II. Криминалистическая техника — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

II. Криминалистическая техника

2019-12-19 867
II. Криминалистическая техника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

II. Криминалистическая техника

Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям

Занятия по теме «Криминалистическая идентификация и диагностика» предполагают рассмотрение вопросов теоретического курса и решение задач.

При подготовке к лабораторным занятиям необходимо изучить следующие вопросы:

1. Понятие криминалистической идентификации.

2. Понятие свойства и признака объекта, идентификационного периода.

3. Свойства объекта идентификации.

4. Идентифицируемый и идентифицирующий объекты.

5. Проверяемый и искомый объекты.

6. Формы и виды идентификации.

7. Стадии идентификационного процесса.

8. Криминалистическая идентификация и диагностика.

Указанные вопросы раскрываются в учебном пособии Колдина В.Я. Судебная идентификация - М.: Лекс Эст, 2002 г. и в другой рекомендуемой учебной литературе (источники: 4, 5, 23, 25, 26, 57).

Особое внимание следует обратить на основные понятия, объекты, процесс криминалистической идентификации, ее соотношение с криминалистической диагностикой.

Задачи по криминалистической идентификации

Задача 1

1 декабря 2011 года на ул. Семафорной г. Красноярска был совершен наезд на 10-летнего Дениса Щербакова. От полученных травм ребенок скончался. Водитель транспортного средства скрылся с места происшествия. При осмотре места дорожно-транспортного происшествия на снежном настиле дорожного покрытия следователем были обнаружены следы протектора автомобиля и осколки рассеивателя фары.

В тот же день сотрудниками ДПС был остановлен автомобиль «Volvo» гос. номер К100ЕУ 24, которым управлял И.С. Давыдов, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. На правом крыле автомобиля была обнаружена вмятина; на ветровом стекле – брызги, похожие на кровь. Правая фара автомобиля была разбита. На решетке радиатора с правой стороны были обнаружены синие микроволокна ткани.

Задания и вопросы:

1. Выделите объекты идентификации в парах (идентифицирующий -идентифицируемый).

2. По каждой паре объектов укажите вид экспертного исследования и сформулируйте вопрос идентификационного характера.

3. Какие из идентифицируемых объектов и при каких условиях могут стать искомыми?

Задача 2

26 сентября 2011 года в лесном массиве недалеко от г. Сосновоборска был обнаружен автомобиль ВАЗ-2109, гос. номер Р172ЕУ 24. В салоне автомобиля находился труп его владельца Д.А. Романова с огнестрельными ранениями в области груди.

При осмотре автомобиля были обнаружены следы пальцев рук на панели приборов и на стекле правой передней дверцы; две стреляные гильзы, черные микроволокна ткани на правом переднем сиденье. Указанные объекты были изъяты.

В тот же день по подозрению в совершении преступления был задержан неработающий и употребляющий наркотические средства одноклассник Романова И.С. Семенов.

При личном обыске у Семенова были изъяты самодельный пистолет, куртка, брюки и ботинки, на которых находились пятна, похожие на кровь.

Задания и вопросы:

1. Выделите объекты идентификации в парах (идентифицирующий - идентифицируемый).

2. По каждой паре объектов укажите вид экспертного исследования и сформулируйте вопрос идентификационного характера.

3. Какие из идентифицируемых объектов и при каких условиях могут стать искомыми?

Задача 3

1 мая 2010 года В.П. Калинин и С.И. Ильин насильно привели к себе в квартиру М.П. Леонову, с которой познакомились в ночном клубе. В течение ночи они распивали спиртные напитки, заставляли Леонову употреблять спиртное с ними, а затем неоднократно совершали с ней насильственные половые акты. Утром Леоновой удалось убежать и заявить о случившемся. В ходе осмотра места происшествия изъяты три хрустальных фужера, три бутылки из-под водки. После возбуждения уголовного дела была произведена выемка одежды и белья Леоновой, комплектов одежды и белья подозреваемых, постельных принадлежностей из их квартиры.

Задания и вопросы:

1. Выделите объекты идентификации в парах (идентифицирующий -идентифицируемый).

2. По каждой паре объектов укажите вид экспертного исследования и сформулируйте вопрос идентификационного характера.

3. Какие из идентифицируемых объектов и при каких условиях могут стать искомыми?

Задача 4

21 сентября 2011 года в дачном домике по адресу ул. Лесная 32 садоводческого товарищества «Березка», расположенного на ст. Пугачево, был обнаружен труп владельца дачного участка Егорова И.П. со множественными ножевыми ранениями.

Обстановка в домике свидетельствовала о том, что убийству предшествовали распитие спиртных напитков и ссора: мебель была перевернута, на полу лежали стаканы, бутылки из-под водки, разбитые тарелки с остатками пищи. При осмотре дверного косяка входной двери был обнаружен зацепившийся за гвоздь кусочек ткани зеленого цвета. Указанные объекты были изъяты с места происшествия.

Соседка Егорова по дачному участку В.П. Сотникова показала, что накануне вечером перед отъездом в город видела Егорова вместе с молодым мужчиной, внешность которого она запомнила и описала.

В тот же день на железнодорожном вокзале г. Красноярска сотрудниками милиции по подозрению в совершении преступления был задержан И.С. Крюков. На его лице имелись синяки и ссадины. Куртка зеленого цвета, одетая на нем, была разорвана, на ее подкладе были обнаружены пятна, похожие на кровь. При личном обыске Крюкова у него был изъят нож.

Задания и вопросы:

1. Выделите объекты идентификации в парах (идентифицирующий - идентифицируемый).

2. По каждой паре объектов укажите вид экспертного исследования и сформулируйте вопрос идентификационного характера.

3. Какие из идентифицируемых объектов и при каких условиях могут стать искомыми?

Задача 5

17 сентября 2010 года в лесном массиве в районе пос. «Удачный» был обнаружен заброшенный ветками труп неустановленного мужчины с огнестрельными ранениями в области груди и головы.

При осмотре места происшествия были изъяты три стреляные гильзы калибра 9 мм, с обнаруженных в грунте следов обуви и следов протекторов автомобиля изготовлены гипсовые слепки. После осмотра трупа были изъяты его одежда, подногтевое содержимое, образцы волос.

В тот же день сотрудниками ДПС был остановлен автомобиль ВАЗ-2109 гос. номер Р712ЕУ 24, которым управлял И.Ф. Гусев, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. На его лице и руках имелись свежие царапины и ссадины, на куртке, брюках и ботинках – пятна, похожие на кровь. При его задержании был изъят пистолет «ПМ».

Задания и вопросы:

1. Выделите объекты идентификации в парах (идентифицирующий - идентифицируемый).

2. По каждой паре объектов укажите вид экспертного исследования и сформулируйте вопрос идентификационного характера.

Какие из идентифицируемых объектов и при каких условиях могут стать искомыми?

Задача 6

4 августа 2011 года жительница д. Дрокино Ю.П. Серова, возвратившись вечером домой, обнаружила на полу труп мужа А.К. Серова, 1958 г.р. Его голова была разбита, вокруг – лужа крови. Прибывшей следственно-оперативной группой обнаружено: на голове трупа имеются следы ударов твердым тупым предметом; на бутылке из-под водки и 2-х стаканах на столе, а также на платяном шкафу, тумбочке, коробке из-под иконы – следы пальцев рук; на табурете – следы наслоения темного вещества, оставленные мужской обувью 42 размера с закругленным носком и характерными особенностями рельефа. На полу найдет пустой холщовый мешочек, в котором, по словам Серовой, прежде хранились старинные серебряные монеты. Также она показала, что ранее в деревне появлялись трое мужчин, скупавших старинные предметы; одному из них Серовы отказали в продаже иконы.

25 августа 2011 года при попытке сдать икону в антикварный магазин в г. Красноярске был задержан Ю.С. Пахомов. При обыске в его квартире изъяты старинные серебряные монеты, кроссовки 42 размера, рубашка с пятнами, похожими на кровь.

Задания и вопросы:

1. Выделите объекты идентификации в парах (идентифицирующий - идентифицируемый).

2. По каждой паре объектов укажите вид экспертного исследования и сформулируйте вопрос идентификационного характера.

3. Какие из идентифицируемых объектов и при каких условиях могут стать искомыми?

Для решения задач по криминалистической идентификации необходимо уяснить понятие «идентифицируемый» и «идентифицируемый» объект. При выделении пар объектов идентификации следует обратить внимание на разграничение понятий «идентифицируемый» и «следовоспринимающий» объект. Указание искомых объектов по задаче требует уточнения понятия «искомый» объект.

 Вид экспертного исследования указывается применительно к выделенной паре объектов идентификации.

В соответствии с заданием необходимо сформулировать вопрос идентификационного характера по каждой паре объектов идентификации. Формулировка вопроса должна предполагать категорический вывод эксперта о тождестве.

 

Тема «Трасология»

Следы рук

Фабула 1

5 сентября 2010 года из автомобиля «Volvo» гос. номер К100ЕХ 24, принадлежащего Р.С. Антонову, была похищена барсетка с документами владельца.

При осмотре автомобиля на стекле задней правой дверцы были обнаружены три следа пальцев рук.

21 сентября при попытке получить кредит в Восточно -Сибирском банке по паспорту и водительскому удостоверению Антонова Р.С., был задержан А.И. Носков, ранее судимый за мошенничество.

 

Фабула 2

В ночь на 6 января 2011 года из склада магазина «Дуэт», расположенного по ул. Красная площадь 3, были похищены мужские свитера и женские шерстяные костюмы на сумму 90 тыс. рублей. В ходе осмотра места происшествия в помещении склада у порога входной двери был найден электрофонарик производства КНР. При осмотре фонарика на его пластиковом корпусе были выявлены пять потожировых следов пальцев рук с четкими отображениями папиллярных узоров.

10 января на территории промышленного рынка в районе КрасТЭЦ был задержан А.С. Карпов, продававший женские шерстяные костюмы. При задержании в его сумке были обнаружены три мужских свитера. Предоставить документы на реализуемый товар и пояснить, каким образом он у него появился, Карпов не смог.

 

Фабула 3

3 января 2009 года неустановленные преступники, проникнув в квартиру И.П. Лариной по адресу ул. Мира 109 – 27, совершили кражу денег и ценных вещей на сумму 350 тыс. рублей. Среди похищенного оказались хранившиеся в сейфе золотые украшения с драгоценными камнями. В ходе осмотра места происшествия на наружной поверхности дверцы сейфа были выявлены четыре следа пальцев рук.

 24 января при попытке сдать в ломбард золотой браслет с сапфирами был задержан Ю.И. Яковлев, ранее судимый за грабеж.

 

Следы ног

Фабула 1

21 октября 2010 г. со склада магазина «Промтовары» расположенного по адресу ул. Аэровокзальная, 6 г.Красноярска, было совершено хищение ценностей. При осмотре помещения склада на полу был обнаружен кусок оберточной бумаги, на которой отразился след наслоения темного вещества, оставленный мужской обувью 43 размера.

23 октября 2010 г. при попытке сбыть похищенные товары был задержан В.С. Петров. У него были изъяты ботинки 43 размера с рисунком подошвы, сходным с отпечатком обуви, обнаруженным в помещении склада.

 

  Фабула 2

5 июня 2011 г. в доме №19 по ул.Копылова г. Красноярска был обнаружен труп хозяйки дома Свиридовой А.К. с признаками насильственной смерти. Обстановка в комнате, где была найдена погибшая, свидетельствовала о распитии спиртных напитков и драке, происходившей накануне. В ходе осмотра места происшествия на простыне, лежавшей на полу, и поверхности матраца на кровати обнаружены следы – наслоения темного вещества, оставленные мужской обувью 42 размера с закругленным носком и характерными особенностями рельефа.

7 июня 2011 г. по подозрению в совершении преступления задержан близкий знакомый Свиридовой Н.А. Рожков, в доме которого, в ходе обыска, изъяты одежда и ботинки, имеющие сходный с обнаруженными следами рельеф подошвы.

 

Фабула 3

25 ноября 2011 г. в своем доме по ул. Киренского, 11 г. Красноярска был убит Сергеев И.Т., освободившийся по амнистии из тюрьмы несколько месяцев назад. При осмотре места происшествия под окном дома Сергеева на мягком грунте был обнаружен объемный след обуви. В следе четко просматривался елкообразный рисунок.

По подозрению в совершении преступления был задержан ранее судимый Ю.И. Марков. При обыске в его квартире были обнаружены сапоги, подошва которых имела рельефный рисунок.

 

Тема «Судебная баллистика»

Фабула 1

 

20 октября 2010 года в квартире № 14 по адресу ул. Ленина 128 был обнаружен труп Ковалевой И.В. Проведенным судебно-медицинским исследованием было обнаружено, что смерть наступила от огнестрельного ранения в область позвоночника с последующим повреждением спинного мозга. Из раневого канала была извлечена пуля калибра 5,6 мм.

22 октября по подозрению в совершении преступления был задержан бывший муж Ковалевой В.И. Тихомиров. При его личном обыске был изъят предмет, похожий на пистолет и пять снаряженных патронов калибра 5,6 мм.

 

Фабула 2

7 декабря 2011 года неустановленный преступник произвел выстрел в окно дома А.С. Мироновой, проживающей по адресу ул. Качинская 35. При осмотре места происшествия из стены комнаты были изъяты девять дробинок фабричного производства.

В совершении преступления подозревается бывший сожитель Мироновой Ю.П. Николаев, при обыске в квартире которого был изъят обрез одно ствольного охотничьего ружья 16-го калибра модели 3КМ-1, два снаряженных патрона и четыре гильзы со следами выстрела.

Фабула 3

28 июля 2010 года на территории земельного участка № 34, садоводческого товарищества «Победа», расположенного в Октябрьском районе г. Красноярска, был обнаружен труп его владельца Новикова И.С. с огнестрельными повреждениями в области груди. При исследовании трупа из раневого канала было извлечено двенадцать дробинок неопределенной формы.

В совершении убийства Новикова подозревается его сосед по земельному участку Ю.С. Петров. При обыске в доме Петрова было изъято охотничье ружье модели 3КМ-1 28 калибра, шесть снаряженных патронов и металлическая банка, наполненная дробью «сечка».

Лабораторное занятие 1

Решение задач

Задача 1

Дежурный районного отделения получил сообщение, что в деревне Сахновка в 200 метрах от собственного дома, около колодца выстрелом из коробина был убит житель деревни Востриков. До прибытия следователя родственники убитого занесли труп в дом. Прибыв на место происшествия, следователь дал указание перенести труп Вострикова обратно на место убийства и приступил к осмотру.

Вопросы

1. Приведите различия между местом происшествия и местом преступления. Какие части деревни следует рассматривать как место преступления и как место происшествия.

2. Оцените действия следователя.

Методические указания для решения задачи 1

При оценки действий следователя следует обратить внимание на положение ст. 180 УПК РФ.

Задача 2

Следователь следственного комитета Пищиков, 28 августа в 17 часов после рыбалки на р.Чулым возвращался на машине домой вместе со своими знакомыми рыбаками. В 10 км от деревни Пасечное Тюхтетского района и на расстоянии 90 км от с.Тюхтет на проселочной дороге они обнаружили труп неизвестного мужчины с признаками огнестрельного ранения в области головы. Рядом с трупом на влажном грунте находились «свежие» следы обуви человека, ведущие в сторону леса. Следователь по телефону сделал сообщение дежурному полиции с.Тюхтет и решил приступить к осмотру места происшествия, чтобы зафиксировать материальные следы преступления до прибытия следственной группы.

Вопросы

1. Определите состав следственной группы.

2. Оцените решение, принятое следователем. Какое решение должен был принять Пищиков.

Методические указания для решения задачи 2

Для определения состава следственной группы необходимо руководствоваться положениями ст. 38; 39; 40; 40.1; 41; 58; 60; 168; 170; 178 УПК РФ.

Задача 3

23 августа в 100 метрах от дорожного полотна трассы «Байкал», рядом с населенным пунктом был обнаружен труп мужчины следами насильственной смерти - проникающими ранениями в области грудной клетки. На расстоянии 10 метров от трупа в сторону трассы «Байкал», на проселочной дороге, идущей параллельно трассе, обнаружен объемный след обуви, направленный носовой частью в сторону «д. Сухая», через 12 метров от следа обуви - окурок сигареты. В 25 метрах от трупа, по направлению к опушке леса, рядом с небольшим стогом сена обнаружены обрывки газеты «Красноярский рабочий», пустая бутылка емкостью 0,5 литра с этикеткой «Водка шушенская», кожура от свежих огурцов.

Во время осмотра места происшествия стояла сухая, солнечная погода с температурой воздуха - +17 С. Время начало осмотра - 12 часов.

Вопросы

1. Составьте план или схему места происшествия, оформите их в виде приложения к протоколу осмотра места происшествия.

2. Какое при осмотре места происшествия имеют его границы? Определите границы места происшествия, укажите границы на плане- схеме места происшествия.

3. Что представляет собой «центр» и «узел» места происшествия? Какие объекты можно рассматривать в качестве «центра» и «узлов» места происшествия и почему.

4. Что представляет собой «тактический» прием осмотра места происшествия? Опишите существующие приемы осмотра места происшествия. Какие из приемов осмотра места происшествия могут быть применены для предполагаемого места происшествия?

Методические указания для решения задачи 3

1. При составлении плана или схемы места происшествия необходимо руководствоваться статьями 166 и 180 УПК РФ, техническими требованиями, которые предъявляются к их изготовлению, а так же требованиями, требованиями, связанными с их оформлением в качестве приложений к протоколу осмотра места происшествия. Указанные требования подробно изложены в справочной литературе.

2. Определения границ является важнейшей задачей осмотра места происшествия. Необходимо уяснить, что представляет собой граница места происшествия, какие действия необходимо выполнить, что бы она была установлена, на каких этапах осмотра места происшествия решаются вопросы об определении границы места происшествия.

3. Место происшествия имеет свою структуру, в которой выделяют «цент» и «узел». Правильное определение центра и узлов места происшествия способствуют выбору эффективных приемов осмотра места происшествия. При ответе на вопрос необходимо уяснить содержание, которое вписываются в указанные понятия, а также указав какие из перечисленных объектов, расположенных на месте происшествия должны быть, отнесены к центру и узлам места происшествия.

4.  Осмотр места происшествия состоит из отдельных действий, в том числе и приемов осмотра места происшествия. Отвечая на вопросы задания, необходимо дать понятие тактического приема осмотра места происшествия, указать различия между тактическими приемами осмотра места происшествия и действиями по осмотру места происшествия, указанными в ст. 177 УПК РФ, а также приемами мыслительной деятельности следователя.

Следует иметь ввиду, что выбор тактических приемов осмотра места происшествия зависят от ряда обстоятельств в том числе характера обстановки места происшествия, сопутствующих погодных условий и т.д. Принимая во внимание изложенные в задании обстоятельства, необходимо обосновать выбор тактических приемов осмотра места происшествия.

Задача 4

Просмотр видеозаписи осмотра места происшествия.

 

Вопросы

1. Определите процессуальные ошибки, допущенные следователем.

2.  Определите ошибки, допущенные следователем при определении границ места происшествия, выборе начальной точки осмотра места происшествия и последовательности осмотра.

3. Составьте план осмотра места происшествия.

 

Методические указания для решения задачи 4

По результатам просмотра видеозаписи осмотра места происшествия каждый студент представляет в письменном виде ответы на предлагаемые вопросы. Ответы должны быть аргументированными, иметь ссылки на нормы УПК РФ и использованные литературные источники.

К представленному плану осмотра места происшествия необходимо приложить схему, на которой указать границы осмотра, центр и отдельные узлы места происшествия, а также наиболее целесообразную последовательность осмотра места происшествия.

Лабораторное занятие 3

Учебный осмотр инсценированного места происшествия.

Методические указания к занятию 3

Пред началом учебного осмотра из числа студентов подгруппы назначаются: следователь, специалист - криминалист, специалист в области судебной медицины, оперативные сотрудники, понятые. Получившие назначение на указанные «должности» студенты, должны ознакомиться с нормами УПК РФ для уяснения своих прав и обязанностей.

Руководит осмотром места происшествия следователь. Его указания остальные члены следственной группы должны выполнять. В случаях несогласия с указаниями следователя, члены следственной группы коллективно обсуждают возникшие проблемы и принимают правильное решение.

В процессе проведения занятия преподаватель имеет право проводить замены в составе следственной группы.

По результатам осмотра подгруппа представляет учебный протокол осмотра места происшествия.

Литература: 1, 2, 3, 4, 6, 21, 22, 31, 39, 61, 76.

2. Методические указания к самостоятельной работе

В течение учебного времени при изучении темы каждому студенту предлагается принять участие в реальном осмотре места происшествия в качестве понятого. Для выполнения функций понятого можно обратиться самостоятельно в следственные подразделения, расположенные на территории г.Красноярска или Красноярского края, имея при себе студенческий билет и паспорт, или на кафедру следственной практики юридического института.

При выполнении обязанностей понятого следует обратить внимание на целый ряд вопросов, которые позволят составить представление о современном состоянии практики осмотра места происшествия. К числу таких вопросов можно отнести следующие:

1. Качество подготовки к осмотру места происшествия.

2. Качество выполнения следователем и каждым членом следственной группы своих обязанностей.

3. Уровень технической оснащенности осмотра места происшествия.

4. Полнота использования технических средств и правил в процессе работы со следами.

5. Определение границ места происшествия, выбор эффективной последовательности осмотра территории места происшествия.

6. Соблюдение требований УПК РФ и рекомендацией криминалистики при оформлении приложений к протоколу осмотра места происшествий.

7. Полнота описания обстановки мета происшествия в протоколе. Перечень приведенных выше вопросов может служить основанием для оценки качества осмотра места происшествия. При необходимости, по усмотрению студента, он может быть расширен.

По результатам участия в осмотре места происшествия студент составляет в письменном виде свое заключение, в котором указывает дату, время, расположение (адрес) места происшествия, Ф.И.О. следователя, круг участников осмотра и выставляет оценку по перечисленным выше вопросам, по четырехбальной шкале: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Оценка качества осмотра места происшествия должна быть обоснованной с указанием как недостатков, так и положительных моментов.

Итог самостоятельной работы подводится в рамках коллоквиума с обсуждением современного состояния практики осмотра места происшествия.

II. Методические указания к лабораторным занятиям по тактике обыска

Лабораторные занятия проводятся в виде учебного обыска в жилом или служебном помещении.

 Подготовка к занятию предполагает обязательное повторение положений ст. 38; 39; 40; 40.1; 41;46; 47; 53; 58; 59; 60; 82; 164; 166; 168; 169; 170; 182; 183; 184 УПК РФ. При этом необходимо разобраться с целями и задачами обыска, понять отличия обыска от выемки, осмотра места происшествия.

Особое внимание следует обратить на задачи подготовительного этапа обыска, особенности обыска в помещениях (жилых, служебных), на открытой местности, на производственных территориях и личный обыск. Тактические приемы обыска можно разделить на две группы.

К первой относятся приемы, направленные на обследование материальной обстановки, ко второй- приемы, направленные на получение информации от обыскиваемого.

Перед проведением учебного обыска из числа студентов подгруппы назначается следователь, специалист - криминалист, оперативные сотрудники, понятые. Роль обыскиваемого выполняет преподаватель или лаборант кафедры. Получившие назначения на указанные «должности» студенты, должны ознакомиться с нормами УПК РФ для уяснения своих прав и обязанностей.

Руководит обыском следователь. Его указания остальные члены следственной группы должны выполнять. В случаях несогласия с указаниями следователя, члены следственной группы коллективно обсуждают возникшие проблемы и принимают правильное решение.

В процессе проведения занятия преподаватель имеет право проводить замены в составе следственной группы.

Литература: 1, 2, 3, 4, 6, 21, 22, 39, 61, 76.

 

III. Методические указания к лабораторным занятиям по тактике следственного эксперимента

 

Теоретическое и практическое усвоение тактики следственного эксперимента предполагает обязательное повторение положений содержащихся в ст. 38; 39; 40; 40.1; 46; 47; 53; 58; 59; 60; 164; 168; 170; 181 УПК РФ. При этом необходимо разобраться с целями, задачами, видами следственного эксперимента, его отличием от судебной экспертизы, проверки показаний на месте. Особое внимание следует обратить на обязательное условие производства следственного эксперимента, изложенное в ст. 181 УПК РФ.

Допустимость доказательств, полученных в процессе следственного эксперимента, находятся в прямой зависимости от его подготовки.

Следует четко усвоить, что включается в понятие «создание условий» следственного эксперимента, т.е. в каком объеме и в каких пределах должны быть воспроизведены те условия, которые существовали во время совершения преступления.

Криминалистикой разработаны тактические приемы по подготовке и производству следственного эксперимента, знание их видов и содержания является необходимым. Эти приемы с достаточной полнотой освещены в учебной и справочной литературе.

Оценка результатов следственного эксперимента предполагает   анализ их достоверности и доказательственного значения. Следует обратить внимание на своеобразие оценки как положительных, так и отрицательных результатов следственного эксперимента.

 

Лабораторное занятие 1

Решение задач

Задача 1

 Петров был привлечен к уголовной ответственности как фальшивомонетчик. На допросе заявил, что денежные купюры достоинством 100 рублей изготовил (нарисовал) сам, и, если ему предоставят необходимые материалы, то он сможет продемонстрировать, как это делается.

Следователь принял решение о производстве следственного эксперимента.

Вопрос

Оцените решение следователя.

 

Методические указания для решения задачи 1

При оценки решения следователя необходимо внимательно ознакомиться с положением ст. 181; 195; 202 УПК РФ.

Задача 2

При расследовании уголовного дела о разбойном нападении свидетель Тарасов на допросе показал, что один из нападавших преступников говорил с грузинским акцентом. Следователь принял решение провести следственный эксперимент, в ходе который проверить способность свидетеля отличить грузинский акцент от других. Для участие в эксперименте были приглашены лица различных национальностей, в том числе и два грузина.

Вопрос

 Оцените решение следователя

 

Методические указания для решения задачи 2

 

При оценке решения следователя необходимо внимательно ознакомиться с положением ст. 181; 193; 195 УПК РФ.

Задача 3

 Утром 12 июля на одной из стоянок транспорта в г. Красноярске между оградой стоянки и задним бортом кузова грузового автомобиля «Газель» был обнаружен труп сторожа автостоянки с повреждением в области височной части головы, которое стало причиной смерти. В ходе допроса водитель «Газели» Сидоров пояснил, что он 11 июля поздно вечером вернулся из рейса домой, поужинал и в 24 часа ночи поехал ставить автомобиль на стоянку. Подъехал к месту парковки автомобиля он остановился, а затем стал двигаться задним ходом на свое место парковки. Основное внимание во время движения задним ходом он обращал на рядом стоящий автомобиль, чтобы не допустить столкновения. Сторожа на месте парковки своего автомобиля он не видел. Участок стоянки, где находится место парковки его автомобиля, не освещается. Припарковав автомобиль, Сидоров пошел быстро домой. В сторожку к сторожу он не заходил, но обратил внимание, что в помещении было темно и были хорошо слышны звуки работающего телевизора.

Сидоров пояснил, что наезд на сторожа он совершить не мог. По его мнению сторожа сначала убили, а затем подбросили к месту стоянки его автомобиля, чтобы сокрыть преступление.

В ночь с 11 на 12 июля в районе, где находится стоянка автомобилей, прошел сильный дождь.

 

Вопросы

1. К какому виду относится следственный эксперимент, направленный на проверку показаний водителя Сидорова, и какая цель будет стоять в ходе проведения следственного эксперимента.

2.  Определите участников следственного эксперимента, их права и обязанности.

3. Что следует понимать под «созданием условий проведения следственного эксперимента» и «реконструкцией обстановки».

4. Какие условия должны быть созданы при проведении следственного эксперимента для проверки показаний Сидорова.

5.  Что представляет собой «тактический прием следственного эксперимента». Какие тактические приемы могут быть использованы при проведении следственного эксперимента по проверки показаний Сидорова.

 

Методические указания для решения задачи 3

1. Ответ на вопрос требует предварительного изучения положений ст. 181 УПК РФ и рекомендованной учебной и справочной литературы.

2. При определении круга участников следственного эксперимента по проверке показаний Сидорова следует учитывать положение ст.38; 39; 42; 44; 46; 47; 48; 49; 58; 59; 60 УПК РФ и данные, изложенные в задачи.

3. Уголовно - процессуальный закон не раскрывает понятие «условие производства следственного эксперимента», за исключением запрета на его производство, если создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц (ст.181 УПК РФ). Описание необходимых условий производства следственной эксперимента, в том числе и действий по их созданию содержатся в учебной и справочной литературе.

4. При изложении условий, которые необходимо воспроизвести в процессе производства следственного эксперимента по проверки показаний Сидорова, необходимо обратиться к данным, содержащимся в задании. При этом следует определить, какие из этих данных подлежат воспроизведению, а какие можно не воспроизводить.

5. Понятие тактического приема содержатся в учебной и справочной литературе. При ответе на вопрос необходимо не только указать тактические приемы, которые следует использовать при производстве следственного эксперимента, но и подробно описать, как они будут реализовываться при проверке показаний Сидорова.

 

Лабораторное занятие 2

 

Учебный следственный эксперимент.

         Исходные данные

1. Свидетель Попова на допросе показала, что 26 ноября около 11 часов она находилась на лестничной площадке третьего этажа в левой части крыла корпуса юридического института и разговаривала по телефону. В это время ее внимание привлекли доносившиеся снизу крики, среди которых она отчетливо услышала фразу: «не трогай, это опасно!».

2. Лаборант кафедры криминалистики по факту хищения денежных средств, находившихся в ее куртке, показала, что она вышла из помещения кафедры, чтобы передать книгу лаборанту кафедры трудового права. Дверь кафедры криминалистики закрывать не стала, поскольку выходила на одну минуту. Передав книгу лаборанту кафедры трудового права, она не задерживаясь вернулась назад. В это время в коридоре никого не видела. Дверь кафедры была закрыта, на кафедре людей не было. Платяной шкаф, находящийся на кафедре был раскрыт, рядом на полу лежала ее куртка, из которой пропали деньги и кредитная карточка.

 

Методические указания к лабораторному занятию 2

 

До начала учебного следственного эксперимента из числа студентов подгрупп назначаются: следователь, понятые и статисты. Получившие назначения на указанные «должности», студенты должны ознакомиться с нормами УПК РФ для уяснения своих прав и обязанностей.

Руководит следственным экспериментом следователь. Его указания остальные члены следственной группы должны выполнять. В случаях несогласия с указаниями следователя, члены следственной группы коллективно обсуждают возникшие проблемы и принимают правильное решение.

В процессе проведения занятия преподаватель имеет право заменить следователя.                 

 

Перед началом следственного эксперимента подгруппа определяет вид и цель следственного действия, а затем составляет план его производства. В плане следственного эксперимента необходимо отразить следующие вопросы: расстановка участников следственного эксперимента, какие действия, в каком количестве, с каким интервалом по времени должны быть воспроизведены.

После составления плана следственного эксперимента следователь приступает к его производству.

Литература: 1, 2, 3, 4, 21, 22, 39, 61, 76.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов по нижеприведенным темам предполагает составление студентом отчета по архивному уголовному делу лаборатории криминалистики Юридического института СФУ. Уголовное дело анализируется по следующей программе:

Программа изучения материалов архивного уголовного дела:

1. Номер уголовного дела, фамилия, имя, отчество осужденного (обвиняемого), классификация по статье УК РФ.

2. Краткая фабула уголовного дела.

3. Анализ законности повода и основания при возбуждении уголовного дела.

4. Характеристика первоначальной следственной ситуации после возбуждения уголовного дела.

5. Динамика изменения первоначальной следственной ситуации с момента возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения.

6. Оценка правильности постановки и решения задач на первоначальном этапе предварительного расследования.

7. Перечень отдельных следственных действий, выполненных с момента возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения. Оценка их полноты и целесообразной последовательности производства.

8. Оценка качества производства отдельных следственных действий с указанием недостатков и ошибок процессуального и криминалистического характера.

9. Оценка предъявленного обвинения с точки зрения достаточности и достоверности собранных по делу доказательств.

 

Особое внимание здесь стоит обратить на выявление недостатков и ошибок процессуального и криминалистического характера по анализируемому уголовному делу (ответ на вопрос № 8), а также на полную и аргументированную оценку предъявленного обвинения с точки зрения достаточности и достоверности собранных по делу доказательств (ответ на вопрос № 9). При ответе на вопрос № 9 необходимо содержательно раскрыть доказател<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.