» и «узлов» места происшествия и почему.

4. Что представляет собой «тактический» прием осмотра места происшествия? Опишите существующие приемы осмотра места происшествия. Какие из приемов осмотра места происшествия могут быть применены для предполагаемого места происшествия?

Методические указания для решения задачи 3

1. При составлении плана или схемы места происшествия необходимо руководствоваться статьями 166 и 180 УПК РФ, техническими требованиями, которые предъявляются к их изготовлению, а так же требованиями, требованиями, связанными с их оформлением в качестве приложений к протоколу осмотра места происшествия. Указанные требования подробно изложены в справочной литературе.

2. Определения границ является важнейшей задачей осмотра места происшествия. Необходимо уяснить, что представляет собой граница места происшествия, какие действия необходимо выполнить, что бы она была установлена, на каких этапах осмотра места происшествия решаются вопросы об определении границы места происшествия.

3. Место происшествия имеет свою структуру, в которой выделяют «цент» и «узел». Правильное определение центра и узлов места происшествия способствуют выбору эффективных приемов осмотра места происшествия. При ответе на вопрос необходимо уяснить содержание, которое вписываются в указанные понятия, а также указав какие из перечисленных объектов, расположенных на месте происшествия должны быть, отнесены к центру и узлам места происшествия.

4.  Осмотр места происшествия состоит из отдельных действий, в том числе и приемов осмотра места происшествия. Отвечая на вопросы задания, необходимо дать понятие тактического приема осмотра места происшествия, указать различия между тактическими приемами осмотра места происшествия и действиями по осмотру места происшествия, указанными в ст. 177 УПК РФ, а также приемами мыслительной деятельности следователя.

Следует иметь ввиду, что выбор тактических приемов осмотра места происшествия зависят от ряда обстоятельств в том числе характера обстановки места происшествия, сопутствующих погодных условий и т.д. Принимая во внимание изложенные в задании обстоятельства, необходимо обосновать выбор тактических приемов осмотра места происшествия.

Задача 4

Просмотр видеозаписи осмотра места происшествия.

 

Вопросы

1. Определите процессуальные ошибки, допущенные следователем.

2.  Определите ошибки, допущенные следователем при определении границ места происшествия, выборе начальной точки осмотра места происшествия и последовательности осмотра.

3. Составьте план осмотра места происшествия.

 

Методические указания для решения задачи 4

По результатам просмотра видеозаписи осмотра места происшествия каждый студент представляет в письменном виде ответы на предлагаемые вопросы. Ответы должны быть аргументированными, иметь ссылки на нормы УПК РФ и использованные литературные источники.

К представленному плану осмотра места происшествия необходимо приложить схему, на которой указать границы осмотра, центр и отдельные узлы места происшествия, а также наиболее целесообразную последовательность осмотра места происшествия.

Лабораторное занятие 3

Учебный осмотр инсценированного места происшествия.

Методические указания к занятию 3

Пред началом учебного осмотра из числа студентов подгруппы назначаются: следователь, специалист - криминалист, специалист в области судебной медицины, оперативные сотрудники, понятые. Получившие назначение на указанные «должности» студенты, должны ознакомиться с нормами УПК РФ для уяснения своих прав и обязанностей.

Руководит осмотром места происшествия следователь. Его указания остальные члены следственной группы должны выполнять. В случаях несогласия с указаниями следователя, члены следственной группы коллективно обсуждают возникшие проблемы и принимают правильное решение.

В процессе проведения занятия преподаватель имеет право проводить замены в составе следственной группы.

По результатам осмотра подгруппа представляет учебный протокол осмотра места происшествия.

Литература: 1, 2, 3, 4, 6, 21, 22, 31, 39, 61, 76.

2. Методические указания к самостоятельной работе

В течение учебного времени при изучении темы каждому студенту предлагается принять участие в реальном осмотре места происшествия в качестве понятого. Для выполнения функций понятого можно обратиться самостоятельно в следственные подразделения, расположенные на территории г.Красноярска или Красноярского края, имея при себе студенческий билет и паспорт, или на кафедру следственной практики юридического института.

При выполнении обязанностей понятого следует обратить внимание на целый ряд вопросов, которые позволят составить представление о современном состоянии практики осмотра места происшествия. К числу таких вопросов можно отнести следующие:

1. Качество подготовки к осмотру места происшествия.

2. Качество выполнения следователем и каждым членом следственной группы своих обязанностей.

3. Уровень технической оснащенности осмотра места происшествия.

4. Полнота использования технических средств и правил в процессе работы со следами.

5. Определение границ места происшествия, выбор эффективной последовательности осмотра территории места происшествия.

6. Соблюдение требований УПК РФ и рекомендацией криминалистики при оформлении приложений к протоколу осмотра места происшествий.

7. Полнота описания обстановки мета происшествия в протоколе. Перечень приведенных выше вопросов может служить основанием для оценки качества осмотра места происшествия. При необходимости, по усмотрению студента, он может быть расширен.

По результатам участия в осмотре места происшествия студент составляет в письменном виде свое заключение, в котором указывает дату, время, расположение (адрес) места происшествия, Ф.И.О. следователя, круг участников осмотра и выставляет оценку по перечисленным выше вопросам, по четырехбальной шкале: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Оценка качества осмотра места происшествия должна быть обоснованной с указанием как недостатков, так и положительных моментов.

Итог самостоятельной работы подводится в рамках коллоквиума с обсуждением современного состояния практики осмотра места происшествия.

II. Методические указания к лабораторным занятиям по тактике обыска

Лабораторные занятия проводятся в виде учебного обыска в жилом или служебном помещении.

 Подготовка к занятию предполагает обязательное повторение положений ст. 38; 39; 40; 40.1; 41;46; 47; 53; 58; 59; 60; 82; 164; 166; 168; 169; 170; 182; 183; 184 УПК РФ. При этом необходимо разобраться с целями и задачами обыска, понять отличия обыска от выемки, осмотра места происшествия.

Особое внимание следует обратить на задачи подготовительного этапа обыска, особенности обыска в помещениях (жилых, служебных), на открытой местности, на производственных территориях и личный обыск. Тактические приемы обыска можно разделить на две группы.

К первой относятся приемы, направленные на обследование материальной обстановки, ко второй- приемы, направленные на получение информации от обыскиваемого.

Перед проведением учебного обыска из числа студентов подгруппы назначается следователь, специалист - криминалист, оперативные сотрудники, понятые. Роль обыскиваемого выполняет преподаватель или лаборант кафедры. Получившие назначения на указанные «должности» студенты, должны ознакомиться с нормами УПК РФ для уяснения своих прав и обязанностей.

Руководит обыском следователь. Его указания остальные члены следственной группы должны выполнять. В случаях несогласия с указаниями следователя, члены следственной группы коллективно обсуждают возникшие проблемы и принимают правильное решение.

В процессе проведения занятия преподаватель имеет право проводить замены в составе следственной группы.

Литература: 1, 2, 3, 4, 6, 21, 22, 39, 61, 76.

 

III. Методические указания к лабораторным занятиям по тактике следственного эксперимента

 

Теоретическое и практическое усвоение тактики следственного эксперимента предполагает обязательное повторение положений содержащихся в ст. 38; 39; 40; 40.1; 46; 47; 53; 58; 59; 60; 164; 168; 170; 181 УПК РФ. При этом необходимо разобраться с целями, задачами, видами следственного эксперимента, его отличием от судебной экспертизы, проверки показаний на месте. Особое внимание следует обратить на обязательное условие производства следственного эксперимента, изложенное в ст. 181 УПК РФ.

Допустимость доказательств, полученных в процессе следственного эксперимента, находятся в прямой зависимости от его подготовки.

Следует четко усвоить, что включается в понятие «создание условий» следственного эксперимента, т.е. в каком объеме и в каких пределах должны быть воспроизведены те условия, которые существовали во время совершения преступления.

Криминалистикой разработаны тактические приемы по подготовке и производству следственного эксперимента, знание их видов и содержания является необходимым. Эти приемы с достаточной полнотой освещены в учебной и справочной литературе.

Оценка результатов следственного эксперимента предполагает   анализ их достоверности и доказательственного значения. Следует обратить внимание на своеобразие оценки как положительных, так и отрицательных результатов следственного эксперимента.

 

Лабораторное занятие 1

Решение задач

Задача 1

 Петров был привлечен к уголовной ответственности как фальшивомонетчик. На допросе заявил, что денежные купюры достоинством 100 рублей изготовил (нарисовал) сам, и, если ему предоставят необходимые материалы, то он сможет продемонстрировать, как это делается.

Следователь принял решение о производстве следственного эксперимента.

Вопрос

Оцените решение следователя.

 

Методические указания для решения задачи 1

При оценки решения следователя необходимо внимательно ознакомиться с положением ст. 181; 195; 202 УПК РФ.

Задача 2

При расследовании уголовного дела о разбойном нападении свидетель Тарасов на допросе показал, что один из нападавших преступников говорил с грузинским акцентом. Следователь принял решение провести следственный эксперимент, в ходе который проверить способность свидетеля отличить грузинский акцент от других. Для участие в эксперименте были приглашены лица различных национальностей, в том числе и два грузина.

Вопрос

 Оцените решение следователя

 

Методические указания для решения задачи 2

 

При оценке решения следователя необходимо внимательно ознакомиться с положением ст. 181; 193; 195 УПК РФ.

Задача 3

 Утром 12 июля на одной из стоянок транспорта в г. Красноярске между оградой стоянки и задним бортом кузова грузового автомобиля «Газель» был обнаружен труп сторожа автостоянки с повреждением в области височной части головы, которое стало причиной смерти. В ходе допроса водитель «Газели» Сидоров пояснил, что он 11 июля поздно вечером вернулся из рейса домой, поужинал и в 24 часа ночи поехал ставить автомобиль на стоянку. Подъехал к месту парковки автомобиля он остановился, а затем стал двигаться задним ходом на свое место парковки. Основное внимание во время движения задним ходом он обращал на рядом стоящий автомобиль, чтобы не допустить столкновения. Сторожа на месте парковки своего автомобиля он не видел. Участок стоянки, где находится место парковки его автомобиля, не освещается. Припарковав автомобиль, Сидоров пошел быстро домой. В сторожку к сторожу он не заходил, но обратил внимание, что в помещении было темно и были хорошо слышны звуки работающего телевизора.

Сидоров пояснил, что наезд на сторожа он совершить не мог. По его мнению сторожа сначала убили, а затем подбросили к месту стоянки его автомобиля, чтобы сокрыть преступление.

В ночь с 11 на 12 июля в районе, где находится стоянка автомобилей, прошел сильный дождь.

 

Вопросы

1. К какому виду относится следственный эксперимент, направленный на проверку показаний водителя Сидорова, и какая цель будет стоять в ходе проведения следственного эксперимента.

2.  Определите участников следственного эксперимента, их права и обязанности.

3. Что следует понимать под «созданием условий проведения следственного эксперимента» и «реконструкцией обстановки».

4. Какие условия должны быть созданы при проведении следственного эксперимента для проверки показаний Сидорова.

5.  Что представляет собой «тактический прием следственного эксперимента». Какие тактические приемы могут быть использованы при проведении следственного эксперимента по проверки показаний Сидорова.

 

Методические указания для решения задачи 3

1. Ответ на вопрос требует предварительного изучения положений ст. 181 УПК РФ и рекомендованной учебной и справочной литературы.

2. При определении круга участников следственного эксперимента по проверке показаний Сидорова следует учитывать положение ст.38; 39; 42; 44; 46; 47; 48; 49; 58; 59; 60 УПК РФ и данные, изложенные в задачи.

3. Уголовно - процессуальный закон не раскрывает понятие «условие производства следственного эксперимента», за исключением запрета на его производство, если создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц (ст.181 УПК РФ). Описание необходимых условий производства следственной эксперимента, в том числе и действий по их созданию содержатся в учебной и справочной литературе.

4. При изложении условий, которые необходимо воспроизвести в процессе производства следственного эксперимента по проверки показаний Сидорова, необходимо обратиться к данным, содержащимся в задании. При этом следует определить, какие из этих данных подлежат воспроизведению, а какие можно не воспроизводить.

5. Понятие тактического приема содержатся в учебной и справочной литературе. При ответе на вопрос необходимо не только указать тактические приемы, которые следует использовать при производстве следственного эксперимента, но и подробно описать, как они будут реализовываться при проверке показаний Сидорова.

 

Лабораторное занятие 2

 

Учебный следственный эксперимент.

         Исходные данные

1. Свидетель Попова на допросе показала, что 26 ноября около 11 часов она находилась на лестничной площадке третьего этажа в левой части крыла корпуса юридического института и разговаривала по телефону. В это время ее внимание привлекли доносившиеся снизу крики, среди которых она отчетливо услышала фразу: «не трогай, это опасно!».

2. Лаборант кафедры криминалистики по факту хищения денежных средств, находившихся в ее куртке, показала, что она вышла из помещения кафедры, чтобы передать книгу лаборанту кафедры трудового права. Дверь кафедры криминалистики закрывать не стала, поскольку выходила на одну минуту. Передав книгу лаборанту кафедры трудового права, она не задерживаясь вернулась назад. В это время в коридоре никого не видела. Дверь кафедры была закрыта, на кафедре людей не было. Платяной шкаф, находящийся на кафедре был раскрыт, рядом на полу лежала ее куртка, из которой пропали деньги и кредитная карточка.

 

Методические указания к лабораторному занятию 2

 

До начала учебного следственного эксперимента из числа студентов подгрупп назначаются: следователь, понятые и статисты. Получившие назначения на указанные «должности», студенты должны ознакомиться с нормами УПК РФ для уяснения своих прав и обязанностей.

Руководит следственным экспериментом следователь. Его указания остальные члены следственной группы должны выполнять. В случаях несогласия с указаниями следователя, члены следственной группы коллективно обсуждают возникшие проблемы и принимают правильное решение.

В процессе проведения занятия преподаватель имеет право заменить следователя.                 

 

Перед началом следственного эксперимента подгруппа определяет вид и цель следственного действия, а затем составляет план его производства. В плане следственного эксперимента необходимо отразить следующие вопросы: расстановка участников следственного эксперимента, какие действия, в каком количестве, с каким интервалом по времени должны быть воспроизведены.

После составления плана следственного эксперимента следователь приступает к его производству.

Литература: 1, 2, 3, 4, 21, 22, 39, 61, 76.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.